Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2018-01-29 | 863 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
к лабораторно-практическим занятиям
по курсу “Селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур”
для студентов VI курса факультета заочного обучения
(по специальности 1-74 02 01 – «Агрономия»)
Студент _________ курса _______группы
___________________________________
Ф.И.О.
Гродно 2016
УДК [631.527 + 631.531.02] (076)
ББК 41,3 Я 73
Авторы: К.В. Коледа, И.И. Коледа, Е.М. Гуж
Рецензент: доцент, кандидат сельскохозяйственных наук Е.И. Дорошкевич.
Селекция и семеноводство. Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий студентов VI курса агрономического факультета заочного отделения / К.В. Коледа, И.И. Коледа, Е.М. Гуж.– Гродно: ГГАУ, 2013 – 24с.
Методические указания и рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий студентов VI курса агрономического факультета заочного отделения предназначена для выполнения контролируемых самостоятельных работ. Студенты должны научится определять сортовые признаки и районированные сорта.
УДК [631.527 + 631.531.02] (076)
ББК 41,3 Я 73
Методические указания и рабочая тетрадь рассмотрена и одобрена на заседании кафедры растениеводства и рекомендована методической комиссией агрономического факультета УО «ГГАУ» (Протокол №1от 19 января 2011г.).
© Коледа К.В., Коледа И.И., Гуж Е.М., 2013
© УО «ГГАУ», 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Сортоведение..................................................................................................................4
Литература и вспомогательные материалы ……………………………………………………..…4
Введение....................................................................................................................................................4
Тема 1. Сортовые признаки, районированные и перспективные сорта озимой и
|
яровой пшеницы.........................................................................................................................5
Тема 2. Сортовые признаки, районированные и перспективные сорта озимой
ржи и тритикале........................................................................................................................6
Тема 3. Сортовые признаки, районированные и перспективные сорта овса посевного,
ярового и озимого ячменя.........................................................................................................8
Тема 4. Сортовые признаки, районированные и перспективные сорта гречихи,
районированные гибриды кукурузы…...................................................................................11
Тема 5. Сортовые признаки, районированные и перспективные сорта
зернобобовых культур............................................................................................................13
Тема 6. Сортовые признаки, районированные и перспективные сорта льна-долгунца,
сорта и гибриды сахарной свёклы..........................................................................................15
Тема 7. Сортовые признаки, районированные и перспективные сорта картофеля........................16
РАЗДЕЛ 2. Семеноводство ………………………………………………………………….….....18
Тема 8. Планирование первичного и репродукционного семеноводства..........................................18
Тема 9. Апробация сортовых посевов полевых культур....................................................................20
РАЗДЕЛ 1. Сортоведение
Литература и вспомогательные материалы:
1. К.В. Коледа, О.С. Корзун. Практикум по сортоведению и семеноводству сельскохозяйственных культур. Гродно. 2003.
2. Каталог районированных сортов РБ, Мн.: Ураджай (последний выпуск).
3. Сорта, включенные в государственный реестр – основа высоких урожаев. Часть 2: Характеристика сортов, включенных в Государственный реестр. /Отв. ред. А.М. Старовойтов – Мн. 2001.
4. Планшеты с описанием сортов, сноповой и гербарный материал.
5. Ю. П. Гужов, А. Фукс, П. Валичек. Селекция и семеноводство культурных растений. М.: Агропромиздат, 1991. – 463 с.
6. Г.В. Гуляев, Ю.Л. Гужов. Селекция и семеноводство полевых культур. М.: Агропромиздат, 1987.– 447с.
|
7. Г.И. Таранухо. Селекция и семеноводство с.-х. культур, Мн.: Ураджай, 2001– 314с.
8. Г.И. Таранухо. Селекция и семеноводство с.-х. культур, Мн.: Минфин, 2009 – 462с.
