I. Основы теории государства и права — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

I. Основы теории государства и права

2018-01-29 131
I. Основы теории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Основы теории государства и права

 

Понятие и признаки государства

Государство следует рассматривать как форму организации общественной жизни (жизни общества), с помощью которой осуществляется управление различными общественными процессами:

- защита прав и интересов граждан;

- обеспечение правопорядка;

- обеспечение безопасности (как общества в целом, так и граждан в отдельности).

Государство как форма организации появилось в результате развития человеческой цивилизации.

Государство основано на выработке системы определенных правил поведения, с помощью которых управляются и регулируются общественные процессы. Указанные правила устанавливаются публичной властью, ею же контролируется их исполнение.

 

Публичнаявласть – власть, выделенная из общества, то есть не совпадающая с ним (с населением), но реализующая его интересы. Таким образом, публичная власть есть власть государственная, представляющая один из признаков его наличия, отличающая государство от общественного строя. Это легальная социальная власть. Она реализует интересы общества, закрепленные в законодательстве.

В противовес публичной власти общественнаявласть непосредственно совпадает с населением.

Публичная власть осуществляется людьми, профессионально ею занимающимися, не осуществляющими другой (производительной) деятельности.

Общественная власть возникла и укрепилась в условиях первобытного общества, основывалась на материальном и социальном равенстве всех членов. Общественная власть существовала до раскола общества по материальному и другим признакам на: социальные классы, группы и слои.

Публичная (государственная) власть опирается на аппарата насилия и принуждения.

На определенном этапе развития каждое общество приходит к усложнению потребностей его членов, их жизненных интересов. Несмотря на возникающий конфликт интересов, нормальное социальное существование и развитие является необходимостью любого общества. В связи с этим, рождается потребность в упорядочении общественных отношений с помощью публичной власти. Как отмечал Аристотель, государство появляется «ради прекрасной жизни».

Второй причиной появления публичной власти выступают внешние угрозы, которым легче противостоять государственному образованию.

Таким образом, мы приходим к двум основным причинам возникновения публичной власти и государственной формы общественной организации:

1) внутренний порядок; 2) внешняя безопасность.

Зарождение государства тесно связано с переходом от присваивающей экономики к производительной и, особенно, развитием последней.

Присваивающая экономика – человек присваивает готовые продукты природы: собирает плоды растений, ловит рыбу, охотится на птиц и животных.

Производительная экономика – человек сам производит как продукты питания, так и орудия труда, одежду, утварь и т.д. Охота, рыболовство и собирательство замещаются скотоводством и земледелием. Появляются металлургия и металлообработка.

Результат развития (несколько тысяч лет) производительной экономики – избыток продуктов и начало процессов накопления капитала, появление частной собственности, привлечение дополнительной рабочей силы для расширения производства (со стороны наиболее успешных производителей).

Следующая стадия – возникновение товарно-обменных отношении, развитие ремесел, письменности, искусства и т.д. Затем появляются профессиональная армия, сословие жрецов, купцов, вождей и др. Структура общества усложняется, оно распадается на социальные слои, группы. Каждый социальный слой и группа имеют собственные интересы.

Все это в комплексе приводит к усложнению общественной жизни, к необходимости появления неких политических институтов, функциями которых были бы управление и разработка общественных (социальных) норм и правил поведения. Данные институты, следовательно, должны выступать инструментами публично-правового регулирования общественной жизни.

 

Признаки государства

1. Народ. Государство представляет собой некий союз людей, организованный на единой территории и имеющий единый интерес (потребности), состоящий в усовершенствовании совместной жизни путем установления и поддержания справедливого (по мнению людей) правопорядка. При этом данный союз имеет обязательную правовую основу: все граждане государства, с одной стороны, обладают субъективными публичными правами, с другой – выступают субъектами публичных обязанностей.

Содержание, характер и особенности публично-правового союза граждан и государства устанавливаются законодательно.

