Тема: «Методы контроля за функциональным — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема: «Методы контроля за функциональным

2018-01-29 362
Тема: «Методы контроля за функциональным 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

 

ЛЕКЦИЯ № 5

Тема: «Методы контроля за функциональным

И физическим состоянием

Организма человека» – 2 часа

 

 

По дисциплине: «Физическая культура»

Факультет: Педиатрический

Курс, семестр: IV семестр

 

 

г. Владикавказ, 2011 г.

 

Цель лекции: сформировать у студентов знания, исследовательские умения по организации медико-педагогического обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

План лекции:

1. Врачебный контроль.

2. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий физической культурой и спортом.

3. Диспансеризация спортсменов, задачи.

4. Оценка физической подготовленности.

5. Методы исследования и оценка нервно-мышечной системы.

6. Методы исследования и оценка вестибюлярного аппарата.

7. Методы исследования и оценка вегетативной нервной системы.

8. Методы исследования системы внешнего дыхания.

9. Методы исслелования и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

10. Методы исследования состояния осанки и типов телосложения.

11. Функциональные пробы и тесты для оценки физической работоспособности.

Оценка физического развития методом антропометрических стандартов и корреляции, индексов физического развития.

13. Экспресс-диагностика эффективности тренировочного процесса.

14. Диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями.

15. Абсолютные противопоказания к занятиям физической культурой.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов:

1.Цели и задачи врачебного контроля.

2. Методы исследования и оценка нервно-мышечной системы.

3. Методы исследования и оценка вестибулярного аппарата у спортсменов.

4. Методы исследования и оценка вегетативной нервной системы у

спортсменов.

5. Методы исследования системы внешнего дыхания у спортсменов.

6. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий физической

культурой и спортом.

7. Диспансеризация спортсменов, задачи и значение.

8. Экспресс-диагностика эффективности тренировочного процесса,

восстановительные мероприятия.

9. Методы исследования состояния осанки и типов телосложения.

10.Методы исследования и оценка функционального состояния сердечно-

сосудистой системы.

11.Оценка физического развития методом антропометрических стандартов и

корреляции, индексов физического развития.

12.Абсолютные противопоказания к занятиям физической куль­турой.

Список использованной литературы:

1. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов/ под общ. ред. В. И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2007. 2. Граевская, Н. Д. Спортивная медицина. / Т. И. Долматова – М.: Советский спорт, 2004. 3. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов / под общ. ред. В. И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2003.

4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в

предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных

заведений / Л. П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003.

5. Теория и методика физической культуры / под ред. Ж. К. Холодова,

В. С. Кузнецова, Г. З. Карнаухова. – М.: 4-й филиал Воениздата, 2001.

6. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / сост.

Ф.П. Суслов, Д. А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.

7. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред.

Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003.

8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

9. Физическая культура и здоровье: учебник / под ред. В. В. Пономаревой. –

М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001.

Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека сильное, сложное и многообразное воздействие. Лишь правильно организованные занятия с соблюдением методических принципов помогут укрепить здоровье, улучшат физическое развитие, повысят физическую подготовленность и работоспособность организма человека, способствуют росту спортивных результатов. Занятия без учета индивидуальных особенностей, состояния здоровья, отсутствие регулярного врачебного контроля и самоконтроля самих занимающихся физическими упражнениями и спортом не дадут желаемых результатов и могут нанести непоправимый вред здоровью.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ.

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.

Он дает возможность своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся.

Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года.
Основное предназначение медицинского осмотра в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: основной, подготовительной, специальной. Кроме этого некоторая часть студентов совсем освобождается от практических занятий на какое-то время. Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента его направляют на более детальное обследование к специалистам.

 

Формы врачебного контроля.

Врачебный контроль раздел медицины, призванный исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия занятий и мероприятий по физической культуре и спорту на организм занимающихся.

Цель врачебного контроля: изучение состояния здоровья и влияния на организм человека регулярных физических нагрузок, содействие максимальному использованию средств физической культуры для укрепления здоровья и повышения функциональных возможностей организма.

 

1.2. Задачи врачебного контроля:

· содействовать максимальному использованию средств физической

культуры и спорта для укрепления здоровья;

· содействовать повышению функциональных возможностей организма и

повышению спортивных результатов;

· своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья.

Мероприятия врачебного контроля направлены на исключение условий, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями и спортом.

