Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2018-01-29 | 213 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В исследовании эпоса сложилась стойкая традиция отмечать лишь одну линию общественного раскола, которую трактовали как антагонизм старичка Сирдона и нартов. Эта линия, и в самом деле, чрезвычайно информативна, поскольку предоставляет нам некоторые возможности судить о противоречиях родового демократизма древних ариев. Однако необходимо исследовать и другую, вовсе не отмечавшуюся исследователями линию, намеченную проведенным выше сравнением общественных оценок роли сезонных вождей и профессиональных воинов.
Уже из приведенного сюжета, видно, что борьба за влияние на общество между традиционными вождями рода и, обретшими престиж в многолетних походах, военными вождями и воинами была напряженной. Противостояние накаляло атмосферу, традиционные институты регулирования родовой организации, вынужденные примирять для блага общества традиционалистов-сезонников и "новационистов"-профессионалов, все еще способны были сохранять стабильность равновесным распределением общественной "признательности" тем и другим. Однако противостояние "сезонников" и профессионалов закончилось полной победой последних — этот вывод делается на тех же основаниях, которые позволили В.И.Абаеву разделить и расставить циклы Сослана и Батраса в последовательности, отражающей иерархию "престижа" первых и вторых. В то же время в его поддержку можно привести и ряд сильных аргументов, до сих пор не привлекавших внимания.
Сюжет о споре нартовских героев Сослана, Сосрыко и Батраса за чашу Амонга — одно из главных свидетельств большой актуальности распределения приоритетов в нартовском обществе. Сослан был признан недостойным Чаши из-за отсутствия выдержки при переправе через море, повлекшей большие потери; Сосрыко — за мимолетную слабость в бою с Колесом Барсага. Досталась Чаша, конечно, Батрасу 194. Совершенно очевидно, что перед нами сюжет о состязании "сезонников" с профессионалом за право считаться лучшим воином. Также очевидно, что и функция чаши Амонга здесь не имеет ничего общего с приписываемым ей исследователями свойством отличать правду от лжи — оно отмечено только в некоторых версиях сюжета. Перед нами все тот же сюжет, иллюстрирующий раскол внутри племени доблестных — уже на уровне веры и культов. Другая функция Чаши заключается в том, чтобы отличать достойных Воинов — это отмечают и комментаторы эпоса 223, и здесь важно то, что отбор идет не из всех нартов вообще, а только в племени доблестных Ахсартаггата. Главное предназначение Чаши — отметить признание: Чашу подносили отличавшимся доблестью. Это единственное условие, которое неизменно осуществляется во всех сюжетах, в том числе и в случаях, когда тема правды и лжи вовсе отсутствует — выбор самого великого Воина племени Ахсартаггата стал Новой, универсальной функцией Чаши в циклах Сослана и Батраса.
|
Функции выбора великих Воинов предшествовал промежуточный этап выбора между сезонными и профессиональными воинами. Отбору воинов — Уасамонга внутри одного племени Ахсартаггата предшествовал отбор нартов — Нартамонга: последнее было присуще родовым мужским культам Наф, а Уасамонга — это уже племенной культ воинов. В развитие первого варианта победители могли выдвигаться на избрание "сосланами"-вождями на очередной сезон походов, о втором скажем
ниже.
Пока отметим, что представлены две, отстоящие одна от другой, версии: первая — народные судьи Нарты признали достоинство сезонных вождей равным достоинству профессионалов и тем подравняли их общественную значимость; вторая — обряд причащения к великим Воинам через награждение чашей Уасамонга (а это суд военной аристократии) устанавливает иерархическую вертикаль для воинства во главе с Батрасом и этим актом Сослан все же ставится ниже. Отсюда следует, что равенство в мнении судей Нарты обеспечивалось Сослану иным его достоинством, не воинским и отсутствовавшим у Батраса. В свою очередь, для признания Батраса великим Воином на суде Уасамонга ничто не принимается во внимание, кроме доблести в бою, умеренности в пище и снисходительного отношения к "женской слабости". Это означает, что суд Нарты и суд Воинов — разные институты, а следовательно, культ Нартамонга и культ Уасамонга расходятся как по составу идей, так и по религиозным представлениям. И расходятся существенно: выбор великих Воинов-асов обходится без признаваемой нартовскими судьями способности Сослана ходить в надмогильный курган, который, как и погребальный заппадз, выступал дверью в Страну мертвых, и тем более — брать там военную добычу, кощунственно пленяя мертвых. В этом вся идейная суть стадиального перехода, разделившего культы Нартамонга и культы Уасамонга: вместо достигших возраста зрелости мужей nart Чаши Amongæ удостаивались только те, кто совершил военные подвиги и соблюдал известные правила в жизни.