2. Территория. У каждого государства должна быть собственная территория, на которую распространяется власть государства. При этом говорят о территориальной организации государственной власти.

До появления государства власть распространялась преимущественно по кровнородственному или племенному признакам. В условиях государства люди, проживающие на его территории, являются, либо становятся его гражданами. Но у этого условия существуют различного рода исключения.

Граждане входят в состав государства и обладают комплексом гражданских и политических прав. К их числу относятся:

- право избирать и быть избранными в представительные органы власти;

- занимать должности в органах государственной власти;

- осуществлять определенные виды деятельности;

- право на безопасность (личную, жилища, собственности и др.).

- другие.

Государство должно обеспечивать права граждан внутри страны и за ее пределами. Устанавливается гарантия государства на предоставление прав и свобод гражданам.

Современные государства обязуются защищать не только права своих граждан, но и иностранных, а также лиц без гражданства, оказавшихся на их территории.

3. Публичная власть. Данная власть, как уже было отмечено, учреждается народом (населением страны, гражданами) и представляет его интересы, выступая от его имени. Де-факто публичная власть бывает представлена особой группой людей (управленцев), призванных реализовывать функции и задачи государства.

В частности, ключевой функцией государства является упорядочение общественной жизни и общественных отношений.

При этом публичная власть (властные полномочия государства) ограничивается тремя факторами: 1) пределами властных полномочий; 2) правами и свободами, принадлежащими гражданам; 3) властными полномочиями других государств.

В основе власти должно быть право – как с точки зрения общественного представительства, так и с точки зрения осуществления деятельности.

Признаки государственной власти: наличие аппарата управления – специальные государственные органы, осуществляющие функции управления обществом; представительный характер – осуществляется от имени народа, то есть представляет интересы граждан, легитимность – признание власти народом и подчинение ей.

Различают легитимность и легальность власти: не всякая легальная власть является легитимной (признанной народом).

4. Налоговая и финансовая системы. Для осуществления государственных функций необходимы денежные средства. С этой целью государство устанавливает систему налогов и сборов, за счет которых будет формироваться государственный бюджет. Средства бюджета распределяются на государственные (общественные) цели, включая содержание государственного аппарата и социально незащищенных слоев населения.

5. Суверенитет. Под суверенитетом понимается верховенство государственной власти на государственной территории и ее независимость в международной сфере отношений. В частности, суверенитет означает:

- распространение власти на всех граждан и юридических лиц, обязательность ее решений для всех субъектов правоотношений;

- обязательными для всех признаются только установленные государством правила поведения; их выполнение обеспечивается системой юридических гарантий;

- возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных действий (деяний).

 

В целом самостоятельность и независимость государственной власти выражаются в исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Существует также понятие суверенитета народа. Государственный суверенитет появляется вместе с государством. Суверенитет народа основывается на признании народа страны, то есть всего гражданского правомочного населения единственным источником власти. При этом условии суверенитет народа – источник суверенитета государства и, одновременно, его ограничитель.

На практике (де-факто) народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшее непосредственное выражение власти народы – референдум и свободные выборы. От имени народа властные полномочия осуществляются представительными органами.

Таким образом, государственный суверенитет – ограниченная правом государственная власть, как внутри государства, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.

В современном мире международное сообщество и международные организации могут вмешиваться во внутренние дела государств.

Система права.

Наличие правовой системы юридически оформляет государственную власть и таким образом делает ее легитимной. Система права должна определять юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. В результате каждый из субъектов права функционирует в рамках установленных правовых норм.

 

Таким образом, можно прийти к итоговому определению госудаства.

Государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата.

Государство есть феномен общественной жизни, трактуемый в разных аспектах: а) институциональном, б) публичном, в) функциональном.

А) государство есть субъект правоотношений в виде системы органов государственной власти и государственных учреждений.

Б) указанная власть призвана охранять права и свободы личности, безопасность общества и граждан, установления законности и правопорядка.

