Куртуазия и куртуазная любовь — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Куртуазия и куртуазная любовь

2018-01-29 507
Куртуазия и куртуазная любовь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Куртуазная любовь – невероятно популярное словосочетание в средневековой Европе.

Для того, чтобы в полной мере уяснить содержание куртуазной любви в контексте средневековой культуры, надо разобраться в более широком вопросе:

 

I. Отношение к женщине в эпоху Средневековья.

 

Классический для средневековья вопрос звучал, как «Человек ли женщина?» Спор о том, есть ли у женщины душа, был поставлен ребром даже среди епископов. Это все имело очень далеко идущие последствия:

1690 год – на латинском языке было издано сочинение с весьма безапелляционным названием «Женщина – не человек»

А в 1753 г. (Эпоха Просвещения; эпоха Вальтера, Руссо и т.д.) – в Берлине издается сочинение «Любопытное доказательство, что женщина не принадлежит к человеческому роду»

 

«Ноги» этого явления растут из трех источников:

· Иудейские традиции («Женщина – сосуд греха»: Ева, натушившая гармонию мироздания и т.п.)

· Античность. В Греции, за исключением Спарты, женщина находилась на вторых ролях. Например в Афинах, если женщина выходила из дома, она должна была получить на это разрешение от мужа; не могла ходить по улицам без сопровождающих.

В Риме глава семейства обладал абсолютной властью над домочадцами- отец мог отвергнуть ребенка, мог убить жену за проступок (но, посовещавшись с её родственниками), мог подарить жену.

 

Перемена наступает с наступлением Христианства. Женщина-жрица переходит в ранг женщины-ведьмы, что в итоге влечет за собой плохие последствия.

В обществе, где женщины закрепощены, идеи героизма в чистом виде встретить невозможно; сексуальная сфера неизбежно деградирует, скатываясь к сексуальному скотству.

Именно этот момент преодолен с вознесением благородно рыцарства, потому что сама идея Куртуазии, которая подняла женщину на недосягаемую высоту, сбалансировала ситуацию.

 

II. Истоки явления «Куртуазная любовь»

 

Несмотря на то, что Куртуазию мы в первую очередь соотносим с понятием «Куртуазная любовь», в поэзии трубадуров оно практически не встречается – любовь не может быть некуртуазной.

Сама концепция Куртуазии создана трубадурами Прованса. Оформлена в первой половине 12 века. Именно эта эпоха дает нам первое имя – Гее Аквитанский. (Дед Алианоры Аквитанской, матери Ричарда «Львиное Сердце») Он считается первым трубадуром.

 

III. Причины возникновения и суть Куртуазии

 

Куртуазную любовь определяют в двух вариантах: 1. Бунт против феодальной морали, уничижавшей женщину 2. Явление феодальное; искоренение распущенности. Оба эти варианта, при ближайшем рассмотрении, являются распущенными. 1, потому что К.Л. предстает чуть ли не явлением супражисток; 2 концепция игнорирует два факта: 1. Вне зависимости от отсутствия или наличия в этой любви сексуальных отношений, любовь полностью противоречит непререкаемой заповеди средневековья «не пожелай жены ближнего своего», когда куртуазия активно советовала это делать – воспитательный эффект очень сомнительный.

Восприятие куртуазной любви, как любви платонической – миф. Она включается в себя понятие чувственности.

 

Понятие «куртуазия» происходит от понятия «корт» - двор; правила придворного поведения в высшем обществе. В него выходит:

1. Доблесть 2. Справедливость 3. Щедрость 4. Гостеприимность

Куртуазность практически совпадает с понятием чести.

Рыцарь может быть куртуазным не любя, но он никогда не обретет любовь, не будучи куртуазным. То есть, без чести не бывает истинной любви, но любовь является тем, что образует честь. В поэзии эти два понятия связаны идеей Бога. Сам Господь становится куртуазным. Везде, где религия не совпадает с понятием «честь-любовь», отношение к ней меняется. Чрезвычайный показатель всей этой связи – распространенный в эпоху средневековья Культ Девы Марии. В нем сквозит момент отношения к Деве Марии, как к объекту страсти. Женщины Куртуазии становились чрезвычайно распутными. В связи с чем рыцарские и христианские ценности преломлялись.

 

IV. Язык любви и куртуазный символизм

 

1. Образ Прекрасноц Дамы.

Внешне: блондинка с длинными (миниум, по пояс) волосами. Глаза –пестрые. Точенные черты лица (алые губки, маленькие руки, румяные щеки) Фигура: высокая грудь, подчеркнутая корсетом, тонкая талия; стопы настолько белы, что маргаритки кажутся темнее. Идеалы красоты – Изольда Тристана и Криспильда Зигфрида.

Одежда имела цель одеть. Платье облегающее, но ниже пояса фигуру скрывает – нормы морали шли из церкви.

Манеры. Обязательны эстетика речи, манер, знание куртуазного ритуала; красота движений, понимание поэзии трубадуров, понимание куртуазной символики; образованность на уровне языков, владение музыкальными инструментами, знание медицины.

Идеал – девушка рафинирования, но при этом, куртуазные красавицы прекрасно скакали на конях, владели оружием и т.п.

 

2. Образ Рыцаря.

Физический облик – утонченный и сильный.

Пример: Тристан. Благородный рыцарь – это: великий воин (сила и доблесть), прекрасный охотник (два вида охоты: собаки и соколы; соколы – более почетно); владелец 7и боевыми искусствами; 7 видами музыки; владелец поэзией; знающий свойства трав, медицины; 7 языков; корабельное дело; познание в готической архитектуры.

Средневековые рыцари зачастую имели избыточные познания; они считали, что чтобы стать хорошим возлюбленным, надо полностью самореализоваться.

 

3. Содержательная сторона.

Любовь в Куртуазии обязательно должна быть а) дальней, б) трудной

 

a) Дальняя – это

- Любовь заочная (рыцарь не всегда видел свою возлюбленную; зачастую значат о ней только по рассказам). Браки часто заключались по-расчету, а вот любовные связи по-расчету – мовитон, и практически не наблюдались. Детей воспитывали так, чтобы в каждом юноше был Тристан, а в девушке – Изольда. Если же этого не случалось, молодые люди были отрезаны от этого мира.

- Дальность любви – аллегория; категория эпическая, а не географическая. С одной стороны любовь включает в себя жажду обладать объектом страсти, а с другой – недосягаемость этого объекта. «Бог и Дамы» - два наиболее значимых аспекта для рыцаря.

 

б) Трудная.

Основа любви – магия ритуалов. Ритуалы порождали иллюзию верности.

- Рыцарь мог страдать от чрезмерной неприступности возлюбленной, для нее намек на «что-то большее» - оскорбление.

- Признание дамы в любви вызывало неизбежное осуждение в обществе.

- Любовь мужчина имела четыре степени: 1. Колеблющийся (Хотел бы обладать, но не говорит об этом), 2. Ободренный, 3. Выслушиваемый, 4. Друг (Становился таковым, если Дама принимала служение, награждая поцелуем. Это означает разрешение служить; «да» - только наполовину)

Куртуазная любовь была проникнута общим культом страдания. Рыцарь должен был страдать, чтобы обрести новую силу.

Женщина не могла располагать своим телом, оно принадлежало мужу, поэтому если вопрос стоял об измене, разыгрывались настоящие трагедии.

 

Таким образом, истинная Куртуазная любовь не может проходить безопасно.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.