Глава 33. Теория государственного регулирования экономики — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 33. Теория государственного регулирования экономики

2018-01-29 212
Глава 33. Теория государственного регулирования экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 33. Теория государственного регулирования экономики

Учебные вопросы:

Объективная необходимость государственного регулирования экономики.

Сущность и общая характеристика государственного регулирования экономики.

Экономическое и социальное регулирование в современном рыночном хозяйстве.

Особенности государственного регулирования современной российской экономики.

Объективная необходимость государственного

Регулирования экономики

В предыдущих темах курса неоднократно отмечалась взаимосвязь конкурентного рынка и государства. Речь при этом шла лишь о наиболее общих аспектах этого сложного единства двух важнейших сфер современного хозяйства. Традиционное оправдание государственного воздействия на рыночную экономику заключается в объективной несостоятельности свободного рынка. Практика показывает, что рыночный механизм не всегда обеспечивает высокий уровень социально-экономической эффективности использования редких ресурсов. Следовательно, государственное вмешательство призвано устранить этот недостаток и качественно улучшить функционирование всей экономики. Современная экономическая теория фиксирует, по крайней мере, несколько наиболее общих типов рыночной несостоятельности.

Во-первых, эффективное (по Парето) [1] распределение ресурсов и дохода в условиях свободного рынка неадекватно существующим в обществе требованиям справедливости. Действительно, в рамках системы свободной конкуренции обеспечивается высокоэффективное по Парето распределение и использование ресурсов в экономическом, но не социальном смысле. Одним из основных моментов деятельности государства является перераспределение ресурсов и дохода. Оно призвано придать общественно нормальную социальную форму экономической эффективности механизма свободного рынка. В идеальном плане вмешательство государства в распределительные отношения конкурентного рынка не должно было бы негативно сказываться на функционировании собственников. Но на самом деле правительственные меры (налоги, трансферты и др.) существенно модифицируют деловую активность нации, приводя к «конкурентной» взаимосвязи социальную справедливость и экономическую эффективность.

Во-вторых, высокоэффективная экономика объективно не может быть построена исключительно на принципах свободной конкуренции, поскольку не всегда разумно иметь большое количество конкурирующих фирм. Исследованная ранее динамика переменных и валовых издержек фирмы выявила ситуацию повышения отдачи от масштаба производства. Когда экономия от объемов выпуска настолько сильна, что делает возможным и экономически целесообразным существование лишь одной фирмы, то речь в данном случае идет о естественной монополии.

Примерами естественной монополии являются предприятия связи и электричества, системы водоснабжения городов, национальный транспорт и оборона страны и др. Регулирующая роль государства в данном случае оправдана с двух точек зрения. Прежде всего, государству следует ограничить конкуренцию там, где существование большого количества или даже нескольких фирм экономически не оправдано. Кроме того, государству необходимо законодательно регулировать цены на продукцию естественных монополий, поскольку монополист, создающий блага неэластичного спроса, может резко повысить цены, что обеспечит ему получение монопольной сверхприбыли, а обществу – тяжелый «шлейф» негативных социально-экономических последствий.

В-третьих, работа механизма рынка совершенной конкуренции объективно приводит к циклическим колебаниям и макроэкономической нестабильности. Наиболее отчетливо это было продемонстрировано в первой половине прошлого столетия в годы великой депрессии. Однако и после этого драматического периода было множество примеров, когда промышленный подъем сменялся спадом, а чрезмерный рост занятости - недоиспользованием ресурсов и т. д. Динамические факторы экономического развития и, в первую очередь НТП, изменения совокупного спроса и совокупного предложения и многое другое порождали циклические колебания, вынужденную безработицу, инфляцию и стагфляцию, неравновесие платежного баланса, региональные проблемы и т. д.

В настоящее время признается всеми, что обязанность государства состоит в предотвращении угроз и нейтрализации действующих факторов макроэкономической нестабильности. Существуют различные точки зрения о том, может ли государство стабилизировать экономику, и если может, то в какой мере. Очевидно, у государства есть немало инструментов, с помощью которых оно может и должно воздействовать на динамику и содержание деловой активности нации. В то же время остается открытым вопрос: всегда ли действия государства по обеспечению макроэкономической стабилизации дают положительный эффект?