|
Исходя из этого, невозможно трактовать переход от выбора мужей nart к выбору воинов batr-As (-was//-wac) неконкретно — как "отличение правды от лжи", тогда нужно оставаться при мнении, что nar — из монгольского "солнце", a was//wac рассматривать как "логос". Но уже совершенно ясно, что nart — "мужи", a was//wac — это "воин", поскольку материал сюжетов нартовского эпоса не допускает никаких других толкований — заявлено совершенно определенно, что идет отбор лучшего воина. Другое дело, что Чаша Амонга, как главный атрибут культов Амонга, связана с наставлениями в "истинном знании-истинной вере", а представления о "знании" и "вере" в древности были неразделимы и всегда священны. Но это не определяет семантику nart и was, а отмечает их святость включенностью в систему культов Амонга. Для нашей темы очень важна одна подробность: с Чашей Батрас получил не только признание своего превосходства над Сосланом, Сосрыко, а в другом сюжете — и над патриархом Урызмагом, но он "забрал Чашу себе", то есть взял на себя и символ культа, и функцию его отправителя. Этот факт имеет большое значение как иллюстрация перехода к иной организации общества и иным культам, что и отражается переходом от культа мужей nart к культу Воинов was.
|
В другом месте эпос положительно оценивает исключительный дар Сослана проникать в страну мертвых и приносить оттуда истину предков. Правда, и здесь Сослан не может обойтись сам, ему помогает умершая жена Бедуха. Сюжетом о соперничестве "сезонного" вождя и профессионала объяснено, что отрицательно оценивается только военное применение колдовства: пленять мертвых из курганов, как и воевать колдовской силой волчьих шкур и колокольчиков (в другом сюжете), не достойно великих Воинов. Потому колдовство производит эффект только однажды, и Сослан побеждает Тотраса только в первом поединке, да и то потому, что тот был юным, неопытным воином. А во втором поединке, право на который дал Тотрасу Хозяин страны мертвых Барастыр, Сослану уже ничто не помогло, и он погиб. Другими словами, между Тотрасом и Батрасом лежит дистанция от молодого воина до обученного аса, а Сослан вообще принадлежит к разряду непрофессионалов. И поскольку во всех сюжетах с чашей Амонга, в которых участвует Батрас, победителем бывает только он, то есть в результате состязания всегда выбирается Великий Воин, то надо остановиться на том, что функция чаши Амонга связана с причащением воинов: она отличала воинов от невоинов, а из воинов выбирала лучших, Великих Воинов — Styr-Was, или Was-Styr.
Нет сомнения, что существовал своего рода комплекс качеств и навыков, которые отличали профессионального воина племени Ахсартаггата от непрофессионалов этого племени. Но в эпосе о нем можно найти только самые общие сведения. Все качества и навыки профессионального воина присущи в эпосе только молодому поколению героев — Батрасу, Тотрасу, Ацамазу, Асане (варианты — Йасана, Уасана, Айсана). Асана, сын Урызмага (в другом варианте — Уастырджи), как и Батрас, является выдающимся победителем притеснителей всех нартов. Как и Батрас, он точно соблюдает "правила" эпоса в отношениях Ахсартаггата с племенем Бората: Асана — притеснитель Бораевых195. Ацамаз был могучим воином, отца его звали Уас (варианты — Уаз, Уазим, Аца), детство Ацамаза завершается точно так же, как у Батраса — Ацамаз силой выпытывает у матери правду об убийстве своего отца и мстит 196, при этом конь и оружие отца ему поддаются точно так же, как в другом варианте этого сюжета, где героем является Тотрас197. В свою очередь, Тотрас после поединка поступает подобно Батрасу: вернувшись в мир живых для мести нечестно победившему его Со-срыко, он, после второго победного поединка, возвращает отсеченную руку соперника для достойного погребения побежденного 198. Этой победой над Сосланом юный воин Тотрас завершает череду не прямых, но тоже поединков-соперничеств матерого воина Батраса с "сезонником" Сосланом (Сосрыко).