Введение
В результате селекционной работы создаются новые сорта. Сорт – группа сходных по хозяйственно-биологическим свойствам и морфологическим признакам культурных растений, отобранных и размноженных для возделывания в определенных природных и производственных условиях с целью повышения урожайности и качества продукции.
Сорта с.-х. культур различаются по происхождению и способам выведения. По происхождению они делятся на местные и селекционные.
Местными называются сорта созданные в результате длительного действия естественного и простейших приёмов искусственного отбора при возделывании той или другой культуры в определённой местности. (Очень много местных сортов с.-х. культур было создано в результате народной селекции. Многие до настоящего времени являются ценным исходным материалом.)
Селекционными называются сорта, созданные в научно-исследовательских учреждениях на основе научных методов селекции.
В зависимости от способов выведения различают сорта-популяции, создаваемые путем массового отбора перекрестноопыляющихся (рожь, гречиха, кукуруза, свекла, клевер) или самоопыляющихся растений; сорта-линии, получаемые путём индивидуального отбора растений самоопыляющихся культур (пшеница, ячмень, овёс, горох, лён, люпин узколистный и др.), представляющие потомство, размноженное от одного растения. Сорта гибридного происхождения создаются путём скрещивания родительских форм с последующим отбором ценных растений для дальнейшего их размножения. Сорта-клоны получают методом индивидуального отбора у вегетативно размножаемых культур (картофель, топинамбур, лук, чеснок, земляника).
Различают районированные, стандартные, дефицитные, перспективные сорта (гибриды) и охраняемые сорта.
Районированные – сорта (гибриды), которые прошли государственное испытание, внесены в Государственный реестр сортов и разрешаются для использования в производстве.
Стандартный – сорт (гибрид) с которым сравниваются по урожайности и другим хозяйственным свойствам все испытываемые сорта (гибриды) или селекционные номера.
Дефицитный – районированный сорт (гибрид), у которого ощущается недостаток семян и он рекомендованный для ускоренного размножения.
|
Перспективный – сорт (гибрид) новый не включенный в Госреестр сортов, но значительно превысивший стандарт в первые годы конкурсного испытания по ряду ценных признаков.
Охраняемый – сорт, внесённый в Государственный реестр охраняемых сортов растений Республики Беларусь.
Ярового и озимого ячменя.
Цель занятия: изучение сортовых признаков и приобретение навыков определения районированных сортов овса, ярового и озимого ячменя.
Задание 1. Изучить и описать общие сортовые признаки овса и стандартного сорта.
Название признака | Характер признака | |
общая | сорта стандарта | |
1. Форма метелки | ||
2. Характер остей | ||
3. Количество зерен в колоске и метёлке | ||
4. Тип зерна | ||
5. Форма зерна |
продолжение
6. Форма стеблевых узлов | ||
7. Опушение стеблевых узлов |
Задание 2. Записать районированные сорта овса.
Пленчатые сорта овса ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Голозерные сорта овса______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Задание 3. Описать хозяйственно-биологические свойства районированных сортов овса.
Показатели Название сорта | Сорта пленчатого овса | Сорта голозерного овса | ||
Год районирования | ||||
Область районирования | ||||
Средняя урожайность, ц/га | ||||
Плёнчатость, % | ||||
Содержание белка, % | ||||
Устойчивость к полеганию | ||||
Устойчивость к болезням | ||||
Масса 1000 семян, г |
Задание 4. Изучить и описать общие сортовые признаки ячменя и стандартного сорта.
Наименование признака | Характеристика признака | |
общая | сорта стандарта | |
1. Форма колоса | ||
2. Плотность колоса | ||
3. Характер остей | ||
4. Переход цветочной чешуи в ость | ||
5. Щетинка у основания зерна | ||
6. Окраска жилок цветковых чешуй | ||
7. Форма зерна |
Задание 5. Записать районированные сорта кормового и пивоваренного ячменя.
|
Пивоваренные сорта ячменя.
Раннеспелые.____________________________________________________________________________
Среднеспелые____________________________________________________________________________
Среднепоздние___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кормовые сорта ячменя.
