Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

2018-01-29 1418
Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Старший дошкольный возраст имеет важное значение для психическо­го развития ребенка, так как именно в этот период происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения. В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые образования. К ним отно­сятся произвольность психических процессов - внимания, памяти, восприя­тия. Начинает формироваться способность управлять своим поведением, а также происходят изменения в представлениях ребенка о себе, в его самосо­знании и самооценке. Важным изменением в деятельности ребенка является появление произвольности, которая является регулятором собственного по­ведения дошкольника, а не внешних, окружающих его предметов.

Эмоциональные процессы в старшем дошкольном возрасте становятся более уравновешенными. Но в то же время в данный период эмоциональная жизнь ребёнка становится насыщеннее и интенсивнее. У ребенка появляются такие эмоции, как сочувствие другому, сопереживание (эмпатия), без кото­рых общение и взаимодействие детей будет невозможно.

Важно отметить, что развитие личности в старшем дошкольном воз­расте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств и потребностей. То есть в данный период формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая дей­ственно-практическая. Такие отечественные ученые, как Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, ко­торая подчинена социальным нормам и требованиям. К концу дошкольного возраста у детей происходит формирование самооценки, содержанием кото­рой является уровень развития практических способностей и моральных качеств ребенка, которые выражаются в подчинении нормам поведениям и правилам, установленным в данном коллективе. Необходимо отметить, что самооценка дошкольника в целом находится на высоком уровне, что помогает ребенку осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в за­нятия учебного типа при подготовке к школе.

А. В. Запорожец отмечал, что дети в старшем дошкольном возрасте уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремят­ся понять суть вещей и взаимосвязь различных явлений. В этом возрасте ста­новится возможным формирование представлений и элементарных понятий, новых способов обобщения, которое происходит на основе развернутой предметной деятельности дошкольника[25].

Важно отметить, что в дошкольном возрасте формируются и интен­сивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. Первый опыт таких отношений становится основой, на кото­рой строится дальнейшее развитие личности ребенка. Дошкольники постоян­но находятся в ситуациях общения, активного взаимодействия друг с дру­гом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повсе­дневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью.

В трудах Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, А.В. Запорожца, Т.А. Репи­ной прослеживается мнение о том, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей и успешно социализиро­ваться; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Согласно концепции М. И. Лисиной, к 7 годам у ребенка формируется внеситуативно-личностная форма общения со взрослым, которая характери­зуется тем, что общение развертывается на фоне теоретического и практиче­ского познания ребенком социального мира [41]. Личностные мотивы при данной форме общения являются ведущими. М.И. Лисина писала о том, что: «Внеситуативно-личностное общение не является стороной какой-либо дея­тельности, а представляет собой самостоятельную ценность». Взрослый для ребенка выступает как конкретный человек и член общества. Дошкольника начинают интересовать не только ситуативные проявления взрослого по от­ношению к себе (внимание, доброжелательность и т.д.), но и различные дру­гие аспекты (где он живет, кем работает и т.д.). Также, ребенок готов расска­зывать о себе и о своем близком окружении.

В старшем дошкольном возрасте взрослый для ребенка является ис­точником знания и собеседником, который способен удовлетворить его рас­тущие познавательные потребности. Также, для дошкольников характерно не только стремление к тому, чтобы взрослый относился к нему с вниманием и уважением, но и понимал его и сопереживал. Именно это стремление во вза­имопонимании и сопереживании со стороны взрослого является основной для внеситаутивно-личностного общения. Для ребенка становится важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым, так как их совпадение бу­дет служить доказательством ее правильности. Речь является основным сред­ством для данной формы общения.

Внеситуативно-личностная форма общения способствует формирова­нию и соблюдению этических и нравственных ценностей, норм поведения и их соблюдения, а также, ребенок учится видеть себя со стороны, что является важным условием осмысленной регуляции своего поведения. Именно в этот период происходит интенсивное развитие и осмысление дошкольником по­нятий: «добро» и «зло».

Л.А. Венгер занималась исследованием различных схем поведения до­школьника в отношении близких и незнакомых взрослых. По результатам его исследования было выявлено, что в начале седьмого года жизни дети начи­нают различать свое поведение в ситуациях, связанных с близким и посто­ронним взрослым [11].

Л.Н. Галигузова и Е.О. Смирнова отмечают, что социальная ситуация развития старшего дошкольника не ограничивается его контактами с окру­жающими взрослыми. Кроме реально окружающих ребенка взрослых появ­ляется еще и «идеальный» взрослый [14].

Он считается «идеальным» потому, что существует только в сознании ребенка в виде идеи, а не как реальный и конкретный человек; а также, он воплощает в себе образ какой- либо обще­ственной функции: взрослый - папа, доктор, продавец, шофер и т.д. Важно отметить, что этот идеальный взрослый не только представляется или мыс­лится ребенком, но и является мотивом действий дошкольника. Дошкольник хочет быть похожим на этого идеальный взрослый. Главная потребность ре­бенка - быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе со взрослыми [52]. Противоречие социальной ситуации развития дошкольника заключается в том, что происходит несоответствие между его стремлением походить на взрослого и невозможностью реализовать это стремление в дей­ствительности.

