Неделя пред рождеством христовым, святых отцов. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Неделя пред рождеством христовым, святых отцов.

2018-01-29 152
Неделя пред рождеством христовым, святых отцов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НЕДЕЛЯ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ, СВЯТЫХ ОТЦОВ.

НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

На малой вечерне стихиры воскресные и Богородице по обычаю. На великой вечерне после предначинательного псалма поем Блажен муж – всю кафизму.

На Господи, воззвах:18 и 19 декабря поем стихиры воскресные 3, и восточные 3, и отцам на 4.

С 20–го же по 23 декабря – поем стихиры воскресные 3, и восточную 1, и предпразднства 3, и отцам 3.

Декабря поем стихиры отцов на 6 и и предпразднства на 4.

Стихиры предпразднства, глас 6:

Подобен: Все отложив:

Н езаходимое Солнце/ из Девственного чрева воссиять идет/ и просветить все под солнцем./ Чистыми очами и чистыми деяниями/ встретить Его поспешим/ и принять ныне приготовимся духом/ Грядущего к Своим необычайным рождеством, как Сам благоволил./ Чтобы нас, удалившихся от жития эдемского к нему возвести,/ Он, как милосердный,/ в Вифлееме рождается.

Н а плечах носимый Херувимских,/ Бог Слово, с плотию по Ипостаси соединившись,/ во всенепорочное чрево вселился, и Человеком стал,/ и на землю грядет от Иудина племени родиться./ Пещера святая, для всех Царя благоукрашайся,/ как величайший дворец,/ ясли же – как престол огневидный,/ – те, куда для обновления всего творения/ Дева Мария полагает/ как Младенца Беспредельного.

В ясли тварей неразумных Тебя полагает Дева,/ Божие Слово Безначальное,/ начало получившее превыше ума./ Ибо Ты приходишь/ прекратить неразумие мое,/ которому я подпал по зависти змия;/ пеленами же быть повитым,/ чтобы расторгнуть рубища и узы согрешений моих,/ Единый Благой и Человеколюбец./ Потому Тебя славлю,/ воспеваю и поклоняюсь прерадостно во плоти Твоему пришествию,/ которым я обрел свободу.

Стихиры святым отцам,

глас и подобен тот же:

Я вилась концам мира праотцев память,/ света поистине исполненная и зарями благодати сияющая:/ ибо Христос, Солнце светлое,/ свыше просияв издалека,/ сонм звезд ведет, с Ним воссиявший;/ и Рождество Богочеловека является,/ в пределах Вифлеема совершающееся./ Мы же все, с верою в честь Рождества Его/ рукоплеща благоговейно, возликуем,/ возглашая хвалу предпраздничную. (Дважды)

У крашается славою приобщения к Божеству/ Адам в сей день, радуясь,/ как основание и утверждение праотцев мудрых;/ Торжествует же с ним и Авель, и Енох веселится,/ и ликуют Сиф и Ной вместе;/ с патриархами же поет Авраам всехвальный,/ и рождение без отца ныне Мелхиседек видит свыше./ Потому, Божественную память Христовых праотцев/ и мы совершая, молим/ о спасении душ наших.

З аблистал весело/ в печи отроков богомудрых собор/ и о Рождестве Христовом на земле провозглашает./ Ибо, как священная роса сойдя, Господь/ Родившую Его сохраняет неопалимой,/ соблюдает непорочной/ и обогащает Божественными дарованиями./ Потому и Богом возлюбленный Даниил/ радуется с веселием:/ ибо Камень, от Горы отсеченный не руками провидя явственно,/ он со дерзновением молится/ ныне о душах наших.

Слава, глас 6:

Д аниил, муж желаний, увидев камень,/ без помощи руки отсеченный, – Тебя, Господи, –/ о рождении без семени Младенца предсказал – / Тебя, от Девы воплотившегося Слова,/ неизменного Бога и Спасителя душ наших.

