Код 1 Экономика и экономическая наука — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Код 1 Экономика и экономическая наука

2018-01-29 175
Код 1 Экономика и экономическая наука 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Код 1 Экономика и экономическая наука

Слово «экономика» греческого происхождения. Впервые употребил Аристотель.

«эйкос» - дом, хозяйство; «номос» - закон, наука. Первоначально вкладывался смысл «искусство управления домашним хозяйством»

 

Экономика

ХОЗЯЙСТВО НАУКА

Экономика – хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей путём создания экономических благ. Экономическая сфера жизни общества включает: 1) производство – это процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества. 2) обмен - осуществляется в результате продажи товара – это обмен его на деньги. 3) распределение экономических благ. Система распределения включает как распределение товаров (услуг), так и распределение производственных ресурсов (факторов производства). 4) потребление экономических благ. Потребление – это использование благ для удовлетворения человеческих потребностей. Потребление существует личное и производственное.   1) Наука, изучающая использование ограниченных ресурсов общества для производства материальных благ в условиях постоянно растущих потребностей людей. 2) Наука, которая изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. Экономическая наука изучает фундаментальные проблемы и способы их решения на двух уровнях. - Микроэкономика – область экономической теории, которая изучает экономическую деятельность таких субъектов экономики, как индивиды, домашние хозяйства, фирмы, отрасли и конкретные рынки. В центре внимания микроэкономики находятся индивидуальные рынки товаров и услуг, механизм формирования цен на этих рынках. - Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, а не с отдельными ее субъектами. Такой подход позволяет объяснить, что такое безработица и инфляция, как развивается экономика и почему происходят периодически повторяющиеся экономические спады, какие существуют методы регулирования экономики, как стимулировать экономический рост, где границы государственного вмешательства в экономику.

 

Свободные и экономические блага

1. Для удовлетворения потребностей людей также неограниченные, или свободные, блага. Они достаются каждому человеку в количестве, достаточном для удовлетворения его потребностей независимо от количества потребностей. Однако в природе имеется лишь несколько видов подобных благ. Например, вода в лесном роднике равно доступна всем, кто в этом лесу побывает. Воздух, которым мы дышим, является свободным благом. Любые свободные (неограниченные) блага являются таковыми лишь до определенного предела.

2. Любое общество имеет в своем распоряжении ограниченные блага, т. е. средства, благодаря которым удовлетворяются потребности людей. Все виды ограниченных благ называются экономическими.

Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве, т. е. меньшем по сравнению с объемом потребностей.

 

 

Доходы на факторы производства

Факторами производства владеют частные лица, компании или государство. Каждый фактор участвует в создании различных товаров и услуг и приносит собственнику этого фактора соответствующий доход:

1) заработная плата представляет собой вознаграждение за труд,

2) владельцы капитала получают процент,

3) собственники земли – ренту,

предприниматели – прибыль.

 

Производительность факторов

Производительность – количество товаров и услуг, создаваемых на единицу затраченных производственных ресурсов.

1) Производительность труда работника измеряется количеством продукта, которое он производит в единицу времени.

2) Производительность капитала, например станка, можно измерить выпуском продукта в расчете на единицу его мощности (1 кВт).

3) Производительность земли в земледелии измеряется ее урожайностью, например центнерами пшеницы, собранной с одного гектара.

 

Ограниченность и выбор.

Факторы производства, которые применяют люди в экономической деятельности по созданию разного рода благ ограничены.

ЗЕМЛЯ – ограничена территорией государства, наличием плодородных земель, разведанных запасов полезных ископаемых

ТРУД– ограничен численностью трудоспособного населения, их квалификацией

КАПИТАЛ – уровнем накопления

 

Эта ограниченность

1) привела к возникновению частной собственности на факторы производства

2) ставит отдельного человека или общества в целом перед проблемой выбора:

ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ, КАК ПРОИЗВОДИТЬ, ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? т.о. приводит к возникновению фундаментальных (главных) проблем (вопросов) экономики.

 

Код 3 Экономические системы

Экономическая система – это способ организации хозяйственной деятельности людей.

Выделяют основные типы экономических систем:

1) традиционную,

2) централизованную (командную)

3) и рыночную.

