Рентабельность как показатель экономической эффективности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Рентабельность как показатель экономической эффективности

2018-01-29 146
Рентабельность как показатель экономической эффективности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельности предприятия

Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т. е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

Рентабельность — доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности [3, 235].

Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. А рентабельность или прибыльность определяет относительный размер прибыли, используемый для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия [2, 434].

Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.

В мировой практике в условиях рыночной экономики показателем, близким по содержанию к рентабельности предприятияявляется норма прибыли отношение полученной прибыли ко всему авансированному капиталу.

Различают следующие виды рентабельности:

1) общая рентабельность рассчитывается по формуле 1.2.1:

Пб

R =, (1.2.1)

Ф

где: R – общая рентабельность

Пб – балансовая прибыль (убыток);

Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств,

нематериальных активов и материальных оборотных средств.

Показатель рентабельности предприятия характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов (основных и оборотных средств).

Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, так как он характеризует эффективность всей деятельности предприятия, включая виды деятельности, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг). Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

Если исчисленное значение R больше единицы, предприятие считается рентабельным, если меньше — убыточным, если равно единице — безубыточным [2,434].

2) рентабельность реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности и рассчитывается по формуле 1.2.2:

Пр

R =, (1.2.2)

Z

где: R – рентабельность реализованной продукции;

Пр – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

Z – затраты на производство продукции (полная ее себестоимость).

3) рентабельность активов. Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы, и рассчитывается по формуле 1.2.3:

Рентабельность чистая прибыль (ф. №2)

Причинами ухудшения рентабельности активов могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости.

Если на ухудшение показателя в большей степени влияет падение объема продаж, необходимо сосредоточить свои усилия на маркетинге, ассортиментной политике и системе ценообразования.

Ускорение оборачиваемости можно добиться путем уменьшения оборотных средств, либо постоянных активов. Для этого нужно рассмотреть возможность:

- продажи или списания неиспользуемого или неэффективно используемого оборудования, уменьшения непроизводственных активов;

- снижения запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции;

- уменьшения дебиторской задолженности.

Рентабельность активов может быть интерпретирована как доход, который генерируется собственным и заемным капиталом, т.е. средствами, инвестированными в бизнес. Для проведения подобного анализа удобно представлять баланс в несколько модифицированном виде. В левой части подобного баланса находятся «чистые активы», т.е. долгосрочные (внеоборотные) активы за вычетом амортизации и чистый оборотный капитал. Величина последнего определяется как разность между оборотными активами и текущими обязательствами за вычетом краткосрочных займов.

4) Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже и рассчитывается по формуле 1.2.4:

Рентабельность чистая прибыль (ф. №2)

5) Рентабельность продаж (оборота) показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции, рассчитывается по формуле 1.2.5:

Рентабельность прибыль от реализации

продаж = • 100 (1.2.5)

(оборота) объем продаж

На величину рентабельности продаж оказывают влияние различные факторы. Основными факторами ее снижения являются:

- рост затрат на производство и реализацию продукции;

- падение объемов реализации.

В первом случае тщательному анализу необходимо подвергнуть структуру затрат в себестоимости, чтобы выявить причину ее роста. В себестоимости продукции нужно выделить наиболее весомые и растущие статьи, после чего – проанализировать возможность и необходимость их сокращения без ущерба для производства. Общая последовательность управленческих решений может быть представлена в виде следующих шагов:

- выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения;

- произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности;

- проанализировать прибыльность отдельных видов продукции на основе коэффициента маржинальной прибыли, изучить необходимость и возможность изменения номенклатуры выпускаемой продукции.

Во втором случае следует сосредоточить на маркетинговых факторах, а также качественных характеристиках продукции. В целом, показатель рентабельности продаж затрагивает практически все аспекты деятельности предприятия – производство, маркетинг и сбыт.

6) рентабельность инвестиций – способ оценки «мастерства» управления инвестициями, рассчитывается по формуле 1.2.6:

Рентабельность прибыль до налогообложения

 

Любые расчеты нормы прибыли несут в себе те или иные допущения и условности. В идеале следует анализировать все доступные показатели нормы прибыли. Большинство их имеет сходную направленность изменений, которая обусловлена движением прибыли – наиболее подвижного компонента в формулах расчета рентабельно.

 

Чтобы найти рентабельность инвестиций необходимо знать прибыль до налогообложения, валюту баланса и краткосрочные обязательства. По данным Отчета о прибылях и убытках прибыль до налогообложения равна 1204475 рублей, по данным баланса валюта баланса равна 976620 рублей, краткосрочные обязательства равны 111324 рубля. Рентабельность инвестиций рассчитывается по формуле 1.2.6:

Т.к. показатели рентабельности больше 20 %, то предприятие ОАО «Сибур – Волжский» является рентабельным.

Заключение

Таким образом, прибыль конечный финансовый результат предпринимательской деятельности; рентабельность – доходность, прибыльность предприятия.

При формировании прибыли учитываются все стороны хозяйственной деятельности промышленного предприятия: уровень использования основного капитала, машин, оборудования, технологий, организация производства и труда. Абсолютная величина прибыли отражает результаты снижения себестоимости и роста объема реализованной продукции. Для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия, возможности сравнительного анализа определяется относительный размер прибыли - рентабельность.

Исходя из расчетов, чистая прибыль предприятии ОАО «Сибур – Волжский» составляет 913672 рубля. Эта прибыль идет на выплату дивидендов акционерам, развитие основного производства в целях увеличения имущества предприятия, а также на финансовые вложения для получения прибыли, на выплату единовременных поощрений и др. Общая рентабельность предприятия равна 141,12 %, что означает: на 1 рубль затрат приходится 1,41 рубль прибыли. Показатель рентабельности превышает 20 %, следовательно предприятие ОАО «Сибур – Волжский» является рентабельным.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.