Тема 9. Организация экскурсионного процесса — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 9. Организация экскурсионного процесса

2018-01-29 369
Тема 9. Организация экскурсионного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие «техника ведения экскурсии» объединяет вопросы, связанные с ее организацией. В технологической карте экскурсии эти вопросы находят отражение в графе «организационные указания».

Эффективность экскурсии, впечатление от нее во многом зависят от уровня ее организации. Плохая организация может испортить самую лучшую экскурсию.

К вопросам техники ведения экскурсии относятся: начало экскурсии, правильная организация знакомства, поддержание дисциплины, обеспечение техники безопасности, передвижение экскурсантов от объекта к объекту и расстановка у объекта так, чтобы всем было комфортно. Успех экскурсии также зависит от того, выдерживается ли заранее спланированное время экскурсии, правильное ли место занимает сам экскурсовод, как он отвечает на вопросы и реплики экскурсантов, а также от ряда других факторов. Расскажите, как экскурсовод должен решить все организационные вопросы, чтобы обеспечить качественное проведение экскурсии.

При подготовке вопроса об обеспечении техники безопасности на экскурсии руководствуйтесь ГОСТ "Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов", или изданием: Организация работы по охране труда и технике безопасности в системе туризма (М., 1990).

Городская обзорная экскурсия – это последовательный рассказ о городе, основанный на показе наиболее значительных памятников. Цель городской обзорной экскурсии – предварительное знакомство с городом, общая характеристика культурных ценностей города, показ уникального. Перед составлением обзорной экскурсии важно найти ярко выраженную отличительную черту города. Расскажите о том, какие типы городов существуют с экскурсионной точки зрения (столицы, города-памятники древней истории, промышленные центры и др.)

Городские обзорные многоплановые экскурсии в своей основе являются краеведческими. Краеведение – это всестороннее и комплексное изучение территориально ограниченного района страны. Расскажите, каким образом материалы краеведения используются в обзорной экскурсии по городу, как это отражается в формулировании подтем экскурсии.

Что является объектом показа на обзорной экскурсии? Каковы принципы составления маршрута? По месту проведения городская обзорная экскурсия может быть комплексной (городской и музейной). Приведите примеры комплексных экскурсий по Санкт-Петербургу. Какие музеи могут быть включены в такие комплексные экскурсии?

Сформулируйте определение архитектурно-градостроительной экскурсии. Когда появились такие экскурсии? Расскажите об особенностях сбора материала для архитектурно-градостроительной экскурсии, в каких случаях может быть необходимо пользование архивными материалами?

Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на несколько подгрупп: 1) экскурсии с показом архитектурного облика данного города (архитектурно-обзорные); 2) экскурсии с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; 3) экскурсии, дающие представление о творчестве какого-либо архитектора; 4) экскурсии по архитектурным стилям; 5) экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам. Каждая подгруппа имеет особенности подготовки и проведения. Расскажите об этих особенностях.

Основой методики проведения архитектурно-градостроительных экскурсий является прием архитектурного анализа. Архитектурный анализ основывается на специфике архитектуры как своеобразного вида человеческой деятельности. В основе этой деятельности лежит сочетание технических, функциональных и художественно-эстетических достижений общества, сочетание пользы, прочности и красоты. Покажите использование приема архитектурного анализа на примере архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Главная цель производственных экскурсий – расширение знаний в области той или иной отрасли. Производственные экскурсии помогают уяснить сущность профессии, познакомиться с научными основами производственного процесса, составить представление о современном производстве. Расскажите о том, когда в России появись производственные экскурсии, объясните популярность производственных экскурсий в первые годы советской власти.

Сегодня производственная экскурсия может рассматриваться в контексте системы связей с общественностью предприятия. Объясните, как экскурсия может выполнять функции одной из PR-технологий.

В чем заключается подготовительный этап разработки производственной экскурсии? Расскажите о процессе согласования экскурсии с руководством предприятия. Кто может и должен проводить экскурсии на производстве? Расскажите о специфике подготовки экскурсовода для такой экскурсии.

Производственные экскурсии бывают обзорными и тематическими. Обзорные экскурсии дают целостное представление о предприятии. Тематические экскурсии (производственно-технические, производственно-экономические и др.) целесообразно проводить для специалистов родственных предприятий. Расскажите об особенностях каждого подтипа производственных экскурсий, а также об общей логике показа, обязательных подтемах, структуре маршрута. Объясните, почему инструктаж по технике безопасности должен быть более продолжительным? Какие особые методические приемы можно включить в производственную экскурсию?

Сформулируйте, что такое природоведческая экскурсия, когда в России появились первые природоведческие экскурсии, какой вид они имели? Природоведческие экскурсии бывают нескольких подтипов (ботанические, зоологические, геологические и др.). Расскажите о каждом подтипе.