 

Экономические системы отличаются по двум основным признакам

1) форма собственности на производственные ресурсы (факторы производства),

2) как решаются главные вопросы экономики ЧТО, КАК И ДЛЯ КОГО производить.

  Традиционная Командная   Рыночная
1) форма собственности на производственные ресурсы (факторы производства),   Производственные ресурсы (земля, пастбища) принадлежат общине Производственные ресурсы в собственности государства Производственные ресурсы в частной собственности
2) решение главных вопросов экономики (что, как и для кого производить) Проблемы что, как и для кого производить, решаются на основе обычаев и традиций. Значительные ограничения свободы в принятии решений. Решение основных экономических вопросов осуществляется государственными органами. Согласование экономической деятельности происходит с помощью планов. Фирмы сами решают, какие ресурсы приобретать, как будет организован процесс производства, где, когда и как будут проданы произведенные товары и услуги. Потребители самостоятельно решают, что, когда, в каком количестве и по каким ценам приобретать.

 

В реальной экономике каждой конкретной страны основные типы экономических систем сочетаются, образуя смешанную экономику с преобладанием той или иной системы.

 

Признаки рынка

1) частная собственность на экономические ресурсы

2) экономические свободы:

- нерегулируемый спрос

- нерегулируемое предложение

- нерегулируемая цена

3) конкуренция

 

Функции

1 информирующая. Через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция производится с избытком.

2 регулирующая. Цены помогают регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к структуре потребления.

3 стимулирующая. Рынок стимулирует НТП, чтобы выиграть в конкурентной борьбе, повысить производительность труда, минимизировать затраты и максимизировать прибыль фирмы используют достижения НТП.

4 санирующая. Рынок очищает производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных производителей.

5 интегрирующая (координирующая). Связывает воедино производителя и потребителя.

 

Виды рынков

— по экономическому назначению объектов рыночных от­ношений: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок ценных бумаг (фондовый рынок), денежный рынок и рынок капитала;

— по географическому положению: местный, нацио­нальный, мировой;

— по отраслям: рынок зерна, хлопка, автомобилей, ком­пьютеров и т. д.

 

Ограниченность возможностей рынка («провалы» рынка)

Оценивая положительно эффективность стимулов и прин­ципов хозяйствования, свойственных рыночной экономике, нельзя игнорировать ее слабые стороны.

 

1 Создание отрицательного внешнего эффекта.

Примером отрицательного внешнего эффекта является выброс дыма или иных загрязнений в воздух или ближайшие водоемы, осуществляемый, например, химическими заво­дами.

 

2 Рыночная система по­рождает глубокое неравенство в распределении доходов.

 

3. За пределами частных интересов находится финансирование фундаментальных исследований, требующее крупных единовре­менных капиталовложений с большим сроком окупаемости, высокой степенью риска и неопределенности в отношении буду­щих прибылей. Частный капитал с большей охотой берется за коммерческое освоение новых технологий, нежели за создание условий, при которых происходит развитие науки и техники.

 

4. Следствием развития свободной конкуренции является образование монополий. Все это разру­шающе действует на рыночный механизм, препятствует науч­но-техническому прогрессу и тормозит развитие экономики.

 

5 Не предоставляет общественных благ.

Частные блага

Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетво­рить только те потребности, которые выражаются через пла­тежеспособный спрос. Большинство товаров и услуг, произво­димых и реализуемых на рынке, являются частными благами, т. е. предназначены для индивидуального потребления. Как правило, эти товары обладают следующими свойствами:

— частные блага делимы на любые необходимые количе­ства. Например, можно приобрести один автомобиль, 10 кг картофеля, 50 тонн нефти;

— они предполагают наличие возможности отлучить по­тенциального потребителя от приобретения по при­чине его неплатежеспособности.

— потребление частного блага одним человеком делает невозможным его одновременное использование дру­гими людьми. Если кто-то купил квартиру и живет в ней, то никто другой пользоваться этой квартирой без разрешения ее владельца не сможет.

Общественные блага

Но помимо частных благ, люди пользуются общественны­ми благами.

Общественные блага обладают следующими свойствами, во многом прямо противоположными свойствам частных благ:

— их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них платить;

— они неделимы по своей природе;

— потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества.

