Языковая картина мира обских угров — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Языковая картина мира обских угров

2018-01-29 397
Языковая картина мира обских угров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПАСПОРТ

фонда оценочных средств по дисциплине

ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА ОБСКИХ УГРОВ

№ п/п Контролируемые разделы (темы) модули дисциплин Контролируемые компетенции Наименование оценочного средства
Вид Количество
  Языковая картина мира: история вопроса.     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос (интерактивная форма) Доклад. Оппонирование   Промежуточный контроль Вопросы к зачету   2 вопроса   5 тем   Вопросы №1-3, 6
  Мифологическая, религиозная и философская картины мира.     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Доклад. Оппонирование   Промежуточный контроль Вопросы к зачету   2 вопроса   6 тем     Вопросы №17,19,30
  Фольклорная и национальная языковые картины мира     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Доклад. Оппонирование   Промежуточный контроль Вопросы к зачету   4 вопроса   3 темы   Вопросы №29,31
  Концептуальная и языковая картины мира.     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Доклад. Оппонирование   Промежуточный контроль Вопросы к зачету   3 вопроса   6 тем докладов   Вопросы №5, 32
  Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Доклад. Оппонирование   Промежуточный контроль Вопросы к зачету   3 вопроса   3 темы   Вопросы №4,16
6. Роль языка и его значение в формировании национального самосознания.     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Промежуточный контроль Вопросы к зачету   3 вопроса     Вопросы №7-12
7. Текст как хранитель культуры.     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Тест   Промежуточный контроль Вопросы к зачету   3 вопроса   9 заданий     Вопросы №13,15,27
8. Языковая личность в разных языковых картинах мира     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Доклад. Оппонирование Промежуточный контроль Вопросы к зачету   5 вопросов 3 темы   Вопросы №21-24, 28
9. Образ человека по данным обско-угорских и русского языков   ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Промежуточный контроль Вопросы к зачету   6 вопросов   Вопросы №18, 20,25,26,

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра филологии

Вопросы к практическим занятиям

по учебной дисциплине

Б1.В.ОД.3 Языковая картина мира обских угров

Тема 1. Языковая картина мира: история вопроса.

Вопросы к теме:

  1. Картина мира в контексте изучения смежных гуманитарных наук: философии, культурологии, этнографии, лингвистике.
  2. Язык и культура как семиотические системы.

Практическое задание: аналитическое чтение статьи, дискуссия в группах, составление списка ключевых слов и понятий.

Тема 2. Концептуальная и языковая картины мира

Вопросы по теме:

1. Соотношение понятий «картина мира» и «ментальность»: сходства и различия.

2. Понятие о концептуальной картине мира, концепт и его виды.

3. Концептосфера и языковая картина мира.

Практическое задание: дискуссия по основным теоретическим вопросам темы, выявление ключевых слов. Найти самостоятельно отрывки из фольклорных, художественных произведений на обско-угорских (хантыйском, мансийком), русском языках иллюстрирующие специфические концепты ментальности и картины мира. Сделать анализ обско-угорских национальных концептов: лес, вода, дом и русских национальных концептов: тоска, душа, воля. Осуществить выборку лексических репрезентантов национальных концептов из аутентичных текстов, определить способы перевода национальных концептов на другие языки.

Тема 3. Мифологическая и религиозная картины мира

Вопросы к теме:

1. Архетип и мифологема как явления культуры

2. Особенности религиозного мировоззрения

Практическое задание: дискуссия по теоретическим вопросам темы, выявление основных мифологем, обычаев, закрепленных в сказках русского языка и родного, подготовка презентации.

Тема 4. Национальные языковые картины мира

Роль лексики, словообразования и грамматики в формировании языковой картины мира

Вопросы к теме:

1. Слово и этническая принадлежность. Слово и художественная литература.

2. Стилистическая дифференциация языков (на примере русского, английского и китайского языков).

3.Лингвокультурологический аспект фразеологии.

