Безработица и её причины, виды безработицы, «нормальный» уровень безработицы — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Безработица и её причины, виды безработицы, «нормальный» уровень безработицы

2018-01-29 273
Безработица и её причины, виды безработицы, «нормальный» уровень безработицы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Безрабо́тица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

Типы безработицы

Фрикционная безработица. При наличии свободы выбора профессии, рода и вида деятельности какие-то работники в каждый данный момент времени оказываются в положении «между работами». Одни добровольно меняют место работы. Других уволили, и они ищут новую работу. Третьи временно теряют сезонную работу (например, в строительстве из-за плохой погоды). И еще есть категория работников, прежде всего молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти незанятые люди найдут новую работу или возвратятся на старую после временного увольнения, им на смену придут другие «искатели» работы и временно уволенные работники, которые займут их место в «общем фонде безработных». Поэтому, хотя категория людей, по тем или иным причинам оставшихся без работы, меняет свой состав из месяца в месяц, данный тип безработицы остается. Применительно к работникам, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем, экономисты используют термин фрикционная безработица. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления: рынок труда не мгновенно устанавливает соответствие между работниками и рабочими местами. Фрикционная безработица считается неизбежной и, по крайней мере отчасти, желательной. Многие работники добровольно оказались «между работами», меняя низкооплачиваемую, малопродуктивную работу на более высокооплачиваемую и более производительную. Это означает более высокие доходы для самих работников и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший объем реального производства для экономики в целом.

 

Структурная безработица. Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. Экономисты используют термин «структурный» в значении «составной». В данном случае безработица возникает потому, что рабочая сила не сразу и не в полной мере отвечает на новые изменения в структуре рабочих мест. Некоторые работники обнаруживают, что те профессиональные навыки, которыми они в настоящее время обладают, больше не соответствуют требованиям рынка; их умения и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическая структура занятости. Об этом свидетельствует, например, миграция отраслей и соответственно рабочих мест из «снежного пояса» в «солнечный пояс» в течение последних десятилетий. Фрикционная безработица кратковременна, а структурная безработица носит более долгосрочный характер и поэтому считается более серьезной.

 

Циклическая безработица Циклическая безработица возникает в период спада, то есть той фазы экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

 

Выделяют три основные причины безработицы:

потеря работы (увольнение);

добровольный уход с работы;

первое появление на рынке труда.

 


 

18."Неценовые" факторы спроса(субституты и комплименты).Влияние на них изменения цены базового товара

 

43. Сущность инфляции и её причины, стагфляция. Гиперинфляция. Социально-экономические последствия инфляции

 

18.1 Вкусы потребителей, число покупателей, реклама.

43.1 Инфляция – ϶ᴛᴏ переполнение сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей и обесценение данных знаков. Такое определение получило наиболее широкое распространение. Стоит заметить, что оно вытекает из количественной теории денег. При этом инфляционные процессы нельзя ϲʙᴏдить к простому изменению соотношения между товарами и деньгами.

Обычно инфляционные процессы порождаются:

● дефицитом государственного бюджета, связанного с ростом правительственных расходов;

● высоким уровнем непроизводительных расходов по обслуживанию правительственного аппарата, а также финансированием военных нужд;

● нарушением условий кредитования в виде предоставления кредитов на безвозмездной основе и кредитования неперспективных проектов;

● необоснованным увеличением предприятиями-монополистами цен на ϲʙᴏи товары;

● использованием механизма налогообложения для пополнения бюджетных средств путем завышения налога на прибыль, что приводит к снижению объемов производства;

● диспропорциями на микро– и макроуровнях, вызванными циклическими кризисными явлениями;

● ростом внешней задолженности, кᴏᴛᴏᴩый неизбежно приводит к чрезмерной эмиссии денежных знаков.

Стагфляция – ϶ᴛᴏ такое состояние экономики, когда инфляция сопровождается спадом или застоем производства и ростом безработицы.