Так, например, система национальной обороны, деятель­ность средств оповещения об опасности наводнения или зем­летрясения, информация Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие тому подобные общественные блага не могут быть предоставлены исключительно тем, кто согласен платить за них. Невозможно отлучить от их использования не желающих или не способных платить – потому их рынок не предоставляет

 

6. Рыночная экономика развивается циклически.

 

7. Одним из последствий рыночной экономики является ин­фляция, или общий рост цен в стране, представляющая особую опасность в случаях, когда она становится неконтролируемой.

 

8. Рынок порождает безработицу.

 

Перечисленные негативные последствия функционирова­ния рыночной экономики показывают, что она не может ус­пешно развиваться без государственного регулирования эко­номической жизни.

 

СПРОС

Спрос – это желание купить конкретный товар или услугу по данной цене в определенное время и в определенном месте. подкрепляемое и готовностью оплатить покупку.

Величина спроса – это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить.

Различают спрос:

- индивидуальный (спрос одного лица на отдельный товар)

- рыночный (совокупность индивидуальных спросов на отдельный товар)

- совокупный (спрос на все производимые и продаваемые товары)

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.

Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса.

 

КРИВАЯ СПРОСА

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Покупатели – лишь одна сторона рынка. На другой его стороне те, кто призван удовлетворить спрос, – многочисленные производители и продавцы продукции. Их действия формируют предложение.

Предложение – это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам в определённом месте в течение определённого времени.

Согласно закону предложения, изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара (услуги). Таким образом, с ростом цены товара величина предложения растет, а уменьшение его цены вызовет падение величины предложения.

Чем объясняется действие закона предложения?

Когда цена на товар растет, производители, заинтересованные в увеличении прибыли, начнут расширять свое производство. Кроме того, в отрасль, где растут цены, устремятся и предприниматели из других отраслей, изымая свои капиталы из менее прибыльного дела. Открытие новых предприятий еще больше увеличит величину предложения.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

«Невидимой рукой» рынка называют механизм рыночной самонастройки, действие рыночных цен. Именно эти цены служат источником информации о соотношении на рынке спроса и предложения. Продавцы получают информацию, стоит ли производить тот или иной товар и в каком объёме, а покупатели о целесообразности покупки товара.

Равновесие на рынке наступает в том случае, если все продавцы и покупатели смогут купить или продать то количество товара, которое они хотят купить или продать по одной и той же установившейся цене (величина спроса равна величине предложения).

Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различное количество товара (услуги) в зависимости от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая цена, при которой величины спроса и предложения совпадут. Другими словами, цена уравнивает величины спроса и предложения.

Цена, вызывающая совпадение величин спроса и предложения, называется равновесной ценой,

а величины спроса и предложения при этой цене называются равновесными величинами спроса и предложения.

Акция

Облигация

3) вексель — ценная бумага, удостоверяющая обязательство векселедателя уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму в конкретном месте.

4) чек — ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

и др. (депозитный сертификат, двойное складское свидетельство, закладная, инвестиционный пай, ипотечный сертификат участия, коносамент, опцион эмитента, простое складское свидетельство, приватизационные ценные бумаги, российская депозитарная расписка, сберегательный сертификат)

Функции ценных бумаг:

1) инвестиционная, с помощью ценных бумаг осуществляются инвестиции (финансирование производства)

2) рынок ценных бумаг создаёт условия для передела собственности (покупка контрольного пакета акций)

3) с помощью ценных бумаг государство финансирует дефицит государственного бюджета (продажа государственных облигаций)

9. Рынок труда.

Понятие рынок труда

1) Рынок труда – это вид рынка, система экономических отношений, позволяющих работодателям удовлетворять потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату.

2) Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

3) Рынок труда – вид рынка, система экономических отношений между работниками и работодателями, позволяющая работникам продавать трудовые услуги работодателям в обмен на заработную плату

Особенности рынка труда

Одним из важнейших рынков факторов производства является рынок труда. Он подчиняется тем же принципам, что и рынки товаров и услуг, однако имеются особенности:

1) первая особенность рынка труда состоит в том, что здесь продавцы и покупатели меняются местами. Продавцами на рынке труда являются домашние хозяйства, желающие продать свои трудовые услуги, а покупателями – фирмы, которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности по производству товаров и услуг.