Ранннеспелые____________________________________________________________________________
Среднеспелые____________________________________________________________________________
Среднепоздние___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Озимые (многорядные)____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
З адание 6. Описать хозяйственно-биологические свойства районированных сортов ячменя.
Показатели Название сорта | Раннеспелый сорт ячменя | Среднеспелый сорт ячменя | Среднепоздний сорт ячменя | Сорт озимого ячменя |
Год районирования | ||||
Область районирования | ||||
Средняя урожайность, ц/га | ||||
Максимальная урожайность, ц/га | ||||
Плёнчатость, % | ||||
Содержание белка, % | ||||
Экстрактивность, % | ||||
Устойчивость к полеганию | ||||
Устойчивость к болезням | ||||
Масса 1000 семян, г |
Контрольные вопросы :
1. Сортовые признаки ячменя.
2. Сортовые признаки овса.
3. Описание сортовых признаков стандартного сорта.
4. Раннеспелые, среднеспелые и среднепоздние сорта ярового ячменя.
5. Сорта плёнчатого и голозёрного овса.
6. Хозяйственно – биологическая характеристика сортов.
N N S S
RfRf rfrf RfRf rfrf
1)___________; 2)____________; 3)___________; 4)____________.
Задание 3. Записать общие сортовые признаки кукурузы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Записать районированные гибриды кукурузы.
Ранние ФАО 131-180 _____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Среднеранние ФАО 181-230____ ___________________________________________________________________
|
________________________________________________________________________________________
Средние ФАО 231-280 ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Среднепоздние ФАО 281-330 ______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Изучить и описать общие сортовые признаки гречихи и стандартных сортов.
Название признака | Характеристика признака | |
общая | сорта стандарта | |
1.Вегетацион-ный период | ||
2.Высота растений,см |
Название признака | Характеристика признака | |
общая | сорта стандарта | |
3.Число узлов на стебле | ||
4. Плоды:форма окраска | ||
5. Форма ребер | ||
6. Крупность зерна, г | ||
7. Пленчатость зерна, % | ||
8. Выравненность зерна,% |
Задание 5. Записать районированные сорта гречихи.
Диплоидные _____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тетраплоидные ___________ ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
З адание 6. Описать хозяйственно-биологические свойства районированных сортов гречихи.
Показатели Название сорта | Диплоидные сорта | Тетраплоидные сорта | ||
Год районирования | ||||
Область районирования | ||||
Средняя урожайность, ц/га | ||||
Максимальная урожайность, ц/га | ||||
Выход крупяной фракции,% | ||||
Устойчивость к полеганию | ||||
Устойчивость к осыпанию | ||||
Масса 1000 семян, г |
Контрольные вопросы:
1.Сортовые признаки гречихи.
2.Сортовые признаки кукурузы.
3.Диплоидные сорта гречихи.
4.Тетраплоидные сорта гречихи.
5.Гибриды кукурузы.
6. Хозяйственно – биологическая характеристика сортов.
7. Дать определение основным понятиям темы.
Узколистный
Раннеспелый ______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________С реднеспелый _____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Желтый _________________________________________________________________________________
Белый__________________________________________________________________________ __________
Задание 6. Описать хозяйственно-биологические свойства районированных сортов люпина.
Показатели Название сорта | Узколистный | Желтый | Белый | ||
раннеспелый | среднесплый | ||||
Год районирования | |||||
Область районирования | |||||
Содержание сырого белка в зерне, % | |||||
Содержание алкалоидов в зерне, % | |||||
Устойчивость к болезням | |||||
Направление использования | |||||
Масса 1000 семян, г | |||||
Контрольные вопросы:
1. Сортовые признаки люпина.
2.Сорта желтого, узколистного, белого люпина.
3. Сортовые признаки гороха.
4. Сорта зернового и кормового гороха.
5. Хозяйственно – биологическая характеристика сортов.