 

И ныне, предпразднства глас тот же,

Византийца:

П ещера, благоукрашайся,/ ибо Агница идет, неся в чреве Христа;/ ясли же, принимайте/ словом Освободившаго от неразумных деяний нас, на земле рожденных./ Пастухи, играя на свирелях,/ свидетельствуйте о чуде страшном;/ и волхвы из Персии/ золото, и ладан, и смирну Царю принесите,/ ибо явился Господь из Девы–Матери./ И пред Ним, склонившись как раба, Матерь поклонилась/ и обращалась к Тому, Кто во объятиях Ее:/ «Как посеян Ты был во Мне?/ Или как произрос во Мне,/ Искупитель Мой и Боже?»

На литии стихира храма и отцов, глас 1

Л учами озарившись Божественного вещания,/ славные именем пророки/ всегда блаженными именуются;/ и, умножая плод речений Духа,/ они несказанное рождество Христа Бога всем провозгласили;/ и жизнь прожили пречудную,/ законною кончиной ее завершив.

 

 

Слава, глас 3,

Германа:

П ридите, любящие праздновать,/ праотцев сонм псалмами да восхвалим:/ Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека,/ Авраама, Исаака и Иакова;/ по законе живших: Моисея и Аарона,/ Иисуса, Самуила и Давида,/ с ними – Исаию, Иеремию, Иезекииля,/ и Даниила, и двенадцать пророков;/ Илию, Елисея и вместе всех:/ Захарию, и Крестителя, и иных, проповедавших Христа/ – жизнь и воскресение рода нашего!

И ныне, предпразднства, глас тот же:

Б лагоукрашайся, Вифлеем,/ ибо открылся Эдем./ Готовься, Евфрафа,/ ибо обновляется Адам и Ева с ним:/ ведь проклятие окончилось,/ спасение миру процвело,/ и души праведных украшаются,/ как приношение, отдаваемое в дар,/ пение вместо мvра принося,/ спасение же душевное и нетление принимая./ Ибо вот, в яслях возлечь Желающий уже повелевает/ пение духовное совершать взывающим непрестанно:/ «Господи, слава Тебе!»

Если же 18 или 19 декабря:

И ныне, Богородичен:

Б ез семени от Божественного Духа/ и по воле Отчей зачала Ты Сына Божия./ От Отца без матери прежде веков Имеющего начало,/ но ради нас от Тебя без отца Происшедшего/ Ты по плоти во чреве носила/ и как младенца молоком питала./ Потому не переставай ходатайствовать/ о избавлении от бед душ наших.

Стихиры воскресные Октоиха.

Если же 24 декабря:

стихиры предпразднства, самоподобен, глас 2:

Д ом Евфрафов,/ град святой,/ пророков слава!/ Укрась дом,/ в котором Божественный рождается.

Стих: Б ог от юга придёт,/ и Святой – от горы осеняющей чащи.

Самогласные: В ифлеем, земля Иудина!/ Приготовь Сущему обитель светлую по плоти,/ Божественную пещеру,/ в которой Бог во плоти рождается/ от не знавшей мужа святой Девы,/ чтобы спасти род наш.

Стих: Г осподи, услышал я весть Твою и убоялся,/ уразумел дела Твои, и изумился.

П ридите все, Христово Рождество/ будем с верою предпраздновать/ и мысленно пение, как звезду, предлагать;/ славословия волхвов с пастухами возгласим:/ пришло Спасение людям из девственного чрева,/ верных к Себе призывая.

Слава, глас тот же,

самогласен, Киприана:

Р адуйтесь, пророки досточтимые,/ Закон Господень прекрасно установившие/ и верою явившиеся столпами нерушимыми и непоколебимыми;/ ибо вы явились и посредниками/ Нового Завета Христова./ И, переселившись на небеса, умолите Его/ мир умиротворить и спасти души наши.

Единожды, и чтение.