 

 

1.3. Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

· регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом;

· педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований;

· медицинское обеспечение физического воспитания студентов в учебных отделениях;

· санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований;

· предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости;

· санитарно-просветительная работа и пропаганда физической культуры и спорта в вузе.

2. ВРАЧЕБНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ (ВПН) В

СИСТЕМЫ


Функциональное состояние нервно-мышечной системы исследуется
с помощью методов динамометрии, определения быстроты движений, электромиографии, миотонометрии и хронаксиметрии (или электродиагностики).

Динамометрия. Применяются ручные и становые динамометры, а для определения силы различных групп мышц (полидинамометрия) специальный стол с динамометрами. Он позволяет создавать стандартные положения (необходимые для точности и сравнимости измерений) при определении силы отдельных мышечных групп (например, сгибание и разгибание туловища, бедра, голени). С его помощью можно определить абсолютную и относительную (на 1 кг веса тела) силу отдельных групп мышц и их статическую выносливость (в секундах).


Определение быстроты движений характеризует лабильность нервно-мышечной системы и проводится на приборах — темпо-тестах. Они состоят из 2 основных частей: электрического счетчика и контактной площадки (рычага, телеграфного ключа). Обследуемый ногой или рукой в течение 10 с должен сделать как можно больше замыканий и размыканий электрической цепи. В случае отсутствия такого прибора может быть использован более простой способ — теппинг-тест: на бумаге рисуется 4 квадрата (достаточной величины), а затем обследуемый должен поставить карандашом в каждый квадрат как можно больше точек, имея 10 с на каждый из них. При хорошем функциональном состоянии нервно-мышечной системы человек может за 10 с поставить 60—70 точек. Снижение частоты движений от первого до четвертого квадрата (или четвертого испытания на приборе) указывает на недостаточную устойчивость нервно-мышечного аппарата.

 

Миотонометрия это измерение тонуса (твердости) мышц, важного показателя состояния нервно-мышечной системы. Для определения тонуса мышц применяются электро-миотонометры или, чаще, пружинные миотонометры. Тонус оценивается по сопротивлению, которое оказывает мышца при погружении в нее щупа аппарата. При исследовании прибор ставится на наиболее выступающее место мышцы, перпендикулярно к ней. Тонус мышцы определяется при полном ее расслаблении, а затем при максимальном напряжении. Величина тонуса на приборе выражается в условных единицах — миотонах. Разница в твердости мышцы в состоянии напряжения и расслабления называется амплитудой. При улучшении функционального состояния мышцы увеличивается тонус напряжения, уменьшается тонус расслабления, возрастает амплитуда. Противоположные изменения происходят при

утомлении и переутомлении.


Хронаксиметрия (или электродиагностика) — метод исследования электрической возбудимости и лабильности нервно-мышечной системы. С помощью специальных приборов на исследуемую мышцу наносится электрическое раздражение.
Минимальная (пороговая) сила раздражения, которая вызывает сокращение мышцы, называется реобазой.Чем меньше реобаза, тем более электровозбудима мышца.

 

Измерение времени простой двигательной реакции.

Этот показатель характеризует состояние ЦНС, важен при развитии двигательного качества быстроты. Выражается во времени от подачи сигнала (свет, звук, речь) до ответного движения испытуемого. Сигнал воспринимается в коре головного мозга, анализируется, формируется двигательный ответ.


С возрастом время уменьшается даже без специальной подготовки (до 15 лет), с 35 лет увеличивается. Для незанимающихся физкультурой и спортом оно составляет 200...300 мс, у спортсменов — 100...200мс.

Время реакции можно определить с помощью простой линейки. Линейка длиной 30—50 см (или гимнастическая палка с делениями по 1 см) удерживается вертикально экспериментатором. Испытуемый вытягивает вперед руку. Нижний конец линейки с нулевым делением находится между большим и указательным пальцами испытуемого. Палка отпускается, испытуемый должен ее подхватить как можно раньше. Учитывается расстояние; на линейке по верхнему краю кисти в сантиметрах. Выполняется 3—5 проб, находят среднюю величину.

 

 

АППАРАТА.

 

При изучении функции вестибулярного аппарата применяются специальные пробы с вращением и координационные пробы. Систематическая физическая тренировка улучшает функцию вестибулярного аппарата, увеличивает его устойчивость.

