Нормативно-правовое регулирование бизнес - обучения для российского малого предпринимательства — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Нормативно-правовое регулирование бизнес - обучения для российского малого предпринимательства

2018-01-29 456
Нормативно-правовое регулирование бизнес - обучения для российского малого предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной задачей нормативно-правового регулирования всех систем бизнес - обучения (как и в сфере предпринимательского консультирования) является защита потребителей от некачественных образовательных услуг и повышение эффективности бизнес - образования в контексте расширения сферы малого предпринимательства[79].

В настоящее время в нормативно-правовом регулировании бизнес - обучения также взаимодействуют два начала: одно - общее регулирование образовательной деятельности в стране; второе - регулирование деятельности институтов, занятых исключительно или преобладающим образом в сфере профессиональной подготовки, переподготовки кадров и иных форм бизнес - обучения.

В рамках первой из составляющих нормативно-правовой базы бизнес - обучения ключевое значение в нормативно-правовом регулировании образовательной деятельности в России является Федеральный закон № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. (с последующими изменениями от 16 ноября 1997г. По сути - это новая редакция закона). Как подчеркнуто в данном законе, под получением гражданином России (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Закон устанавливает в Российской Федерации обязательные государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. При этом Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Закон устанавливает возможность деятельности как государственных, так и негосударственных (частных) образовательных учреждений [80], которые равны перед законом в смысле обязательности соответствия оказываемых ими образовательных услуг государственных стандартам (требованиям) в области образования и образовательной деятельности. Закон предусматривает процедуры лицензирования и аккредитации деятельности образовательных учреждений и закрепления на ними права выдачи документов об образовании общегосударственного образца.

В рамках второй из составляющих нормативно-правовой базы бизнес-обучения действует значительное число нормативных актов. В частности, уже названный выше закон «Об образовании» как особый вид образовательной деятельности предусматривает систему профессионального обучения, которая не связана с повышением общеобразовательного уровня обучающегося. Частью системы профессионального обучения, которая в наибольшей мере тяготеет в проблемам бизнес-образования, является послевузовское профессиональное обучение. Такое профессиональное обучение в правовом отношении регулируется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г.

Образовательные услуги являются лицензируемым видом деятельности. Смысл действующей системы лицензирования образовательного процесса состоит в том, что образовательные учреждения, обеспечивающие «прирост» (новый уровень) базового общего образования проходят процедуру лицензирования на федеральном уровне. Образовательные учреждения, действующие в сфере дополнительного образования (без прироста базового общего образования) - именно сюда попадает практика образовательных услуг для предпринимателей и профессиональной подготовки/переподготовки - проходят процедуру лицензирования на региональном уровне. Последнее нормативно обеспечивается либо на основе регионального законодательства об образовании, либо на основе прямого действия на местах названного выше Федерального закона. Экспертами отмечается формальный характер процедур лицензирования на региональном уровне, в сферу которых попадают вопросы материально-технической базы образовательного учреждения, его штатной укомплектованности и пр., а не качество используемых программ и непосредственно процесса обучения.

Наряду с лицензированием действует еще и практика государственной аккредитации образовательных учреждений. Так, приказом Министерства образования РФ «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов» № 113 от 23 сентября 1996 г. определяется, что государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки слушателей государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам дополнительного профессионального образования. Однако следует иметь в виду, что вопросы государственной аккредитации касаются тех учебных заведений, которые претендуют на то, чтобы в качестве подтверждения даваемого ими базового или дополнительного («второго») образования выдавать так называемые «дипломы государственного образца».

Образовательные центры, не претендующие на это, выдающие «свои» свидетельства и пр. или свидетельства, согласованные с зарубежными участниками (спонсорами) образовательного процесса, под столь жесткое государственное регулирование (аккредитацию) не попадают. Именно эта ситуация характерна, как правило, для многочисленных структур, занятых в сфере подготовки и переподготовки предпринимательских кадров.