Практическое задание: Выписать не менее 20 фразеологизмов, содержащих культурную коннотацию, и объяснить ее назначение. В предложенном тексте найти фразеологизмы и объяснить их семантику. Найти эквиваленты фразеологизмов в родном языке. Работа со словарями и базами данных.

Тема 5. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира.

Вопросы к теме:

1. Понятие «метафора». Соотношение понятий «метафора» и «фразеологическая единица».

2. Метафора в концептуальной картине мира этноса.

3. Основные характеристики метафоры как явления культуры.

Практическое задание: выписать из предложенного текста не менее 10 метафор, описывающих: а) мир; б) природу; в) чувства человека; г) его эмоциональные состояния. Объяснить механизм формирования коннотативного значения. Самостоятельно подготовить презентацию с примерами метафор в родном языке

Тема 6. Языковая картина мира в аспекте ее динамики.

Вопросы к теме:

1. Архаизмы, историзмы, неологизмы как отражение меняющихся языковых реалий.

2. Фразеологические единицы: этимология, современное употребление.

3. Паремиологическая картина мира в диахроническом аспекте.

Практическое задание: перевести на родной языки русские фразеологические единицы и дать их обратный подстрочный перевод, сравнить эквивалентные пословицы двух языков, выявить из словарей безэквивалентные паремии и определить их особенности.

Тема 7. Универсальное и национально-специфическое в русской языковой картине мира.

Вопросы к теме:

1. Роль языка и его значение в формировании национального самосознания. Соотношение понятий «язык» и «народ».

2. Представления о проявлениях этнического характера языка, о формировании чувства родного языка.

3. Особенности семантики русского предложения и русская языковая картина мира.

Практическое задание: деловая игра, выбрать из текста безэквивалентную лексику и дать варианты ее перевода на родной язык, провести психолингвистический эксперимент.

Тема 8. Универсальное и национально-специфическое в языковой картине мира

Вопросы к теме:

1. Текст как хранитель культуры. Особенности восприятия текста, обусловленные национальным характером.

2. Лакуны, способы нейтрализации лакун.

3. Символ как стереотипизированное явление культуры.

Практическое задание: определить лакуны в тексте, предложить способы их нейтрализации.

Тема 9. Языковая личность в разных языковых картинах мира

Вопросы к теме:

1. Понятие «языковая личность». Уровневая модель языковой личности по Ю. Н. Караулову.

2. Компоненты содержания языковой личности.

3. Место языковой личности в пространстве культуры.

4. Мужчины и женщины в обществе, культуре и языке.

5. Образ человека в мифе, фольклоре, фразеологии.

Практическое задание: определение компонентов языковой личности, групповая дискуссия, анализ образов мужчины и женщины в обско-угорской и русской культуре и родной на основе материала сказок, фильмов, песенного творчества. Подготовка домашнего задания-презентации.

Критерии оценки

Оценка отлично выставляется студенту, если: дан полный ответ по теоретическим вопросам и ответы на дополнительные вопросы, заданные преподавателем. Ответ студента должен показать прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличатся глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умением объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения и приводить примеры.

Оценка хорошо выставляется студенту, если: если изложено правильно около 80% теоретического материала. Студент должен дать полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка удовлетворительно выставляется студенту, если: изложено правильно не менее 60% теоретического материала. Ответ студента отличается недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории и слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов. Материал излагается несистематизированно, фрагментарно, а выводы и обобщения аргументированы слабо. Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий даны недостаточно четкие. Испытывались затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий. Обнаруживается недостаточное понимание студентом отдельных положений теоретического материала, допущены грубые ошибки.

Оценка неудовлетворительно выставляется студенту, если: изложено правильно менее 50% теоретического материала. Ответ студента содержит серьезные ошибки и отличается неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, отсутствием логичности и последовательности. Не может исправить ошибки даже при помощи преподавателя.

Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если за ответ получена оценка «отлично», «хорошо», удовлетворительно.

Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, если за ответ получена оценка «неудовлетворительно».