Простой и доступной пробой для оценки состояния вестибулярного аппарата является проба Яроцкого: обследуемый выполняет непрерывные вращательные движения головой в одну сторону в темпе два движения в 1 с. По секундомеру определяют, сколько времени он сохранит при этом равновесие тела. В норме это время составляет 28 с. Тренированный спортсмен выполняет эту пробу 90 с и более.

 

 

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

 

Исследование функций вегетативной нервной системы занимает важное место в неврологическом обследовании занимающихся физическими упражнениями и спортом. У здорового человека симпатический и парасимпатический отделы нервной системы находятся в динамическом взаимодействии и равновесии. У физически тренированных людей в состоянии покоя наблюдаются признаки, указывающие на преобладание тонуса парасимпатической системы. Это выражается в замедлении ЧСС, некотором понижении АД и др. Во время выполнения физических упражнений и сразу после них у занимающегося отмечается относительное преобладание тонуса симпатической нервной системы.

В состоянии переутомления и перенапряжения отмечается нарушение оптимального соотношения деятельности симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. При этом часто наблюдается преобладание симпатического тонуса в состоянии покоя.


Для исследования вегетативной нервной системы применяют пробы, выявляющие состояние вегетативных рефлексов: ортостатическую, клиностатическую, пробу Ашнера, демографизм (кожно-сосудистые реакции).


Ортостатическая проба состоит в том, что обследуемый, лежа
утром в постели (или после 10—15 мин лежания), за 15 с подсчитывает пульс, затем спокойно встает и снова подсчитывает пульс за 15 с. В норме в связи с повышением тонуса симпатического отдела при переходе в положение стоя пульс должен учащаться на 12—20 уд./мин у нетренированного человека и на

8—12 уд./мин у физически тренированного.

 

Клиностатическая проба — пульс подсчитывается в положении стоя, а затем лежа. В норме при переходе в положение лежа повышается тонус парасимпатического отдела и пульс урежается на 4—12 уд./мин.


Проба Кремптона (вариант ортостатической пробы). Испытуемый из положения лежа переходит в вертикальное положение и сразу в течение
2 мин измеряется ЧСС и АД. Результат подсчитывается по формуле:
3,15 + PA = Sc/20, где PA — систолическое АД, Sc — частота сердечных сокращений. Если получен результат менее 50, реакция квалифицируется как недостаточная, 50...70 — слабая, 75...100 — средняя, выше 100 — отличная.

 

 

Глазосердечная проба Ашнера заключается в том, что пульс подсчитывается у обследуемого в положении лежа за 15 с, затем исследователь большим и указательным пальцами производит постепенное нерезкое давление в течение 10 с на глазные яблоки при закрытых веках, и снова подсчитывается пульс. Таким образом раздражается парасимпатический отдел нервной системы, и при нормальной его возбудимости происходит урежение пульса на 5—12 уд./мин. Если пульс после пробы не изменяется, то рефлекс считается отрицательным, свидетельствующим о понижении возбудимости. Замедление

пульса более 12 уд./мин свидетельствует о повышенной возбудимости парасимпатической системы. В некоторых случаях вместо урежения происходит учащение пульса — извращенная реакция, указывающая на серьезные нарушения равновесия вегетативной нервной системы.


Кожно-сосудистые реакции, или дермографизм, выявляются при проведении по коже тупым предметом. При этом на коже появляется розовая, белая, красная или выпукло-красная полоса, характеризующая степень возбудимости рецепторов сосудов. Длительный красный дермографизм указывает на повышенную возбудимость парасимпатической нервной системы. Выпуклая красная полоса указывает на резкое повышение парасимпатической иннервации сосудов. Белый дермографизм, вызываемый сужением сосудов, является признаком повышенной возбудимости симпатической иннервации кожных сосудов; розовый дермографизм

наблюдается в норме.

 

Индекс Кердо (ИК) свидетельствует о состоянии вегетативной нервной системы, рассчитывается по формуле:

ИК = 1 – П/Д × 100, где Д — диастолическое давление, П — пульс.

У здорового человека ИК равен нулю, т. е. симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы находятся в состоянии динамического равновесия.

При преобладании симпатического тонуса индекс увеличивается,
а при преобладании парасимпатического — снижается, становится отрицательным.


ДЫХАНИЯ.

 

Функциональное состояние внешнего дыхания определяется с помощью ряда инструментальных методов, характеризующих легочные объемы, т. е. вентиляцию легких. Показатели вентиляции отражают первый этап внешнего дыхания — газообмен между наружным и альвеолярным воздухом.