Стоит отметить, что основной причиной стагфляции будет уменьшение совокупного предложения (т. е. инфляция издержек производства). Резкое повышение совокупных издержек может возникать, во-первых, под воздействием экзогенных факторов (неурожаи, стихийные бедствия, подорожание нефти и т. д.); во-вторых, глубоких структурных изменений, возникающих в процессе экономических преобразований, внедрения рыночных методов хозяйствования, отсутствия должного уровня конкуренции; в-третьих, стагфляцию могут вызывать монополии и их власть над рынками, когда производители необоснованно завышают цены за счет уменьшения объемов выпуска.

Гиперинфляция (Hyperinflation) – это инфляция с очень высокими темпами роста цен (обычно считается свыше 900% в год).

Гиперинфляция возникает в результате постоянного увеличения предложения денег, появляющееся тогда, когда правительство страны чрезмерно увлекается печатанием денег, вместо того, чтобы собирать налоги, для финансирования деятельности правительства. Именно высокие государственные расходы, для покрытия которых правительство прибегает к эмиссии, являются одной из основных причин высокого темпа роста цен. Незаметно создается порочный круг, требующий все большего количества денег. Такой быстрый рост цен вызывает недоверие местного населения к валюте страны, которая гигантскими темпами теряет свою реальную стоимость. Вместо того, чтобы часть имеющихся у населения наличности, оставлять в виде сбережений, все деньги незамедлительно тратятся, тем самым увеличивая скорость денежного обращения, который в свою очередь, приводит к еще большему ускорению роста цен

43.2 Рассмотрим основные направления разрушительного воздействия инфляции на экономику:

● перераспределение национального дохода и национального богатства;

● подрыв хозяйственного механизма и производства.

В целом последствия инфляции носят негативный характер. Они сказываются на развитии хозяйственного процесса, социальных условиях, различных сторонах общественной жизни. Ухудшается экономическое положение, поскольку:

● снижается объем производства, так как колебание и рост цен делают неопределенными перспективы развития производства;

● происходит перелив капитала из производственной сферы в торговую и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыль, а также легче уклоняться от налогообложения;

● расширяется спекуляция в результате резкого изменения цен;

● ограничиваются кредитные операции, поскольку стоимость кредитных ресурсов растет;

● обесцениваются финансовые ресурсы государства;

● возникает социальная напряженность.


 

19. Предложения и закон предложения.Функция предложения.Величина предложения.Кривая предложения

 

44. Цикличность. Развитие экономики. Государственная антициклическое регулирование и его инструменты (Джон Майер Кейнс и неокейнсианство)

 

 

19.1. Предложение – количество товаров, которое продавцы готовы (хотят и могут) предложить к продаже на рынке по конкретным ценам, в определенном месте, в определенное время.

Изучая действия продавцов на рынке, нетрудно заметить, что количество товаров на рынке, которое предлагается ими на рынке к продаже (величина предложения), так же впрямую зависит от складывающихся в торговле уровня цен.У производителей и продавцов свои интересы, для них ЦЕНА несет иную, чем для потребителей,информацию:высокая цена обещает большую выручку, низкая цена заставляет искать пути более прибыльного использования своих ресурсов.

Кривая предложения - графическое отображение прямой связи между ценой товара и величиной предложения.

Допущение, при прочих равных означает, что неценовые определяющие даны заранее и не подвергаются изменениям. Изменение неценовой определяющей меняет предложение, т. е. сдвигает кривую предложения.

Обычно чем выше цена, по которой можно продать экономическое благо (пользующийся спросом товар), тем больший его объем продавцы готовы предложить на рынок.

Информацию о возможных величинах предложения обычно представляют графически в виде кривой, которая называется кривой предложения.

Закон предложения: Продавцы предложат больше товаров при высоких ценах, И меньше – при низких.

Величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по данной цене.

Функция предложения – это зависимость объема рыночного предложения экономического блага от факторов его определяющих.

Факторы, определяющие величину рыночного предложения называют детерминантами предложения. Это такие параметры рынка, которые определяют возможность производителей осуществлять рыночное предложение. При этом затраты на производство экономического блага не должны превышать рыночную цену данного блага.