В) способ регулирования и упорядочения общественных правоотношений.

Дополнительные признаки государства: государственный язык и символика, организация жизни на правовых началах.

Указанные выше признаки отличают государство от всех других организационно-оформленных общественно-политических структур.

 

Формы государства

Формы государства представляют собой совокупность его внешних признаков, характеризующих его строение, составные части, структуру, методы осуществления властных полномочий и др.

Формы государства исторически не остаются неизменными, а трансформируются под влиянием различных факторов: экономических, социально-политических, идеологических и иных.

Каждое государство можно охарактеризовать с позиции трех форм:

- формы правления;

- формы государственного устройства;

- формы политического режима.

Все эти три формы непосредственно связаны с осуществлением государственной власти.

Формы правления

Государство есть форма осуществления суверенитета власти. В зависимости от того, кто является ее носителем, говорят о разных формах правления.

Формы правления делятся на:

а) монархия;

б) ограниченная монархия;

в) республика.

Монархия характеризуется следующими признаками:

1) верховная власть сосредоточена в руках одного человека;

2) верховная власть передается по наследству;

3) верховная власть выполняет одновременно функции законодательной и исполнительной власти, а также контролирует правосудие (судебную власть);

4) монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиций;

5) монарх обладает юридическим иммунитетом и независимостью.

На текущий момент: в Европе и Америке – 11 монархий;

в Австралии и Океании – 6 монархий;

в Африке – 4 монархии;

в Азии – 12 монархий.

Абсолютнаямонархия предполагает неограниченную власть монарха. Все существующие органы власти полностью подотчетны монарху. Народ может выражать свою волю не более, чем через совещательный орган.

Примеры абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Катар, Бутан, Бруней, Оман, ОАЭ.

Конституционная (ограниченная) монархия – власть монарха ограничивается конституцией (в отдельных случаях – неписанным правом или традициями).

Конституционная монархия имеет две формы: дуалистическую и парламентскую.

Дуалистическая (двойственная) монархия характеризуется тем, что власть монарха ограничивается конституцией и парламентом (в законодательной области), но монарх может назначать правительство и самостоятельно принимать решения в установленных законодательством рамках. Таким образом, двойственность проявляется в разделении власти между парламентом и правительством, которое не подотчетно парламенту (отчитывается перед монархом).

Примеры дуалистической монархии: Марокко, Иордания.

Парламентскаямонархия отличается тем, что правительство формируется из представителей партий, прошедших в парламент. Власть монарха является лишь символической. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь формально подписываются монархом. Правительство подотчетно парламенту. Действует принцип разделения властей.

Примеры: Великобритания, Бельгия, Швеция, Япония, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия и др.

 

Республика – самая распространенная в современном мире форма правления, характеризуется следующими особенностями:

1) народовластие, которое проявляется в наличии органов власти, избираемых населением на определенный срок, то есть источником власти выступает суверенный народ;

2) действует принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной.

Республика как форма правления появилась в конце XVIII века (от латинского publika – дело согласия народа).

В республиках высшие органы власти, как правило, коллегиальные и преимущественно выборные, несущие ответственность перед избирателями.

Республика представлена двумя формами: президентской и парламентской.

Президентскаяреспублика.

Главой государства является президент, избираемый на определенный срок путем прямых выборов гражданами, либо путем косвенных выборов в 2 этапа: на первом этапе выбираются выборщики, на втором – выборщики выбирают президента. Президентом может быть только гражданин государства, достигший определенного возраста (в России – 35 лет) и обладающий всеми правами (гражданскими и политическими).

Президент является главой исполнительной власти в стране, назначает и освобождает от должности членов правительства.

Правительство несет политическую ответственность перед президентом.

Действует принцип разделения властей.

Примеры: США, Бразилия, Аргентина.

Парламентская республика.