 

Легочная вентиляция важнейший показатель функциональных возможностей дыхания. Она характеризуется общей емкостью легких (ОЕЛ), жизненной емкостью легких, минутным объемом дыхания (МОД), максимальной вентиляцией легких (МВЛ), силой и мощностью вдоха и выдоха, бронхиальной проходимостью.

Общая емкость легких это максимальное количество воздуха, которое могут вместить легкие и воздухоносные пути. ОЕЛ состоит из жизненной емкости легких и остаточного объема — количества воздуха, остающегося в легких после максимального выдоха (1 000—1 200 см3). Кроме того, существует так называемое мертвое пространство — воздух, остающийся в воздухоносных путях после удаления остаточного объема и не принимающий участия в газообмене (примерно 150 см3).

Жизненная емкость легких составляет 75—80 % общей емкости легких. ЖЕЛ определяется с помощью специального прибора — водяного или сухого спирометра и соответствует количеству воздуха, который может выдохнуть человек после максимального вдоха.

ЖЕЛ — очень важный и вместе с тем простой показатель. Ее определение — обязательный компонент комплексного врачебного обследования спортсменов и физкультурников. Чем больше ЖЕЛ, тем совершеннее приспособление аппарата внешнего дыхания к физической нагрузке. Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, роста и веса спортсмена, вида спорта, которым он занимается, уровня его тренированности. У здорового взрослого мужчины ЖЕЛ составляет чаще всего 3,4—5,5 л. С возрастом величина ЖЕЛ снижается. Так, если в 20—29 лет ЖЕЛ равна в среднем 4,5 л, а в 30—39 лет — 4,2 л, то после 50 лет — уже 3,3 л. У детей 11—12 лет величина ЖЕЛ равна в среднем 2—4 л, 15 лет — 2—5 л. Под влиянием регулярной тренировки ЖЕЛ увеличивается.

У спортсменов, особенно тренирующихся в видах спорта с преимущественным развитием выносливости, т. е. пловцов, гребцов, бегунов, она достигает 6—7 л и более. У юных спортсменов ЖЕЛ на 600—1 500 мл превышает таковую у их сверстников, не занимающихся спортом.

 

Существует ряд функциональных проб, основанных на измерении ЖЕЛ:

— динамическая спирометрия (проба Шафрановского) — определение ЖЕЛ дои после физической нагрузки (увеличение при этом величин ЖЕЛ свидетельствует о высоких функциональных возможностях внешнего дыхания).

В этой пробе обычно в качестве нагрузки используют 3-минут-ный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту для мужчин и 2-минутный бег для женщин;

спирометрическая кривая (проба Розенталя) — пятикратное изменение ЖЕЛ с интервалами 15 с (рост величин ЖЕЛ или стабильные показания —благоприятный признак);

форсированная ЖЕЛ (проба Тиффно-Вотчала) — определение ее величины при максимально быстром вдохе. Выполняется резкий вдох
и затем определение ЖЕЛ за 1, 2, 3 секунды. В норме составляет 85 % от ЖЕЛ у незанимающихся спортом и примерно равна ЖЕЛ у спортсменов.

 

Пробы Штанге и Генчи дают некоторое представление о способности организма противостоять недостатку кислорода.

Проба Штанге — задержка дыхания на вдохе. Измеряется время максимальной задержки дыхания после глубокого вдоха в секундах. Должна составлять в норме 50—60 с, у детей — 20—55 с, спортсмены высокой квалификации — до 5 мин, спортсменки — от 1,5 до 2,5 мин.

Проба Генчи — задержка дыхания на выдохе. Эта проба является нагрузкой в основном для левых отделов сердца. Обследуемый после полного выдоха и вдоха снова выдыхает и задерживает дыхание. Здоровые нетренированные лица могут задерживать дыхание на выдохе в течение 20—30 с, а спортсмены — 60—90 с. При повышении тренированности продолжительность задержки дыхания у занимающихся увеличивается, при утомлении уменьшается.

Оценка функционального состояния в этой пробе следующая:

— слабое — задержка дыхания менее чем на 20 с;

— среднее — 35—40 с;

— хорошее — более 45 с.

 

 

ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.

В сохранении правильной осанки главную роль играет не сила мышц, а согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения различных мышечных групп.

