Технология формирования профессионального идеала — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Технология формирования профессионального идеала

2018-01-29 967
Технология формирования профессионального идеала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ключевые понятия:

Идеал личности – образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности.

Профессиональный идеал – интегрированное понятие, включающее в себя сумму профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций, а также совокупность профессионально важных и социально значимых качеств и ценностных ориентаций личности специалиста и бакалавра.

Образ профессионального идеала – перечень профессионально важных качеств или профессиональных компетентностей, характеристика личности профессионала или описание отдельных сфер его личности.

Ценностно-целевые установки. Целевой установкой технологии является раскрытие и усвоение ценностной сущности профессиональной деятельности и осознанного восхождения к эталонам педагогической профессии.

Компетентностная направленность. Технология направлена на формирование компетенций по самоанализу, рефлексии своих жизненных идеалов и профессиональных целей, анализ и выявление путей их достижения.

Основные идеи и принципы технологии. В педагогической науке и практике часто понятие образ профессионального идеала соотносится с понятиями «модель специалиста» и «профессиограмма», но не сводится ни к одному из них. В отличие от модели специалиста, представляющей сумму профессиональных знаний, умений, навыков и качеств, профессиональный идеал эмоционально окрашен, идеал является структурным компонентом индивидуального сознания личности и обладает стимулирующей функцией. Модель специалиста или бакалавра надындивидуальна, поэтому не может служить стимулом самовоспитания. Профессиограмма, являясь перечнем профессиональных компетенций, также носит скорее надличностный характер. Таким образом, ни модель специалиста, ни профессиограмма не могут выступать как личностно значимая профессиональная цель. Они определяют эту цель, ориентируют личность на пути к формированию профессионального идеала, составляют основу его содержания. Модель специалиста и профессиограмма статичны и одинаковы для всех выбравших ту или иную профессию, образы же профессиональных идеалов многообразны и динамичны.

По своей форме образ профессионального идеала может быть перечнем профессионально важных качеств или профессиональных компетентностей, характеристикой личности профессионала или описанием отдельных сфер его личности и т.п. Главное, что в содержательном аспекте образ профессионального идеала обязательно должен отражать ценностную сущность профессиональной деятельности.

Образ профессионального идеала является системообразующим фактором воспитательной системы профессионального образовательного учреждения. Профессиональное самовоспитание начинается с принятия личностью обучающегося образа профессионального идеала. Это стратегическая цель, определяющая набор и последовательность воспитательных мероприятий, направленных на мотивацию и стимулирование процесса самовоспитания студентов. Поэтому в процессе формирования профессионального идеала ключевую роль играет мотивационный компонент. Студент «должен захотеть» (здесь уместно упомянуть фразу Карнеги) выбрать профессиональный идеал, чтобы приближаясь к нему, совершенствовать профессиональные и общекультурные компетенции.

Таким образом, профессиональное воспитание и самовоспитание невозможно в условиях отсутствия профессионального идеала. По сути, профессиональная подготовка, которую осуществляет то или иное профессиональное образовательное учреждение, есть не что иное, как формирование профессионального идеала, потому что профессиональный идеал, как сложное мировоззренческое образование, включает в себя не только когнитивный и предметно-практический содержательный блок, т.е. сумму профессиональных знаний, умений и навыков, но и мотивационно-ценностный и экзистенциальный содержательный блоки, а именно: совокупность профессионально важных качеств специалиста, совокупность социально значимых и нравственных качеств личности, совокупность профессионально значимых ценностей и их интерпретаций и комплекс профессиональных ценностных целей.

При моделировании профессионального идеала важно учитывать терминологические нюансы понятий «идеал» и «профессия». Основной смысл понятия «идеал» кроется в словах: цель, образ, образец, норма, программа, регулятор, стимул, мотив, ценность. Идеал определяет развитие человеческой личности, поступки, способы деятельности, манеру поведения и взаимоотношений с людьми в социуме. Профессия – исторически сложившийся род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся обычно источником существования. Профессиональная деятельность – основная в жизни человека, поэтому профессиональный идеал, являющийся образом профессионала и высшей профессиональной целью, занимает доминирующее положение в иерархии жизненных идеалов личности и обладает экзистенциальной сущностью, поскольку лежит в основе карьеро- и жизнестроительства.