|
Перед нами собирательный образ профессионального Воина — Воина "без страха и упрека". На основании типологического единства Батраса, Тотраса, Асаны, Ацамаза можно выделить отдельные правила кодекса профессионалов героев молодого поколения племени доблестных Ахсартаггата. Не вдаваясь в их подробный разбор, отметим только набор боевых требований из приведенных сюжетов. Первое — владение конем: если конь станет неуправляем, надо развернуть его к врагу за уши, если они оторвутся — за ноздри, если не поможет — выворачивать нижнюю челюсть. Нельзя рубить мечом мелко и часто, уже первый удар должен быть выверенным, точным и завершающим, иначе второй удар убивает уже не противника, а самого себя — этот перифраз означает, что второй удар уже будет нанесен не тобой. При переправах, как бы ни была велика преграда, пусть даже море, надо обойтись без потерь и ради этого выстоять; если приходится подставлять переправляющимся собственные плечи и спины — вытерпеть. В ходе боя не позволять себе выпускать противника из виду ни на мгновение — "нельзя даже моргнуть глазом".
Особо надо отметить, что, несмотря на принадлежность всех героев эпоса к племени Ахсартаггата, "старые" герои Урызмаг, Хамыц, Сослан и Сосрыко не отнесены к высшей военной аристократии и "новым" героям — образцовым профессионалам As//Was (batr-As, As-ana, totr-As, Aca-maz). Все они не соответствуют требованиям кодекса, но недостаток Урызмага особый: его когда-то куда-то уносил с ныхаса орел199, а это считается недостойным. Хамыц может бросить из-за гульбы и женщин боевой пост (как во время охраны склепа Дзерассы); о Сослане(Сосрыко) говорилось выше. Таким образом, перед нами новые иллюстрации раскола внутри племени воинов Ахсартаггата: выясняется, что в нем вызрела внутренняя иерархия и выше всех стоят безупречные Воины-Герои молодого поколения — военная аристократия — Батрас, Тотрас, Асана, Ацамаз. Они определяют воинские установки, по сути, — это воинский устав, являют образцы рыцарского поведения и рыцарских качеств во всех разделах рыцарства — от искусства боя до искусства музыки и танца, обхождения с женщинами; следующая ступень внутренней иерархии — это воины с изьяном —Урызмаг, Хамыц, Сослан, Сосрыко; на третьей ступени — рядовой состав племени Ахсартаггата, составлявший основную силу постоянных дружин Бал. Внутренняя стратификация племени Ахсартаггата просматривается достаточно ясно.
|
Важно отметить также унизительную оценку, данную Батрасом Урызмагу за "унесение орлом". Перед нами геральдический сюжет древности, в котором Орел выступал символом единства племени, осуществляя связь между его брачными подразделениями — он "переносил" мужей (Урызмага) "на остров к женам с детьми", то есть к сиртам. Это объясняет отрицательную оценку Батраса: Урызмаг, будучи образцовым мужем эпоса, "уличен" Батрасом в отлучке с мужского совета куда-то "в подводное село", то есть по "женскому" поводу, к тому же это выглядит "изменой" Сатане! Но дело не только в этом: Урызмаг как патриарх племени Ахсартаггата играл, конечно, главную роль в культах и обрядах племени, а среди ритуальных символов Орел должен был занимать важное место. В эпосе Орел, наряду с Первособакой Силам и Первоконем Арфан, наделен собственным именем-титулом Qandzærgæs. В общем виде, сведенный воедино, контекст негативной оценки брачного "греха" как малодушной, предосудительной уступки Орлу, да еще с предпочтением этого ныхасу, выдает геральдические притязания Батраса и они реализованы — Чаша взята. По сути своей, это акт узурпации Великим Воином функций развенчанного им патриарха племени: герои молодого поколения вытесняют героев старого поколения из сферы управления культами. И это еще одна иллюстрация внутренней дифференциации племени доблестных, в котором Великие Воины берут на себя все функции управления.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!