Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2018-01-29 | 280 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Классификация пожаров
Для успешного тушения пожара необходимо применение наиболее эффективных огнетушащих средств, вопрос о выборе которых должен быть решен практически мгновенно. Правильный выбор огнетушащего средства позволит обеспечить быстрое прекращение горения, снизит опасность для экипажа и уменьшит повреждения судна.
Эта задача может значительно облегчиться введением классификации пожаров. Международной организацией стандартов вводится 5 классов пожаров (Стандарт 3941-77)
Пожары класса "А" – горение твердых горючих материалов. К таким материалам относятся дерево и изделия из него, ткани, бумага, резина некоторые пластмассы и другие. Тушение этих материалов производится в основном водой, водными растворами, пеной.
Пожары класса "В" – горение жидких веществ их смесей и соединений. К этому классу веществ относятся нефть и жидкие нефтепродукты, жиры, краски, растворители и другие горючие жидкости (ГЖ). Тушение таких пожаров производится в основном с помощью пены путем покрытия ее слоем поверхности горючей жидкости, отделяя ее, таким образом, от зоны горения и окислителя. Кроме того, ГЖ можно тушить распыленной водой, порошками, углекислотой.
Пожары класса "С" – горение газообразных веществ и материалов. К этому классу веществ относятся горючие газы, используемые на морских судах в качестве технологического снабжения, а также перевозимые морскими судами горючие газы в качестве груза (метан, водород, аммиак и др.) Тушение горючих газов производится компактными струями воды или с помощью огнетушащих порошков.
Пожары класса "D" – возгорания, связанные со щелочными и подобными металлами и их соединениями при их контакте с водой. К таким веществам относятся натрий, калий, магний, титан, алюминий и др. Для тушения таких пожаров используют теплопоглощающие огнетушащие вещества, например некоторые порошки, не вступающие в реакцию с горящими материалами.
|
Пожары класса "Е" - горение, возникающее при воспламенении находящегося под напряжением электрооборудования, проводников или электроустановок. Для борьбы с такими пожарами используют огнетушащие вещества, не являющиеся проводниками электричества.
1.1 Пожары класса "А"
Материалы, загорание которых относится к пожару класса "А", делят на три группы: древесина и древесные материалы; текстильные и волокнистые материалы – пластмассы и резина.
Некоторые вещества и материалы этого класса склонны к самонагреванию, которые обычно (при не принятии мер) заканчиваются открытым горением.
Самовозгоранием называется самопроизвольное повышение температуры в результате окисления материала кислородом воздуха в условиях, когда образуется тепла больше, чем успевает рассеиваться в окружающую среду. К таким веществам и материалам относятся: рыбная мука, жмыхи, некоторые марки каменных углей, торф, промасленные ткани, увлажненный (10...12 %) или промасленный хлопок и другие материалы, поступающие к перевозке морем или входящие в снабжение судна.
Пластмассы и резина
При изготовлении пластмассы используется огромное количество органических веществ, в том числе фенол, крезол, бензол, метиловый спирт, аммиак, формальдегиды, мочевина и ацетилен. Пластмассы на основе производных целлюлозы состоят главным образом из хлопчатобумажных компонентов, для изготовления многих типов пластмасс применяется древесная мука, древесная масса, бумага и ткани.
Исходными материалами при производстве резины являются натуральный и синтетический каучуки.
Натуральный каучук получают из каучукового латекса (сока каучукового дерева), соединяя его с такими веществами как углеродная сажа, масла и сера. Синтетический каучук по некоторым характеристикам аналогичен природному каучуку. Примерами синтетических каучуков являются акриловый, бутадиеновый и неопреновый каучуки.
|
Характеристики горючести.
Характеристики горючести пластмасс очень различны. Поведение пластмасс в процессе пожара также зависит от их химического состава, назначения, а также причины загорания. Многие пластмассы горючи и в случае сильного пожара способствуют его интенсификации.