Дальнейшее профессиональное самовоспитание студентов, т.е. подготовка к успешной профессиональной деятельности или совершенствование себя в этой деятельности определяется избранным профессиональным идеалом. Профессиональный идеал обладает высокой степенью действенности, потому что, определяя образ профессионала, ассоциируется в сознании людей с преуспевающим, успешным в профессиональной карьере человеком, а значит, благополучным в духовном и материальном смысле. Не секрет, что человек выбирает профессию, руководствуясь не только своими духовными и природными склонностям и интересами, но и материальными соображениями, поэтому, чем точнее он будет соответствовать своему профессиональному идеалу, тем стабильнее будет его материальное положение.

Таким образом, профессиональный идеал выполняет следующие важные педагогические функции: функцию целеполагания, регулирующую, познавательную, воспитательную, мобилизационную, организующую, преобразующую, стимулирующую, мотивирующую, направляющую, программную, прогностическую и оценочную функции.

Особенности содержания и процессуальная характеристика технологии. В работе по формированию профессионального идеала выделяется два основных этапа:

- диагностика профессиональных идеалов;

- формирование индивидуального профессионально-нравственного идеала личности на основе интегрированного образа профессионального идеала (модели специалиста или бакалавра).

Для диагностики профессиональных идеалов можно использовать такие методы, как анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогическая беседа, наблюдение, изучение документации, метод экспертных оценок, метод самооценки и др., а также известные апробированные методики: «Незаконченный тезис» Н.Е. Щурковой, методика ценностных ориентаций М. Рокича, сочинение «Мой профессиональный идеал», «Я – профессионал» и др.

Воспитательные мероприятия по формированию профессионального идеала проводятся в комплексе. Прежде всего, это различные презентации профессии и демонстрация образа профессионального идеала. В этих целях полезно использовать книжку индивидуального профессионального роста студента, где содержится подробное описание профессии, квалификационные характеристики специалиста, требования государственного образовательного стандарта, примеры биографий мастеров профессии и т.п., наконец, сам образ профессионального идеала, который, как было сказано выше, может быть любой по своей форме. Книжка индивидуального профессионального роста по сути является программой самовоспитания обучающихся. Общая воспитательная цель работы с книжкой – стимулирование процессов самопознания, самоанализа студентов, формирование у них адекватной самооценки, формирование потребности в профессиональном и нравственном самовоспитании в соответствии с идеалом, помощь в организации самовоспитания.

Большим воспитательным потенциалом обладают встречи с успешными в карьере представителями профессии и работодателями, примеры из жизни замечательных личностей, прославивших себя в профессии (уместны и отлично срабатывают в данном случае и отрицательные примеры), экскурсии на предприятия, ярмарки вакансий, научно-практические конференции и выставки.

Естественное в этом возрасте желание юношей и девушек проявить себя можно использовать, инициируя самые разнообразные соревнования и конкурсы профессионального мастерства. В процессе жизнедеятельности коллектива возникают разные воспитывающие ситуации, которые нужно использовать в целях мотивации учения и самовоспитания. Воспитывающие ситуации как метод организации деятельности студентов можно создавать умышленно. Прекрасную возможность организации воспитывающих ситуаций во внеаудиторной воспитательной работе предоставляет технология мастерских. В «мастерской» студенту предлагаются творческие задания разного уровня сложности, которые нужно выполнить самостоятельно, в малой группе или сообща. Педагог деликатно корректирует поведение студента в той или иной ситуации, наблюдает за ним, делает выводы, намечает план индивидуальной работы.

Под воздействием профессионального идеала как образа желаемой цели актуализируются побудительные силы организма, личность стремится соответствовать тому эталону, который существует в ее воображении. Для того чтобы это соответствие было полным, нужно прилагать немалые усилия воли, что способствует ее развитию и закалке. Профессиональный идеал как цель направляет все виды деятельности студента: учебно-познавательную, трудовую, творческую, досуговую. Эта деятельность становится идеалоориентированной, осмысленной, а значит, более эффективной и результативной.

Процесс самовоспитания схематично можно представить следующим образом. Студент соотносит качества своего характера в позиции «Я – реальный» с построенным в сознании «Я – идеальным», анализирует, оценивает качества и сознает необходимость их изменения или совершенствования. В соответствии со своим профессиональным идеалом обучающийся выдвигает цели – за определенное время достичь каких-либо результатов в определенной деятельности или выработать в себе желанные и необходимые, с его точки зрения, профессионально-нравственные качества. Затем он продумывает ход реализации поставленных целей, т.е. составляет программу действий. В процессе деятельности студент достигает поставленных целей, совершая волевое усилие над собой. Затем самостоятельно или с помощью педагога осуществляет контроль и оценку хода и результатов деятельности, что-то корректирует, возвращается назад или выдвигает новые, более высокие, цели и задачи, снова продумывает ход их реализации, т.е. организует не что иное, как процесс самовоспитания.