При изучении объектов природы сведения об объекте заносятся в специальную карточку объекта природы. Назовите основные сведения, которые должны быть указаны в этой карточке.

На ваш взгляд, можно ли провести природоведческую экскурсию, не выезжая из города? Назовите места в Санкт-Петербурге, где можно проводить природоведческие экскурсии.

При проектировании экскурсии по музею или культурному центру, следует, во-первых, сформулировать определение понятий «музей», «культурный центр». Расскажите, когда в России появились первые музейные экскурсии.

Особенности музейных экскурсий зависят от профиля музея. Расскажите, что такое профиль музея, назовите основные профильные группы (при подготовке этого вопроса можно использовать книгу Юреневой Т.Ю.).

Экскурсии в музеях являются одной из форм (старейшей формой) культурно-просветительской деятельности музеев. Они могут быть обзорными и тематическими. Разработка экскурсии начинается на этапе проектирования экспозиции. Экспонат музея является объектом показа на музейной экскурсии. Расскажите о классификации экспонатов (соответственно классификации музейных предметов). Дайте определение понятию «музейная экспозиция». Расскажите о структуре музейной экспозиции. Назовите специфические особенности подготовки и проведения музейных экскурсий.

В настоящее время необычно популярными становятся нестандартные тематические экскурсии и туры. Покажите, к каким видам туров испытывают интерес туристы, желающие «незаготовленных» впечатлений.

На создание нестандартных тематических программ ориентированы сегодня многие туристские фирмы и экскурсионные бюро. Приведите примеры таких программ. Для поиска информации лучше всего пользоваться материалами сети Интернет, просматривая домашние страницы турфирм.

Проведение нестандартных экскурсий может быть сопряжено с повышенной опасностью. Расскажите, какие меры предосторожности должны быть соблюдены при организации таких туров и нестандартных экскурсионных программ.

Могут возникнуть сложности при продаже нестандартных туров и экскурсий в связи с их повышенной стоимостью. Поэтому в рамках данной темы следует рассмотреть проблему продвижения туристского продукта на рынок туристских услуг. Расскажите о PR-мероприятиях, сопутствующих продвижению нестандартного туристского продукта.

Правильный отбор объектов имеет огромное значение для успеха экскурсии. Объекты – зрительная основа экскурсии, на их показе строится рассказ экскурсовода, раскрывается тема.

При выборе объектов следует учитывать следующие их характеристики:

1 - информативность, познавательная ценность объекта - объем информации, который несет в себе объект;

2 - известность (популярность) - есть объекты малоинтересные с исторической и художественной точки зрения, но известные большинству туристов в связи, например, с каким-либо событием или легендой (например, Поцелуев мост в Санкт-Петербурге);

3 - необычность (экзотичность) объекта (например, в Санкт-Петербурге это единственный в своем роде храм Воскресения Христова (Спас на Крови), который необычен как по своей истории, так и по внешнему виду);

4 - внешняя выразительность (привлекательность) объекта или его местоположения;

5 - сохранность объекта, его состояние в данный конкретный момент (например, если здание в данный момент находится на реставрации и полностью скрыто строительными лесами, нет смысла его показывать);

6 - месторасположение объекта: расстояние до него, удобство проезда, состояние дороги, наличие места для удобного расположение группы возле объекта;

Важно правильно определить количество объектов показа: чем больше объектов показа, тем поверхностнее будет рассказ о них, если объектов мало, то тема не будет раскрыта полностью. Для четырехчасовой обзорной экскурсии рекомендуется использовать 15-20 основных объектов, для тематической – 8-10.

Перед тем, как включить объект в экскурсию, необходимо провести предварительный осмотр объекта на месте.

По мере сбора сведений об объектах рекомендуется заносить их в специальные карточки (карточка/паспорт объекта), которые являются главным справочным материалом для экскурсовода. В карточке указываются следующие данные: наименование объекта (первоначальное и современное); историческое событие, с которым связан объект, дата события (для объектов архитектурных, искусствоведческих экскурсий данный пункт не обязателен); точное местонахождение объекта: район, улица, номер дома; описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов, и др.); источники сведений об объекте: книга, статья, архивный документ, устный рассказ (например, информация об объекте прозвучала в докладе на семинаре или конференции, или в личной беседе); сохранность объекта: состояние объекта и территории, даты реставрационных работ; охрана объекта: кем осуществляется, с какого времени, в соответствии с каким документом. К карточке прикрепляются одна или несколько фотографий объекта.

Маршрут экскурсии – это путь следования экскурсионной группы, который должен строиться таким образом, чтобы охватить все наиболее существенные, важные памятники, необходимые для исчерпывающего освещения темы.