2) спрос на труд является производным от спроса на товар или услугу в производстве, в котором данный конкретный вид труда используется. Например, сокращение спроса на пишущие машинки, происходящее в связи с появлением персональных компьютеров, сужает спрос на труд рабочих, занятых производством пишущих машинок.

 

Уровень безработицы

уровень безработицы = (число безработных / числ. раб. силы) •100%.

 

Причины и формы безработицы

Причин безработицы несколько, и в зависимости от того, какая причина порождает безработицу, различают ее формы.

1. Фрикционная безработица охватывает ту категорию безработных, которые находятся в процессе перехода с одной работы на другую, более соответствующую желаниям, способностям работника, как правило, лучше оплачиваемую или имеющую лучшие условия труда. Сюда же относят безработных, впервые появляющихся на рынке труда. Она включает студентов, ищущих работу после окончания учебы, женщин, которые вырастили детей и хотят вернуться на работу, уволенных в запас военнослужащих.

2. Структурная безработица вызывается несоответствием структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Научно-технический прогресс приводит к структурным изменениям в производстве и уменьшению спроса на ряд профессий, например сталеваров, шахтеров, лифтеров. С другой стороны, появляются новые отрасли и виды деятельности, испытывающие недостаток в работниках новых профессий, например программистах, наладчиках информационных систем.

3. Циклическая безработица – это безработица, связанная с циклическим характером развития рыночной экономики. Во время экономических подъемов циклическая безработица сокращается, во время же спадов растет.

4. Сезонная – вызвана сезонным характером труда

5. Скрытая безработица существует в тех случаях, когда люди работают неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

Социальные

1. Она снижает совокупный доход семьи, вынуждая жить на сбережения и на пособие по безработице. Жизненный уровень семьи понижается.

2. Безработный нередко теряет квалификацию, и, если период, в течение которого он остается без работы, затягивается, безработный не может более претендовать на рабочее место, требующее высокой профессиональной подготовки.

3. Кроме того, безработица наносит людям, лишившимся работы, психологическую травму, поскольку они начинают ощущать себя лишними и ненужными в обществе.

4. Безработица приводит к нарастанию социальной напряжённости в обществе, недоверия и недовольства властью.

Экономические:

Когда часть людей остается без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с объемом, который мог быть достигнут в условиях полной занятости. Общество как бы теряет определенный объем товаров и услуг.

отставание объема ВВП = потенциальный ВВП – фактический ВВП.

 

Функции денег

Средство обращения (или средство обмена) Средство измерения (или мера стоимости) Средство сбережения (или средство накопления) Средство платежа (или мера отложенных платежей)
Деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена и выступают в качестве посредника в процессе обмена товарами Эта функция связана со способностью денег измерять стоимость абсолютно всех товаров и услуг. В качестве средства сбережения деньги являются способом перенесения нынешних покупок на будущее, а также способом формирования резервов. Например, при выплате пенсии или зарплаты деньги служат мерой платежа, а не средством обмена.

Важнейшим свойством денег является их абсолютная ликвидность. Под ликвидностью понимается способность какого-либо имущества, т. е. активов, служить в качестве средства платежа или превращаться в средство платежа.

Инфляция

Инфляция – это долговременное, устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги, которое приводит к обесцениванию денег (снижению покупательной способности денег)

Покупательная способность денег – способность денежной единицы обмениваться на определённое количество товаров и услуг. Чем больше товаров и услуг можно купить, например, на 1000 р., тем больше покупательная способность денег.

Дефляция. Снижение общего уровня цен, которое не носит сезонного характера, называется дефляцией.

Дезинфляция. Развитие инфляции может сопровождаться и постепенным замедлением роста цен. Например, в течение первых трех месяцев некоторого года цены росли в среднем на 10%, в середине года они повышались на 8%, а в конце года – на 7%. Такое замедление темпа прироста цен называется дезинфляцией.

Причины инфляции. Экономисты различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.

А) Избыточный спрос. Инфляция спроса.

Главной причиной инфляции спроса является непропорциональный рост денежной массы. Большое количество денег конкурирует за небольшое количество товаров, и в результате при существующих ценах величина спроса превышает величину предложения на всех рынках, что ведет к установлению нового равновесия на более высоком уровне цен.