С возникновением самовоспитания воспитание не становится второстепенным, наоборот, оно не только создает условия, активизирующие или тормозящие самовоспитание, но и во многом определяет его характер. Педагог, руководя процессом самовоспитания личности, предлагает информацию о способах работы над собой, оказывает психолого-педагогическую помощь и поддержку студентам в стремлении к овладению средствами и приемами самовоздействия, постоянно мотивирует их к самовоспитанию. Если же мотивы самовоспитания не сформированы и студенты следуют предлагаемому профессионально-нравственному образцу из желания угодить педагогам, заслужить хорошую оценку и т. п., то они оказываются невключенными в процесс самовоспитания.

Учитывая сравнительно высокий уровень осознанности самовоспитания в юношеском возрасте, а также стремление осмыслить данный процесс, целесообразно давать ряд сведений о теории этого вопроса в форме лекций и бесед. В курсе «Введение в специальность» нужно не только ярко и полно охарактеризовать образ профессионального идеала, но и обучить приемам рефлексивной деятельности, особенно приемам самооценки, поскольку профессиональный идеал и самооценка являются важными факторами самовоспитания и находятся в тесной связи друг с другом. Неудовлетворенность собой, выражающаяся в отрицательной самооценке, побуждает студента к активному поиску идеала и стремление следовать этому идеалу, чтобы изменить свое несовершенство. В свою очередь утвердившийся в сознании личности идеал вызывает желание глубже познать самого себя, постоянно стимулирует процесс самоанализа и самооценки.

Для педагога-практика важно представлять механизмы формирования и функционирования идеала в индивидуальном сознании личности, поскольку на их основе можно построить воспитательную работу с обучающимися.

Механизм формирования профессионального идеала следующий:

- вначале обучающийся получает знания о профессии, т.е. о профессиональных функциях, нормах, задачах, целях, ценностях, отношениях, профессиональных идеальных образах и т. п.;

- затем подвергает эти знания анализу и осмыслению на рациональном и чувственном уровне;

- проверяет знания на практике;

- в результате чего происходит их закрепление, «присвоение» или отбрасывание;

- таким образом, в сознании обучающегося выстраивается определенная иерархия профессиональных знаний, ценностей, целей и профессионально важных качеств;

- «присвоенные» знания и ценности становятся основой для формирования разрозненных представлений в личностно значимый идеальный образ профессионала.

Механизм функционирования профессионального идеала в индивидуальном сознании можно представить следующей схемой:

− мотивация;

− целеполагание;

− стимулирование;

− самовоспитание;

− самодиагностика;

− самокоррекция;

− оценка и самооценка, присутствующая на всех этапах.

Поскольку профессиональный идеал является целью профессионального самосовершенствования, то носитель идеала вначале сравнивает свои действия и действия представителей своего профессионального окружения с идеалом, а затем дает им моральную оценку в соответствии с профессионально-нравственными ценностями, составляющими его идеал.

В случае отрицательной оценки он пытается исправиться, чтобы как можно более соответствовать идеальному образцу. Эмоциональный фон, на котором возникают идеалы, выражается:

− состоянием неудовлетворенности собой;

− осознанием своей отличности от другого, лучшего (идеального, превосходного);

− стремлением следовать этому лучшему с целью преодолеть свои недостатки.

В случае достижения определенных успехов на пути продвижения к идеалу (положительной оценки) человек получает положительные эмоции, на основе которых происходит корректировка содержания профессионального идеала, т.е. ставятся новые цели, обретают значимость новые профессионально-нравственные ценности, так как реализованный идеал перестает быть идеалом. Как видим, осуществляется процесс профессионального самосовершенствования в бесконечном устремлении личности за своим идеалом.

Таким образом, под влиянием профессионального идеала осуществляется не только профессиональное самовоспитание, но и нравственное самосовершенствование личности.