НА УТРЕНИ

Если 24 декабря

тропарь предпразднства, глас 4:

Н екогда вносилась в перепись со старцем Иосифом,/ как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам,/ носящая во чреве Зачатого без семени./ Настало время родить,/ и не было нигде места для ночлега;/ но, как чертог приятный,/ пещера Царице была показана./ Христос рождается, чтобы в нас восстановить/ прежде падший Свой образ.

Если же 20 по 23 декабря

тропарь предпразднства, глас 4:

Г отовься, Вифлеем:/ открылся для всех Эдем./ Украшайся, Ефрафа,/ ибо Древо Жизни в пещере процвело от Девы./ И подлинно явилось Ее чрево духовным раем,/ в котором – божественная Отрасль./ От нее вкусив, мы живы будем,/ и смерти, как Адам, не подвергнемся./ Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ.

Седальны отцам, глас 8

Подобен: Премудрости:

А враама и Исаака с Иаковом все восхвалим в песнях,/ Давида кроткого, Иисуса и двенадцать патриархов/ вместе с тремя юношами, угасившими огненное пламя силою духовною,/ «Радуйтесь», – возглашая к ним, –/ «доблестно обличившие заблуждение царя безумного,/ и Христа молите согрешений прощение даровать/ празднующим с любовью святую память вашу!» (дважды)

Слава, и ныне, иной,

глас и подобен тот же:

И з недр Отеческих Ты сошел/ и несказанным умалением принял свойственную нам нищету,/ превыше естества, Человеколюбец;/ в пещеру вселиться благоволил, Господи,/ и как младенец сосцами питаешься, Создатель и Господь./ Потому, звездою направляемые, волхвы дары Тебе приносят,/ как Владыке всего творения,/ пастухи же и Ангелы удивляются, взывая:/ «Слава в вышних Богу, на землю грядущему/ родиться как человек!»

Если же 18 или 19 декабря, Богородичен следующий:

Б лагодарственную похвалу должным образом,/ как вдовица известная две лепты,/ приношу Тебе, Владычица, за все дары Твои:/ ибо Ты явилась покровом и вместе – помощью,/ от напастей и скорбей всегда меня освобождая./ Потому, как из среды горящей печи,/ от преследующих меня избавившись,/ я от сердца взываю к Тебе:/ «Богородица, помоги мне, моля Христа Бога/ согрешений прощение мне даровать;/ ибо Тебя имею я надеждой, раб Твой!»

Каноны.

Канон воскресный, глас 6

Песнь 1

Ирмос: В олною морскою/ Покрывшего в древности/ преследователя–тирана/ сокрыли под землею/ дети Им спасенных;/ но мы, как юные девы,/ Господу воспоем:/ ибо славно Он прославился.

В страхе пред Тобою/ смерти врата отверзаются/ и расторгаются засовы вечные:/ ибо при священном Твоем сошествии/ восстали издревле умершие,/ с веселием воспевая, Христе,/ Твое Воскресение.

С тоит перед судилищем Пилата добровольно/ по противозаконному обвинению, как подсудимый Судия,/ и от руки беззаконной принимает/ по лицу удары Бог,/ пред Которым трепещут земля/ и существа небесные.

Канон отцам

В сей день собрание Божественных отцов/ Христово Рождество радостно предпразднует/ и подтверждает его дивную благодать:/ ибо образом Закона/ Авраам и отроки являются.

В древности приветствует священный Авраам/ Божество, единое в трех Ипостасях;/ ныне же Слово, престолом равное Отцу/ и Божественному Духу приходит к детям,/ славно восхваляемое.

Ч ислом Троицы Божественной/ и верою в Нее безбожие низвергнув,/ дети в печи образами явили миру/ будущие Божии таинства.

А враам избавлен был/ некогда от руки неправедной,/ а от пламени печи/ – Божественные отроки,/ и Даниил пророк от зверей и рва спасен./ Потому они ныне Рождество Христово предпразднуют.

Богородичен: Б лагодатная, брака не познавшая Матерь,/ Дева нетленная, Тебя блаженной именуем:/ ибо от рода Авраамова и племени Давидова/ Ты процвела и родила Христа,/ пророками провозглашенного прежде.

