Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2018-01-29 | 233 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для построения действенной налоговой системы, ориентированной на социальные задачи, необходима новая теория налогов, создающая предпосылки для формирования оптимального пакета налогов и сборов. Это касается всех аспектов налоговой теории: сущности, классификации, функций, принципов налогообложения, структуры налоговой системы.
В современной финансовой науке существуют различные подходы к диверсификации налоговых функций. Так, например, Л.Ф. Черкасова, Л.А. Злобина предлагают выделять, с одной стороны, интегральные функции налогов - фискальную, регулирующую и социальную, которые неразрывно взаимосвязаны, относятся к одному уровню налоговой системы, и дифференциальные, такие как функции организации, мобилизации, аккумуляции, аллокации, планирования, учета, контроля, анализа, стимулирования, социализации, субординации, координации, социальной дифференциации, солидаризации и т. д., причем интегральные функции налога воплощаются в дифференциальных функциях налоговой системы таким образом, что между ними возникает общее соответствие, нарушение которого приводит к снижению эффективности.
В свою очередь, Н.В. Иванова, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина предлагают избегать чрезмерной дифференциации в классификации налоговых функций, выделяя шесть основных (с учетом их взаимопроникновения): фискальную, распределительную (перераспределительную), регулирующую, стимулирующую, социальную и контрольную.
По мнению автора, вопрос классификации налоговых функций не столь принципиален, поскольку степень теоретической и практической их диверсификации зависит как от конкретных задач исследования, так и от совершенства налоговой системы, структуры конкретного налога на том или ином историческом этапе. Поэтому, выделяя в качестве базовых функций налога фискальную, регулирующую и стимулирующую, следует полагать все остальные производными, реализация которых определяется оптимальной комбинацией базовых налоговых функций.
|
Понятно, что суть фискальной функции налога заключается в обеспечении поступлений определенной части средств в разноуровневые бюджеты для покрытия обоснованных государственных расходов, благодаря чему, собственно, и создаются необходимые материальные условия и возможности для жизнедеятельности государства. В свою очередь, обобществление части ВВП посредством налогов создает объективные предпосылки для реализации государством регулирующих функций. Поэтому сама фискальная функция налога в значительной мере связана с реализацией двух других базовых функций - регулирующей и стимулирующей, тесно между собой связанных, поскольку они реализуют единую цель - смягчение цикличности производства, обеспечение его равномерного и поступательного развития.
Реализация налогом всех своих базовых функций одновременно возможна, во-первых, при достижении определенной резонансности часто противоречивых экономических интересов государства, суверенных товаропроизводителей и домохозяйств, поскольку любой налог как экономическое отношение отчуждения в конечном итоге выражает связь единичного и всеобщего в субъектно-объектной структуре рыночного хозяйства, и, во-вторых, требует ориентации на определенные принципы.
Следует подчеркнуть, что в экономической литературе по проблемам налогообложения принципы и функции рассматривались чаще всего несколько обособленно, хотя, думается, сами принципы налогообложения необходимо обсуждать именно в контексте приоритетности тех или иных функций налога на данном этапе. Общая совокупность принципов, которым должна отвечать идеальная, совершенная налоговая система, достаточно разработана. Эволюция налоговых принципов - емкое самостоятельное научное исследование, поэтому воспользуемся известной системой оптимальных налоговых критериев, сгруппировав их именно в контексте выполняемых функций.
|
Приоритетность той или иной базовой функции налога требует доминирования той или иной системы принципов. Так, если приоритетной на данный момент является фискальная функция, ее выполнение должно удовлетворять следующему ряду критериев: 1) всеобщность; 2) справедливость (вертикальная и горизонтальная); 3) легкость в администрировании налога, унифицированность порядка взимания, при этом налоговые ставки должны быть определенны, достаточно стабильны, легко вычисляемы при относительной несложности исчисления налоговой базы; 4) налог должен не допускать резких колебаний доходной части бюджета, причем нежелательны как бюджетный дефицит, так и чрезмерные сборы за счет налога; 5) прозрачность, достаточная осведомленность в том, на какие цели расходуются эти средства, с тем, чтобы соглашаться с их целесообразностью.
Конструирование любого налога с учетом приоритетности регулирующей и стимулирующей функций должно, как представляется, базироваться на следующих принципах: 1) объективность и системность; 2) эффективность в том смысле, что затраты на взимание и использование средств по налогу должны быть существенно меньше величины такого рода налоговых поступлений в бюджет; 3) однократность обложения; 4) установление объективного предела изъятия части дохода, с тем чтобы минимизировать возможные искажающие эффекты; 5) рациональное сочетание общепринятого и системно-целевого льготного обложения.
