Коллектив как объект и субъект воспитания. Структура, признаки и функции коллектива. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Коллектив как объект и субъект воспитания. Структура, признаки и функции коллектива.

2018-01-29 466
Коллектив как объект и субъект воспитания. Структура, признаки и функции коллектива. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово «коллектив» с латинского переводится как «толпа», «сборище», «группа», «объединение». Под коллективом понимается:

1) любая организационная группа;

2) высокий уровень развития группы.

Основные признаки коллектива:

1) общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства;

2) общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности;

3) отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели складываются особые отношения;

4) общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.

В любом коллективе различают типы отношений:

1) личные, основанные на привязанностях, симпатиях или антипатиях;

2) деловые – совместные решения каких-либо социальных задач.

В практике воспитания коллектив разделяют на первичный и общий. В школе первичный коллектив это коллектив класса, коллективы внеклассных кружков, художественной самодеятельности, спортивные секции.

Особое значение занимает воспитательный коллектив. Он создается в школе среди учащихся на базе хороших социальных отношений, общих стремлений к достижению успеха. В таком коллективе существует высокая организация самоуправления и межличностных отношений.

Такой коллектив активизирует всех членов группы в повышении целенаправленности в жизни, формирует положительные отношения и культуру поведения учащихся. Воспитательный коллектив является субъектом воспитания и организации собственной деятельности. Все учащиеся школы входят в так называемый единый общешкольный коллектив.

Он включает в себя: первичные коллективы (т. е. классы); временные коллективы (спортивные секции, кружки); формальные коллективы (ученический комитет, органы самоуправления учащихся); неформальные коллективы (неформальные сообщества). Важнейшие средства воспитания детского коллектива:

1) учебная работа;

2) внеклассная работа;

3) трудовая деятельность;

4) общественно-социальная деятельность, культурно-просветительская деятельность учащихся.

Для воспитания здорового, развитого ученического коллектива необходимо опираться на следующие принципы:

воспитывать ученический актив, который будет положительно воздействовать на весь коллектив и во всем помогать педагогу;

для дальнейшего успешного развития и воспитания коллектива необходимо четко формулировать педагогические требования;

на развитие коллектива и целостного становления каждого члена коллектива влияет организация учебной, трудовой, просветительской, спортивно-оздоровительной деятельности, поддержка положительных традиций коллектива, которая укрепляет его сплоченность.

1 этап – становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т. е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяются характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива – педагог, от которого исходят все требования.

2 этап – усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит коллективу пользу, а что вред. Коллектив на 2 этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Третий и последующие этапы – расцвет коллектива. Уровень и характер требований – они более высокие к себе, чем к своим товарищам – свидетельствует о уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива – общий опыт, одинаковые оценки событий.

4 этап развития – этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Между этапами развития нет четких границ. Последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.

Во всех коллективах создаются свои традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают, украшают коллективную жизнь.

Существует большое число классификаций коллектива. Выделяют коллективы:

– длительно существующие, временные, ситуативные (кратковременные);

– учебно-познавательные, трудовые и клубные;

– коллектив детских организаций: первичные (класса, группы) и вторичные (школы) и др.

Лидеры, инициативная группа, актив.

Функции: Регулятивная — носитель и пропагандист определенных мировоззренческих, нравственных и социальных установок.

Организационная — основная форма организации детской жизнедеятельности.

Консолидационная (объединяющая) форма объединения, сплочения, кооперации.

Стимулирующая — побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков.

Воспитательная — целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и формирующее взаимодействие.

Признаки коллективизма

• Открытость — способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. Оказание разносторонней помощи другим коллективам и не членам коллектива.

• Контактность хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность.

• Организованность — умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними, хорошая взаимозаменяемость. Способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы.

9. Формирование базовой культуры личности в образовательном процессе.

В педагогических исследованиях выделяют понятие "базовая культура личности" – реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения.

Воспитание направлено на развитие и формирование базовой культуры личности. П. И. Пидкасистый выделяет ряд компонентов, способствующих созданию базовой культуры личности. Это формирование ценностного отношения:

• к природе (нравственное воспитание, создание правильных устойчивых отношений как качества личности);

• жизни (декларирование прав человека и их ценностного значения, формирование ценностных категорий, таких как счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство и др.);

• обществу (знакомство с правовой основой общества и его политическим устройством; изучение проблемы личной роли в обществе: собственное "Я" и общество; патриотическое воспитание);

• труду (научение трудовым навыкам).

В традиционной педагогике различают несколько подходов к воспитательной деятельности по формированию базовой культуры личности. Большинство ученых выделяют следующие направления воспитательной деятельности (Б. Лихачев, В. А. Сластенин, И. П. Подласый и др.):

• формирование научного мировоззрения;

• гражданское воспитание;

• трудовое воспитание;

• нравственное воспитание;

• эстетическое воспитание;

• физическое воспитание.

Рассмотрим содержание некоторых ведущих направлений воспитательной работы.

Формирование научного мировоззрения. В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они служат основой духовного мира людей. В мировоззрение входит и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке и религии.

Мировоззрение связано с убеждениями. Мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной интеллектуальной работы человека. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его "Я", определяют жизненные позиции.

Мировоззрение может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов.

В мировоззрении человека всегда проявляются черты соответствующего времени. Современные представления о мире сложились целиком на основании достижений науки XX в. (Биология выявила молекулярные основы процессов жизнедеятельности, проникла в тайны передачи наследственной информации, искусно соединила идеи эволюции и генетики в синтетическую теорию, которая помогла понять единство всего живого; космология раскрыла единство и целостность космоса; синергетика продемонстрировала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но и в неживой природе; и т.д.) Именно для нашего времени характерно всеобщее признание ценностей демократии и прав человека, его экономические и политические свободы, свобода совести и мировоззрения. Возрастающую ценность приобретает и образование. С ним связывают перспективы развития общества, все в большей степени его учитывают при разработке стратегических социальных программ.

Гражданское воспитание. Теория гражданского воспитания разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером. Компонентами гражданского воспитания являются патриотическое, правовое, нравственное воспитание, обеспечивающие формирование чувства собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и государственной власти, способности выполнять возложенные обязанности, гармонично сочетать патриотические, национальные и интернациональные чувства.

Цель гражданского воспитания – формирование в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру.
10. Актуальные проблемы нравственного воспитания. Цель, задачи, содержание и методы нравственного воспитания.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.