В зависимости от скорости горения пластмассы можно разделить на три группы:
1) материалы, которые вообще не горят или прекращают гореть при удалении источника воспламенения: в эту группу входят асбонаполненные фенолоальдегидные смолы, некоторые поливинилхлориды, нейлон и фторированные углеводороды;
2) материалы, которые являются горючими, горят сравнительно медленно; при удалении источника воспламенения горение их может прекратиться, а может и продолжаться; эта группа пластмасс включает формальдегиды с древесными заполнителями и некоторые производные винила;
3) материалы, которые легко горят и продолжают гореть после удаления источника воспламенения; в состав этой группы входят полистирол, акрилы, некоторые ацетилцеллюлозы и полиэтилен.
Отдельный класс образует старейшая, хорошо известная разновидность пластмасс - целлулоид или нитроцеллюлоза, которая является самой опасной из пластмасс. При температурах 121°С и выше целлулоид очень быстро разлагается, не нуждаясь в поступлении дополнительного кислорода и воздуха. При разложении выделяются воспламеняющиеся пары. Если эти пары будут скапливаться, может произойти сильный взрыв. Горение целлулоида протекает очень бурно, тушить такой пожар очень трудно.
Многие виды резины и каучук при горении размягчаются и текут, способствуя тем самым быстрому распространению пожара. Резина из натурального каучука при первоначальном нагревании разлагается медленно, но затем, примерно при 232°С и выше, она начинает быстро разлагаться, выделяя газообразные вещества, что может привести к взрыву. Температура воспламенения этих газов примерно 260°С. Резина из синтетического каучука ведет себя аналогично, но температура, при которой она начинает быстро разлагаться, несколько выше.
|
Для большей части пластмасс в зависимости от компонентов температура разложения составляет 350° С и выше.
Продукты сгорания.
Горящие пластмассы и резины выделяют газы, теплоту, пламя и дым, при этом образуются продукты сгорания, воздействие которых может привести к интоксикации или смерти.
При горении пластмасс, содержащих хлор, например поливинилхлорида, который является основным изоляционным материалом кабелей, основным продуктом сгорания является хлористый водород. Он имеет едкий раздражающий запах. Вдыхание хлористого водорода может вызвать смерть.
Горящая резина выделяет плотный черный дым, содержащий два токсичных газа - сероводород и двуокись серы. Оба они опасны; в определенных условиях вдыхание их может привести к смерти.
Тушение пожаров класса "А" лучше всего производить водой - самым распространенным огнетушащим веществом, а также пеной.
Пожары класса В на СУДНЕ
Материалы, загорание которых может принести к пожарам класса "В", можно подразделить на две группы: легковоспламеняющиеся (ЛВЖ) и горючие (ГЖ) жидкости, краски и лаки. Степень опасности горючих жидкостей принято считать в зависимости от температуры вспышки их паров и газов.
Температурой вспышки называется самая низкая температура горючего вещества, при которой над ее поверхностью образуются пары или газы, способные воспламениться от источника зажигания.
Однако, скорость их образования еще не достаточна для устойчивого горения, которое устанавливается при нагреве ГЖ до температуры воспламенения.
Температурой воспламенения называется наименьшая температура вещества, при которой оно выделяет горючие пары или газы с такой скоростью, что после их зажигания возникает устойчивое пламенное горение. Как правило, горючие газы хранят и перевозят на судах в одном из следующих трех состояний: сжатом; сжиженном; криогенном.
Сжатый газ - это газ, который при нормальных температуре и давлении (+20°С; 740 мм.рт.с) полностью находится в газообразном состоянии в емкости под давлением
Сжиженный газ - это газ, который при нормальных температурах частично находится в жидком, а частично в газообразном состоянии в емкости под давлением.
|
Криогенный газ - это газ, который сжижен в емкости при температуре значительно ниже нормальной и при низких и средних давлениях.
Основные опасности.
Опасности, которые представляет газ, находящийся в емкости, отличаются от тех, которые возникают при выходе газа из нее. Остановимся на каждой из них в отдельности, хотя они могут существовать одновременно.
Опасности ограниченного объема. При нагревании газа в ограниченном объеме (баллон, цистерна, танк и др.) его давление возрастает. При наличии большого количества теплоты давление может повыситься настолько, что станет причиной разрыва емкости и утечки газа. Кроме того, при соприкосновении с огнем может уменьшиться прочность материала емкости, что также может привести к разрыву емкости.