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра филологии

Темы докладов по учебной дисциплине

Б1.В.ОД.3 Языковая картина мира обских угров

Доклад

При подготовке к семинарским занятиям студенты должны подготовить доклады, в которых они самостоятельно рассматривают тот или иной вопрос языковой картины мира обских угров. Доклад является одним из механизмов отработки первичных навыков научно-исследовательской работы. Тему доклада студент выбирает самостоятельно, из предложенного списка (см. ниже).

Требования к докладу

В работах такого рода должны присутствовать следующие структурные элементы: название темы, план работы, введение, основная содержательная часть, заключение, список использованных источников и литературы.

Во введении непременно следует поставить проблему, обосновать ее актуальность, дать краткую характеристику используемых в работе источников и научных публикаций, четко сформулировать цель и задачи работы. В заключительной части обязательно наличие основных результирующих выводов по затронутым проблемам. Только при соблюдении всех этих требований может оцениваться уже собственно содержательная часть работы. Студент должен не просто предложить реферативный материал, но продемонстрировать умение анализировать исторические источники и историографию.

Критерии оценки

 

Оценка Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично
Критерии Содержание критериев
Раскрытие проблемы Проблема не раскрыта. Отсутствуют выводы Проблема раскрыта не полностью. Выводы не сделаны и/или выводы не обоснованы Проблема раскрыта. Проведен анализ проблемы без привлечения дополнительной литературы. Не все выводы сделаны и/ или обоснованы Проблема раскрыта полностью. Проведен анализ проблемы с привлечением дополнительной литературы. Выводы обоснованы.
Представление Представляемая информация логически не связана. Не использованы профессиональные термины Представляемая информация не систематизирована и/ или непоследовательна, использовано 1-2 профессиональных термин.. Представляемая информация не систематизирована и последовательна, использовано более 2 профессиональных термина. Представляемая информация не систематизирована, последовательна и логически связана.использовано более 5 профессиональных терминов.
Оформление Не использованы технологии PoverPoint частично, 4 ошибок в представляемой информации Использованы технологии PoverPoint частично, 3-4 ошибки в представляемой информации Использованы технологии PoverPoint частично, 2 ошибок в представляемой информации Использованы технологии PoverPoint частично, не более 2 ошибок в представляемой информации
Ответы на вопросы Нет ответов на вопросы Только ответы на элементарные вопросы Ответы на вопросы полные и/или частично полные Ответы на вопросы с привидением примеров и/или пояснений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра филологии

Тестовые задания

по учебной дисциплине

Б1.В.ОД.3 Языковая картина мира обских угров

 

 

1. Какие из нижеперечисленных свойств не являются отличительными признаками научной картины мира?

а) НКМ постоянно изменяется;

б) НКМ всегда полностью отражается в языке;

в) НКМ универсальна для всех языковых сообществ.

г) НКМ всегда меньше объективного мира.

2. Расположите компоненты схемы в соответствующем порядке:

а) ЯКМ;

б) человек;

в) объективный мир;

г) познание;

д) сознание.

3. Определите два фактора, порождающие ЯКМ любого народа:

а) внешний мир;

б) чувственное восприятие;

в) мышление;

г) сознание.

4. Какой вид лексики не является национально-специфическим?

а) обозначение специфических реалий;

б) обозначение универсальных концептов, имеющих специфические прототипы;

в) национальные имена собственные;

г) обозначение специфических абстрактных концептов.

5. Окружающий нас мир представлен в следующем соотношении картин мира:

а) культурная-языковая-реальная;

б) реальная-языковая-культурная;

в) реальная-культурная-языковая;

г) языковая-культурная-реальная.

6. Взаимодействие этнического, исторического, психологического, языкового факторов составляет:

а) концепт;

б) коммуникатор;

в) синтагмы:

г) сообщение.

7. Генетически фиксированные древние образы и социально-культурные идеи, которые являются достоянием «коллективного бессознательного» и лежат в основе творчества, называются

а) архетипами;

б) логенами;

в) мифологемами;

г) имагенами.