В-четвертых, социально-экономический результат функционирования свободного рынка существенно снижается из-за возникающих отрицательных внешних эффектов (экстерналий). Рынки действуют высокоэффективно в том случае, если цена товара равна затратам общества на его производство, а также когда ценность и полезность блага для личности совпадает с его ценностью и полезностью для общества. Но если издержки и выгоды производства не находят адекватного отражения в рыночных ценах, то имеют место внешние эффекты. Таким образом, экстерналии возникают тогда, когда определенные действия одних индивидов и фирм влияют на других потребителей и производителей, причем это воздействие происходит не через систему цен. Поскольку экономические агенты учитывают только прямое воздействие принимаемых ими хозяйственных решений, то едва ли последние всегда будут характеризоваться высоким уровнем социально-экономической эффективности.

В-пятых, конкурентный рынок не только не устраняет информационную асимметрию среди индивидов и фирм, но и воспроизводит ее. В рамках теоретической модели свободной конкуренции предполагалось наличие совершенной информации, которая не подвергается искажениям со стороны потребителей и производителей. Однако хозяйственная практика оказалась намного богаче, показав, что в конкурентно-рыночной экономике домохозяйства и фирмы отнюдь не имеют предполагаемого свободного доступа ко всей интересующей их информации. В связи с этим покупатели и продавцы товаров могут предпринимать действия, которые не отвечают даже их собственным интересам. А если решения основаны на неполной информации, то рынки не будут работать в режиме наивысшей социально-экономической результативности.

Решение задач информационного обеспечения потребителей и производителей берет на себя государство. Оно заставляет предпринимателей информировать персонал своих фирм о рабочих местах, связанных с риском для здоровья работников; кроме того, управляющие компаний должны объявлять о финансовом состоянии фирм, чтобы не ввести в заблуждение малых инвесторов-покупателей ценных бумаг. Правительство также запрещает нечестную рекламу, осуществляет общее регулирование условий работы, обеспечивает безопасность потребительских товаров. Деятельность государства по заполнению объективно возникающих «информационных ниш» одновременно означает повышение, как экономической, так и социальной эффективности распределения и использования редких ресурсов.

В-шестых, конкурентный рынок может и не обеспечивать предложение ряда экономических благ, в которых нуждается общество. В данном случае речь идет о так называемых общественных благах, которые, в отличие от частных благ, будучи потребленными одним лицом, остаются при этом доступными для потребления другими. Примерами общественных благ могут служить национальная оборона, фундаментальная наука, государственное управление и т. д. К местным или региональным общественным благам можно отнести охрану правопорядка, теле- и радиопрограммы, городской транспорт.

Общественные блага невозможно создавать в рамках системы свободной конкуренции, поскольку в этом случае едва ли найдутся отдельные потребители, желающие купить на рынке «свою долю» фундаментальной науки, государственного управления либо оборонного потенциала страны. Каждый сочтет для себя разумным подождать, пока это сделает кто-нибудь другой. В итоге общество не получит ожидаемых одноименных благ, и поэтому государство призвано стать субъектом принятия решения по поводу объемов выпуска и условий финансирования производства общественных благ.

Однако речь не идет о том, что государство само должно производить общественные блага и не участвовать непосредственно в создании других, например, частных благ. Обе постановки не являются верными. Государство может и не производить общественные блага, но оно обязано рассчитать объемы и наметить производителей этих товаров и услуг, сформулировав задачи и определив требуемые параметры в соответствующем государственном заказе. С другой стороны, государство может создавать предприятия госсектора, выпускающие, как общественные, так и частные блага.

В-седьмых, конкурентный рынок способствует удовлетворению далеко не только разумных, общественно значимых потребностей. В самом деле, личность может предъявлять спрос на наркотические средства, табак, алкоголь и другие вредные для него и окружающих товары, потребление которых создает стимулы для рынка, но при этом дает эффект угасающей социальной эффективности. Отсюда возникает необходимость государственной экспертизы создаваемых в экономике благ с последующим их делением на «хорошие» и «плохие». Государство стимулирует производство первых и ограничивает выпуск вторых, отвергая при этом, как утилитарный взгляд общества на данную проблему, так и «чисто» конкурентно-рыночный подход. Следует подчеркнуть, что этическая сторона подобных государственных оценок и действий является предметом острых дискуссий.