Источниками избыточного спроса являются:

1) дефицит государственного бюджета, который предполагает, что государство тратит, а следовательно, предъявляет спрос на сумму большую, чем его доходы. Оно "живет не по средствам", покрывая свои чрезмерные расходы за счет печатания (эмиссии) ничем не обеспеченных бумажных денег или за счет доходов от эмиссии государственных облигаций, реализуемых на рынках ценных бумаг, либо за счет зарубежных кредитов;

2) резкое расширение инвестиций, финансируемых за счет не только прибыли, полученной в текущем году, но и накопленных сбережений и банковских кредитов;

3) не соответствующее уровню национального дохода увеличение потребительских расходов населения за счет необоснованного повышения заработной платы и опять-таки накопленных сбережений и расширения потребительского кредита. Это может быть резкий рост пенсий, зарплат бюджетных работников либо снижение ставки по депозитам в Сбербанке – любой случай, когда население вдруг захочет потратить значительно больше денег, чем в предыдущих периодах.

 

Б) Рост затрат и инфляция предложения

Причиной инфляции может выступать рост денежных затрат, которые несут фирмы, производящие товары и услуги.

Фирмы-монополисты или небольшая группа фирм, занимающих доминирующее положение на рынке (олигополия), способны повышать цены по собственной инициативе, используя преимущества своего монопольного положения.

Необходимость компенсировать повысившиеся издержки вынуждает производителей повышать цены.

 

В) Инфляционные ожидания

Самостоятельной причиной инфляции могут быть инфляционные ожидания. Инфляция сильно зависит от человеческой психологии. Если покупатели ожидают, что инфляция будет продолжаться, они спешат накупить товары впрок, создать запасы, потратить сбережения. Это еще более увеличивает спрос и разгоняет инфляцию. Продавцы же в ожидании инфляции заранее повышают цены. Если не убедить людей, что рост цен в будущем прекратится, победить инфляцию практически невозможно.

Инфляционные ожидания порождают как инфляцию спроса, так и инфляцию издержек.

Формы инфляции

В зависимости от интенсивности развития инфляции, т. е. от ее нормы, можно выделить четыре ее формы: нормальная (ее нередко называют "ползучей"), умеренная, галопирующая и гиперинфляция.

1. Нормальная (ползучая) инфляция – медленный и предсказуемый рост цен, при котором темпы инфляции не превышают 5% в год. При такой невысокой норме инфляция, как правило, оказывает благоприятное влияние на экономику.

2. Умеренная инфляция – среднегодовой уровень цен находится в пределах 5 – 10% в год. Несмотря на некоторое ускорение роста цен, стимулы к инвестированию капитала в производство еще сохраняются; это по-прежнему способствует росту занятости, поддержанию достаточно высокого темпа роста ВВП, повышению благосостояния нации. Вместе с тем уже при умеренной инфляции зарождаются предпосылки ее негативного влияния на экономику (напр. замедление роста долгосрочных кредитов)

3. Галопирующая инфляция – среднегодовой темп прироста цен достигает 10% и более. Галопирующая инфляция – предшественник гиперинфляции. Если в условиях нормальной и умеренной инфляции инфляционные ожидания побуждали предпринимателей к новым инвестициям, сулившим высокие доходы, то в условиях галопирующей инфляции инфляционные ожидания заставляют предпринимателей воздерживаться от долговременных вложений капитала. Следовательно, галопирующая инфляция приводит к торможению технического прогресса и к снижению темпа роста ВВП.

4. Гиперинфляция – такой процесс, когда цены повышаются ежемесячно в среднем на 50%, что означает повышение цен в течение года в 129,746 раза, или среднегодовую норму инфляции 12 874%. Деньги в таких условиях перестают выполнять свои функции, экономика использует механизмы бартера и иностранные валюты, создается эффект "бегства от денег".

Последствия инфляции

1) перераспределение доходов и национального богатства

2) обесценивание сбережений

3) снижение реальной заработной платы работников

4) падение жизненного уровня

5) сокращение кредитов, инвестиций

6) сокращение стимулов к производственной деятельности

7) рост социальной напряжённости

8) политическая нестабильность

 

Антиинфляционная политика

Антиинфляционная политика – система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.