РАЗДЕЛ 2. Семеноводство
Литература: 1. Положение “О семеноводстве зерновых, кормовых, крестоцветных культур и льна” Минск, 1998.
2. Государственный реестр производителей, заготовителей семян. Мн.: Ураджай, 1999. – 316 с.
3. Методические рекомендации по производству оригинальных элитных и репродукционных семян. Мн.: “Ураджай”, 2001.
4. Коновалов Ю.Б. и др. Практикум по селекции и семеноводству полевых культур. М., Агропромиздат, 1987. – С. 297-314.
5. Таранухо Г.И. Селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур: Учебное пособие. Мн.: Ураджай, 2001. –314 с. 195-201
ТЕМА 8. Планирование первичного и репродукционного семеноводства.
Цель занятия:
1. По этапам семеноводства изучить методы, схемы и приемы производства оригинальных и элитных семян в научно-исследовательских учреждениях, учхозах ВУЗов, техникумах и других субъектах семеноводства, включенных в Государственный реестр производителей, заготовителей семян.
2. Используя индивидуально-семейный и массовый метод отбора рассчитать необходимое количество отбираемых родоначальных растений для закладки первичных звеньев семеноводства при производстве оригинальных (П – 1, П – 2 и Р – 1) и элитных (Р – 2, суперэлита, элита) семян в семеноводческих хозяйствах.
3. Научится производить расчеты по производству семян на основе всех посевных площадей (по культурам и сортам) в конкретном хозяйстве.
4. Разработать технологию выращивания семян в питомниках и семеноводческих посевах.
Задание 1. Дать определение следующим понятиям:
Семеноводство___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система семеноводства___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Схема семеноводства_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оригинальные семена(ОС)__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Элитные семена (ЭС)_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Репродукционные семена (РС)______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Задание 2. Рассчитать объемы питомников в первичном семеноводстве и заполнить таблицу.
Расчеты осуществляют по линейной модели процесса производства семян по репродукциям. В ней по каждому питомнику даны формулы расчета необходимых площадей посева (S) и объемов производства семян (числитель правой части равенства).
Количество семей в П-1 зависит от заказа на семена питомника Р-1, но оно должно быть не менее 300. Выход кондиционных семян составляет 50-70%
План-заказ,т _____________________________________________________________________________
Культура__________________________________Сорт__________________________________________
Норма высева, т/га________________________________________________________________________
Таблица 1 - Расчет объемов питомников в первичном семеноводстве
Названия питомников | Формулы рассчета | Страховой фонд,% | Норма высева, т/га | Урожайность семенных посевов,т /га | Выход кондиционных семян, т/га | Площадь, га; число семей, шт |
Элита | S1 = N / V | |||||
Суперэлита | S2 = S1 · P / V2 | |||||
Питомник размножения 2-года | S3 = S2 · P / V3 | |||||
Питомник размножения 1-года | S4 = S3 · P / V4 | |||||
Питомник испытания потомств 2-го года | Q1 = S4 · P · k1 / t | |||||
Питомник испытания потомств 1-го года | Q2 = Q1 · k2 | |||||
Отбор растений | Q3 = Q2 · k3 |
В формулах приняты следующие обозначения:
N – план-заказ на семена элиты, ц;
S – площадь посева для производства семян, га;
P – норма высева семян, ц/га
V – выход семян с единицы площади, ц/га;
t – продуктивность одной семьи, ц (при расчетах);
k – поправочный коэффициент;
Q – число семей (растений).
Поправочные коэффициенты при определении числа отбираемых растений и закладываемых семей в питомниках испытания потомств устанавливают по возможному объему браковок. Так, при объеме браковок 20 % поправочный коэффициент будет 1,2, при 30 % - 1,3 и т.д.
Задание 3. Рассчитать объемы питомников в первичном семеноводстве и заполнить таблицу.
Планы заготовки семян под урожай будущего года по культурам и сортам составляют в соответствии с запланированными площадями посевов на предстоящий год.