Гармоничное физическое развитие и здоровье связаны с правильной осанкой. Она является одним из свойств телесной красоты человека и в определенной степени выражает внешне его поведенческие черты (чувство достоинства, собранность и т.п.).

Различают 5 типов осанки: прямой; прогнутый; сутулый; наклонный; изогнутый. Нормальным считается прямой тип осанки.
Остальные в той или иной степени относятся к аномалиям.

Правильное положение частей тела при нормальной осанке следующее:

- стопы на ширине ступни, параллельны;

- колени выпрямленны;

- живот подтянут;

- туловище вертикально, угол наклона таза - 45°;

- плечи отведены назад и опущены, лопатки приближены к позвоночнику;

- руки свободно опущены по средней линии туловища;

- голова прямо, лоб и подбородок располагаются на одной вертикальной линии.
В норме не должно быть боковых искривлений позвоночника - сколиозов. Сколиозы бывают грудные, поясничные, тотальные, а по направлению - лево - или правосторонние и S-образные.

По внешним признакам физического развития можно определить тип сложения человека.
Различают астенический, нормостенический и гиперстенический типы сложения.
Астенический тип
характеризуется длинными и тонкими конечностями, узкими плечами, длинной и тонкой шеей, длинной, узкой и плоской грудной клеткой, слабо развитыми мышцами.

Люди нормостенического типа имеют пропорционально развитые основные формы тела: правильное соотношение продольных и поперечных размеров, коническую или цилиндрическую форму грудной клетки, умеренное развитие костной системы, мышечной и жировой ткани.

Признаками гиперстенического типа являются: короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура.

С помощью специально подобранных физических упражнений, особенно в детском, подростковом и юношеском возрасте, можно сгладить некоторые нежелательные признаки или отклонения в телосложении.

 

 

5. Функциональные пробы и тесты для оценки физической работоспособности

Функциональная проба Руфье является самым простым косвенным методом определения физической работоспособности. Для этого используются значения частоты пульса в различные по времени периоды восстановления после относительно небольших физических нагрузок.

У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 минут, определяют частоту пульса за 15 с, с последующим пересчетом его в минуту (P1), затем в течение 45 с он выполняет 30 глубоких приседаний, после чего сразу же ложится и у него вновь определяют частоту пульса за первые 15 с (Р2) и за последние 15 с (Р3) первой минуты восстановительного периода. Показатели пульса P2 и Р3 обязательно пересчитывают в минуту. Оценку работоспособности производят по следующей формуле:

Индекс Руфье = (Р1+Р2+Р3) – 200.

Полученный индекс Руфье оценивается как хороший — от 0 до 2,9; средний — от 3 до 6; удовлетворительный — от 6,1 до 8; плохой — выше 8,1.

Для более объективной оценки физической работоспособности человека используют нагрузочные тесты с дозируемой мощностью работы. При тестировании обычно используют один из четырех видов эргометрии; велоэргометр, ступеньку или степэргометрию, бегущую дорожку или тредбан и ручной эргограф.

 

Тест К. Куперапозволяет определить физическую работоспособность человека по результатам 12-минутного бега. Тест рассчитан на определение возможностей обследуемого человека в упражнениях на выносливость. Во время его выполнения необходимо пробежать как можно большее расстояние за 12 мин. При этом не разрешается перенапрягаться и, если возникает одышка, нужно сбавить темп бега, а когда восстановится дыхание, можно возобновить бег. Желательно тест проводить на беговой дорожке стадиона.

Проходить тестирование могут лишь достаточно подготовленные люди, которые испытали предварительную беговую тренировку и на каждом занятии преодолевали дистанцию не менее чем 1,5 км.

 

 

Тест PWC170. Метод определения физической работоспособности PWC170 (от англ. Physical Working Capacity - физическая работоспособность) основывается на линейной зависимости между ЧСС и

Метод корреляции

Для связанных признаков (какими являются показатели физического развития) используются параметры, которые позволяет получить метод корреляции.

Метод корреляции основан на том, что физическое развитие различных частей тела взаимосвязано между собой. Эта связь (корреляция) может быть положительной, когда при увеличении, например, роста увеличивается вес тела, и отрицательной, при которой одно увеличение вызывает уменьшение другого.

Эта взаимосвязь может быть выражена математически в виде коэффициента корреляции (связи), обозначаемого буквой R, предельное значение которого равно 1. Связь между признаками будет тем теснее, чем ближе значение R будет приближаться к единице.

