Методические указания по изучению лекций — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Методические указания по изучению лекций

2018-01-29 116
Методические указания по изучению лекций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После прослушивания лекции необходимо самостоятельно проработать лекционный материал. Самостоятельная работа студентов с лекционным материалом состоит из его повторения, структурирования, анализа, способствует инвентаризации полученных знаний.

Материалы лекции наделяют студента необходимым минимумом знаний для самостоятельной работы и указывают ее цель и основные направления.
Длядополнительной подготовки студент должен знать содержание предшествующей лекции, без чего невозможно сознательно усвоить новый материал. В ходе лекции лектор указывает какие разделы темы должны быть самостоятельно изучены, предлагает список источников и литературы, с которыми необходимо ознакомиться студенту, комментирует формы отчетности по самостоятельной работе.

Студент должен внимательно слушать лекцию и одновременно ее конспектировать. Правильно организованное конспектирование способствует дальнейшей подготовки к зачету и экзамену. Запись лекции предлагается вести в общей тетради, пронумеровав ее и оставив первые страницы для оглавления, что дает возможность быстро найти нужную лекцию; в тетради записать дату, номер лекции, тему и план лекции; название вопросов лекции. Целесообразно в лекционной тетради оставить широкие поля, которые можно использовать для записи ссылок на литературу и источники, цитат, а также заполнять их дополнительным материалом при самостоятельном чтении рекомендованной литературы и при подготовке к зачету и экзамену.

Самостоятельная работа студента на лекции заключается в выделении главного материала. Лекцию необходимо воспринимать творчески, избегать механического записывания, фиксировать ранее неизвестную информацию. Студенту рекомендуется в тот же день обработать свой конспект: прочесть его, вписать пропущенное, исправить неточные выражения, формулировки, искажения, подчеркнуть важные места.

№ Раздела (темы) Название тем Содержание (дидактическиеединицы) Кол-во часов
Раздел 1
1. Тема 1. Развитие психики в онтогенезе: общие положения План: 1.количественные и качественные изменения 2. этапы возрастного развития   1.Психика человека в своем развитии от рождения до зрелости проходит сложный путь. Новорожденный и ребенок в 1 год - это две большие разницы. И различия не только и даже не столько в физическом плане, сколько в психическом. Новорожденный едва способен видеть и слышать, годовалый ребенок уже обладает хорошим восприятием, способен ходить и произносить несколько слов. Также значительные различия можно увидеть между годовалым ребенком и первоклассником, между первоклассником и юношей, между юношей и зрелым человеком. Различия между разными возрастами имеют количественный и качественный характер. Маленькие дети, как правило, быстрее запоминают стихи или слова иностранного языка - это количественное отличие от школьного возраста. Качественное отличие состоит, например, в том, что у школьника зато лучше развита произвольная память - он способен сосредоточиться и запомнить то, что нужно, хотя и не представляет большого интереса. Школьник владеет уже некоторыми мнемотехническими приемами, первый среди которых - повторение. Между разными возрастами имеется довольно много качественных различий. Качественные различия бывают вызваны биологическими, врожденными особенностями человека, а также влиянием среды. На процесс развития в онтогенезе отдельного индивида большое значение оказывают случайные факторы, такие как болезни, травмы, социальное окружение. Пример биологического фактора - половое созревание, при котором у большинства подростков меняется характер, интересы, склонности. Пример влияния среды - обязательное школьное образование, которое резко усиливает разницу между 6-летними и 8-летними детьми. Можно выделить еще один фактор, фактор логики развития. Речь идет о таких обстоятельствах, которые напрямую не были определены генетически и не являются результатом (по крайней мере прямым) давления среды. И при этом их нельзя назвать случайными. Например, те же особенности памяти - почему в первые годы жизни освоение языка или языков происходит более эффективно и качественно? Отчасти это объясняется тем, что память ребенка еще как бы свободна для новой информации. Взрослый человек прожил уже немало, слышал много разных слов, поэтому новое слово как бы ложится сверху на эту огромную кучу слов, на фоне которой оно выглядит уже не так контрастно. 