Все сказанное выше относится к сфере федерального законодательства. Что касается законов субъектов Федерации, то проблемы подготовки кадров в самом общем виде отражены лишь в части законов о малом предпринимательстве. Так, в законе Хабаровского края «О малом предпринимательстве» (статья 18) говорится, что Администрация края, краевой Фонд поддержки оказывают содействие созданию и деятельности учебных центров, осуществляющих обучение персонала субъектов малого предпринимательства, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства. Учебные центры, учреждения и организации, осуществляющие обучение кадров для малого предпринимательства должны иметь лицензию на право учебной деятельности и пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.

В законе Ульяновской области «О государственной поддержке малого предпринимательства в Ульяновской области» (статья 14) говорится, что, поддержка субъектов малого предпринимательства в сфере подготовки и повышения квалификации кадров осуществляется по следующим основным направлениям:

· содействие созданию и деятельности элементов инфраструктуры подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства - бизнес-инкубаторов, учебно-деловых центров и других объектов;

· ориентация существующих учебных заведений на подготовку кадров для малого предпринимательства, на открытие при них соответствующих курсов, факультетов, специальностей.

Однотипность и констатирующий характер нормативного отражения проблемы подготовки кадров для МП в региональном законодательстве делает особо важной как нормотворческую, так и организационно-методическую работу на федеральном уровне. Так, в рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки МП на 1996-1997 гг. ГКРП России предпринял попытку создания сети базовых учебно-консультационных заведений, ориентированных на малый бизнес, с целью их последующей аккредитации как учебных центров, занимающихся обучением основам предпринимательства на основе единых стандартов бизнес-образования. Однако проблемы с финансированием программы 1996-1997гг. не позволили полноценно реализовать эту работу.

Таким образом, официальных стандартов уровня и качества бизнес-образования в стране в настоящее время не существует. Такая ситуация в значительной мере обусловлена тем, что и сам российский малый бизнес, и действующие системы бизнес-обучения проходят лишь начальную стадию своего развития, когда навязывание неких жестких образовательных стандартов могло бы иметь большей частью отрицательные результаты (угасание и без того ограниченного интереса предпринимателей к пополнению багажа своих знаний по основам предпринимательской деятельности).

Явочным порядком попытки закрепить некие стандарты бизнес-обучения предпринимает уже названная выше Российская Ассоциация бизнес-образования (РАБО), однако эти усилия еще не получили достаточной поддержки у субъектов рынка этой категории услуг для МП. В этом же направлении действует система «Национального аккредитационного Центра экономического образования» [81], который осуществляет добровольную профессионально-общественную аккредитацию программ экономического образования, в том числе и бизнес-обучения.

Вместе с тем, как справедливо отмечают эксперты, при нынешнем состоянии российского рынка бизнес-образования, уже сейчас ведущую роль в обеспечении достаточно высокого качества услуг отдельных образовательных центров играют не государственный «надзор» и «регулирование», а необходимость удержать уровень конкурентоспособности и свои позиции на рынке образовательных услуг для предпринимательства. Практика конкуренции могла быть существенно поддержана процедурами профессионально-общественной аккредитации, формирующей имидж того или иного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

Проблема предоставления образовательных услуг сфере МП сегодня практически решается по ряду направлений, каждое из которых в той или иной мере имеет свои нормативно правовые основы. Эти направления таковы:

· обучающие институты федеральных и региональных органов занятости;

· сеть региональных агентств развития РАИМиСП;

· Центры поддержки предпринимательства ФЦПП;

· Сеть учебно-деловых и опорных центров Морозовского проекта;

· Бизнес-Школы - члены РАБО;

· отдельные (независимые) школы бизнеса и предпринимательства;

· региональные учебно-методические центры в системе высшей школы[82];

· различные инициативы по обучению российских предпринимателей, согласуемые на межгосударственном уровне.

Выше мы уже охарактеризовали работу ряда из этих институтов с учетом того, что многие их них предоставляют не сугубо информационные, а комплексные консультационно-обученческие, и даже информационно- консультационно-обученческие услуги для МП[83]. В этой связи затронем лишь то, о чем не говорилось выше.