Потребность в семенах определяет всю площадь производственных по культурам с учетом страховых предстоящих фондов.
Исходя из этого, устанавливают площадь семенных посевов, которая должна обеспечить производственные посевы необходимым количеством хорошо отсортированных, с высокой массой 1000 семян.
Для выполнения задачи необходимы следующие данные: план производственных посевов по культурам, утвержденные нормы высева семян, выход кондиционных семян (%), установленный страховой фонд.
Для примера приведем расчет потребности в семенах ярового ячменя сорта Зазерский 85: площадь производственных посевов – 800 га, установленная норма высева – 2,2 ц/га, установленный страховой фонд – 15%, урожайность ячменя на семеноводческих посевах – 42 ц/га, выход кондиционных семян – 70%.
На 800 га требуется 1760 ц семян (800 ´ 2,2), страховой фонд (15%) составит 264 ц: (1760 ´ 15 / 100), значит всего потребуется 2024 ц семян.
При выходе 70% кондиционных семян с каждого гектара семеноводческого посева получают 29,4 ц таких семян (42 ´ 70 / 100) при урожайности 42 ц/га.
Следовательно, чтобы обеспечить всю производственную площадь ячменя семенным материалом, нужно иметь не менее 68,8 га семенных посевов (2024 / 29,4).
Полученные расчетные данные заносят в таблицу 2 по следующей форме.
Культура, сорт________________________________________________________________________
Таблица 2 - Расчет заготовки семян и семеноводческих площадей на предстоящий год
Потребность семян для посева озимых и яровых под урожай будущего года | Урожай-ность семенных посевов, ц/га | Выход конди-ционных семян, ц/га | Площадь семенных посевов, га | ||||
Общая площадь посева, га | Норма высева семян, ц/га | Требуется семян на всю площадь посева, ц | Страховой фонд, ц | Всего требуется семян, ц | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
к лабораторно-практическим занятиям
по курсу “Селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур”
для студентов VI курса факультета заочного обучения
(по специальности 1-74 02 01 – «Агрономия»)
Студент _________ курса _______группы
___________________________________
Ф.И.О.
Гродно 2016
УДК [631.527 + 631.531.02] (076)
ББК 41,3 Я 73
Авторы: К.В. Коледа, И.И. Коледа, Е.М. Гуж
Рецензент: доцент, кандидат сельскохозяйственных наук Е.И. Дорошкевич.
Селекция и семеноводство. Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий студентов VI курса агрономического факультета заочного отделения / К.В. Коледа, И.И. Коледа, Е.М. Гуж.– Гродно: ГГАУ, 2013 – 24с.
Методические указания и рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий студентов VI курса агрономического факультета заочного отделения предназначена для выполнения контролируемых самостоятельных работ. Студенты должны научится определять сортовые признаки и районированные сорта.
УДК [631.527 + 631.531.02] (076)
ББК 41,3 Я 73
Методические указания и рабочая тетрадь рассмотрена и одобрена на заседании кафедры растениеводства и рекомендована методической комиссией агрономического факультета УО «ГГАУ» (Протокол №1от 19 января 2011г.).
© Коледа К.В., Коледа И.И., Гуж Е.М., 2013
© УО «ГГАУ», 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Сортоведение..................................................................................................................4
Литература и вспомогательные материалы ……………………………………………………..…4
Введение....................................................................................................................................................4
Тема 1. Сортовые признаки, районированные и перспективные сорта озимой и
яровой пшеницы.........................................................................................................................5
Тема 2. Сортовые признаки, районированные и перспективные сорта озимой
ржи и тритикале........................................................................................................................6
Тема 3. Сортовые признаки, районированные и перспективные сорта овса посевного,
ярового и озимого ячменя.........................................................................................................8
Тема 4. Сортовые признаки, районированные и перспективные сорта гречихи,
районированные гибриды кукурузы…...................................................................................11
Тема 5. Сортовые признаки, районированные и перспективные сорта
зернобобовых культур............................................................................................................13
Тема 6. Сортовые признаки, районированные и перспективные сорта льна-долгунца,
сорта и гибриды сахарной свёклы..........................................................................................15
Тема 7. Сортовые признаки, районированные и перспективные сорта картофеля........................16
РАЗДЕЛ 2. Семеноводство ………………………………………………………………….….....18
Тема 8. Планирование первичного и репродукционного семеноводства..........................................18
Тема 9. Апробация сортовых посевов полевых культур....................................................................20
РАЗДЕЛ 1. Сортоведение
Литература и вспомогательные материалы:
1. К.В. Коледа, О.С. Корзун. Практикум по сортоведению и семеноводству сельскохозяйственных культур. Гродно. 2003.