Таким образом, если общепринятую точку зрения об эффективности конкурентного рынка по-прежнему считать методологической метафорой современной смешанной экономики, то даже в этом случае существуют объективные причины для государственного вмешательства в экономику. Однако необходимость такого вмешательства обусловлена не только «провалами» конкурентного рынка, но и рядом институциональных причин.

Первое – это создание институциональных условий функционирования свободного рынка, поскольку вряд ли система правовых трансакций обмена может функционировать в отсутствие государства как такового. Органы государственной власти определяют юридическую основу, конституирующую «правила экономической игры». Большое значение при этом имеют закрепленные в соответствующих нормах отношения присвоения, а также правила экономического поведения фирм. Уместно заметить, что даже в странах с развитыми рыночными традициями существуют серьезные ограничения, как на права собственности, так и на поведение индивидов и фирм при принятии и реализации ими тех или иных хозяйственных решений. Таким образом, едва ли рынок в принципе мог бы функционировать в полностью негосударственной и неинституционализированной на официальном уровне экономике.

Второе – это необходимость государственного вмешательства в рыночную систему, спровоцированная самим государством. Дело в том, что регулирующие действия государства могут отнюдь не улучшить, а ухудшить общеэкономическую ситуацию. Именно это может стать основанием для еще более активного вмешательства государства в механизм функционирования рыночной системы. В связи с этим необходимо принимать во внимание тот факт, что экономическая политика формируется и осуществляется людьми, которые принимают решения, руководствуясь субъективными взглядами на те или иные проблемы. Часто эти решения принимаются на основе несовершенной информации и зависят от множества факторов. Вмешательство государства в экономику может, в частности, осуществляться не столько в целях максимизации социального благосостояния большинства нации, сколько в интересах достижения успеха у электората накануне выборов в органы власти.

Таким образом, невысокий уровень экономической и социальной эффективности свободного рынка вовсе не означает, что вмешательство правительства обязательно приведет к более значительному позитивному социально-экономическому результату. И все же большинство экономистов и политиков высказываются за активизацию роли государства в экономике, совершенствование форм и методов регулирования хозяйственных процессов.

 

 

Регулирования экономики

 

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - это процесс целенаправленного воздействия государства на экономику в целях обеспечения высокоэффективного, социально ориентированного хозяйственного развития. С институциональной точки зрения, ГРЭ представляет собой систему государственных норм и правил, регламентирующих деятельность потребителей и производителей. Как известно, речь идет не только об устранении дефектов системы свободной конкуренции, но и о решении множества социально-экономических задач, неподвластных механизму рынка и возникающих в процессе его функционирования.

Государство оказывает регулирующее воздействие на все фазы воспроизводства, обеспечивая рост инвестиций в малорентабельные, но необходимые для жизни общества сферы производства. Кроме того, необходимо поддерживать полную занятость, регулировать товарные и денежные потоки. Императивом является стимулирование экономического роста в процессе нейтрализации действия факторов макроэкономической нестабильности и поощрения государством прогрессивных структурных сдвигов. Существует потребность в избирательной поддержке производств, ориентированных на экспорт, а также тех, что предназначены для удовлетворения насущных потребностей людей. Обострение социальных проблем требует вмешательства государства в механизм распределения и перераспределения дохода, что позволит всесторонне развиваться каждой личности, развивать средний класс общества, формировать стратегическую социально-экономическую безопасность нации.

Названные выше и другие сферы хозяйственной жизни представляют собой объекты ГРЭ - конкретные экономические, социально-экономические и иные процессы, содержащие в себе угрозу макроэкономической и социальной нестабильности. В связи с этим можно дать перечень ведущих объектов ГРЭ: хозяйственные сферы, создающие общественные и смешанные блага; структура экономики в целом и ее отдельные звенья; денежный рынок и денежное обращение; экономический цикл, занятость и инфляция; условия конкуренции и цены; социально-экономические отношения в обществе и социальная защита граждан; окружающая среда; платежный баланс и внешнеэкономические связи и др.

Особенностями названных и других объектов ГРЭ следует считать то, что они охватывают макроэкономические процессы, представляют собой единство различных сторон хозяйственной жизни, требуют применения государством широкого спектра методов регулирования. Кроме того, сферы ГРЭ есть основа для определения частных целей регулирования экономики. Например, такая цель, как реализация научно обоснованного денежного предложения беспредметна, если в экономике нет денежного рынка и не организовано денежное обращение; невозможно достичь такой цели, как обуздание инфляции, если не воздействовать на устойчивую макроэкономическую нестабильность в сторону роста совокупного спроса и т. д.

