СССР в конце 1920-х — 1930-е годы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

СССР в конце 1920-х — 1930-е годы

2018-01-13 208
СССР в конце 1920-х — 1930-е годы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Форсированная (сталинская модернизация)

Политика индустриализации.

Индустриализация — процесс создания крупной, технически и технологически развитой промышленности, прежде всего отраслей, которые производят орудия и средства производства. Индустриализация должна была осуществить модернизацию всей экономики. Уже план ГОЭЛРО (1920) предполагал не только строительство 30 электростанций, но и комплексное восстановление и развитие крупной промышленности.

Курс на индустриализацию был принят на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г. Съезд поставил задачу превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их, и на этой основе добиться технико-экономической независимости Советского Союза от капиталистических стран. Индустриализация была направлена прежде всего на укрепление обороноспособности СССР, оснащение Красной Армии современным оружием и боевой техникой. В ходе индустриализации должно было произойти оснащение сельского хозяйства тракторами и комбайнами для перевода его на социалистический путь развития и интенсификации труда в земледелии. Предполагался также значительный рост рабочего класса, который правящая коммунистическая партия постоянно называла ведущей силой советского общества.

В 1927 г. XV съезд ВКП(б) утвердил директивы для составле­ния первого пятилетнего плана, который впоследствии был раз­работан в двух вариантах — отправном и оптимальном. Сталин­ское руководство отвергло более взвешенный отправной вариант и сделало ставку на оптимальный вариант, который был утвержден XVI партийной конференцией (апрель 1929 г.) и V съездом Советов СССР (май 1929 г.).

Первая пятилетка осуществлялась в 1928—1932 гг. Главная задача — превращение страны из аграрной в индустриальную. И без того высокие темпы развития промышленности (18—20% в среднем за год) в ходе пятилетки пересматривались в сторону значительного повышения, что оказалось авантюрой. Важнейшей проблемой пятилетки стало изыскание средств для индустриализации (проблема накоплений), поскольку основную массу машин и промышленного оборудования СССР ввозил из-за границы и одновременно вел огромное строительство новых промышленных объектов. Средства были получены за счет, во-первых, усиленной продажи за границу в первую очередь зерна, а также леса, угля, руды, нефти и других сырьевых ресурсов; во-вторых, значительного увеличения производства и продажи внутри страны водки; в-третьих, за счет добровольно-принудительного размещения среди населения займов на индустриализацию; в-четвертых, денежной эмиссии, т. е. выпуска денег, не обеспеченных товарными ресурсами, что вело к росту цен; в-пятых, перекачивания средств из одних отраслей в другие через го­сударственный бюджет и иных административных мер.

Важнейшими стройками первой пятилетки стали Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде и др. Всего за годы первой пятилетки было построено 1500 крупных промышленных пред­приятий, но многие из них не вышли на проектную мощность из-за низкой квалификации рабочей силы и нереальных сроков освоения вводимых мощностей.

В январе 1933 г. на пленуме ЦК ВКП(б) Сталин торжественно заявил, что первая пятилетка выполнена досрочно за 4 года и 3 месяца. На самом деле большинство заданий пятилетки не было выполнено в связи с нереальными темпами роста. Тем не менее первая пятилетка явила собой значительный шаг в реализации курса на индустриализацию: возникла крупная промышленность, оснащенная современной техникой; технико-экономическая независимость от западных стран и обороноспособность Советского государства во многом были обеспечены. Но все эти достижения сопровождались снижением уровня жизни народа, так как не уделялось должного внимания производству товаров широкого потребления, строительству жилья, созданию достойных условий жизни и быта. Появился дефицит на многие товары массового спроса, в том числе на продукты питания, и с 1928 г. в городах вновь была введена карточная система.