Взрыв может произойти при отсутствии предохранительных устройств или в случае, если они не сработают. Причиной взрыва также может быть быстрое повышение давления в емкости, когда предохранительный клапан не в состоянии обеспечить снижение давления с такой скоростью, которая предотвратила бы создание давления, способного вызвать взрыв. Танки и баллоны могут, кроме того, взрываться при снижении их прочности в результате соприкосновения пламени с их поверхностью. Орошение поверхности емкости водой позволяет предупредить бурный рост давления, но не гарантирует предотвращения взрыва, особенно если пламя воздействует и на стенки емкости.
Разрыв емкости. Разрывы емкостей, содержащих сжиженные воспламеняющиеся газы, под воздействием пожаров нередки. Этот тип разрушения называется взрывом расширяющихся паров кипящей жидкости. При этом, как правило, разрушается верхняя часть емкости, где она соприкасается с газом.
Большинство взрывов происходит, когда емкость заполнена жидкостью от половины до примерно трех четвертей высоты. Небольшая емкость, не имеющая изоляции, может взорваться через несколько минут, а очень большая емкость, даже если она не охлаждается водой, лишь через несколько часов. Неизолированные емкости, в которых находится сжиженный газ, можно защитить от взрыва, орошая их водой. На верхней части емкости, где находятся пары, должна поддерживаться водяная пленка.
Опасности, связанные с выходом газа из ограниченного объема. Эти опасности зависят от свойств газа и места их выхода из емкости.
Токсичные или ядовитые газы опасны для жизни. Если они выходят наружу вблизи пожара, они преграждают доступ к огню людям, которые ведут борьбу с огнем, или вынуждают их пользоваться дыхательными аппаратами.
Кислород и другие газы-окислители не являются горючими, но они могут вызывать воспламенение горючих веществ при температуре ниже обычных.
|
Попадание газа на кожу вызывает обморожение, которое может иметь серьезные последствия при длительном воздействии. Кроме того, при воздействии низких температур многие материалы, такие как углеродистая сталь и пластмассы, становятся хрупкими и разрушаются.
Выходящие из емкости воспламеняющиеся газы представляют опасность взрыва и пожара или того и другого одновременно. Выходящий газ при скоплении и смешивании с воздухом в ограниченном пространстве взрывается. Газ будет гореть, не взрываясь, при скоплении газовоздушной смеси в количестве, недостаточном для взрыва, или при очень быстром воспламенении, или если он находится в неограниченном пространстве и может рассеиваться. При вытекании горючего газа на открытой палубе может произойти пожар. Но при вытекании очень большого количества газов в окружающий воздух, судовая надстройка может настолько ограничить его рассеивание, что произойдет взрыв. Этот тип взрыва называется взрывом на открытом воздухе. Так взрываются сжиженные не криогенные газы, водород и этилен.
Тушение.
Пожары, связанные с загоранием воспламеняющихся газов можно тушить с помощью огнетушащих порошков или компактных струй воды. Для некоторых видов газов следует применять углекислый газ и хладоны. При пожарах, вызванных возгоранием горючих газов, большую опасность для людей, ведущих борьбу с огнем, представляет высокая температура. Кроме того, существует опасность, что газ будет продолжать выходить и после тушения пожара, что может вызвать возобновление пожара и взрыв. Порошок и струя воды создают надежный тепловой экран, в то время как углекислый газ и хладоны не могут создать барьера для теплового излучения, образующегося при горении газа.
Рекомендуется дать газу возможность гореть до тех пор, пока его поток можно будет перекрыть у источника. Не следует делать попыток потушить пожар, если это не приведет к прекращению потока газа. До тех пор, пока поток газа к пожару нельзя остановить, усилия людей, ведущих борьбу с пожаром, следует направить на защиту окружающих горючих материалов, которые могут воспламениться под воздействием пламени или высокой температуры, развивающейся во время пожара. В этих целях обычно используют компактные или распыленные струи воды. Как только прекратится поступление газа из емкости, пламя должно потухнуть. Но если пожар был потушен до окончания истечения газа, необходимо следить за предупреждением возгорания выходящего газа.