2.Обилие качественных изменений позволяет выделять этапы возрастного развития. Некоторые качественные изменения связаны друг с другом, некоторые не связаны. Поэтому не может быть одной стандартной периодизации развития психики. Хотя, на самом деле, в возрастной психологии немало копий было сломано в этом вопросе. А. Н. Леонтьев выделил семь стадий развития психики ребенка: 1) новорожденный (до 2 месяцев), 2) ранний младенческий возраст (до 6 месяцев), 3) поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев), 4) преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет), 5) дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), 6) младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет), 7) подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет). В развитии человека от рождения до юношества Б. Г. Ананьев тоже выделил семь этапов: 1) новорожденный (1-10 дней), 2) грудной ребенок (10 дней — 1 год), 3) раннее детство (1-2 года), 4) первый период детства (3-7 лет), 5) второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек), 6) подростковый период (12-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек), 7) юношеский возраст (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин). Существует и множество других делений. Это объясняется тем, что разные ученые по-разному относятся к отдельным качественным различиям, по-разному оценивают важность того или иного обстоятельства. Стоит признать, что периодизация для понимания динамики развития не так уж и важна. Далее мы попробуем рассмотреть некоторые важные возрастные качественные изменения. Ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения (хотя в первые дни жизни ребенок почти ничего не слышит и не видит), ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация (миелин - своего рода "изолента", улучшающая проводимость нервных волокон) нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается. Как известно, у многих животных детеныши сразу после рождения проявляют некоторую самостоятельность: хорошо видят и слышат, умеют стоять на ногах и передвигаться. Образ жизни же человека в первые недели жизни мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период: - в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу, - сон занимает 80% времени, - внешняя активность ребенка сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище, - ручные движения и локомоции отсутствуют вовсе. У новорожденного особенно интенсивно формируется сфера ощущений. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, которые связаны с питанием ребенка. Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы. Постепенно у новорожденного и младенца происходит развитие ориентировочных реакций, таких как затихание на звук, и прежде всего на шепот матери. В возрасте около месяца появляется сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека (реакция или комплекс оживления): ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая. Реакция оживления имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка. С одной стороны, она дифференцируется и трансформируется в другие, более сложные реакции. Даже у многих взрослых людей можно заметить характерные проявления реакции оживления при встрече приятного человека или обретении какой-то важной вещи. С другой стороны, реакция оживления - это первый прорыв в области предметного восприятия окружающей действительности. До этого зрительное восприятие является полевым, в нем нет особенной структуры, нет предметов. Когда мы смотрим на сильно абстракционистскую картину, мы испытываем примерно такие же ощущения, что и новорожденный ребенок. В возрасте 2-6 месяцев ребенок начинает потихоньку оперировать предметами окружающей среды. Сначала задев ручкой случайно погремушку, он повторяет этот опыт снова и снова, понимает, что в окружающем пространстве есть предметы, на которые он может воздействовать. Быстро развивается предметное восприятие. Случайные прикосновения постепенно становятся менее случайными, возникает