Материалы для проведения логопедического обследования — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Материалы для проведения логопедического обследования



  1. Состояние интеллекта

Счет (пересчитать предметы в пределах 3 – 5): сколько лап у собаки, у лисы, у медведя (справился устно или с помощью наглядного материала)? Сколько курочек за забором?

 

 

  1. Конструктивная деятельность

 

Собрать матрешку (4-6 штук), собрать пирамидку, собрать почтовый ящик, собрать картинку из 2 – 4 частей, «4 – й лишний», классификация предметов: части тела, семья, игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы, деревья, дикие и домашние животные, птицы, насекомые. Определить последовательность действий (по серии картин).

  1. Моторное развитие

 

Общая моторика: походка, выполняет ли упражнения по показу, по словесной инструкции, прыжки на двух ногах, на одной ноге.

Мелкая моторика: умеет ли сам застегивать и расстегивать одежду, завязывать или развязывать шнурки, какой рукой ест.

 

  1. Строение артикуляционного аппарата

 

Губы (толстые, короткие, нет ли расщелины); зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные); прикус (открытый передний, открытый боковой и т.д.); мягкое небо (высокое, узкое, плоское, укороченное); мягкое небо (нет ли расщелины); язык (массивный, маленький); подъязычная уздечка (короткая, прирошенная).

 

  1. Артикуляционная моторика

 

Оскал; улыбка, трубочка; поднимание бровей; поочередное зажмуривание глаз; сделать язык широким, узким; поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, облизать губы, сделать маятник, пощелкать языком. Оцениваются подвижность, точность, объем, координация движений (хорошая, нарушенная, грубо нарушена), способность к переключению и удержанию позы, фиксируется отклонение кончика языка при высовывании, тремор кончика языка при повторных движениях, гиперкинезы при замедлении темпа движения, при повторных движениях кончика языка.

 

  1. Общее звучание речи

 

Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное; голос (нормальный, тихий, громкий); дикция; выразительность речи (выразительная, невыразительная); темп (быстрый, медленный, нормальный); ритм (правильность употребления пауз в речевом потоке).

 

  1. Понимание речи

 

1) Понимание существительных: какие игрушки знает (покажи зайку, мишку и т.д.); дай куклу, пирамидку; знает ли названия предметов быта, частей своего тела, животных; может ли узнавать предметы по картинкам.

2) Понимание глаголов (по картинкам): покажи, где девочка идет, ест, читает и т.д.; покажи, кто шьет, рисует, одевается, умывается, вытирается.



3) Понимание прилагательных: знает ли цвета и их оттенки, величину предметов (большой - маленький, широкий – узкий, толстый – тонкий), признаки предметов (гладкий, пушистый, мягкий).

4) Понимание просьбы: садись за стол, подойди к столу и т.д.

5) Понимание грамматических форм слова: единственное и множественное число существительных (где шар – где шары, дай гриб – дай грибы); единственное и множественное число глаголов (покажи, где поют, а где поет); слова с уменьшительно-ласкательным значением (где стол, а где столик, покажи ложку, покажи ложечку); понимание рода (покажи, гда Валя упала, а где Валя упал); понимание предлогов (положи карандаш на коробку, за коробку, перед коробкой).

6) Понимание текста «Катя и Маша»: Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину и перенесла Машу через речку.

Вопросы: Покажи, кто пошел в лес? Кого Катя взяла с собой? Что повстречали дети на своем пути? Кого Катя посадила себе на спину?

Ответы: словесно, показал.

 

  1. Произношение

 

Гласные; свистящие: с-с¢, з-з¢, ц; шипящие: ш-ж, ч, щ; сонорные: л-л¢, р-р¢.

Дифтонги: й, я, е, ё, ю; к-к¢, г-г¢, х-х¢; п-б, п¢-б¢; д-т, д¢-т¢; ф-в, ф¢-в¢; м-м¢; н-н¢. Дифференциация звуков: с-ш, з-ж, с-з; с-ц; л-р, л¢-р¢.

 

  1. Фонематическое восприятие и звуковой анализ

 

1) Различение слов-паронимов: покажи, где коса-коза, точка-дочка, удочка-уточка, дом-дым, рак-лак.

2) Различение звуков в слогах: па-ба, да-та, ка-га-ка.

3) Анализ звукового состава: выделение начального гласного «АУ». (Какой первый звук? Сколько звуков?)

4) Выделение ударного гласного из начала слова: утка, Алик.

5) Выделение согласного звука из начала слова: мак, кот, нос.

6) Выделение конечного ударного гласного: луна, шары, мука.

7) Произношение слов сложного слогового состава: картина, машина, снеговик, телевизор, аквариум, пианино, лекарство, милиционер, простокваша.