Существенным моментом в организации и практическом осуществлении услуг обучения для МП является «подключение» сюда мощных государственных структур, действующих в области государственной политики занятости и имеющих самостоятельные, достаточно устойчивые источники финансирования (Федеральная служба занятости и Фонд содействия занятости). Эта «ветвь» обучающих услуг, в том числе, по основам предпринимательской подготовки, имеет существенную нормативно-правовую базу, куда относится, в первую очередь, Закон РСФСР «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом № 36-ФЗ от 20 апреля 1996 г.

Данный закон (ст.7, п.2) устанавливает, что государство оказывает поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, осуществляет содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду. Закон также устанавливает (ст.9, п.2), что безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами (ст.23, п.2).

К названной нормативно-правовой базе относится также Постановление Правительства РФ «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» № 224 от 7 марта 1995 г.[84] Постановление устанавливало, что обучение основам предпринимательской деятельности незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных и прошедших профессиональный отбор, осуществляется по направлению органов службы занятости за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Другие категории населения могут обучаться основам предпринимательства за счет средств предприятий, организаций, учреждений, фондов поддержки предпринимательства, личных средств граждан и других источников.

Постановление предписывало Государственному комитету Российской Федерации по высшему образованию, Министерству образования Российской Федерации, Министерству труда Российской Федерации и Федеральной службе занятости России организовать разработку методических материалов, типовых учебных планов и программ, эффективных технологий обучения основам предпринимательской деятельности для различных социальных групп незанятого населения, включая женщин и молодежь; организовать проведение научно-исследовательских работ в области обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности; осуществить подготовку и переподготовку преподавательского состава для обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности; разработать единые методики проведения профориентационных, профконсультационных услуг и системы отбора граждан из числа незанятого населения для обучения основам предпринимательской деятельности; разработать и ввести в действие порядок аккредитации образовательных учреждений различного уровня, осуществляющих обучение незанятого населения основам предпринимательской деятельности, и сертификации учебных программ.

Во исполнение названного Постановления Правительства был издан Приказ ФСЗ РФ «Об утверждении «Положения об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» № 93 от 18 апреля 1996 г. В Положении говорится, что целью обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности является подготовка граждан к указанной деятельности, а также к работе в коммерческих организациях, путем приобретения ими необходимых правовых, экономических, социальных, других профессиональных знаний, умений и навыков в избранной сфере предпринимательства. При этом Положение устанавливает, что обучение незанятого населения основам предпринимательской деятельности может быть как самостоятельным курсом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при обучении незанятого населения.

Положение также устанавливает, что обучение незанятого населения основам предпринимательской деятельности осуществляется в учреждениях профессионального образования различных видов, типов и форм собственности, имеющих лицензию на право ведения указанной образовательной деятельности. Лицензирование учреждений профессионального образования на право ведения образовательной деятельности по обучению незанятого населения основам предпринимательской деятельности, их государственная аккредитация и аттестация осуществляются в установленном порядке в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и нормативными правовыми актами в этой области (см. ниже). При невозможности организовать обучение по месту постоянного проживания граждан они могут быть направлены с их согласия на обучение в другую местность.

Обучение незанятого населения основам предпринимательской деятельности включает теоретическое и практическое обучение (производственное обучение и практику с бизнес-консалтинговыми услугами, а при необходимости - стажировку или бизнес-тренинг) и может осуществляться по различным формам обучения. Обучение может включать следующие основные направления подготовки граждан к трудовой деятельности в сфере предпринимательства: организация собственного дела, составление бизнес-плана, маркетинг, экспорт, финансы, бухгалтерский учет, налогообложение, законодательство, управление ресурсами, управление персоналом и др.

Важным является положение о том, что конкретное содержание обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности определяется, согласно данному нормативному документу, учреждениями профессионального образования с учетом примерных учебных планов и предложений заказчиков, исходя из региональных особенностей и приоритетных направлений развития малого бизнеса. Положение устанавливает также, что обучение основам предпринимательской деятельности должно носить инновационный характер, при этом необходимо широко использовать отечественные и зарубежные педагогические технологии, адаптированные к профессиональным образовательным программам и составу обучающихся и обеспечивающие конкурентоспособность будущего предпринимателя.