8. Элементы, стереотипного характера, не воспринимаемые носителями другой культуры, определяются как:

а) ритуалы;

б) обряды;

в) лакуны;

г) стереотипы поведения.

9. Распределите подходы к изучению языковой личности в соответствие с авторами теорий:

а) полилектная и идиолектная личности б) этносемантическая личность в) семиологическая личность г) элитарная языковая личность 1) О.Б. Сиротинина 2) В.П. Нерознак 3) С.Г. Воркачев 4) А.Г. Баранов    

 

Критерии оценки

Тест для промежуточного контроля выполняется в письменном виде с ограничением времени: по одной минуте на задание.

Критерии оценивания. Уровень выполнения тестовых заданий оценивается в баллах, которые затем переводятся в оценку. Баллы выставляются следующим образом:

v правильное выполнение задания, где надо выбрать один верный ответ – 1 балл;

v правильное выполнение задания, где требуется найти соответствие или вставить верные термины – по 1 баллу за каждый верный ответ и 2 балла за безошибочно выполненное задание;

v правильное выполнение задания, где необходимо установить последовательность событий – 3 балла.

Оценка соответствует следующей шкале:

 

Отметка Кол-во баллов Процент верных ответов
Отлично 17 - 19 Свыше 86 %
Хорошо 13 - 16 61 – 85 %
Удовлетворительно 10 - 12 50 – 60 %
Неудовлетворительно менее 9 менее 50 %

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра филологии

 

Вопросы к зачету

по учебной дисциплине

Б1.В.ОД.3 Языковая картина мира обских угров

1. Актуальные проблемы лингвокультурологии.

2. Взаимосвязь языка и культуры.

3. Содержание понятия языковая картина мира.

4. Языковые картины мира национальных языков.

5. Концептуальная и языковая картина мира.

6. Научная и наивная картины мира.

7. Факторы, формирующие национальную языковую картину мира.

8. Структура национальной ЯКМ как лексической системы.

9. Проблема эквивалентной и безэквивалентной лексики.

10. Теория лакун. Способы преодоления лакун.

11. Аккумулирующее свойство слова.

12. Слово и этническая принадлежность.

13. Слово и художественная литература.

14. Лингвокультурологический аспект фразеологии.

15. Словообразование и грамматика в формировании ЯКМ.

16. Метафора как способ представления культуры.

17. Символ как явления культуры.

18. Стереотип как явление культуры.

19. Архетип и мифологема как явления культуры.

20. Речевой этикет как явление культуры.

21. Система ценностей обско-угорской/русской культуры.

22. Ключевые концепты хантыйской ЯКМ.

23. Ключевые концепты русской ЯКМ.

24. Текст как транслятор и хранитель культурной информации.

25. Мужчины и женщины в обществе, культуре и языке.

26. Образ человека в мифе, фольклоре, фразеологии.

27. Языковая личность.

28. Пословицы и поговорки как явление культуры.

29. Обряды и ритуалы: лингвокультурологический аспект.

30. Мифологическая и религиозная картина мира

31.Фольклорная картина мира

32. Концептуальная картина мира

Критерии оценки

Результат итоговой аттестации (оценка) Критерии оценки зачета
«зачтено – отлично» Оценки «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного и нормативного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой.
«зачтено – хорошо» Оценка «зачтено» выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебного материала, успешно выполняющем предусмотренные в программе задания, усвоившем основную литературу, демонстрирующий систематический характер знаний по дисциплине и способный к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
«зачтено – удовлетворительно» Оценкой «зачтено» оцениваются ответы студента, показавшего знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и в предстоящей работе по профессии, справляющегося с выполнением заданий, предусмотренных программой, но допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении контрольных заданий, не носящие принципиального характера, студент обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством преподавателя.
«не зачтено - неудовлетворительно» Оценка «незачтено» выставляется студенту, обнаружившем пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающем принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Ответы студента, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер, студент не понимает существа излагаемых им вопросов.