- Фразы: Ребята слепили снеговика. В аквариуме плавают рыбки. Волосы подстригают в парикмахерской.

Оценка: фонематическое восприятие и звуковой анализ сформированы хорошо (недостаточно); не сформированы.

 

 

  1. Словарь

 

1) Существительные:

А) самостоятельное называние детьми видовых понятий, входящих в какую-либо обобщающую категорию (скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь и т.д.);

Б) объединение предметов в обобщающую группу (как можно назвать одним словом шубу, пальто, юбку и т.д.).

2) Глаголы, обозначающие действия предметов, их сотояние, чувтсва, эмоции, различные явления.

А) Кто что делает? (собака, рыба, врач, мальчик).

3) Прилагательные: цвет, величина, форма.

4) Назвать детенышей животных и птиц: коровы, лощади, кошки, собаки, козы, курицы, утки.

5) Подобрать слова с противолоположным значением: этот стол большой, а этот? Эта лента широкая, а эта?

6) Назвать профессии: Кто пишет книги? Кто разносит газеты и журналы? и т.д.

 

 

  1. Грамматический строй, функции словоизменения и словообразования

 

1) Употребление существительных в разных падежах:

- именительный падеж, единственное число и множественное число: игра «Найди себе пару»: колесо-, коса-, стол-, стул-, дерево; родительный падеж множественного числа: Чего в лесу много? Куст-, елки-, ягоды-, листья-;

- родительный падеж с отрицанием: Игра «Чего нет»? (Что это? – Яблоко. Чего нет? – Яблока): тетрадь-, одеяло-, ветка-;

- дательный падеж: Кому мальчик принес есть?

- винительный падеж: Игра «Магазин»: (Что купишь?). Игра «Зоопарк»: (Кого видишь?);

- творительный падеж: Чем поливают грядки? Чем девочка ест суп?

- предложный падеж: На чем лежит предмет?

2) Согласование существительного с прилагательным: Какая по цвету редиска, тетрадь, ветка? Какое яблоко, кресло, одеяло?

3) Согласование числительного с существительным: сосчитай утят, кукол.

4) Употребление предлогов: Где лежат карандаши? (в, на, под, над, за). Откуда я взяла карандаш? (из, с (со), из-за, из-под). Игра «Угадай, куда спрятались игрушки?»

5) Словообразование:

- сложных слов (из двух одно): снег падает, листья падают, рыбу ловит;

- прилагательных от существительных: стол из дерева, значит какой? (стакан из стекла, сапоги из кожи);

- существительных при помощи уменьшительных суффиксов: большой стул, а маленький? (стакан-, птица-, трава-, ковер-).

 

  1. Связная речь

 

1. Вопросно-ответная форма (беседа).

2. Составление предложений по картинкам.

3. Составление рассказа по сюжетной картине.

4. Составление рассказа по серии картин.

5. Рассказ – описание (куклы, мишки).

6. Пересказ рассказа (сказки).

Речевая карта (школа)

 

  1. Фамилия,имя,возраст.
  2. Класс.
  3. Домашний адрес, телефон.
  4. Дата зачисления в логопедический пункт.
  5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
  6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей)
  7. Заключение психиатра.
  8. Состояние слуха.
  9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
  10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры).

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими в первичном обследовании на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б)сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г)адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

 

 

Конспекты открытых занятий, проведенных в качестве учителя - логопеда и их анализоформляются на листах формата А4.

Примерная схема конспекта фронтального занятия

1. Тема и цель занятия.

2. Основные задачи занятия.

3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.).

4. Речевой материал.

5. План занятия: указываются основные этапы (организационный этап; основной этап: постановка задачи перед детьми (что будем делать), выполнение детьми заданий, проведение дидактической игры; заключительный этап: подведение итогов).

6. Ход занятия (с указанием инструкций учителя – дефектолога, логопеда, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов).

7. Использованная литература.

 

Примерная схема конспекта индивидуального занятия.

Фамилия, имя ребенка, возраст, диагноз, краткая характеристика структуры нарушения.

Основные направления коррекционной работы: например, развитие мелкой моторики, формирование зрительно-двигательной координации: развитие ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе выполнения дидактических заданий; развитие восприятия, мышления; развитие речи: работа над смысловой стороной речи, развитие фонематического слуха, работа над активизацией фразовой речи и пр.

Далее дается подробное описание хода занятия, где указываются цели каждого направления работы и форма предъявления задания, а также виды помощи ребенку при выполнении задания.

В конце подводится итог проведенного занятия с точки зрения усвоения программного содержания, а также с целью учета данного уровня для дальнейшего планирования работы.

 






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.01 с.