Рекомендуется при составлении маршрута учитывать следующие основные требования:

- показ объектов должен вестись в логической последовательности;

- маршрут должен обеспечит показ всех основных объектов;

- компактность маршрута - переезды или переходы от объекта к объекту не должны превышать 10-15 минут;

- необходимо прокладывать маршрут по наиболее благоустроенным магистралям города;

- нельзя допускать повторного проезда по одному и тому же участку маршрута;

- необходимо учитывать возможность остановки автобуса с выходом или без выхода группы у каждого из основных объектов;

- необходимо учитывать правила дорожного движения, правила перевозки пассажиров, а также другие документы, регламентирующие передвижение по российским или зарубежным дорогам.

 

Принципы построения экскурсионного маршрута:

Хронологический принцип – объекты показываются в соответствии с датой возникновения или постройки, порядком участия в событиях или в жизни конкретной личности. По этому принципу могут быть построены маршруты исторических, биографических, искусствоведческих и других экскурсии;

Тематический принцип - объекты показываются в соответствии с принадлежностью к теме или подтеме экскурсии;

Комплексный тематико-хронологический принцип применяется чаще всего в городских обзорных многоплановых экскурсиях, когда хронологическая последовательность изложения материала соблюдается только внутри подтемы.

Объезд или обход маршрута.

После составления маршрута необходимо совершить его предварительный объезд или обход с целью уточнения трассы движения, места расположения экскурсионных объектов, подъездов к ним, мест остановок. Необходимо выбрать основные и резервные точки для показа объектов и расположения экскурсионной группы. Резервные точки нужны на тот случай, если основная точка осмотра будет занята другой туристской группой.

Одновременно осуществляется хронометраж времени: уточняется длительность всех проездов или проходов от объекта к объекту, время, необходимое для показа объекта. Высчитывается общая продолжительность экскурсии. Также определяется протяженность экскурсии в километрах.

(пример фрагмента технологической карты к обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу)

маршрут остановка объекты показа время (мин) Наименование подтем и перечень основных вопросов, раскрывающих тему организационные указания методические указания
Проезд через Дворцовый мост на Стрелку Васильевского острова (В.О.) На Стрелке В.О. в центре Биржевой площади 1.Заячий остров, Петропавловская крепость (ППК); 2.Адмиралтейство 3.Дворцовая наб. 4.Ансамбль стрелки В.О.: Биржа, пакгаузы, ростральные колонны 15 мин (10 мин рассказ, 5 мин на фото) Подтема: Основание Петербурга, строительство крепости: 1.Причины, выбор места для Петропавловской крепости; 2.Освоение левого берега Невы, роль Невы в жизни города; Подтема: Экономическое развитие города: 1.Петербург как город-порт; 2.Первые предприятия города, Адмиралтейство; Подтема: Особенности планировки и застройки города: 1.Регулярная застройка начала 18 века; 2.Ансамблевая застройка начала 19 века; Подтема: Петербург как центр науки и образования: 1.Современное использование стрелки В.О.: научные центры, учебные заведения и музеи Рассказ с выходом из автобуса, поставить группу у набережной При показе Троицкой площади отметить, что детальное знакомство с ней впереди по ходу экскурсии 1.Использовать прием панорамного показа при рассказе о выборе места для крепости; Показать копию гравюры с планом первого Адмиралтейства Раскрыть понятие «ансамбль», показать вид стрелки В.О. начала 19 века Показать связь научных учреждений с профильными музеями
Проезд по наб. Макарова, Тифлисской улице, площади Сахарова, Менделеевской линии, налево на Университескую наб, через Дворцовый мост направо на Адмиралтейскую наб. до площади Декабристов У главного входа в здание 12 коллегий – главный корпус СПбГУ 1.Здание бывшей таможни 2.Здание института физиологии им.Павлова 3.Исторический, философский, медицинский факультеты СПбГУ 4.Библиотека Академии наук 5.памятник Сахарову 6.здание 12 коллегий 7.здание Академии наук 8.здание Кунсткамеры 10 мин (3 мин. остановка) Подтема: Особенности планировки и застройки города: планировка В.О. Подтема: Петербург как центр науки и образования: 1.СПбГУ – крупнейший вуз России 2.Выдающиеся ученые города Рассказ при медленном движении, остановка без выхода из автобуса Поставить автобус так, чтобы были видны мемориальные доски на здании 12 коллегий Прием зрительной реконструкции стрелки В.О. 18 века экскурсионные справки на проезде
И далее по маршруту…            

Таким образом, курсовая работа должна состоять из двух частей. Первая часть – технологическая карта экскурсии. Вторая часть – текст экскурсии.

Не рекомендуется разрабатывать продолжительные автобусные экскурсии, а также городские обзорные экскурсии (это под силу лишь опытным эксурсоводам). Лучше разработать тематическую экскурсию по городу, музею, или обзорную экскурсию по отдельному району города, предприятию, небольшому музею. Непродолжительное время экскурсии (1-1,5 часа), а также ограниченное пространство (музей, предприятие, район города, улица, площадь) позволят разработать экскурсию более качественно.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.