Пожар, связанный с горением сжиженных воспламеняющихся газов, таких как сжиженные нефтяной и природный газы, может быть взят под контроль и потушен посредством создания плотного слоя пены на поверхности растекшегося горючего вещества.
Пожары класса "С"
Газы
Любой газ, который способен гореть при нормальном содержании кислорода в воздухе (около 21 %), следует считать горючим газом. Воспламеняющиеся газы и пары горючих жидкостей способны гореть только тогда, когда их концентрация в воздухе находится в пределах диапазона горючести, а смесь (горючий газ + кислород воздуха) подогрет до температуры воспламенения.
В газах молекулы не связаны друг с другом, а находятся в свободном движении. Вследствие этого газообразное вещество не имеет собственной формы, а принимает форму той емкости, в которую оно заключено.
Как правило, горючие газы хранят и перевозят на судах в одном из следующих трех состояний: сжатом; сжиженном; криогенном.
Сжатый газ - это газ, который при нормальных температуре и давлении (+20°С; 740 мм.рт.с) полностью находится в газообразном состоянии в емкости под давлением
Сжиженный газ - это газ, который при нормальных температурах частично находится в жидком, а частично в газообразном состоянии в емкости под давлением.
Криогенный газ - это газ, который сжижен в емкости при температуре значительно ниже нормальной и при низких и средних давлениях.
Основные опасности.
Опасности, которые представляет газ, находящийся в емкости, отличаются от тех, которые возникают при выходе газа из нее. Остановимся на каждой из них в отдельности, хотя они могут существовать одновременно.
Опасности ограниченного объема. При нагревании газа в ограниченном объеме (баллон, цистерна, танк и др.) его давление возрастает. При наличии большого количества теплоты давление может повыситься настолько, что станет причиной разрыва емкости и утечки газа. Кроме того, при соприкосновении с огнем может уменьшиться прочность материала емкости, что также может привести к разрыву емкости.
Взрыв может произойти при отсутствии предохранительных устройств или в случае, если они не сработают. Причиной взрыва также может быть быстрое повышение давления в емкости, когда предохранительный клапан не в состоянии обеспечить снижение давления с такой скоростью, которая предотвратила бы создание давления, способного вызвать взрыв. Танки и баллоны могут, кроме того, взрываться при снижении их прочности в результате соприкосновения пламени с их поверхностью. Орошение поверхности емкости водой позволяет предупредить бурный рост давления, но не гарантирует предотвращения взрыва, особенно если пламя воздействует и на стенки емкости.
Разрыв емкости. Разрывы емкостей, содержащих сжиженные воспламеняющиеся газы, под воздействием пожаров нередки. Этот тип разрушения называется взрывом расширяющихся паров кипящей жидкости. При этом, как правило, разрушается верхняя часть емкости, где она соприкасается с газом.
Большинство взрывов происходит, когда емкость заполнена жидкостью от половины до примерно трех четвертей высоты. Небольшая емкость, не имеющая изоляции, может взорваться через несколько минут, а очень большая емкость, даже если она не охлаждается водой, лишь через несколько часов. Неизолированные емкости, в которых находится сжиженный газ, можно защитить от взрыва, орошая их водой. На верхней части емкости, где находятся пары, должна поддерживаться водяная пленка.
Опасности, связанные с выходом газа из ограниченного объема. Эти опасности зависят от свойств газа и места их выхода из емкости.
Токсичные или ядовитые газы опасны для жизни. Если они выходят наружу вблизи пожара, они преграждают доступ к огню людям, которые ведут борьбу с огнем, или вынуждают их пользоваться дыхательными аппаратами.
Кислород и другие газы-окислители не являются горючими, но они могут вызывать воспламенение горючих веществ при температуре ниже обычных.
Попадание газа на кожу вызывает обморожение, которое может иметь серьезные последствия при длительном воздействии. Кроме того, при воздействии низких температур многие материалы, такие как углеродистая сталь и пластмассы, становятся хрупкими и разрушаются.