Все факторы, определяющие рыночное предложение можно разделить на две группы:

- ценовые факторы, т.е. цена производимого блага Px;

- неценовые факторы: Pn – природные ресурсы, Pk – капитальные ресурсы, Pw – трудовые ресурсы, M – численность продавцов, Н – технологии, Т – налоги, Е – ожидания производителей.

Таким образом, функция предложения имеет вид: Q=f(Pх,…,Pn,Pk,Pw,M,H,T,E). При неизменности всех остальных факторов, функция предложения есть функция предложения от цены: Q=f(Pх). По житейской логике можно предположить, что с ростом цен предложение растет.

44.

Экономические циклы — колебания экономической активности (экономической конъюнктуры), состоящие в повторяющемся экономическом спаде (рецессии, депрессии) и экономическом подъёме (оживлении экономики). Циклы носят периодический, но, обычно, нерегулярный характер. В рамках кейнсианско-неоклассического синтеза циклы обычно интерпретируются как колебания вокруг долгосрочного трендаразвития экономики.

20.Кривая предложения и факторы(детерминанты) предложения

 

45. Государственное регулирование экономики (регулирование цел, законодательное регулирование прав собственности, преодоление «несовершенства» рынка, налоговая политика)

 

 

20.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – непрерывная линия на графике предложения, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина предложения. Линия предложения на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Иногда она изображается в виде прямой, а чаще – в виде кривой, напоминающей гиперболу. При этом кривую часто изображают так, что она как бы имеет вертикальную асимптоту. Этим хотят подчеркнуть ограниченный характер производственных возможностей: существует предел производства каждого продукта, такая величина выпуска, которая не может быть достигнута даже при самых высоких затратах, поскольку ресурсы носят ограниченный характер. Кривую предложения обычно изображают лишь в начальной или центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение предложения в них носит характер предположений. Кривая предложения может менять свою форму, смещаясь вправо или влево, под влиянием неценовых факторов предложения.

20.1.

ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.

К неценовым факторам относят:

Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.

Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.

Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом. Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.

Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.

К другим неценовым факторам предложения относят:

Ожидания производителя. Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др. Например, фермеры могут придерживать продажу пшеницы, ожидая, что цена на нее увеличится. Однако возможен и обратный эффект – в ожидании повышения цен производители могут наращивать производство. Этот фактор достаточно сложно учесть, и потому он не используется в модели.

Цены на другие товары. Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. При повышении цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства. Таким образом, одним из неценовых факторов предложения товара являются цены на другие товары: если они растут, будет происходить отток капитала в сферу их производства, и, соответственно, уменьшение предложения данного товара, и наоборот. Этот фактор наиболее значим для товаров со схожими условиями производства, поскольку в этом случае переход на другой вид продукции не требует больших затрат. Данный фактор не рассматривается в модели.

Обратите внимание на то, что уровень влияния различных неценовых факторов на предложение сильно зависит от типа товара.

45.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов[1].

Государство отвечает за:

● Фискальную политику (бюджет, налоги);

● Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка);

● Регулирование внешней торговли;

● Контроль распределения доходов.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

● Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

● Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.

Методы регулирования разделяются на:

● Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты);

● Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика;

● Внешнеэкономическое регулирование.

Формы регулирования:

● Государственные целевые программы (социальные);

● Прогнозирование;

● Моделирование ситуаций.

Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

Причины регулирования:

● Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.)

● Наличие частного и общественного характера производства

● Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы)

● Научно-технический прогресс

● Тенденция к монополизации

● Наличие международной конкуренции.


 

21.Простейшие модели установления рыночного равновесия(Альфред Маршал,Леон Вальрас)

 

46. Центральный банк и

коммерческие банки в рыночной экономике, основная функция ЦБ. Банковская система страны

 

 


 

22.Полезность:основные принципы и понятия теории поведения потребителя. Джереми Бентрам и утилитаризм начала 19 века

 

47. Налогово-бюджетная (фискальная) политика. Виды налогов

 

 


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.