Высшей целью ГРЭ, очевидно, является обеспечение устойчивой экономической и социальной стабильности на основе реализации прогнозируемых темпов нового, социально ориентированного качества экономического роста при полной и высокоэффективной занятости ресурсов. Динамика целей и задач ГРЭ объективно обусловлена изменениями хозяйственной ситуации в стране. В условиях спада производства и стагфляции ведущим является оживление инвестиционной активности при одновременном соблюдении требований денежно-кредитного регулирования. При чрезмерной занятости ресурсов, или «перегреве» экономики на первый план выдвигается задача обуздания инфляции, что потребует постановки и достижения таких промежуточных целей, как сжатие денежной массы, сдерживание инвестиционной активности, сокращение государственных расходов и т. д. Достижение названных целей связано с использованием различных инструментов или средств государственного регулирования экономики.

Инструменты государственного регулирования экономики подразделяются на административные, или командно-контролирующие распоряжения правительства, и экономические, основанные на рыночных стимулах или мотивах поведения индивидов и фирм. Административные средства ГРЭ основываются на силе государственной власти и структурно состоят из мер правительственного убеждения (неэкономическое средство регулирования), разрешения, запрета и принуждения. В частности, правительство может обратиться к населению с призывом покупать государственные долговые обязательства, а также товары отечественного производства. Кроме того, оно может законодательно разрешить сдачу в аренду объектов государственной собственности; запретить куплю-продажу какого-либо предприятия либо аннулировать сделку; принудить предпринимателей обеспечить работникам благоприятные условия труда и отдыха при одновременном соблюдении техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. В странах с развитой рыночной экономикой административные регуляторы используются в незначительных масштабах. Однако в условиях макроэкономической нестабильности, природных и политических катаклизмов роль и значение данных регуляторов возрастает.

Среди экономических средств ГРЭ выделяют денежно-кредитные (монетарные) и налогово-бюджетные (фискальные) регуляторы. Основные инструменты денежно-кредитной политики государства были рассмотрены в предыдущих темах курса. Следует отметить, что необходимость выполнения требований основного монетарного правила несколько сужает маневренность Центрального банка в регулировании денежного рынка. Однако, как показывает практика, в решении задач макроэкономической и финансовой стабилизации цели и инструменты денежно-кредитного регулирования современной смешанной экономики едва ли правомерно относить к разряду второстепенных.

Фискальные методы ГРЭ, или бюджетная политика государства представляет собой действенный инструмент, с помощью которого правительство воздействует на многие хозяйственные процессы. Государственный бюджет - это финансовый план государства; это доходы и расходы центрального правительства и местных властей. Основной инструмент мобилизации финансовых средств для государственных расходов - налоги, которые одновременно являются средством регулирования экономики. Конкретными регуляторами хозяйственной деятельности в данном случае следует считать налоговые ставки, налоговые льготы, налоговые «каникулы» и др. Своей налоговой политикой государство не только пополняет бюджет, но и формирует рыночные стимулы поведения потребителей и производителей.

К специфическим экономическим средствам ГРЭ можно отнести ускоренную амортизацию и государственный сектор. Госсектор является системным инструментом и одновременно объектом регулирования хозяйственных макроэкономических процессов. Представляя собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным органам власти, государственный сектор функционирует на основе принципов, несколько отличающихся от принципов частных фирм. Госсектор должен высокоэффективно решать общегосударственные экономические задачи, причем получение прибыли не является первостепенной целью деятельности предприятий данного сектора. Государство финансирует деятельность объектов инфраструктуры, содержит предприятия добывающего сектора экономики и энергетики, нередко само организует производство большинства видов общественных товаров.

Весьма разнообразно госсектор используется как инструмент ГРЭ. В условиях общего экономического спада правительственные инвестиции в данный сектор могут в немалой степени способствовать выправлению ситуации; в альтернативном случае инвестиционная активность государства сдерживается и экономика несколько «охлаждается». Кроме того, государственный сектор играет значительную роль в структурной и региональной экономической политике правительства, а также в его внешнеэкономической деятельности. Таким образом, занимая хозяйственные «ниши», которые малорентабельны или вовсе нерентабельны для частного сектора экономики, госсектор способствует росту эффективности национального хозяйства в целом.