Выходящие из емкости воспламеняющиеся газы представляют опасность взрыва и пожара или того и другого одновременно. Выходящий газ при скоплении и смешивании с воздухом в ограниченном пространстве взрывается. Газ будет гореть, не взрываясь, при скоплении газовоздушной смеси в количестве, недостаточном для взрыва, или при очень быстром воспламенении, или если он находится в неограниченном пространстве и может рассеиваться. При вытекании горючего газа на открытой палубе может произойти пожар. Но при вытекании очень большого количества газов в окружающий воздух, судовая надстройка может настолько ограничить его рассеивание, что произойдет взрыв. Этот тип взрыва называется взрывом на открытом воздухе. Так взрываются сжиженные не криогенные газы, водород и этилен.
Тушение.
Пожары, связанные с загоранием воспламеняющихся газов можно тушить с помощью огнетушащих порошков или компактных струй воды. Для некоторых видов газов следует применять углекислый газ и хладоны. При пожарах, вызванных возгоранием горючих газов, большую опасность для людей, ведущих борьбу с огнем, представляет высокая температура. Кроме того, существует опасность, что газ будет продолжать выходить и после тушения пожара, что может вызвать возобновление пожара и взрыв. Порошок и струя воды создают надежный тепловой экран, в то время как углекислый газ и хладоны не могут создать барьера для теплового излучения, образующегося при горении газа.
Рекомендуется дать газу возможность гореть до тех пор, пока его поток можно будет перекрыть у источника. Не следует делать попыток потушить пожар, если это не приведет к прекращению потока газа. До тех пор, пока поток газа к пожару нельзя остановить, усилия людей, ведущих борьбу с пожаром, следует направить на защиту окружающих горючих материалов, которые могут воспламениться под воздействием пламени или высокой температуры, развивающейся во время пожара. В этих целях обычно используют компактные или распыленные струи воды. Как только прекратится поступление газа из емкости, пламя должно потухнуть. Но если пожар был потушен до окончания истечения газа, необходимо следить за предупреждением возгорания выходящего газа.
Пожар, связанный с горением сжиженных воспламеняющихся газов, таких как сжиженные нефтяной и природный газы, может быть взят под контроль и потушен посредством создания плотного слоя пены на поверхности растекшегося горючего вещества.
Пожары класса "Е"
Электрооборудование
Неисправности электрооборудования, которые могут стать причиной пожара.
1. Короткое замыкание.
Когда повреждается изоляция, разъединяющая два проводника, происходит короткое замыкание, при котором сила тока велика. В сети возникает электрическая перегрузка и опасный перегрев. При этом возможен пожар.
2. Дуга.
Это пробой электрическим током воздушного зазора в цепи. Такой зазор может быть создан умышленно (включением выключателя) или случайно (например, при ослаблении контакта на клемме). В обоих случаях при возникновении дуги происходит интенсивный нагрев и возможно разбрасывание горячих искр и раскаленного металла, при попадании которых на горючие вещества возникает пожар.
Кроме того, в процессе эксплуатации судового электрооборудования могут быть другие причины возникновения пожара, такие как переходное сопротивление, перегрузки, а также пожары, вызванные нарушениями правил технической эксплуатации электроустановок и агрегатов: оставление без надзора включенных электронагревательных приборов, контакт нагретых частей электроприводов к сгораемым предметам (ткани, бумага, древесина) и другие причины.
Опасности, связанные с пожарами электрооборудования.
1. Электрошок.
Электрошок может наступить в результате соприкосновения с предметом, который находится под напряжением. Смертельной величиной силы токи, протекающего через человека, является 100 mA (0,1A). Людям, ведущим борьбу с пожаром, угрожают две опасности: во-первых, передвигаясь в темноте или в дыму, они могут дотронуться до проводника, находящегося поя напряжением; во-вторых, струя воды или пена может стать проводником электрического тока от находящегося под напряжением оборудования к людям, подающим воду или пену. Кроме того, опасность и сила электрошока возрастают, когда люди, тушащие пожар, стоят в воде.
2. Ожоги.