возможность и желание схватить рукой интересующий предмет, а также ощупать его. Скорыми темпами развивается сенсомоторная координация. Ребенок учится улавливать связь между зрительными, слуховыми и тактильными ощущениями, а также учится манипулировать как предметом, так и ощущениями, вызываемыми предметом. Когда в возрасте 5-6 месяцев ребенок уже уверенно сидит, это обеспечивает ему возможность для дальнейшее развитие движений при манипулировании предметами. С каждым днем движения руками становятся все более ловкими и точными. В этот же период ребенок начинает узнавать людей, животных и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание. Во второе полугодие жизни ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Знакомится с людьми, животными, предметами. Осваивает новые действия. Он может уверенно взять какую-то вещь поднести ее ко рту, а также оттолкнуть. Ребенок может самостоятельно садиться, переворачиваться с живота на спину. Он начинает ползать, приподниматься, пытаясь цепляться за окружающие предметы. Активные движения приводят к укреплению костно-мышечной системы. В свою очередь это расширяет диапазон движений, физических возможностей. Взаимоотношения с другими людьми приобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый подготавливает действие ребенка, но само действие ребенок выполняет сам. Ребенок осваивает предметное взаимодействие с другими людьми. Например, взрослый подвигает предмет к ребенку — ребенок берет его. Ребенок отодвигает предмет от себя — взрослый его убирает. Постепенно ребенок осваивает предметные игры. Предметные контакты у ребенка способствуют формировании речи. Со временем ребенок обретает способность отвечать действием на слово другого человека. Позже из этой способности у ребенка появляются жесты, обращенные к взрослому, например он может тянуть руки в сторону игрушки, с которой хочет поиграть, но которая не доступна. Этим жестом он просит родителя достать игрушку. Все чаще такие жесты сопровождаются звуками, для усиления эффекта. Строго говоря, произнесение звуков это тоже движение, и ребенок, на самом деле, одно движение подкрепляет другим, создавая как бы одно сложное движение. Постепенно ребенок начинает подражать другим людям в их действиях. Подражание очень важно, благодаря ему ребенок осваивает много новых движений, ранее на которые был неспособен. Таким образом появляется и речь. Вообще для первых лет жизни характерен так называемый эгоцентризм: ребенку как бы кажется, что мир весь "вертится вокруг него", и при этом ребенок не отделяет себя от окружающего мира. В частности благодаря подражанию ребенок постепенно начинает понимать, что он - такой же человек, как окружающие. У них такое же тело, только своим телом ребенок может напрямую управлять, а чужим - лишь косвенно, в виде просьб и других манипуляций. Подражание помогает перенять сугубо человеческий опыт. Так ребенок, например, узнает, что молоток надо держать за рукоятку, а на кнопки надо нажимать одним пальцем. К концу первого года ребенок осваивает ходьбу. И это добавляет много новых возможностей для освоения окружающего мира: можно дотянуться до новых предметов или быстро добраться из одной точки пространства в другую. Хотя первые слова ребенка представляют собой скорее "лишь еще одно движение", в дальнейшем (начиная со второго года жизни и до самой смерти) речь является, фактически, главным "двигателем прогресса". Она помогает освоить понятийное мышление, дает возможность делиться своим опытом беспредметно (не прибегая к наглядным действиям) и размышлять логически. Для второго и третьего года жизни, пожалуй, самым заметным качественным изменением является появление игры - занимательного учебного процесса, имеющего довольно четкие временные рамки. Для годовалого ребенка довольно сложно определить - когда он играет, а когда нет. Трехлетний ребенок сам уже может определить и сказать, когда он находится в состоянии игры, а когда нет. В процессе игры развиваются все стороны психики: сенсомоторная координация и вообще ловкость, умение манипулировать предметами, понимание их функционала, общение, память, внимание и прочее. Игра позволяет ребенку изучать мир самостоятельно, без участия взрослого. Самостоятельность приводит к тому, что ребенок учится сам ставить цели, сам выбирать