Важное замечание, по нашему мнению, состоит в том, что поскольку описанные выше критерии не предназначены для нахождения некоторого идеального единственного состояния, абсолютно совершенной конструкции любого налога, неудивительно, что они не всегда в полной мере согласуются между собой, например, противоречия могут проявляться в таких «связках» при принципов, как нейтральность, простота и гибкость или равенство обязательств по равному доходу и индивидуальное льготирование и т. д. За некоторой несогласованностью критериев нередко скрывается конфликт между требованиями экономической эффективности и справедливости. Так, нейтральность, организационная простота и гибкость связаны преимущественно с первым требованием, относительное равенство обязательств и контролируемость - в большей мере со вторым.
|
Представленные принципы налогообложения недостаточны для полновесного выполнения налогами их функций, тем более что данное позиционирование не подкреплено системой наказаний работников государственных и налоговых органов, а потому нередки случаи нарушения заявленных принципов.
По мнению автора, для придания целостности и полноты системе принципов налогообложения в нее должны быть включены с учетом современных реалий еще несколько важных принципов, а именно:
- принцип целеполагания, который должен быть реализован до начала функционирования налоговой системы на этапе планирования, а именно до построения принципиальной схемы налогов и сборов; от выбранных государством ориентиров будет зависеть организационная структура налоговой системы в целом, совокупности налогов и сборов и каждого отдельного нормативного документа по конкретному налогу или сбору;
- принцип равнозначности всех налогов и сборов, согласно которому должна сохраняться эффективность каждого налогового канала, то есть доли поступлений по конкретному налогу в общей сумме налоговых доходов бюджета должны быть соизмеримы между собой;
- принцип дистанционного общения налогоплательщиков с работниками налоговых органов. Этот принцип подразумевает использование только единой компьютерной сети для отправления налоговых деклараций, извещений об уплате налогов, ненормативной переписки, а также для обработки данных по каждому налогоплательщику;
- принцип невмешательства во внутренние дела налогоплательщиков, предполагающий не только сохранение налоговой тайны юридического или физического лица работниками налоговых органов, в понятие которой необходимо включить и сведения о нарушении налоговой дисциплины, но и установление той грани, когда действия должностных лиц налоговых органов наносят ущерб налогоплательщику;
|
- принцип самодостаточности налоговых доходов бюджетов, означающий, что экономически обоснованные бюджетные расходы всех уровней должны быть полностью покрыты за счет совокупности налоговых и неналоговых доходов в заранее установленном соотношении;
- принцип гражданского равноправия налогоплательщиков и работников налоговых органов, предполагающий введение института налоговых правонарушений со стороны должностных лиц налоговых органов с предусмотренными штрафными санкциями;
- принцип стабильности, предусматривающий не столько неизменность законодательства в целом на коротких временных интервалах, сколько стабильность основных положений по налогам и сборам, которые не зависят напрямую от экономической ситуации в стране на длительных временных отрезках;
- принцип оптимальной множественности налогов и сборов, связанный с принципом равнозначности как одним из факторов, определяющим количество налогов и сборов в конкретной системе;
- принцип соответствия налоговой и бюджетной классификации, включающий два аспекта: во-первых, соответствие наименований налогов и сборов согласно Федеральному закону «Об основах налоговой системы в РФ» и бюджету текущего года любого уровня, во-вторых, соответствие классификации доходов бюджета на неналоговые и налоговые в части последних перечню налогов и сборов;
принцип свободного налогового представительства, означающий, что каждый налогоплательщик имеет право, уведомив налоговые органы: вести налоговое делопроизводство самостоятельно, поручить его ведение налоговому представителю на основе доверенности, часть налогов и сборов рассчитывать самостоятельно, а часть - поручить налоговому представителю, уплачивать все налоги в соответствии с расчетами налогового уведомления, часть налогов и сборов рассчитывать самостоятельно, а часть - на основе уведомлений налогового инспектора.
Названные принципы налогообложения учитывают основные проблемы построения налоговых систем в историческом разрезе, обобщают положительный опыт РФ и зарубежных стран. Дальнейшая работа по совершенствованию налогового законодательства в соответствии с этими принципами позволит, по мнению автора, сконструировать высокоэффективную и устойчивую систему налогов и сборов, отвечающую объективной цели существования государства в целом и системы налогообложения в частности - построение социально благополучного общества.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!