Во время пожара электрооборудования значительная часть травм приходится на ожоги. Ожоги могут быть следствием непосредственного контакта с горячими проводниками или электрооборудованием, либо попадания на кожу искр, разлетающихся от них, либо воздействия электрической дуги.
3. Токсичные пары, выделяющиеся при горении изоляции.
Изоляция электрических кабелей обычно изготовляется из резины или пластмассы. При горении они выделяют токсичные пары, а поливинилхлорид, известный также под названием ПВХ, выделяет хлористый водород, воздействие которого на легкие может иметь очень серьезные последствия. Кроме того, считается, что это способствует интенсификации пожаров и увеличивает опасности, связанные с такими пожарами.
Тушение.
Если пожар распространился на какое-либо электрооборудование, необходимо обесточить соответствующую цепь. Но независимо от того, обесточена цепь или нет, при тушении пожара нужно использовать только вещества, не проводящие электрический ток, такие как огнетушащий порошок, углекислый газ или хладон. Люди, ведущие борьбу с пожаром класса "Е", должны всегда считать, что электрическая цепь находится под напряжением. Применение воды ни в какой форме не допускается. В помещении, где горит электрооборудование, следует пользоваться дыхательными аппаратами, поскольку горящая изоляция выделяет токсичные пары.
Горение
Горение - экзотермическая химическая реакция, протекающая в условиях ее прогрессирующего самоускорения. Горение часто сопровождается ярким свечением (пламенем). Горением является, например, высокотемпературное окисление различных видов топлива (нефти, нефтепродуктов, газов и др.)
В упрошенном виде горение можно представить как химические реакции окисления углерода и/или водорода: С + O2 = СO2 / 2H2 + O2 = 2Н2O
В действительности при горении происходят гораздо более сложные физико-химические процессы.
Продукты горения.
Как видно из приведенных реакций продуктами горения являются углекислый газ и вода (водяной пар). Они и в действительности являются основными продуктами горения, присутствуя практически во всех реакциях горения. Вместе с тем при горении образуется целый ряд других продуктов сгорания. Их состав зависит от вида горючих веществ и материалов, а также условий, в которых протекает горение.
Например, при спокойном сгорании углеродистых соединений (нефть, дерево) на открытом воздухе происходит, в основном, их полное сгорание, где в качестве газообразного продукта образуется углекислый газ. Если горение происходит в условиях, когда приток воздуха будет ограничен, например, в закрытых судовых помещениях: каюты, трюма, кладовки и др. происходит не полное сгорание и образуется наряду с другими газами высокотоксичная окись углерода, называемая часто угарным газом. 2C + O2 = 2 CO.
Окись углерода (угарный газ) - ядовитый горючий газ, бесцветный и без запаха. Он несколько легче воздуха, его относительная плотность 0,97. В смеси с воздухом образует взрывоопасные концентрации в широких пределах: 12-75 % объемных. Предельно допустимая концентрация (ПДК) 20 мг/м3.
Возможность образования окиси углерода следует учитывать при организации тушения судовых пожаров особенно в закрытых помещениях, и принимать необходимые меры по защите людей от ее агрессивных свойств.
На воздухе окись углерода сгорает синим пламенем, имея значительную теплотворную способность 2CO + O2 = 2CO2.
О других продуктах горения указано в Разделе 1 настоящего Пособия при характеристике классов горючих веществ.
Пожар
Пожар является одним из разновидностей горения. Под пожаром следую понимать неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.
Эвакуация и спасение людей
Каждый член экипажа и работник пожарной службы, работающие на пожаре, обязаны немедленно оказывать помощь людям, находящимся в опасности, считая это своей первоочередной задачей.
Спасение людей РТП обязан организовать немедленно, используя для этого имеющиеся силы и средства, сочетая это с руководством тушения пожара.
Если непосредственной угрозы безопасности для людей нет, РТП должен рассмотреть вопрос о целесообразности их перемещения в наиболее безопасные места судна или на берег. Эвакуацию людей в этих случаях РТП поручает организовать одному из своих помощников, выделив в его распоряжение необходимые для этого силы и средства.
Эвакуация и спасение людей производится по основным путям выхода из судовых помещений, а если их использование невозможно или затруднено, - по запасным и аварийным. В необходимых случаях пути выхода людей должны быть защищены, а в темное время - освещены.