В современной экономической теории различают две формы регулирования: экономическое регулирование, где главным является контроль цен, и социальное регулирование, связанное, прежде всего с обеспечением экологической безопасности, поддержанием определенного уровня потребления, здоровья и общего благополучия нации. Рассмотрим вышеназванные формы регулирования по порядку.

 

Рис. 29.1. Регулирование цены в условиях естественной монополии

 

Рисунок отражает ряд особенностей, связанных с деятельностью естественных монополий. Во-первых, вследствие «эффекта масштаба» средние издержки в данном случае всегда больше предельных издержек. Во-вторых, кривая спроса (D=AR) пересекает кривую МС там, где кривая АС имеет отрицательный наклон. Это означает, что при производстве данного продукта не одной, а несколькими фирмами, общая кривая средних издержек этих фирм проходила бы гораздо выше, чем линия АС. Это означает, что при свободной конкуренции ресурсы использовались бы нерационально, и общество несло бы большие потери.

Обратившись к рисунку, отметим, что для естественной нерегулируемой монополии идеальная цена равна Р0, что соответствует классическому равновесию любой фирмы (МС=MR). Площадь заштрихованной фигуры (рис. 29.1) представляет собой объем экономической прибыли, которую получает монополист, производя при этом объем продукции Q0. В идеальном случае установление государством цены, соответствующей условиям совершенной конкуренции, снизило бы максимизирующую прибыль цену Р0 до уровня Р2 (в условиях совершенной конкуренции Р2=МС). Но тогда фирма постоянно несла бы потери, так как цена ниже средних издержек. Наилучшей альтернативой является установление цены на уровне Р1, при котором средние издержки равны среднему доходу. Графически это показано пересечением кривых средних издержек и среднего дохода: P1=AC=AR. В данном случае фирма не получает монопольной прибыли, но и не несет убытки; выпуск в объеме Q1 считается достаточным для того, чтобы фирма оставалась в деле, распределив свои издержки на все единицы продаваемой продукции.

Практическое регулирование естественных монополий дает значительный социально-экономический эффект. В первую очередь это связано с ростом объемов выпуска (Q1>Q0) и снижением цен (Р10), что обеспечивает рост уровня потребления. Кроме того, ограничение прибыли монополистов объемами ее нормального уровня (монопольная сверхприбыль исчезает) способствует более справедливому первичному распределению дохода в обществе. Наконец, снижение цены от монопольно высокого до устанавливаемого государством уровня способствует рациональному использованию факторов производства. К сожалению, в действительности трудно определить минимальную приемлемую для естественной монополии цену (Р2=АС). В итоге государственное регулирование цен основывается на получаемой такой монополией норме прибыли. В данном случае определяется и устанавливается некая «справедливая» норма прибыли, которая может быть получена фирмой при какой-то «справедливой» или максимально допустимой цене.

Экономическое регулирование связано не только с деятельностью государства по формированию цен на продукцию естественных монополий. Объектами регулирования являются конкретные отрасли промышленности, телекоммуникации и транспортная система, денежный рынок с механизмами прямого и косвенного финансирования фирм, ряд сфер агропромышленного комплекса, освоение запасов континентального шельфа и др.

Социальное регулирование представляет собой относительно новую форму ГРЭ и связано, прежде всего, с защитой окружающей среды и расширенным воспроизводством среды обитания человека, нейтрализацией внешних эффектов от экономической деятельности, защитой здоровья и безопасности работников фирм и потребителей. Другими словами, социальное регулирование экономической действительности представляет собой систему государственных мер, направленных на формирование и развитие ноосферного типа общественного воспроизводства. Конкретными примерами социального регулирования являются программы очистки воды и воздуха, обеспечение безопасности потребительских товаров и лекарств, профессиональной деятельности и т. д. В данном перечне наиболее значимыми в социальном плане являются экстерналии. Рассмотрим социальное регулирование на примере контроля со стороны государства над загрязнением окружающей среды.

Напомним, что внешний эффект имеет место тогда, когда действия одних фирм и домохозяйств непосредственно влияют на издержки или выгоды других фирм и домохозяйств, причем данное влияние не находит отражения в рыночных ценах. Загрязнение окружающей среды - это наиболее важный внешний эффект, и современное государство в значительной мере несет ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека на жизнь в условиях здоровой окружающей среды.