 

 

ПАСПОРТ

фонда оценочных средств по дисциплине

ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА ОБСКИХ УГРОВ

№ п/п Контролируемые разделы (темы) модули дисциплин Контролируемые компетенции Наименование оценочного средства
Вид Количество
  Языковая картина мира: история вопроса.     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос (интерактивная форма) Доклад. Оппонирование   Промежуточный контроль Вопросы к зачету   2 вопроса   5 тем   Вопросы №1-3, 6
  Мифологическая, религиозная и философская картины мира.     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Доклад. Оппонирование   Промежуточный контроль Вопросы к зачету   2 вопроса   6 тем     Вопросы №17,19,30
  Фольклорная и национальная языковые картины мира     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Доклад. Оппонирование   Промежуточный контроль Вопросы к зачету   4 вопроса   3 темы   Вопросы №29,31
  Концептуальная и языковая картины мира.     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Доклад. Оппонирование   Промежуточный контроль Вопросы к зачету   3 вопроса   6 тем докладов   Вопросы №5, 32
  Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Доклад. Оппонирование   Промежуточный контроль Вопросы к зачету   3 вопроса   3 темы   Вопросы №4,16
6. Роль языка и его значение в формировании национального самосознания.     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Промежуточный контроль Вопросы к зачету   3 вопроса     Вопросы №7-12
7. Текст как хранитель культуры.     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Тест   Промежуточный контроль Вопросы к зачету   3 вопроса   9 заданий     Вопросы №13,15,27
8. Языковая личность в разных языковых картинах мира     ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Доклад. Оппонирование Промежуточный контроль Вопросы к зачету   5 вопросов 3 темы   Вопросы №21-24, 28
9. Образ человека по данным обско-угорских и русского языков   ОК-5     ОК-6 Текущий контроль: Устный опрос по теме (интерактивная форма) Промежуточный контроль Вопросы к зачету   6 вопросов   Вопросы №18, 20,25,26,

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра филологии

Вопросы к практическим занятиям

по учебной дисциплине

Б1.В.ОД.3 Языковая картина мира обских угров

Тема 1. Языковая картина мира: история вопроса.

Вопросы к теме:

  1. Картина мира в контексте изучения смежных гуманитарных наук: философии, культурологии, этнографии, лингвистике.
  2. Язык и культура как семиотические системы.

Практическое задание: аналитическое чтение статьи, дискуссия в группах, составление списка ключевых слов и понятий.

Тема 2. Концептуальная и языковая картины мира

Вопросы по теме:

1. Соотношение понятий «картина мира» и «ментальность»: сходства и различия.

2. Понятие о концептуальной картине мира, концепт и его виды.

3. Концептосфера и языковая картина мира.

Практическое задание: дискуссия по основным теоретическим вопросам темы, выявление ключевых слов. Найти самостоятельно отрывки из фольклорных, художественных произведений на обско-угорских (хантыйском, мансийком), русском языках иллюстрирующие специфические концепты ментальности и картины мира. Сделать анализ обско-угорских национальных концептов: лес, вода, дом и русских национальных концептов: тоска, душа, воля. Осуществить выборку лексических репрезентантов национальных концептов из аутентичных текстов, определить способы перевода национальных концептов на другие языки.

Тема 3. Мифологическая и религиозная картины мира

Вопросы к теме:

1. Архетип и мифологема как явления культуры

2. Особенности религиозного мировоззрения

Практическое задание: дискуссия по теоретическим вопросам темы, выявление основных мифологем, обычаев, закрепленных в сказках русского языка и родного, подготовка презентации.

Тема 4. Национальные языковые картины мира

Роль лексики, словообразования и грамматики в формировании языковой картины мира

Вопросы к теме:

1. Слово и этническая принадлежность. Слово и художественная литература.

2. Стилистическая дифференциация языков (на примере русского, английского и китайского языков).

3.Лингвокультурологический аспект фразеологии.

Практическое задание: Выписать не менее 20 фразеологизмов, содержащих культурную коннотацию, и объяснить ее назначение. В предложенном тексте найти фразеологизмы и объяснить их семантику. Найти эквиваленты фразеологизмов в родном языке. Работа со словарями и базами данных.