Спасение людей на пожаре, как правило, проводится с одновременным развертыванием сил и средств для тушения пожара. Если наличных сил и средств недостаточно для одновременного проведения работ по спасению людей и тушению пожара, для спасения людей используется весь личный состав участников пожаротушения.
Порядок и способы спасения людей определяет РТП и лица, проводящие спасательные работы, в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь. Все работы по спасению должны проводиться быстро и осторожно, чтобы не причинить ущерб спасаемым.
Основными способами спасения людей являются:
– самостоятельный выход по указанным безопасным направлениям (основные и запасные выходы и т.);
– вывод спасаемых под надзором членов экипажа, выделенных для обеспечения спасения, когда пути спасения задымлены либо состояние спасаемых вызывает сомнение в возможности самостоятельного их выхода;
– вынос людей, потерявших способность перемещаться самостоятельно, или подъем их из нижних помещений с помощью судовых средств и приспособлений.
Объемное тушение
Путем подачи углекислоты, хладонов, водяного пара или инертных газов производится по решению РТП в зависимости от обстановки. Это может быть второй этап пожаротушения, то есть после того, как вырисовалась неэффективность введенных в трюм огнегасительных средств. Однако, оценив обстановку, РТП может и сразу принять решение о тушении пожара с применением объемных средств. Так поступили капитаны т/х "Жанна Лябурб", т/х "Иркутск", когда в условиях океанского перехода в трюмах самовозгорались жмыхи. В аварийные отсеки была подана углекислота. На т/х "Суздаль" при аналогичной ситуации в трюм был подан хладон (СЖ-Б). На т/х "В. Белинский" углекислота была подана в трюм с возгоревшимся хлопком при переходе Южно-Китайским морем в условиях штормовой погоды. В приведенных случаях раскрытие трюмов для подачи туда воды или пены было не целесообразно и не безопасно. На т/х "Бабушкин углекислотой был ликвидирован пожар в трюме с генеральными грузами (бумага, резина, ящичные грузы) при нахождении судна у причала порта Новороссийск и при готовности береговых пожарных подразделений подать в трюм воду или пену. Решение на применение объемного способа принято капитаном (РТП) из соображений сохранить груз от подмочки, что и было достигнуто - пожар закончился почти без убытков.
Поданные в трюма объемные огнегасительные средства (CO2, хладоны) не всегда давали ожидаемый эффект тушения, но очаги горения надежно локализовались, обеспечивая многодневные переходы судов до порта выгрузки (убежища). Огонь "загонялся" внутрь массы груза (жмых, хлопок) и впоследствии в портах успешно ликвидировался.
Затопление трюма
Этот способ рассматривается как крайняя мера, прибегать к которой следует лишь после того как определится неэффективность первых двух способов. Иногда это возможно в результате всестороннего анализа ситуации, не прибегая к "опробованию" других вариантов.
Принимая решение на затопление трюма, РТП обязан рассмотреть и решить ряд возникающих при этом проблем:
– произвести расчет запаса плавучести судна после затопления трюма;
– предусмотреть меры по сохранению остойчивости и удержанию судна от значительных накренений;
– не допустить появления свободной поверхности воды, особенно, если судно не у причала;
– держать в готовности систему осушения трюмов и др.
Все эти проблемы возникали и решались в процессе фактического пожаротушения.
На т/х "Партизан Боневур" в порту Херсон для удержания судна от опрокидывания при затоплении трюма с горящей копрой прибегли к дополнительному его креплению тросами к врытым на причале специально для этого якорям. Для выравнивания крена (судно ложилось в противоположную от причала сторону) к его возвышенному борту навешивались десятитонные бетонные массы.
Пароход "Машук" (типа "Либерти"), при горении джута в трюме №2, пришлось посадить на 2/3 длины на песчаную отмель в порту Ильичевск. На время операции по посадке в трюм подавался пар, затем трюм был затоплен.