Предположим, какое-либо предприятие производит нефтепродукты, загрязняя при этом воду и воздух, нанося существенный ущерб благосостоянию живущих в данном регионе людей. При этом продукция предприятия, попадая на свободный рынок, реализуется по цене Р0 при объеме выпуска Q0 (рис. 29.2). Нетрудно понять, что в приведенном случае частные издержки производства ниже величины общественных издержек, поскольку фирма не платит за ущерб, наносимый ею окружающей среде. Рыночная цена Р0 ниже действительных затрат общества, которые, помимо затрат факторов производства, еще включают расходы на очистку воздуха, обработку сточных вод и т. д. Очевидно, что рыночное равновесие в точке М не может быть признано общественно нормальным, и для того, чтобы уравновесить частные и общественные издержки, государство обязано вмешаться в механизм рыночного ценообразования. В связи с этим, возникают вопросы: какова форма государственного вмешательства в деятельность предприятия-загрязнителя и каков критерий оптимизации этого вмешательства?

Государство, владея достаточным объемом информации, может рассчитать наиболее дешевый способ минимизации загрязняющих выбросов и жестко указать предприятию линию его поведения. Оно также может дать фирме задание по снижению уровня загрязнения. Наиболее простое решение связано с тем, что государство устанавливает специальный налог, денежные поступления по которому используются для ликвидации экономического ущерба. В экономической теории данный налог получил название налог Пигу.

 

Рис. 29.2. Налог Пигу и формирование псевдорыночного

Равновесия на рынке благ

 

На рис. 29.2 данный налог плюс частные затраты фирмы на производство нефтепродуктов, выраженные кривой S, образуют кривую общественных или социальных затрат S¢ на производство данной продукции. Кривая S' проходит выше кривой S строго на величину налога Пигу. В точке N формируется псевдорыночное равновесие на рынке нефтепродуктов, которому соответствуют возросшая цена Р1 и сократившийся объем выпуска Q1. Но остается неясным: от чего зависит величина данного налога и как определить его оптимальные параметры?

Решение проблемы может быть найдено в том случае, если правительству удастся найти замену отсутствующему рынку внешних эффектов. Другими словами, необходимо уравновесить предельные выгоды от очищения окружающей среды и предельные издержки на проведение природоохранных мероприятий. Речь идет об определении предприятиям таких объемов налоговых платежей, которых было бы достаточно для снижения уровня загрязнения окружающей среды до определенного оптимума. Это «равновесие-оптимум» мы видим на рис. 29.3.

 

Рис. 29.3. «Равновесие-оптимум» уровня загрязнения окружающей среды

 

На оси абсцисс показано снижение степени загрязненности по сравнению с ситуацией, предшествующей государственному вмешательству. Ось ординат характеризует предельные издержки и предельные выходы проводимых очистных мероприятий. Кривая МС есть кривая предельных издержек природоохранных мероприятий. Она имеет положительный наклон, так как предельные издержки по снижению уровня загрязненности возрастают по мере уменьшения этого уровня. Другими словами, чем чище окружающая среда, тем дороже обходится ее дальнейшее очищение.

Кривая МВ показывает предельные выгоды общества от снижения уровня загрязнения. Она имеет отрицательный наклон, поскольку предельные выгоды от снижения уровня загрязненности падают по мере того, как вода и воздух становятся чище. То есть, чем чище окружающая среда, тем меньше выгод получает общество от ее дальнейшего очищения. Оптимальный уровень снижения объема загрязнений - это уровень Qа, при котором величина предельной выгоды равна величине предельных издержек по дополнительному снижению уровня загрязненности. Равновесная величина Ра и есть налог Пигу.

Здесь важно также подчеркнуть следующее: для общества не обязательно самой оптимальной является стратегия полного избавления от всех загрязнений окружающей среды. Решение подобной задачи было бы чрезвычайно дорогим благом, и общество едва ли может себе это позволить. В точке А (рис. 29.3) обеспечивается наивысший уровень экономической эффективности природоохранных регулирующих мер государства. Если загрязнение окружающей среды превышает его ранее принятый оптимум, соответствующий параметрам точки А, то государство увеличивает налог Пигу или стимулирует другие природоохранные мероприятия. Если же вода и воздух стали намного чище, чем это соответствует точке А, то государство, как это ни парадоксально, может уменьшить налог Пигу и разрешить фирмам снизить свои издержки на очистные мероприятия.