С помощью коэффициента корреляции вычисляется коэффициент регрессии (b), который показывает, на какую величину изменится одна величина, если другая, связанная с ней, изменяется на единицу. Для оценки физического развития методом корреляции разрабатываются специальные таблицы.

 

ТРЕНИРОЧНОГО ПРОЦЕССА

Диагностика тренированности и кон­троль за ее динамикой так же важ­ны для тренера и врача, как и контроль за состоянием здоровья, поскольку правильное развитие тренированности и достижение наивысшего ее уровня к необходимому сроку отражает эффек­тивность тренировки, а выявление нарушений тренированности (переутомле­ние, перетренированность, физическое перенапряжение) свидетельствуют о неадекватности проводимой трениров­ки и позволяют своевременно внести в нее соответствующие коррективы.

Под тренированностью мы понима­ем состояние, развивающееся в резуль­тате систематической тренировки, обус­ловливающее возможность наиболее эффективного выполнения конкретной мышечной деятельности и готовность к достижению спортивного результата. Наивысший уровень тренированности принято называть спортивной формой. Именно в этом периоде спортсмены, как правило, показывают лучшие свои результаты. Тренированность — это сложное многофакторное понятие, включающее в себя уровень техниче­ской, тактической, физической, психо­логической, функциональной подготов­ленности спортсмена, в совокупности и определяющих уровень его общей и специальной спортивной работоспособности, готовности к достижению выс­шего спортивного результата. Следова­тельно, общий вывод об уровне трени­рованности — это прерогатива тренера, который должен уметь сопоставить и ин­тегрировать данные обо всех компонен­тах тренированности, в чем ему помо­гают спортивные специалисты разного профиля. Задача же при этом врача — определить один из важнейших компо­нентов тренированности — функциональное состояние спортсмена, уровень его функциональной подготовленности. Значение этого компонента особенно велико не только в обеспечении обще­го уровня тренированности и спортив­ного результата, но и потому, что у вы­сококвалифицированных спортсменов, достигших уже относительно высокого уровня спортивного мастерства, пока­затели, отражающие уровень техничес­кой и тактической (а в известной мере и волевой) подготовленности на этапах тренированности, т.е. на сравнитель­но коротких отрезках времени, более стабильны, чем функциональный ком­понент, который поэтому может слу­жить четким критерием для слежения за динамикой тренированности и текуще­го регулирования нагрузки.

 

Конечно, интегральным показателем тренированности является спортивный результат, но его зависимость от ряда дополнительных факторов (таких, на­пример, как самочувствие и настрое­ние спортсмена в день соревнования, его активность и воля к победе, сло­жившиеся условия, взаимоотношения с партнерами, соотношения сил и пр.) не всегда позволяет лишь на его основе оценить уровень тренированности спортсмена. Только четкая характеристика каждого компонента позволяет выявить слабые звенья в подготовленности спортсмена, а выпадение хотя бы од­ного из них не позволяет оценить тре­нированность как высокую даже при отличных показателях ее компонентов.

Именно поэтому полное совпадение показателей врачебного контроля и спортивного результата бывает не все­гда. Так, например, высокий резуль­тат может быть показан и при опреде­ленных недочетах в функциональном состоянии спортсмена за счет высокого уровня других компонентов тренирован­ности, предельного напряжения воли спортсмена, его большого соревнователь­ного опыта, благоприятно сложившихся условий и пр. Чаще с этим можно встре­титься в игровых и сложнотехнических видах спорта, реже — в связанных с преимущественным проявлением вынос­ливости, где достижение высокого ре­зультата практически невозможно без должного уровня функциональной го­товности. И, наоборот, при хорошем функциональном состоянии в силу тех же причин спортсмен в ряде случаев может не показать своего лучшего ре­зультата. Но при этом важно, что хо­рошее функциональное состояние, не­зависимо от спортивного результата и педагогических критериев тренирован­ности, отражает адекватность исполь­зуемых в тренировке нагрузок, а его недочеты заставляют вносить в трени­ровку необходимые коррективы.

В ходе развития тренированности происходят определенные изменения на всех уровнях деятельности организма (клеточном, тканевом, обменном, си­стемном, органном, организменном), совершенствуется регуляция и адаптация к нагрузкам, ускоряется восстановление.