2. Каталог районированных сортов РБ, Мн.: Ураджай (последний выпуск).
3. Сорта, включенные в государственный реестр – основа высоких урожаев. Часть 2: Характеристика сортов, включенных в Государственный реестр. /Отв. ред. А.М. Старовойтов – Мн. 2001.
4. Планшеты с описанием сортов, сноповой и гербарный материал.
5. Ю. П. Гужов, А. Фукс, П. Валичек. Селекция и семеноводство культурных растений. М.: Агропромиздат, 1991. – 463 с.
6. Г.В. Гуляев, Ю.Л. Гужов. Селекция и семеноводство полевых культур. М.: Агропромиздат, 1987.– 447с.
7. Г.И. Таранухо. Селекция и семеноводство с.-х. культур, Мн.: Ураджай, 2001– 314с.
8. Г.И. Таранухо. Селекция и семеноводство с.-х. культур, Мн.: Минфин, 2009 – 462с.
Введение
В результате селекционной работы создаются новые сорта. Сорт – группа сходных по хозяйственно-биологическим свойствам и морфологическим признакам культурных растений, отобранных и размноженных для возделывания в определенных природных и производственных условиях с целью повышения урожайности и качества продукции.
Сорта с.-х. культур различаются по происхождению и способам выведения. По происхождению они делятся на местные и селекционные.
Местными называются сорта созданные в результате длительного действия естественного и простейших приёмов искусственного отбора при возделывании той или другой культуры в определённой местности. (Очень много местных сортов с.-х. культур было создано в результате народной селекции. Многие до настоящего времени являются ценным исходным материалом.)
Селекционными называются сорта, созданные в научно-исследовательских учреждениях на основе научных методов селекции.
В зависимости от способов выведения различают сорта-популяции, создаваемые путем массового отбора перекрестноопыляющихся (рожь, гречиха, кукуруза, свекла, клевер) или самоопыляющихся растений; сорта-линии, получаемые путём индивидуального отбора растений самоопыляющихся культур (пшеница, ячмень, овёс, горох, лён, люпин узколистный и др.), представляющие потомство, размноженное от одного растения. Сорта гибридного происхождения создаются путём скрещивания родительских форм с последующим отбором ценных растений для дальнейшего их размножения. Сорта-клоны получают методом индивидуального отбора у вегетативно размножаемых культур (картофель, топинамбур, лук, чеснок, земляника).
Различают районированные, стандартные, дефицитные, перспективные сорта (гибриды) и охраняемые сорта.
Районированные – сорта (гибриды), которые прошли государственное испытание, внесены в Государственный реестр сортов и разрешаются для использования в производстве.
Стандартный – сорт (гибрид) с которым сравниваются по урожайности и другим хозяйственным свойствам все испытываемые сорта (гибриды) или селекционные номера.
Дефицитный – районированный сорт (гибрид), у которого ощущается недостаток семян и он рекомендованный для ускоренного размножения.
Перспективный – сорт (гибрид) новый не включенный в Госреестр сортов, но значительно превысивший стандарт в первые годы конкурсного испытания по ряду ценных признаков.
Охраняемый – сорт, внесённый в Государственный реестр охраняемых сортов растений Республики Беларусь.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!