Государство, регулируя внешние эффекты, способствует более справедливому распределению дохода. При этом здесь не бывает проигравших, поскольку даже те фирмы и домохозяйства, у которых изымается часть денежных доходов в форме налогов или штрафов, просто расплачиваются за уже полученные ими выгоды. В выигрыше находятся те фирмы и домохозяйства, в пользу которых государство перераспределяет доход, оптимизируя уровень загрязнения окружающей среды.

В современных условиях деятельность государства по регулированию экстерналий направлена не столько на нейтрализацию, сколько на ликвидацию и даже предотвращение негативных внешних эффектов. Кроме налога Пигу, все шире внедряется в практику ноосферная экспертиза инвестиционных проектов. Во многих странах государство использует широкий арсенал методов, призванных заинтересовать бизнес инвестировать капитал в восстановление природы.

Таким образом, естественные монополии и внешние эффекты - важнейшие объекты экономического и социального регулирования в рамках ГРЭ в целом. Множество других сфер регулирующего воздействия государства требуют отдельного анализа и могут стать предметом самостоятельного углубленного изучения. Особое внимание необходимо уделить специфике государственного регулирования в условиях масштабной социально-экономической трансформации, что имеет место в современном хозяйстве России.

 

Резюме

Базисная концепция о высокой эффективности конкурентного рынка отнюдь не исключает, а предполагает активное государственное регулирование экономики. Причинами тому являются: «провалы» рынка в сфере социальной справедливости рыночного распределения дохода и редких ресурсов; циклические колебания в экономике; появление отрицательных экстерналий; углубляющаяся информационная асимметрия среди индивидов и фирм; необходимость производства общественных благ.

Государственное регулирование экономики - это процесс целенаправленного воздействия государства на хозяйственную динамику в целях устранения недостатков рыночного механизма и обеспечения высокоэффективного, социально ориентированного экономического развития. Высшей целью ГРЭ является обеспечение ноосферного типа общественного воспроизводства при социальной ориентации экономического роста.

В современных условиях различают экономическое и социальное регулирование. Объектом экономического регулирования являются, в первую очередь, цены на продукцию естественных монополий. Социальное регулирование связано в основном с обеспечением социально-экономической безопасности общества, корректировкой экстерналий, защитой здоровья работников фирм и потребителей. При нейтрализации внешних эффектов государство формирует псевдорыночное равновесие на рынке благ, используя, в частности, налог Пигу.

В современной российской экономике роль государства в трансформационном процессе возрастает. Смешанная рыночная модель как целевая функция современных экономических преобразований в России характеризуется ведущими позициями госсектора и первостепенной ролью государства как институционального предпринимателя в решении текущих и стратегических социально-экономических задач.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое государственное регулирование экономики, и каковы его основные инструменты?

2. Охарактеризуйте взаимосвязь рыночного и государственного регулирования экономики.

3. Прокомментируйте тезис о том, что государственное регулирование является способом разрешения противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

4. В чем заключаются особенности социального и экономического регулирования?

5. Приведите примеры и дайте графический анализ социального и экономического регулирования в современной российской экономике.

6. Какова экономическая природа налога Пигу?

7. Охарактеризуйте социально-экономическую природу естественных государственных монополий?

8. Как соотносятся категории «государственная собственность» и «государственный сектор»?

9. Охарактеризуйте роль и значение государственного сектора как объекта и средства экономического регулирования.

10. Каковы ведущие цели и особенности государственного регулирования современной российской экономики?

 

Рис. 33.1. Производство и потребление в странах до специализации

 

А теперь проанализируем возможности специализации производства и связанные с ними конкурентные преимущества государств. Если страна А для производства 1F расходует дефицитных ресурсов меньше, чем страна В, где для выпуска 1F нужно пожертвовать не одной, а двумя единицами С, то не стоит ли стране А специализироваться на выпуске только F? Если страна В для производства 1С жертвует меньшим количеством F (то есть 1C=0,5F), то не следует ли ей сконцентрировать свои ресурсы на выпуске только одежды? Несомненно, на оба вопроса можно дать положительный ответ. Сравнение данных второй и третьей колонок табл. 33.1 позволит подчеркнуть, что совокупный объем вы


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.