Методы врачебного контроля имеют большое значение в комплексном кон­троле за динамикой тренированности, а для диагностики ее нарушений име­ют решающее значение. Комплекс структурных, функциональных, обменных изменений, возникающих практи­чески во всех органах и системах под вли­янием регулярной тренировки, есть про­явление долговременной адаптации организма к физическим нагрузкам в ре­зультате суммирования кратковременных адаптационных эффектов, что проявля­ется при врачебном обследовании, как в условиях мышечного покоя, так, особен­но четко, и при физических нагрузках.

В состоянии мышечного покоя адап­тированный организм при хорошем со­стоянии здоровья характеризуется повы­шением потенциальных возможностей, что проявляется снижением активнос­ти симпатоадреналовой системы, экономизацией функционирования основ­ных жизнеобеспечивающих систем, накоплением структурных элементов клетки, усилением внутриклеточной ре­генерации, снижением основного обме­на при совершенствовании тканевого. что весьма важно для эффективного выполнения нагру­зок.

Сдвиги, связанные с нарастани­ем тренированности, проявляются в улучшении показателей силы и подвиж­ности нервных процессов, координации, быстроты, точности и устойчиво­сти двигательных реакций, функции зрительного и вестибулярного анализа­торов, объема и силы мышц, их спо­собности к напряжению и расслабле­нию, умеренном снижении массы тела за счет изменения жира и воды при от­носительном увеличении тощей массы и запасов гемоглобина, замедлении сер­дечных сокращений, удлинении диастолы и периода напряжения, умерен­ном снижении артериального давления (особенно среднего), увеличении сис­толического объема, минутной циркуляции и ее соответствия перифериче­скому сопротивлению, увеличении объема сердца и гипертрофии миокар­да, усилении его сократительной способности, относительном удлинением диастолы и проводимости и др.; увеличиваются дыхательные объемы и вентиляционные показатели при снижении частоты дыхания и увеличении его глу­бины, силы дыхательных мышц, диффузной способности легких и поглоще­ния кислорода. Повышается щелочной резерв крови, содержание гемоглобина и эритроцитов, относительно увеличи­вается число лимфоцитов и эозинофилов, возрастают альбуминоглобулиновый коэффициент, углеводные запасы и активность ферментов.

Совершенствование различных фун­кций и их параметров в ходе нараста­ния тренированности (как и их сниже­ние при ее нарушениях) у различных спортсменов происходит не всегда однонаправленно, неодновременно и в неодинаковой степени, что зависит от ряда факторов — исходного уровня подготовленности, состояния здоро­вья, возраста, направленности трени­ровки, индивидуальных особенностей спортсмена, специфических и иных по­казателей. На разных этапах приспо­собленности и компенсации могут воз­никнуть разные сочетания степени участия органов и систем в сложной системе регуляции (Анохин П.К., Зимкин Н.В., Яковлев Н.Н. и др.). То есть для достижения одного и того же эффекта разные функции и отдель­ные их параметры могут использовать­ся в различных сочетаниях. При обследовании спортсменов в каждом отдельном случае могут прояв­ляться преимущественные изменения различных показателей, вследствие чего оценка функционального состоя­ния, сделанная на основании изучения отдельных систем, а тем более отдель­ных их параметров, бывает нередко неодинаковой и даже ошибочной. При этом, чем выше уровень тренированно­сти, тем больше выражена интеграция функций, сглаживается гетерохронизм в их совершенствовании, наблюдаю­щийся в процессе развития трениро­ванности.

Значит, частота и степень изменения отдельных функциональных параметров в связи с динамикой тренированности в каждом отдельном случае неодинако­вы и отражают сложную систему межорганной и межсистемной регуляции и взаимокомпенсации функций.

То есть оценка функционального со­стояния спортсмена по отдельным параметрам либо даже по состоянию какой-либо одной физиологической системы организма (как это иногда еще встреча­ется и сейчас в практике работы врачей и тренеров) бывает не только неточной, но в ряде случаев ошибочной. В каче­стве примера можно привести случаи, когда при высоких показателях PWC, МПК и других физиологических парамет­ров можно видеть изменения ЭКГ, на­рушения правильного соотношения от­дельных компонентов реакции и пр., указывающие на уже намечающееся ухуд­шение состояния спортсмена.

Динамические наблюдения показыва­ют, что сдвиги различных морфофункциональных параметров в условиях мы­шечного покоя наиболее отчетл


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.