Тема 5. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира.

Вопросы к теме:

1. Понятие «метафора». Соотношение понятий «метафора» и «фразеологическая единица».

2. Метафора в концептуальной картине мира этноса.

3. Основные характеристики метафоры как явления культуры.

Практическое задание: выписать из предложенного текста не менее 10 метафор, описывающих: а) мир; б) природу; в) чувства человека; г) его эмоциональные состояния. Объяснить механизм формирования коннотативного значения. Самостоятельно подготовить презентацию с примерами метафор в родном языке

Тема 6. Языковая картина мира в аспекте ее динамики.

Вопросы к теме:

1. Архаизмы, историзмы, неологизмы как отражение меняющихся языковых реалий.

2. Фразеологические единицы: этимология, современное употребление.

3. Паремиологическая картина мира в диахроническом аспекте.

Практическое задание: перевести на родной языки русские фразеологические единицы и дать их обратный подстрочный перевод, сравнить эквивалентные пословицы двух языков, выявить из словарей безэквивалентные паремии и определить их особенности.

Тема 7. Универсальное и национально-специфическое в русской языковой картине мира.

Вопросы к теме:

1. Роль языка и его значение в формировании национального самосознания. Соотношение понятий «язык» и «народ».

2. Представления о проявлениях этнического характера языка, о формировании чувства родного языка.

3. Особенности семантики русского предложения и русская языковая картина мира.

Практическое задание: деловая игра, выбрать из текста безэквивалентную лексику и дать варианты ее перевода на родной язык, провести психолингвистический эксперимент.

Тема 8. Универсальное и национально-специфическое в языковой картине мира

Вопросы к теме:

1. Текст как хранитель культуры. Особенности восприятия текста, обусловленные национальным характером.

2. Лакуны, способы нейтрализации лакун.

3. Символ как стереотипизированное явление культуры.

Практическое задание: определить лакуны в тексте, предложить способы их нейтрализации.

Тема 9. Языковая личность в разных языковых картинах мира

Вопросы к теме:

1. Понятие «языковая личность». Уровневая модель языковой личности по Ю. Н. Караулову.

2. Компоненты содержания языковой личности.

3. Место языковой личности в пространстве культуры.

4. Мужчины и женщины в обществе, культуре и языке.

5. Образ человека в мифе, фольклоре, фразеологии.

Практическое задание: определение компонентов языковой личности, групповая дискуссия, анализ образов мужчины и женщины в обско-угорской и русской культуре и родной на основе материала сказок, фильмов, песенного творчества. Подготовка домашнего задания-презентации.

Критерии оценки

Оценка отлично выставляется студенту, если: дан полный ответ по теоретическим вопросам и ответы на дополнительные вопросы, заданные преподавателем. Ответ студента должен показать прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличатся глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умением объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения и приводить примеры.

Оценка хорошо выставляется студенту, если: если изложено правильно около 80% теоретического материала. Студент должен дать полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка удовлетворительно выставляется студенту, если: изложено правильно не менее 60% теоретического материала. Ответ студента отличается недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории и слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов. Материал излагается несистематизированно, фрагментарно, а выводы и обобщения аргументированы слабо. Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий даны недостаточно четкие. Испытывались затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий. Обнаруживается недостаточное понимание студентом отдельных положений теоретического материала, допущены грубые ошибки.

Оценка неудовлетворительно выставляется студенту, если: изложено правильно менее 50% теоретического материала. Ответ студента содержит серьезные ошибки и отличается неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, отсутствием логичности и последовательности. Не может исправить ошибки даже при помощи преподавателя.

Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если за ответ получена оценка «отлично», «хорошо», удовлетворительно.

Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, если за ответ получена оценка «неудовлетворительно».

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра филологии

Темы докладов по учебной дисциплине

Б1.В.ОД.3 Языковая картина мира обских угров


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.149 с.