Главой государства является премьер-министр (председатель правительства). Правительство назначается парламентом и подотчетно перед ним за свою деятельность. Состав правительства и, соответственно, его политика напрямую зависят от состава парламента. В определенных ситуациях это создает нестабильность в стране (в случае, когда парламент состоит из примерно равного количества представителей противоборствующих партий).

Примеры: Индия, Греция, Германия, Италия.

Смешаннаяреспублика.

Сочетает в себе черты парламентской и президентской республик. Глава исполнительной власти – премьер-министр, но в формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Правительство отвечает и перед парламентом, и перед президентом.

В России – смешанная республика. Государственная Дума (законодательный орган) дает президенту согласие на назначение премьер-министра. Кроме того, она решает вопрос о доверии правительству. В-третьих, ГД может выдвигать обвинение против Президента для отрешения его от должности в случае тяжкого преступления. Последнее относится и к ведению Совета Федерации (верхняя палата парламента). С другой стороны, в соответствии с Конституцией, Президент РФ может распустить ГД.

Формы политического режима

Государственный (политический) режим – совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующая степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.

Политический режим определяет степень участия населения в управлении делами общества и государства.

Государственный режим характеризуется правовыми и неправовыми способами осуществления власти.

В зависимости от методов осуществления государственной власти выделяют:

- демократический режим;

- антидемократический режим.

 

Демократия – народовластие – предполагает широкий объем политических и гражданских свобод человека, участие граждан государства в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником власти.

Признаки демократического режима:

- широкий круг прав и свобод личности, их конституционные гарантии;

- наличие у государственных органов власти народного мандата;

- наличие рыночной, саморегулирующейся экономики;

- многообразие форм собственности;

- свобода экономической и предпринимательской деятельности;

- верховенство права, независимость правосудия;

- действие принципа разделения властей;

- политический и идеологический плюрализм;

- действие принципа: «разрешено все, что не запрещено законом».

Существуют две формы народовластия – представительная и непосредственная (реализуется путем проведения референдума или свободных выборов).

 

Антидемократический режим может быть тоталитарным, авторитарным, военным.

При антидемократическом режиме отсутствуют политические права и свободы, власть узурпируется одним человеком или группой лиц.

Тоталитарный режим – государство осуществляет тотальный контроль над всеми сферами жизни общества. Разновидностью тоталитарного режима является военный режим (во главе государства стоит военный совет).

Признаки тоталитарного режима:

- государство осуществляет тотальный контроль над всеми сферами жизни;

- преобладает государственная собственность;

- государственное регулирование экономических отношений;

- командная экономика;

- одна правящая политическая партия;

- сращивание партийного и государственного аппаратов;

- централизация государственного аппарата и бюрократизация.

 

Авторитарный режим характеризуется следующими чертами:

- жесткая централизация государственной власти;

- управление осуществляется политической элитой во главе с лидером;

- определенная степень экономических свобод;

- формально существуют представительные органы;

- усилена роль правоохранительных и судебных органов;

- существует несколько партий, но они придерживаются генеральной линии, выработанной правящей партией;

- оппозиция не допускается;

- права и свободы граждан закрепляются в конституции, но пользоваться ими можно лишь ограниченно.

Примеры авторитарного режима: Куба, Северная Корея, Вьетнам.

 

Правоотношения

В жизни людей право проявляется через правоотношения.

Правоотношения – особый вид общественных отношений, участники (субъекты) которых связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Любое правоотношение основано на юридической связи, как минимум, между двумя субъектами, один из которых будет носителем субъективного права, а другой – носителем юридической обязанности. На практике очень распространены и многосторонние правоотношения.

Правоотношения выступают юридической формой осуществления права. Без воплощения права в правовых отношениях, оно не действует, оставаясь лишь на бумаге, а нормы права, не порождающие правоотношений, называют «мертвыми».