План второй пятилетки (1933—1937) был утвержден на XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. Главной экономической задачей пя­тилетки объявлялось завершение технической реконструкции всех отраслей производства на основе внедрения новой техники и повышения производительности труда. Установленные сред­ние темпы промышленного роста (16,5% в среднем за год) были ниже, чем в первой пятилетке, но планировалось более высокое развитие группы Б (легкая и пищевая промышленность) по сравнению с отраслями группы А (тяжелая индустрия). Важнейшие достижения второй пятилетки: завершение строительства Ура­ло-Кузнецкого комбината — основной угольно-металлургической базы на востоке страны, Уральского и Краматорского заводов тяжелого машиностроения, открытие в Москве в 1935 г. пер­вой линии метро, создание новых промышленных районов в Поволжье, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Всего за годы второй пятилетки было по­строено 4500 крупных промышленных предприятий.

Во второй пятилетке началось стахановское движение, на­правленное на максимальное использование новой техники и по­вышение производительности труда. Инициатор движения шах­тер из Донбасса Алексей Стаханов в ночную смену с 30 на 31 августа 1935 г. вырубил отбойным молотком 102 тонны угля, превысив сменное задание в 14,5 раз. Этот рекорд Стаханов уста­новил благодаря правильной организации труда (вместе с ним в забое трудились двое подсобных рабочих, ставивших крепежный лес) и максимальному использованию возможностей отбойного молотка. При непосредственной поддержке Сталина и Орджоникидзе (нарком тяжелой промышленности) рекорд Стахано­ва получил всесоюзную известность. Началось стахановское движение не только в угольной, но и в других отраслях экономи­ки. Последователями Стаханова стали: в автомобильной промышленности — кузнец А. Бусыгин, на железнодорожном транс­порте — машинист П. Кривонос, в текстильной промышленности — ткачихи Евдокия и МарияВиноградовы, в сельском хозяйстве — трактористка П. Ангелина и др. Первоначально ста­хановское движение отражало искренний энтузиазм трудящихся, но вскоре оказалось заорганизованным и превращенным в показуху в условиях бюрократической командно-административной системы управления. На ряде предприятий «стахановцам» создавались льготные условия труда, нередко им приписывались результаты труда других рабочих.

Официально было объявлено, что вторая пятилетка, как и первая, выполнена досрочно, за 4 года и 3 месяца, но это не соответствовало действительности. Хотя вторая пятилетка вывела Советский Союз на второе место в мире после США и первое ме­сто в Европе по валовому объему промышленной продукции, ряд запланированных показателей не был достигнут (по производст­ву металла и энергетического оборудования, добыче угля и строительству электростанций) и, что особенно важно, провале­ны многие плановые задания по отраслям группы Б (легкая и пи­щевая промышленность).

Крайне отрицательно на результатах пятилетки сказались массовые репрессии хозяйственных кадров, занимавших руко­водящие должности в экономике.

Третья пятилетка (1938—1942), утвержденная XVIII съездом ВКП(б) в марте 1939 г., была прервана нападением нацистской Германии на СССР. Главная задача третьей пятилетки заключалась в ускоренном строительстве заводов в восточных районах страны (недоступных для бомбардировок в случае войны), особенно в металлургии и химической промышленности. Чуть меньше половины бюджета планировалось потратить на военные нужды.

Итоги индустриализации.

За годы довоенных пятилеток Со­ветский Союз, совершив промышленный рывок, стал мощной индустриальной державой, располагавшей практически всеми отраслями производства. Было построено 9 тыс. крупных про­мышленных предприятий. В конце 30-х гг. почти 60% промыш­ленной продукции давала тяжелая индустрия. Индустриализа­ция привела к значительному росту рабочего класса (с 9 млн. в 1928 г. до 23 млн. в 1940 г.) и инженерно-технической интелли­генции. На карте страны появился ряд новых городов: Магнито­горск, Комсомольск-на-Амуре, Новокузнецк и др. Окрепла обороноспособность СССР. Осуществлялось оснащение Красной Ар­мии новыми видами оружия и боевой техники.

В то же время индустриализация не привела к существенно­му улучшению жизни рабочих и служащих, несмотря на их чест­ный и нередко самоотверженный труд. Уровень потребления и жилищные условия оставались низкими. Успехи индустриали­зации во многом обеспечила созданная в стране огромная систе­ма принудительного труда — ГУЛАГ (Главное управление лаге­рей), заключенные которого построили Беломорско-Балтийский канал, канал «Москва — Волга» и многие другие объекты пер­вых пятилеток.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.