В период старшего дошкольного возраста ребенок активно взаимодей­ствует и со сверстниками. Ж. Пиаже в своих работах обращал внимание на сверстника, как важного фактора и необходимого условия социального и психологического развития ребенка [48].

Я.Л. Коломинский отмечал, что дошкольный возраст является сензи- тивным периодом для появления добрых чувств к другим людям [33]. Имен­но в обществе сверстников наиболее эффективно развиваются такие меха­низмы межличностного восприятия и понимания, как: эмпатия, рефлексия, идентификация, которые лежат в основе формирования положительный лич­ностных качеств (сочувствие, сопереживание, поддержка, чувство справед­ливости).

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что другие дети, также как и он сам, имеют устойчивые убеждения, взгляды, с которыми необходимо считаться и к которым необходимо прислушиваться [61]. Поэтому у ребенка может проявляться сопереживание по отношению к сверстнику и наблюдаться потребность в эмоциональной поддержке. До­школьник начинает видеть в своем сверстнике не только ситуативные прояв­ления, но начинает обращать внимание и на его желания, предпочтения. По­является заинтересованность к личности сверстника, не связанная с его кон­кретными действиями. Но конкурентная, соревновательная основа в отноше­ниях все же сохраняется [42].

К 6 годам у большинства детей появляется непринужденное и беско­рыстное желание оказать помощь сверстнику, подарить ему что-нибудь или пойти на уступку. Также, существенно повышается в этот период эмоцио­нальная вовлеченность в деятельность. Дошкольникам важно знать, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки читает), и основой этому является интерес к личности сверстника. Таким образом, можно сделать вывод о том, что мысли и действия старших дошкольников устремлены как на положительную оценку взрослого, так и на сверстника [10].

К концу дошкольного возраста между детьми начинают завязываться крепкие избирательные привязанности. Дети могут объединяться в неболь­шие группы (по 2-3 человека) и открыто показывать предпочтение своим друзьям. В поведении и отношениях таких детей наблюдается открытость и доверие. Дошкольники стремятся поделиться своими мыслями, предпочтени­ями, планами со сверстником. Демонстрируемое поведение свидетельствует о том, что именно в старшем дошкольном возрасте необходимо формировать коммуникативные способностии детей и способствовать образованию условий для их межличностного общения и взаимодействия.

В старшем дошкольном возрасте происходит расширение возможно­стей общения детей и углубляется его содержание за счет сформированного уровня развития речи. На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка происходит практическое овладение речью. Многочисленные исследования подтверждают что, речь как средство коммуникации в дошкольном детстве сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, которая полноценно опи­сывает ситуацию или же какое- либо событие. На протяжении дошкольного возраста приобретается способность понятно, адекватно выражать свои ин­тенции. Происходит их расширение: от стремления выразить свои субъек­тивные впечатления (удовольствие, неудовольствие или удивление) до раз­личных форм выражения заинтересованности в общении, согласия с партне­ром, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо про­тивостояния, самозащиты, отказа от контакта [7].

Также, важно отметить, что в дошкольном возрасте интенсивно растет словарный состав речи. И.В. Шаповаленко выделяет основные направления речевого развития: - расширение словарного запаса и развитие грамматиче­ского строя речи; - появление феномена детского словотворчества, которое служит развитию когнитивных и языковых структур; - уменьшение эгоцен­тризма в детской речи; - развитие фонематического слуха; - развитие функ­ций речи [62].

Таким образом, речь является одной из важнейших психических функ­ций, она отражает протекание мыслительных операций, эмоциональных со­стояний, играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребен­ка.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть та­кими коммуникативными способностиами, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.

Приотсутствие необходимых коммуникативных способностей у ребенка по­являются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения. Возможно про­явление негативного отношения к общению. Дошкольник может не прини­маться сверстниками, если он мало общается с ними, пассивен, не способен организовать совместную деятельность и общение.

Поэтому, именно развитая коммуникация является основным направ­лением социально-личностного развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Такое положение соотносится с взглядами на основные задачи раз­вития дошкольника основоположников отечественной детской психологи - Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной. В процессе игровой дея­тельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Также происходит развитие речи: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Игра оказывает большое влияние на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте. Че­рез нее дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых лю­дей, которые становятся образцом для их собственного поведения, и в ней приобретаются основные способностии общения, а также качества, необходимые для установления контакта со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Коммуникативная активность детей старшего дошкольного возраста направлена как на взрослых, так и сверстников. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного - взрослый. Важно отметить, что большое влияние на формирование коммуникативных способностей оказывает развитие речи, мышления, памяти, внимания, а также, развитие эмоциональной сферы дошкольника.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.