Методом затопления трюма был ликвидирован пожар на т/х Ковров" (БМП) в порту Ленинград с полной загрузкой трюма хлопком (11 ярусов) и частичной загрузкой твиндека генеральным грузом. К затоплению перешли после того как выяснилось, что воздушно-механическая пена средней кратности в данной ситуации способна лишь локализовать очаг пожара. Проникновение ее ниже второго яруса плотно уложенных кип хлопка не происходило и там продолжалось тление под более чем метровым слоем пены, покрывавшей всю площадь трюма (надгрузовое пространство). После прекращения подачи пены и ее разрушения внутрь трюма поступал свежий воздух, горение усиливалось, возобновлялось выделение дыма с постепенным увеличением его интенсивности. После неоднократного покрытия пеной груза и кажущегося (в это время) прекращения горения, трюм был затоплен водой до уровня верхнего яруса кип хлопка.
Методом затопления ликвидировали горение железно-рудных окатышей (железо прямого восстановления) в трюмах судов Мурманского пароходства "Норильск", "Кандалакша", "Мончегорск" при перевозках из порта Мурманск в порт Дудинка.
Рекомендации вахтенному помощнику по организации тушения пожара на судне при отсутствии на борту капитана и старшего помощника
Вахтенный помощник в случае возникновения пожара на судне в отсутствии на борту капитана и старшего помощника является руководителем тушения пожара (РТП).
1. С получением сообщения о возникновении пожара или появлении первых его признаков (дым, запах гари) вахтенный помощник в порядке первоочередных действий обязан:
– объявить общесудовую тревогу с указанием места пожара или примерный район судна, если место точно еще не установлено;
– указать место сбора аварийной партии, если оно вдали от постоянного;
– если в аварийном помещении находятся люди - организовать их эвакуацию в безопасные места или на берег;
– сообщить о пожаре в береговую пожарную часть;
– принять меры к извещению о случившемся капитана или старшого помощника;
– прекратить грузовые операции, бункеровку, потребовать отвода от борта стоящих лагом судов, если они не привлекаются к тушению пожара (бункеровщики, суда снабжения и т.п.);
– дать указание вахтенному механику о проверке готовности к пуску систем и установок пожаротушения;
– определить задачу группе разведки, направляемой внутрь аварийных помещений, проверить их экипировку.
2. После уточнения обстановки необходимо принять решение о способе тушения и выбрать решающее направление действий, на котором должны быть сконцентрированы основные силы и средства пожаротушения. Поставить задачу аварийной партии и другим членам экипажа, привлекаемым к тушению.
Если в каком-то из внутренних помещений остались люди, для вывода которых в безопасное место необходимо организовать спасательные работы. Это должно считаться "решающим направлением".
3. Спасательные работы должны проводиться одновременно с тушением пожара. Но если сил и средств недостаточно для одновременных действии – на спасение ладей должны быть направлены все наличные силы и средства.
До окончания спасательных работ прекращать вентиляцию аварийного помещения и выключать освещение путей выхода людей не допускается.
4. По окончании эвакуации, а где людей не было - немедленно, аварийные помещения должны быть закрыты, выключена вентиляция, перекрыты вентиляционные каналы, обесточены электрические агрегаты и освещение до приведения в полную готовность (вода у ствола) основных средств активного тушения.
Помещения открываются и сразу туда вводятся средства тушения – водяные стволы, пеногенераторы.
Следует учитывать, что со вскрытием помещения может наблюдаться усиление активности горения, благодаря появившемуся притоку воздуха. Для подавления этого всплеска активности горения должен быть готов резерв – 1-2 ствола.
5. С началом первоочередных действий по тушению пожара необходимо подготовить документы, касающиеся оперативного руководства:
– расписание по тревогам;
– оперативный план по борьбе с пожаром;
– схемы путей эвакуации;
– схему конструктивной противопожарной защиты судна (Fire plans);
– инструкции по пуску систем пожаротушения.
6. По прибытии к борту судна береговых пожарных частей ознакомить старшего пожарного начальника с обстановкой на судне, принятых решениях по организации тушения пожара, представить документы по КПЗ и схемы путей эвакуации, расположение топливных и других емкостей с горючими жидкостями, сжатыми и сжиженными г
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!