С другой стороны, исторически правоотношения часто (но не всегда) предшествуют правовым нормам, так как сначала возникают правоотношения, а затем, для их регулирования, издается правовая норма. Это в первую очередь касается стран с прецедентным правом. Есть и такие правоотношения, которые возникают в результате появления правовых норм (например, обязанности по уплате нового налога). Таким образом, можно сделать вывод, что часть правоотношений вызывается фактическими условиями и обстоятельствами, другая часть – юридическими нормами (закрепленными в нормативных документах). При этом не существует правоотношений, в которых субъекты действовали только в рамках правовых норм, определенных законом.

Признаки правоотношений:

1. Социальный характер. Все правоотношения есть общественные отношения, основанные на взаимозависимости людей.

2. В их основе лежит взаимное признание свободы и формального равенства всех участников общественных отношений, то есть права человека.

3. Осуществляются через субъективные права и субъективные юридические обязанности: управомоченным субъектам противопоставляются обязанные лица, субъективным правам корреспондируют юридические обязанности.

4. Правоотношение есть индивидуализированное общественное отношение. Индивидуализация осуществляется либо путем указания конкретных имен участников отношений, либо путем распределения социальных ролей (должник – кредитор, продавец – покупатель). В отдельных случаях стороны могут быть неиндивидуализированы.

5. Правоотношение есть волевое отношение, то есть требующее сознательной волевой деятельности людей. Волеизъявление может быть выражено со стороны одной, или двух сторон одновременно.

Правоотношение – индивидуализированное, волевое общественное отношение, складывающееся на базе взаимного признания свободы и формального равенства его участников и характеризующееся наличием у сторон субъективных прав и обязанностей.

Правоотношение целесообразно рассматривать как систему. Структура правоотношения включает: субъект, объект, субъективное право и юридическую обязанность.

Субъект правоотношений – лицо, участвующее в правоотношении, наделенное субъективными правами, либо юридическими обязанностями. Для того чтобы стать субъектом правоотношений, необходимо быть субъектом права, но не наоборот.

Правосубъектность – способность лица быть субъектом права, субъектом правоотношений. Для юридических лиц, а также для должностных лиц, выражается в компетенции – совокупности полномочий. Применительно к физическим лицам правосубъектность включает три элемента: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правоспособным (способность быть субъектом права) лицо становится с рождения. Дееспособность – способность самостоятельно осуществлять свои субъективные права и юридические обязанности, наступает с определенного возраста (и психического уровня зрелости). Есть понятие ограниченной дееспособности (с 14 до 18 лет). Деликтоспособность – способность отвечать за свои деяния (действия и бездействия) и за совершенные правонарушения. Деликтоспособными являются лица с неограниченной дееспособностью.

Содержание правоотношений. Различают социальное и юридическое содержание. Социальное проявляется в социально значимой деятельности участников отношений. Юридическое содержание составляют права и обязанности участников правоотношений.

Субъектное право – мера возможного поведения лица, регулируемая и охраняемая законом. Субъективное право предполагает возможность его реализации по усмотрению лица, им обладающего. Обладание право связано с правомочием, а реализация права – с правопритязанием.

Субъективная юридическая обязанность – это мера должного поведения. Юридическая обязанность может существовать и без субъективного права, но правопритязание всегда связано с наличием юридической обязанности.

Таким образом, юридическая обязанность играет главную роль.

Объект правоотношений – это то, на что направлено данное отношение, по поводу чего взаимодействуют люди и организации и складываются правовые отношения.

В качестве объектов правоотношений могут выступать: вещи (движимое и недвижимое имущество), работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной, духовной деятельности, нематериальные блага (честь, достоинство, деловая репутация.

 

Виды правоотношений.

Правоотношения классифицируются по разным основаниям (критериям).

 

По отраслевому признаку выделяют: конституционные, гражданские, административные, уголовные, уголовно-процессуальные, международные и др.

По содержанию: частноправовые и публично-правовые, материальные и процессуальные.