На сегодняшний день органы содействия занятости располагают в России многими учебными центрами (их примерно 70), предлагающими программы переподготовки для незанятого населения, включая 3-4-месячные курсы обучения основам предпринимательской деятельности. Однако этих центров не хватает, в связи с чем органы занятости на местах в пределах располагаемых средств (перечисление оплаты за обучение) вынуждены прибегать к услугам коммерческих обучающих центров, а также обучающих центров, действующих в рамках международных проектов помощи. Кроме того, как полагает большинство экспертов, системам предпринимательского обучения, действующим в структуре органов содействия занятости, не хватает взаимодействия (особенно на местах) с другими государственными и общественными институтами, действующими в интересах МП и оказывающими ему те или иные виды услуг (поддержки), что в целом приводит к некомплексности[85] подготовки индивидов к началу собственной предпринимательской деятельности и, как неизбежное следствие, к снижению эффективности расходуемых в этой связи средств. Ключом к решению проблемы является, по нашему мнению, усиление взаимодействия органов занятости в их программах предпринимательского обучения населения с другими государственными (федеральными и особенно региональными) и общественными институтами, действующими в сфере развития и поддержки МП, прежде всего, региональными фондами поддержки, региональными агентствами поддержки малого бизнеса, центрами Морозовского проекта, бизнес-школами РАБО и пр.

Другим ключевым звеном в системе бизнес-обучения в России в настоящее время являются коммерческие бизнес-школы, которых насчитывается (данные на конец 1996 г.) более 600. Из них 40-50 способны, по оценкам экспертов, вести подготовку управленческого аппарата высшего уровня[86]. За последние 2 года российские бизнес-школы выпустили порядка 6 000 человек как специалистов-руководителей высшего уровня[87]. Это количество, скорее всего, уже превышает практические потребности сферы МП, особенно на начальной стадии его развития, когда нужны в первую очередь массовые и доступные системы обучения. Для действующих МП в большинстве случаев приоритетны специальные программы обучения и повышения квалификации, не требующие значительного отвлечения времени и средств.

В этой связи большое значение в развитии систем бизнес-обучения и их становлению в регионах России имел и имеет так называемый «Морозовский проект» (российский координатор - Академия менеджмента и рынка), в рамках которого прошли подготовку и переподготовку свыше 50 тыс. человек (с учетом всех региональных программ). Участвуют в обучении малых предпринимателей и действующие в стране бизнес-инкубаторы и техно-парки. Их системы обучения ориентированы в большей мере на тех, кто уже начал свое дело и характеризуются высокой степенью профессиональной (отраслевой) специализации. Со стороны фактически действующих руководителей и менеджеров МП растет спрос на дистанционное обучение основам предпринимательства, управления, маркетинга, работы с персоналом и пр.[88]

С точки зрения дальнейших перспектив развития систем обучения для российского предпринимательства, в частности малого бизнеса, необходимо отметить Указ Президента РФ «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» № 774 от 23 июня 1997 г. и соответствующее ему Постановление Правительства РФ № 1164 от 15 сентября 1997 г. Эти документы определяют «Программу подготовки управленских кадров для организаций народного хозяйства РФ», реализация которой стала возможной благодаря поддержке ряда иностранных государств[89], выразивших намерение поддержать процесс формирования нового слоя управленческих кадров для российской экономики в условиях ее перехода к рынку. Участие в программе, помимо прочего, позволяет получить документ об образовании государственного образца. Программа предусматривает ежегодную подготовку и переподготовку в России и за рубежом 5000 руководителей высшего и среднего звена.

Программа сама по себе не предусматривает явных приоритетов или фиксированных квот для представителей малого бизнеса. Однако важно то, что подбор кандидатов на участие в названной программе обучения в основном адресуется регионам России, что позволяет надеяться на сбалансированное участие в программе обучения представителей крупного, среднего и малого предпринимательства. Так, реализуя данные решения (См. Распоряжение Мэра г. Москвы № 399-РМ от 20 апреля 1998 г.), Москва выбирает оператором по данному вопросу Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы. Это гарантирует, что интересы малого бизнеса не будут забыты при реализации данной образовательной программы.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.