Критерии эффективности профессионального идеала:

- Личностная окрашенность

− Эмоционально-ценностная направленность

− Реалистичность

− Достижимость

− Технологическая разработанность

− Диагностичность

− Многообразие

− Динамичность

Вопросы для размышления:

1. Проведите содержательный анализ понятий «профессиональный идеал», «профессиограмма» и «модель» специалиста/бакалавра и раскройте их основное различие.

2. Напишите эссе на тему «Мой профессиональный идеал».

3. Расставьте в четкой последовательности перечень педагогических моделей и программ по мере их разработки в воспитательной работе преподавателя вуза: модель профессионального идеала, профессиограмма, компетентностная модель специалиста, модель компетенций специалиста, профессиональный идеал, образ профессионального идеала.

Практикум

Упражнение «Мой идеал» из хрестоматии по курсу «Теория и методика воспитания».

Цель: в ходе этого упражнения отрабатываются самоанализ и рефлексия своих жизненных идеалов и целей, анализ путей их достижения.

Инструктаж. У каждого из вас, безусловно, есть один или несколько идеалов для подражания из числа деятелей культуры или образования, лю­бимых литературных героев, киноактеров, образ которых часто помогает принимать важное решение или справиться с трудной ситуацией. Но почему вам помогает именно он или она, именно тот или иной герой? Может быть, что-то объединяет вас с ним? Например, внешнее сходство или манера разговора? Подумайте над вашим сходством.

В чем вы превосходите свой идеал? Есть ли такие характери­стики, по которым вы опережаете его? Только не отказывайтесь сразу от такой возможности сравнить себя с ним. Не стоит раньше времени говорить себе, что вы недостойны. Уверен, что в каждом из вас есть нечто, что может (или уже служит) служить идеалом для кого-то другого. Кстати, подумайте и над этим, для кого вы сами являетесь идеалом и почему? Скорее всего это ваши досто­инства, может быть увлеченность, общительность, страсть к театру, поэзии или эстраде. Через 3 минуты вы поделитесь своими размышле­ниями друг с другом.

Вернемся снова к вашему идеалу. В чем вы уступаете ему и почему? Подумайте над этими вопросами. Может быть, вы просто недооцениваете себя, свои возможности и способности? Уверены, что вы сможете найти то, чем вам стоит гордиться. Успехов вам!

Рекомендации ведущему. Это индивидуальный этюд, в ходе ко­торого участники под соответствующую музыку в спокойной об­становке имеют возможность поразмышлять над собой, своими увлечениями, пристрастиями, над своим хобби. Материалы этого размышления следует зафиксировать, чтобы потом вернуться к ним.

Итоги работы оценивает каждый участник самостоятельно в пределах 10 баллов. В основе, как и прежде, лежат искренность и откровенность, готовность понять самого себя.

Комментарий. Данная работа помогает участ­никам настроиться на критический подход к своим способностям и, вместе с тем, позволяет в определенной степени поднять их са­мооценку. Сравнение с идеалом, звездой, с одной стороны, всегда опасно и трудно, потому, что практически никто не выдержит та­кой серьезной «конкуренции», но, с другой стороны, это укрепля­ет уверенность в себе, своих силах, так как человек убеждается, что все-таки есть, что сравнивать, а это не так уж плохо.

Кроме того, индивидуальные этюды нужны для закрепления привычки систематически заниматься самоанализом, причем при­менительно к любой сфере жизнедеятельности.

Примеры из практики.

Участники одного из марафонов приводили образы таких ге­роев как капитан Блад, Базаров, княжна Марья, Мария Стюарт, Татьяна Ла­рина, Бэлла, мушкетеры, гардемарины, капитан Немо и др.

Если хочешь знать больше

1. Фролова С.Л. /Система работы языковой кафедры по формированию профессиональных идеалов студентов. – М., 2011.

2. Кудрявцев А.В. Формирование коммуникативной компетентности как содержательного аспекта профессионального идеала: монография / [Кудрявцев А.В. и др.]; под общ. ред. С.Л. Фроловой. – М.: РГУТиС, 2010. – 156 с.

3. Каткова Л.В., Смыковская Т.К., Руденко Т.Б. Становление профессиональной культуры у будущих учителей. Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество» URL статьи: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=21.

4. Юсупов Камиль. Воспитание детей в исламе. Общероссийское мусульманское информационное агентство "Ислам info. – 2009. http://www.info-islam.ru/analyst)

 


РАЗДЕЛ 2
ПРОЕКТИРОВОЧНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.