Оценивая характер антиинфляционной политики, в ней можно выделить два основных подхода.

1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т. е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов, т. е. сокращения объема спроса. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

2. Второй подход – гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству Центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента.

 

 

11. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие.

Валовой внутренний продукт – это стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны как отечественными, так и иностранными фирмами за заданный промежуток времени. Конечные товары и услуги (конечные продукты) – это продукция, покупаемая конечными потребителями, то есть продукция, которая приобретается не с целью ее переработки или перепродажи. В ВВП не входят блага и услуги, произведенные и оказанные в теневой экономике.

Валовой национальный продукт – это общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами данной страны как в пределах ее границ, так и в других странах.

Схемы налогообложения

Налогообложение может быть пропорциональным, прогрессивным или регрессивным.

1. Пропорциональная схема налогообложения – ставка налога постоянна для всех уровней дохода.

2. Регрессивная схема налогообложения – ставка налога уменьшается с возрастанием уровня дохода.

Эта схема обычно относится не к прямым, а к косвенным налогам, которые платятся не в процентах к доходу, а в виде одинаковой для каждого покупателя денежной суммы. В доходе покупателя, приобретающего товар или услугу, доля выплачиваемого при этом косвенного налога будет тем больше, чем меньше его доход. И, напротив, эта доля тем меньше, чем больше доход покупателя. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 рублей, то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб., равна 0,2%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 6 000 руб. – уже примерно 0,17%.

3. Прогрессивная схема налогообложения – ставка налога увеличивается с возрастанием уровня дохода.

Идея прогрессивного налогообложения основана на том, что предельная полезность и, следовательно, ценность денег для богатого человека меньше, чем для бедного, и поэтому справедливо будет взять с него больший процент налога.

 

14. Государственный бюджет

Государственный бюджет – основной финансовый документ государства, план государственных расходов и доходов на год.

Доходы государственного бюджета. Расходы государственного бюджета.
1. Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги. 2. Помимо налоговых поступлений государственный бюджет располагает еще несколькими источниками доходов. • Доходы от приватизации – доходы, поступающие в бюджет в результате приватизации государственных предприятий. • Доходы от государственной собственности – доходы, поступающие в бюджет в результате функционирования государственных предприятий. Основными статьями расходов государственного бюджета являются следующие: • национальная оборона; • обеспечение работы государственного аппарата; • выплата государственного долга; • осуществление социальной политики: пенсионная система, поддержка малоимущих граждан, расходы на здравоохранение, образование и культуру; • проведение экономической политики: инвестиционные программы, поддержание макроэкономической стабильности, регулирование безработицы; и др.

Код 1 Экономика и экономическая наука

Слово «экономика» греческого происхождения. Впервые употребил Аристотель.

«эйкос» - дом, хозяйство; «номос» - закон, наука. Первоначально вкладывался смысл «искусство управления домашним хозяйством»

 

Экономика

ХОЗЯЙСТВО НАУКА

Экономика – хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей путём создания экономических благ. Экономическая сфера жизни общества включает: 1) производство – это процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества. 2) обмен - осуществляется в результате продажи товара – это обмен его на деньги. 3) распределение экономических благ. Система распределения включает как распределение товаров (услуг), так и распределение производственных ресурсов (факторов производства). 4) потребление экономических благ. Потребление – это использование благ для удовлетворения человеческих потребностей. Потребление существует личное и производственное.   1) Наука, изучающая использование ограниченных ресурсов общества для производства материальных благ в условиях постоянно растущих потребностей людей. 2) Наука, которая изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. Экономическая наука изучает фундаментальные проблемы и способы их решения на двух уровнях. - Микроэкономика – область экономической теории, которая изучает экономическую деятельность таких субъектов экономики, как индивиды, домашние хозяйства, фирмы, отрасли и конкретные рынки. В центре внимания микроэкономики находятся индивидуальные рынки товаров и услуг, механизм формирования цен на этих рынках. - Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, а не с отдельными ее субъектами. Такой подход позволяет объяснить, что такое безработица и инфляция, как развивается экономика и почему происходят периодически повторяющиеся экономические спады, какие существуют методы регулирования экономики, как стимулировать экономический рост, где границы государственного вмешательства в экономику.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.