Познавательная деятельность обучающихся и ее организация в процессе изучения права и обществознания — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Познавательная деятельность обучающихся и ее организация в процессе изучения права и обществознания

2018-01-29 179
Познавательная деятельность обучающихся и ее организация в процессе изучения права и обществознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познавательная деятельность – это процесс систематического усвоения учащимися знаний, умений, социального опыта. Она строится на трех уровнях. Для каждого из них характерны свои приемы и задания организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа с учебником, источниками будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика. Она должна быть выстроена в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала. Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется как познавательными возможностями ученика, так и целями обучения.

 

1.Воспроизводящий уровень познавательной деятельности. Самый простой. Учащийся повторяет то, что делает учитель: отвечает на простые, репродуктивные вопросы, требующие уточнения или пересказа текста, узнавание в нем изученных фактов, понятий. Дает определение понятий, делает из учебника выписки основных понятий, их определений, выводов. Под руководством учителя составляет простой план, заполняет таблицу, схему по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста и т.д. При воспроизводящем уровне школьник повторяет за учителем правовую информацию. Например, после объяснения понятия «договор» школьник рассказывает об этой дефиниции своими словами, передавая ее юридический смысл.

 

2.Преобразующий уровень познавательной деятельности. Вопросы и задания этого уровня могут включать: рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов. Составление плана рассказа самостоятельно, составление таблицы по параграфам учебника. В условиях преобразующего уровня познания обучаемый, прослушав определение понятия, выписывает самостоятельно его ведущие признаки и сопоставляет их с уже ранее изученным понятием.

 

3.Творческо – поисковый уровень познавательной деятельности. Предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; задания на аргументацию своей точки зрения; привлечение к самостоятельной поисковой исследовательской работе, организация социологических исследований, самостоятельный анализ документа, самостоятельное формулирование выводов. Творческо-поисковый уровень предполагает деятельность ученика по анализу статей закона, разрешению правового конфликта и проч.

 

От уровня познавательной деятельности учащихся зависит выбор методических приемов обучения. За приемами работы скрыты соответствующие умственные действия. Осуществляя прием, ученик реализует умственные действия (анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, абстрагирование) Установлено, что дети 5 –7 классов лучше устанавливают различия, чем сходство; легче определяют или только особенное или только общее. Черты сходства видят на фоне различий. Учащиеся должны овладеть приемами устного изложения. Они последовательно формируются в ходе изучения всех школьных предметов.

9. Научные основы и содержание модульной технологии обучения. Проблемы применения модульной технологии в современной школе

Технология модульного обучения, позволяет индивидуализировать процесс обучения и обеспечить самостоятельную учебную работу учащегося.

 

Цель технологии – создать условия для усвоения учащимися содержания модульных образовательных программ, которые реализуют комплексные дидактические цели и обеспечивают самостоятельное изучение каждым учащимся учебного материала в индивидуальном темпе.

 

Приведем два смысла понятия «м о д у л ь»:

 

1. дидактическая единица модульной программы, состоящая из учебных элементов, реализующая интегрирующую дидактическую цель.

 

2. дидактико-методическая единица, представляющая собой пакет заданий для учащегося, выполнение которых организуется как самостоятельное, индивидуальное, в своем объеме, в своем темпе. В состав заданий входят: указания на то, какую информацию следует усвоить; в каких источниках найти эту информацию; проверочные задания для выполнения после усвоения материала; творческие задания; контрольные задания; ключ для самопроверки. Говоря другими словами, в модуль входят учебные элементы.

 

Принципы модульного обучения:

1. Принцип модульности требует построения обучения по отдельным функциональным блокам – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Отдельные модули позволяют решать общую дидактическую цель в процессе обучения.

 

2. Принцип выделения из содержания обучения обоснованных элементов требует рассматривать учебный материал как единую целостность, направленную на решение дидактической цели; модуль имеет чёткую структуру. В интегрированной цели выделяется структура частных целей, достижение каждой из которых полностью обеспечивается учебным материалом соответствующего элемента.

 

3. Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей. Содержание каждого элемента, модуля может легко изменяться или дополняться. Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули.

 

4. Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимся близких, средних и отдалённых стимулов учения. Для чего каждому учащемуся предоставляется вся модульная программа на этап обучения; комплексная дидактическая цель, лично значимая, как ожидаемый результат. Обучаемый обеспечивается путеводителем для достижения близких, средних и отдалённых перспектив; описанием интегрированных целей учения в каждой деятельности и частных целей учения в качестве результатов деятельности.

 

5. Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности. Учебный материал представляется в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих освоение информации; предлагаются различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые обучаемый может выбирать.

 

6. Принцип паритетности в модульном обучении предполагает взаимодействие педагога и обучаемого. Для этого модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучаемым до определённого уровня.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.