В частноправовых отношениях субъективному праву кореллирует субъективная обязанность. Обладающий правом – активный субъект; тот, на кого возложена обязанность – пассивный.

В публично-правовых отношениях речь идет об юридических обязанностях (должном поведении), которые должны соблюдать субъекты правоотношений. Государство возлагает на граждан определенные обязанности, наделяя своих представителей властными полномочиями для осуществления охраны права.

По характеру: относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях всегда определены их стороны. В абсолютных правоотношениях конкретно определяется лишь один из участников правоотношений, которому противостоят все остальные, то есть все они обязаны воздерживаться от нарушения субъективного права конкретного лица (права собственности, права на имя, авторство и т.д.). Для абсолютных правоотношений не обязательны активные действия управомоченного лица.

Правоотношения делятся также на простые и сложные.

Простое правоотношение – одному субъективному праву соответствует одна юридическая обязанность.

Сложное правоотношение – одному или нескольким субъективным правам соответствует одна или несколько юридических обязанностей.

Юридические факты.

Фактические, жизненные обстоятельства, которые необходимы для возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

В зависимости от их связи с волей участников правоотношений юридические факты делятся на действия и события.

Действия делятся, в свою очередь, на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты – это промерные действия, совершаемые праводееспособными лицами, которые порождают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические акты могут быть односторонними (завещание, дарственная), двусторонними (договор купли-продажи), а также теми, которые совершает одно лицо за другое (по доверенности).

Юридические поступки – правомерные действия, которые совершаются как дееспособными, так и недееспособными лицами (например, малолетными). Например, недееспособное лицо создало произведение искусства.

К юридическим фактом относится и неправомерное действие –правонарушение. В случае правонарушения правоотношения возникают между лицом, его совершившим и государственным органом, охраняющим закон.

События – такие жизненные обстоятельства, которые не зависят от воли и сознания людей (стихийное бедствие, смерть, пожар и т.д.). События делятся на относительные и абсолютные.

(?) Относительные – события, произошедшие независимо от воли участников правоотношения, но повлекшие за собой его изменение или прекращение. Абсолютное – стихийное бедствие, не зависящее ни от чьей воли, но порождающее правоотношение.

 

Правосознание – вид общественного сознания, выражающий отношение к юридической действительности.

 

Правовые нормы

 

Норма – правило поведения, образец, точное предписание.

Юридическая норма – разновидность социальной нормы. Любая социальная норма есть масштаб, мера свободы личности и разграничения свобод между людьми.

Норма права, в отличие от других социальных норм, требует официального признания со стороны государства. Юридическая норма – общее правило поведения, установленное и охраняемое государством.

Признаки правовой нормы: 1) формальная определенность – она выражается в письменном виде, таким образом, признаваясь государством; 2) носит общеобязательный характер; 3) имеет предоставительно-обязывающий характер – предоставляет определенную свободу действий, либо обязывает совершать или не совершать некие действия; 4) системность – норма права связана с другими нормами, а также правовыми институтами (институт частной собственности), отраслью права.

Таким образом, юридическая (правовая) норма – это формально определенное общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер и официально установленное (санкционированное) государством.

 

Структура правовой нормы

Каждая правовая норма имеет свою структуры, состоящую из трех частей: 1) гипотезы, 2) диспозиции, 3) санкции.

Гипотеза определяет обстоятельства, в которых следует пользоваться данной нормой.

Диспозиция устанавливает, какое правило поведения закрепляется нормой.

Санкция указывает, какая юридическая ответственность предусматривается за нарушение нормы (закрепленного ею правила поведения).

Структура правовой нормы обычно представляется в виде формулы: «Если… то… иначе».

Гипотеза определяет условия, в которых конкретная ситуация подпадает под действие правовой нормы. Она содержит сведения о фактических обстоятельствах, при наличии которых должно быть реализовано то или иное правовое предписание, определяя, тем самым, сферу действия правовой нормы.