способы достижения цели, сам понимать причинно-следственные связи. Постепенно он осваивает понятия, которые относятся не к внешнему, а к внутреннему (например "боюсь" или "скучно"). Далее происходит освоение совсем абстрактных понятий, например "правда" или "работа". Из этого начинает проявляться сознание - способность к целеполаганию, самостоятельной деятельности и поиску истины. На формирование сознания большое значение оказывает борьба мотивов. Если раньше действия были спонтанными: есть потребность - ее надо удовлетворить, то теперь все чаще ребенок сталкивается с противоречивыми мотивами. Например, ему и хочется постучать в барабан, и хочется не получить нагоняя от родителей. Приходится делать выбор. Со временем ребенок осваивает этические ценности - то, что не вытекает напрямую из его опыта. Для игры ребенка 2-3 лет характерно отсутствие воображаемой ситуации в игре. Ребенок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых и других детей, не наполняя их содержанием. Но в процессе такой игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций. Для дошкольного возраста (от 3 или 4 до 7 лет) самым важным нововведением является обретение полноценного сознания. Память теперь работает твердо, и новые знания могут сохраниться на всю жизнь. Игра обретает воображение, в игре теперь можно быть взрослым или роботом. Большинство детей вливаются в социум (начинают ходить в детский сад) и осваивают социальные роли. Проявляются гендерные различия. Мальчики стараются копировать взрослых мужчин, девочки - женщин. Мальчики играют в мужские игры, например в машинки. Девочки в женские, например в куклы. Если в 2-3 года круг общения у детей обычно не очень большой, то в дальнейшем он резко увеличивается. Ребенок ходит в садик, начинает самостоятельно гулять. Расширение круга общения активизирует становление личности ребенка, в частности он начинает осознавать как он выглядит в глазах других людей. В этом общении закладывается фундамент (ядро) характера. Ребенок формирует свое отношение к истине (можно ли в принципе врать людям или это плохо), избавляется от детского манипуляторства или же совершенствуется в нем, осознает свой социальный статус, считает себя обычным, рядовым человеком или же человеком с привилегиями. Дошкольник начинает думать о будущем: кем он станет, когда вырастет, где он будет жить и с кем и т.д. Поступление в школу однозначно начинает новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется чувством долга. Каждый ребенок понимает, что он ходит в школу не потому, что ему хочется, а потому что так надо. В детский сад тоже надо было ходить, но там все-таки была значительно большая свобода выбора. В школе вся деятельность, каждая минута времени строго регламентирована. В жизни ребенка появляется новая деятельность, учебная. И эта деятельность занимает много времени и сил. С другой стороны, он понимает, что от успеха выполнения новых обязанностей зависит и настоящее, и будущее. Не у всякого ребенка получается хорошо учиться. Кому-то мешает неспособность сосредоточиться, у кого-то не очень высокие интеллектуальные задатки. От успехов в первые один-два года обучения зависит очень многое. У не успешного школьника на всю жизнь может остаться комплекс двоечника. У успешного - комплекс отличника. Хотя в дальнейшем, особенно в период полового созревания, характер может резко измениться, тем не менее можно сказать, что в первые школьные годы заканчивает формироваться ядро характера. Формируется отношение к себе (умный или глупый, красивый или некрасивый, сильный или слабый). Формируется отношение к дисциплине. Если в этом возрасте ребенок не приучен к дисциплине, в дальнейшем он будет искать малейшую возможность проявить лень. Память из механической становится все более избирательной. Ребенок, с разной степенью успеха, обучается произвольному вниманию. Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление. Если в возрасте семи-восьми лет мышление ребенка является конкретным, опирается на наглядные образы и представления, то в процессе обучения его мышление приобретает новые черты. Оно становиться более связанным, последовательным и логическим. То есть активно развивается абстрактно-логическое мышление. Бурно развивается речь: расширяется словарный запас, значения слов уточняются, обогащается грамматика. Учебная деятельность приводит к тому, что у многих детей резко меняются интересы. Детские интересы, благодаря развитию познавательных процессов, заменяются учебными интересами. Проявляется повышенная заинтересованность в избранных темах, например в рассказах о животных или путешествиях. Если в детском саду не было коллектива как такого, то в школе ребенок погружается в него в полной мере. Дети объединены одной целенаправленной деятельностью, обучением, и это делает эту социальную группу коллективом. Происходит освоение основ жизни и выживания в коллективе. Ребенок погружается в пучину социальных отношений и ролей, вынужден иногда жертвовать своими личными интересами ради интересов коллектива. С одной стороны, это помогает формироваться личностным качествам, с другой стороны, вносит много хаоса в жизнь ребенка. В подростковом и юношеском возрасте (примерно от 11 до 18 лет) человек продолжает обучаться. Его личностные особенности, интеллектуальные, творческие, физические и иные способности обретают "рельефность". Про юношу или девушку можно составлять уже "психологический портрет" с надеждой на то, что он будет исключительно индивидуален. Этот период обладает многими противоречиями. Одно из главных - то, что внешне молодой человек уже напоминает взрослого мужчину или женщину, однако внутренне еще во многом остается ребенком. Даже при наличии выдающихся интеллектуальных способностей он может проявлять много наивности в жизненных вопросах, быть неспособным на взвешенные, разумные решения, быть твердым и последовательным в своих стремлениях. Это период полового созревания. Активизируется инстинкт размножения, который чуть ли не в буквальном смысле сводит подростка или юношу с ума. На этом фоне могут значительно угаснуть былые интересы и склонности и появиться новые, связанные с мотивом любви. Активизируются и другие потребности: в аффилиации, уважении и другие. Обилие новых потребностей делает многих подростков и юношей неуравновешенными. Если бы не уже сложившаяся привычка к дисциплине, а также конструктивные мотивы, то учебная деятельность могла бы быть полностью разрушенной. В характере окончательно формируется отношение к плотским удовольствиям: одни становятся гедонистами, другие аскетами. Если физическое развитие заканчивается к 20-25 годам, то психическое продолжается далее. В основном он осуществляется за счет развития познавательных процессов. Например, объем и показатели переключаемости внимания нарастают к 33 годам, а затем начинают понижаться. Наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти отмечаются в возрасте 18-30 лет, а после 33 начинают также снижаться. Аналогичные изменения происходят и с интеллектом. Так, Фульдс и Равен считают, что если уровень развития логической способности 20-летних принять за 100 %, то в 30 лет он будет составлять 96 %, в 40 - 87 %, в 50 лет - 80 %, а в 60 - 75 %. Однако с возрастом приходит опыт, и, хотя скорость психических процессов в среднем возрасте падает, знания, умения и навыки многих пожилых людей позволяют им выполнять работу, в том числе интеллектуальную, значительно лучше молодых. Большинство ученых с возрастом становится только "лучше". Но вот для математиков, скорее, действует обратное правило: многие открытия делаются именно молодыми, в возрасте до 30 лет, когда у них "быстрые" мозги. После 50-60 лет происходит плавное угасание физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления. У многих взрослых людей с возрастом происходит развитие личности: углубляются или расширяются интересы, активизируется общественная деятельность, происходит обрастание социальными связями, человек избавляется от вредных особенностей характера и деструктивных привычек, происходит развитие в профессиональной сфере. У многих наоборот - после ухода со студенческой скамьи пропадает всякое желание работать над собой, углубляются гедонистические тенденции, проявляются асоциальные и антисоциальные склонности.   Литература: 1. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник для академического бакалавриата / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 446 с. 2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 199 с. 3. Нуркова, В. В. Общая психология: учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 524 с.  
