Система законодательства: понятие и структура — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Система законодательства: понятие и структура

2018-01-29 202
Система законодательства: понятие и структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система законодательства — это совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах – документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:

федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты Федерации);

законодательство субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);

законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

 

Правотворчество: понятие и принципы

Правотворчество – это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене НПА и юридических норм

Принципы правотворчества:

· Научность (изучение социально-экономической политической ситуаций)

· Профессионализм (данной деятельностью занимаются компетентные лица)

· Законность (деятельность осуществляется в рамках и на основании Конституции и иных законов)

· Демократизм (характеризует степень участия граждан в данном процессе)

· Гласность (открытость правотворческого процесса)

· Оперативность (своевременное издание нормативных актов)

 

Виды правотворчества

1. Референдум (правотворчество непосредственно народа);

2. Законотворчество (правотворчество государственных органов — парламента, правительства);

3. Подзаконное правотворчество (отдельных должностных лиц — министра, президента);

4. Органов местного самоуправления;

5. Локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6. Уполномоченных общественных организаций (негосударственных, например, профсоюзов)

7. Договорное (заключение государственными органами публично-правовых договоров: конституционных, внутрифедеральных, управленческих);

8. Чрезвычайное (при нахождении государства или его региона в кризисном чрезвычайном положении; как правило временное)

9. Делегированное (по поручению, передаче полномочий одним органом другому, например парламент комитету; предусмотрено в законодательстве Франции, Италии, ФРГ)

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.