Гипотезы делятся на простые и сложные, в зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в юридической норме. Если в гипотезе указано лишь одно условие, с которым связывается действие правовой нормы, то гипотеза считается простой. Если предложены альтернативные условия, каждой из которых достаточно для действий нормы, то гипотеза называется альтернативной.

Гипотезы могут быть определенные и относительно определенные. Например, фраза: «по другим основаниям» говорит о неопределенной гипотезе.

Есть также казуистические и абстрактные гипотезы.

Диспозиция указывает на само правило поведения. Это центральное звено правовой нормы. Субъекты правоотношений должны действовать в соответствии с указанным правилом. В диспозиции четко и последовательно проявляются сущность и функции правовой нормы.

Диспозиции по степени определенности делятся на: определенные, альтернативные и бланкетные.

Определенная диспозиция точно и четко обязывает участников правоотношений – как и что они должны делать: «договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства».

Альтернативная диспозиция дает возможность субъектам права строить свое поведение в пределах, установленных юридической нормой. Например, в соответствии с Законом о защите прав потребителей, покупатель товара ненадлежащего качества может требовать замены товара, возврата денег, либо бесплатного ремонта. Либо альтернативное право может передаваться на усмотрение суда.

Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации своих правомочий к другим юридическим нормам. Например: «если не сказано иное», или «в соответствии с обычаями делового оборота».

 

Санкция – часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения юридической нормы – меры наказания, ответственность за несоблюдение нормы права.

По степени определенности санкции делятся на: абсолютноопределенные, относительно определенные и альтернативные (штраф, или исправительные работы). В первых точно указана мера наказания, применяемая к лицу, совершившему правонарушение. Относительноопределенные санкции предусматривают возможность выбора меры наказания по усмотрению правоприменительного органа в зависимости от конкретных обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину правонарушителя (срок от трех до пяти лет).

В альтернативных санкциях дана возможность выбора одной из мер, предусмотренных правовой нормой.

 

Виды правовых норм

По предмету правового регулирования нормы права делятся на: административные, конституционные, гражданские, уголовные, процессуальные и др., в зависимости от отрасли права, к которой относятся.

По методу правового регулирования на: императивные и диспозитивные. Первые предусматривают строго обязательное выполнение предписаний, не допуская никаких отклонений. Диспозитивные нормы оставляют определенный простор для свободного волеизъявления – субъекты могут сами договориться по вопросам реализации субъективных прав и обязанностей (характерны для гражданско-правовых отношений).

По функциональной направленности на: регулятивные и охранительные. Регулятивные устанавливают возможные пределы поведения субъектов права. Охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности к лицам, нарушившим субъективные права участников правоотношений.

По форме изложения делятся на: а) управомочивающими, б) обязывающими; в) запрещающими.

Нормы-принципы – закрепляют основополагающие, исходные начала права. Не создают непосредственно прав и обязанностей, а указывают принципиальное направление правового регулирования.

Дефинитивные нормы дают определения юридических понятий и категорий: штраф, преступление, сделка, наказание, арест и т.д.

По кругу лиц делятся на: общие и специальные (для определенных категорий).

 

Источники права

Источникиправа – внешние формы выражения правовых норм, через которые их нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.

Основными источниками официального выражения и закрепления норм являются:

1. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые органами государственной власти и управления, либо всенародным голосованием;

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права;

3. Юридический прецедент (судебный и административный);

4. Правовой обычай;

5. Нормативный правовой договор;

6. Доктрина, или юридическая наука.

 

Нормативный правовой акт является наиболее распространенным и основным источником права, содержащий нормы права, установленные или признанные государством. Как основной источник права НПА относится к романо-германской правовой системе.

Нормативно-правовойакт – это официальный письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления или всенародным волеизъявлением, в котором содержатся нормы права.

Признаки НПА:

- имеет государственно-в


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.