2. Тема 2. Психический дизонтогенез План: 1.Концепция асинхроний развития (дизонтогенеза) 2. Классификация видов дизонтогенеза   1.Под влиянием различных факторов (длительная соматическая болезнь, неправильные условия воспитания, конфликтная ситуация в семье и др.), воздействующих на том или ином этапе развития психики ребенка, может затормозиться развитие определенных структур личности и нарушиться последовательность их формирования. При этом у взрослых лиц могут обнаружиться черты характера, свойственные именно этому периоду развития ребенка, в котором наблюдалось неблагоприятное воздействие. Например, ребенок, переживший в аффективном периоде формирования психики длительную разлуку с родителями, уже будучи взрослым, обнаруживает склонность к аффективным реакциям, свойственным именно аффективному этапу формирования психики: чрезмерную аффективную лабильность, непосредственность реакций, впечатлительность и т.п. Неблагоприятные для ребенка ситуации не проходят бесследно, даже если внешне не наблюдается/явных нарушений психической деятельности в период их воздействия, однако они нарушают синхронность созревания структур личности. Наряду с этим другие структуры личности могут развиваться быстрее, опережая хронологические сроки их формирования. Нарушение сроков формирования может наблюдаться как между отдельными структурами личности, так и между психическим и физическим развитием. Так, в 1970-е годы отмечалось ускоренное физическое развитие по сравнению с психическим, рост и масса тела подростков превышали возрастные нормы, наряду с этим в психической деятельности обнаруживались черты инфантилизма. 2.Задержку развития или отставание в развитии одной или нескольких систем называют ретардацией. При ускоренном развитии функциональных систем с опережением возрастных периодов, характерных для этой системы, говорят об акселерации. При сочетании ретардации одних систем с акселерацией других отчетливо выступают проявления асинхронии. В пубертатном периоде признаки асинхронии носят функциональный характер и обусловлены бурным развитием различных систем организма. После этого периода происходит постепенное уменьшение асинхронии. У взрослого человека при психическом заболевании могут быть нарушены все четыре уровня психической деятельности (моторньш. сенсомоторный, аффективный и идеаторный). У детей психические расстройства зависят от возраста. У ребенка не наблюдается таких расстройств, для формирования которых необходима определенная степень зрелости именно этой системы. Так, например, у детей аффективные и идеаторные системы не достигли степени зрелости, и в связи с этим не наблюдается типичных аффективных синдромов и бредовых состояний. Литература: 1. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник для академического бакалавриата / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 446 с. 2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 199 с. 3. Нуркова, В. В. Общая психология: учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 524 с.  
Раздел 2
3. Тема 3. Предпосылки формирования личности ребенка План: 1.Особенности поведения. 2. Внешний образ 3.Телесные удовольствия.   Входе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки. Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательной финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может заставить себя работать, хотя он устал и, казалось бы, заслужил право на отдых. Ребенку предстоит овладеть способностью рефлексировать на все привходящие обстоятельства и свои цели. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут вложить в ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения. Малыш не только учится жить. Он уже живет, и любые внешние влияния, в том числе и воспитательные воздействия взрослых, приобретают разное значение в зависимости от того, как принимает их ребенок, в какой мере они соответствуют сложившимся у него ранее потребностям и интересам. При этом во многих случаях воспитательные влияния, требования, которые взрослые предъявляют к ребенку, неизбежно оказываются для него противоречивыми. 1.Особенности поведения. Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются прежде всего непосредственным окружением ребенка, тем, что попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить - дать взамен игрушки, которой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент Уже в младенчестве у детей начинают формироваться любовь, симпатия к близким людям - матери, отцу, воспитательнице в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремится получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи пострадавшему ребенку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками. 2.