Дидактическая игра как средство обучения и воспитания дошкольников. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания дошкольников.

2018-01-29 353
Дидактическая игра как средство обучения и воспитания дошкольников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Значение дидактических игр:

являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще;

выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формируем у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

-развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;

своим красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;

способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укреп­ляется мелкая мускулатура рук.

Структура дидактической игры:

Дидактическая задача- Игровая задача- Игровые действия-Игровые правила

Существуют разные классификации дидактических игр.

По содержанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др.

По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидактические игры.

По наличию игрового материала автор (Бондаренко) игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настолько-печатные, словесные.

А.И.Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр: игра-пу­тешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка, игра-беседа.

Руководство дидактической игрой обусловлено требованиями программы, особенностями самой игры, возрастными возможностями детей; требует большого педагогического мастерства.

Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях:

подготовка к проведению дидактической игры, её проведение, анализ.

Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой.

Виды д/игр:

- Предметные – разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидакт. материала использ. игрушки, предметы обихода, орудия труда, объекты природы, произведения декоративно-прикладного искусства. Эти игры дают возможность расширить и уточнить знания детей, развить мыслит. операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и т.д.), совершенствовать речь, воспитывать произвольное поведение, внимание, память.

- Сюжетно-дидактич. (магазин) – помогают уточнить представления о различн. бытовых ситуациях, о нормах поведения и т.д.

- Настольно-печатные – разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Помогают уточнить и расширить представления детей об окруж. мире, систематизир. знания, развивать мыслительные процессы. Преобладают игры в основе которых лежит парность картинок подбираемых по сходству (Лото, домино, разрезные картинки и т.д.)

- Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. (в основном с детьми среднего и старш. дош. возр.)

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую след. компоненты:

1. Обучающая задача – основной элемент д/игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формируется как игровая. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Укрась сапожок» и т.д.

2. Игровые действия – это способ проявления активности ребёнка в игровых целях: (увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками).

детей раннего и мл. дош. возр. в д/игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны: сборка матрёшки, пирамидки и т.д. Для детей средн. и старш. дош. возр. предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. В зависимости от возраста и уровня развит. детей меняются и игровые действия в д/игре. Но обязат. все игровые действия реб. выполняет сам.

3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Им подчиняются все участники игры.

Между всеми структурными компонентами д/игры существует тесная связь: обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществ. игров. действ. и решить задачу.

В педагогическом процессе дош. учрежд. д/игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею.

Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответ. дидакт. материал и игрушки. Продумывать как разместить д/материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться, обеспечить место для игр.

Елизавета Ивановна Тихеева разработала дид. материалы, настольно печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольн. учрежд. (дидакт. кукла с комплектом сезон. одежды и предметами быта; парные картинки; геометрическая мозайка и т.д.). Обучающие задачи в предлагаемых Тихеевой играх направлены не только на упражнение внешних чувств, сенсорики ребёнка, но и предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствования речи (обогащение словаря, описание предметов), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.