Внешний образ. В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону. Он начинает произвольно овладевать своим телом, совершая целенаправленные движения и действия: он ползет, идет, бежит, принимает разнообразные позы, свойственные взрослым, и совершает преобразования со своим телом, свойственные исключительно пластике малолетнего ребенка. Он повисает на стуле вниз головой, смотрит на мир сквозь свои ноги, согнувшись пополам, радостно ощущая гибкость своего тела и произведенную им перевернутость мира. Ребенок пристально наблюдает все статические изменения своего тела и чувственно переживает мышечные чувства, которые возникают при всяком новом движении или замирании. Прислушиваясь к себе внутреннему, ребенок изучает и себя внешнего. Он играет со своей тенью; наблюдает за тем, «как шалят» и как действуют его ручки и ножки; он рассматривает себя в зеркале, пристально глядя себе в глаза и весело наблюдая свои гримаски и движения. Лицо. В раннем возрасте лицо ребенка интенсивно развивается конституционно и мимически. Лицо заметно меняет свои пропорции -круглая форма лица начинает постепенно переходить в овальную, что связано с изменением лицевого черепа, с преобразованием челюстей, когда появляется два ряда мелких зубиков, которыми ребенок с удовольствием грызет жесткую и хрустящую пищу. В течение первых двух лет высота лица от корня носа до нижнего края подбородка увеличивается с 39 до 81 мм.   Овладение телом и способность передвижения человеческим способом подводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развивает возможности ориентировки в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Приближаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практически осваивает его направление и удаленность относительно исходного места. Освоив передвижение, ребенок немного расширяет круг вещей, ставших объектами его понимания. Он получает возможность действовать с самыми разнообразными предметами, которые прежде родители не считали нужным предлагать младенцу. Ребенок узнает на личном опыте, что до того дерева от крыльца надо идти мимо куста, который колет острыми иглами, что на пути глубокая яма, в которую лучше не падать, что у скамейки грубая поверхность и она может наградить болезненными занозами, что цыплята очень мягонькие, но зато у курицы очень крепкий клюв, что трехколесный велосипед можно катить, взявшись за руль, а большую тачку невозможно сдвинуть с места и т.п. Увеличивая самостоятельность ребенка, ходьба расширяет вместе с тем его возможности в ознакомлении с предметами и их свойствами. 3.Телесные удовольствия. Общее овладение телом, прямохождение, достаточно дифференцированные ручные действия - достижения в физическом и психическом развитии, которым сопутствует чувство удовольствия и удовлетворенности собой, доставляют дитяте телесные удовольствия. Ребенок до изнеможения действует, наслаждаясь ощущениями, нарабатывая телесный и психический опыт, одновременно реализуя тем самым онтогенетический потенциал к развитию и вхождение в мир человеческих условий психического развития. Одновременно, телесно общаясь с близким взрослым (прикасаясь к нему, получая от него телесную ласку в виде поцелуев, поглаживания, дружеских шлепков и толчков), ребенок начинает осознавать ценность и значимость для себя телесного соприкосновения. Он уже сознательно хочет этих прикосновений и ласк, ищет способы их получения. Просит: «Смотри, как я это делаю», «Смотри, как я прыгаю». Требует или нежно умоляет: «Обними меня», «Давай поборемся». Телесные контакты, особенно со значимым взрослым, помимо удовольствия придают малышу уверенность в себе и неизменное чувство радости бытия. Телесная поддержка ребенка субъективно для него выступает как признание его ценности, а в раннем возрасте ребенок уже начинает стремиться к признанию. Притязание на признание. Начиная с полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувствогордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения. Несколько позднее, чем чувство гордости, ребенок начинает испытывать чувство стыда, в случаях, если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребенку становится стыдно, если он неправильно произносит слова, ошибается, рассказывая стишок, и т.п. Но постепенно он начинает стыдиться и не одобряемых взрослыми поступков, когда ему специально указывают на них, стыдят его. В некоторых случаях чувство стыда может быть настолько сильным, что перевешивает другие побуждения и заставляет ребенка отказаться от привлекательной игрушки или совершить какой-либо другой трудный для него поступок. Возможность сознательно управлять своим поведением у ребенка раннего возраста крайне ограничена. Ему очень трудно удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания и еще труднее выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого. Выполняя даже самые простые, но неинтересные для них задания взрослых, дети либо видоизменяют их, превращая в игру, либо быстро отвлекаются и не доводят дело до конца. Так, собирая в ящик разбросанные кубики, ребенок попутно строит из них башенки, скамеечки или просто, бросив в ящик несколько кубиков, уходит, оставляя остальные несобранными. Нужна большая настойчивость взрослого, многократные напоминания, чтобы ребенок в конце концов выполнил требование. Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальных норм (ровесника). Таким образом, социальное развитие выступает как ситуация овладения отношениями с посредником (старшим), с соучастником усвоения норм (ровесником), с миром постоянных вещей. Тем самым выделяются три вида зависимостей, каждая из которых, с одной стороны, имеет свою специфику, а с другой -опосредована остальными. Отношения со старшим возникают у ребенка практически сразу - в младенчестве. Несколько позднее устанавливаются отношения с ровесником. С возрастом обе формы поведения сливаются в единую, которая и закрепляется как зависимость от объекта общения. Ребенок непосредственно зависит от старшего. Уже с младенчес

Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.