Песнь 1

Ирмос: Х ристос рождается:

Х риста, по плоти ставшего младенцем,/ Христа, добровольно обнищавшего,/ Христа, сделавшегося видимым,/ ныне Дева идет в Вифлееме родить,/ небо же и земля да радуются.

Г оры и холмы, восторжествуйте,/ пророки богословесные, возликуйте,/ народы и племена, начните рукоплескать:/ всех Спасение и Просвещение стало близким,/ во граде Вифлееме рождающееся.

Богородичен: Н ищим становится Богатый,/ обнищавших по причине злобы обогащая;/ Бог от Девы, не знавшей брака,/ как смертный открывается без изменения;/ все хвалами воспоем Его,/ ибо Он прославился.

Катавасия: Х ристос рождается – славьте!/ Христос с небес – встречайте!/ Христос на земле – воспряньте!/ Пой Господу, вся земля/ и с веселием воспойте, люди,/ ибо Он прославился!

Песнь 3

Канон 1

Ирмос: Т ебя, на водах/ повесившего всю землю без опоры,/ творение увидев висящим на лобном месте,/ великим ужасом охваченное, восклицало:/ «Нет святого, кроме Тебя, Господи!»

В о гробе пробыв три дня,/ Ты воскресил животворным пробуждением умерших от века,/ и они, от осуждения освобождаясь,/ весело радовались и восклицали:/ «Вот, Избавлением пришел Ты, Господи!»

С лава воскресению Твоему, Спаситель наш,/ ибо Ты от ада, тления и смерти/ нас избавил, как всесильный./ И мы в песнях восклицаем:/ «Нет святого, кроме Тебя, Господи Человеколюбец!»

Канон отцам

О славе той, что в нас по образу/ и по подобию Божию, помышляя,/ златого образа пламя огнем Духа/ подвижнически угасили отроки, с верою воспевавшие:/ «Кроме Тебя мы Господа не знаем!»

М удрости превосходством и Духа силою/ отроки мудрецов Вавилонских посрамили, взяв их в плен,/ и дерзновенно восклицали:/ «Нет святого, кроме Тебя, Господи Человеколюбец!»

Р адуется и ликует/ вместе с отроками и пророками Закон/ и в сей день заранее торжествует/ о Божественном Господа пришествии;/ и Авраам веселится, ибо он Господа узрел/ от его семени воплощающимся.

Богородичен: З ачатие Рожденного от Тебя/ произошло без страсти;/ принятие Им природы нашей –/ выше слова и естества;/ ибо возвещаемое пророками/ сверхъестественное таинство нам явилось:/ Слово Божие, истинный Господь.

Канон предпразднства

Ирмос: П режде веков от Отца рожденному:

П режде веков от Отца рожденный превыше мысли,/ от Девы под конец времен воплотился, как знает Сам,/ желая человечество обновить,/ погубленное советом злобного змия.

Н а высотах Восседающий/ вместе со Отцом и Духом/ – Сын Божий Безначальный,/ увидев человеческое естество униженным, начало обретает/ и намеревается во плоти родиться,/ как человек.

Богородичен: С вятейшая Ангелов и всего творения/ ныне Великого Совета Ангела/ без семени рождает по плоти/ для восстановления всех, непрестанно Ему поющих:/ «Свят Ты, Господи!»

Катавасия: П режде веков от Отца рожденному/ не по земным законам Сыну/ и в последние времена от Девы/ воплощенному без семени,/ Христу Богу воззовем:/ «Возвысивший наше достоинство,/ свят Ты, Господи!»

Ипакои, глас 8:

А нгел некогда отрокам печь оросил,/ ныне же плач жен прекратил, возглашая:/ «Что приносите миро?/ Кого ищете во гробе?/ Воскрес Христос Бог:/ ибо Он – жизнь и спасение/ рода человеческого!»

 

 

Песнь 4

Канон 1

Ирмос: Н а Кресте Твое божественное умаление провидя,/ Аввакум в изумлении взывал:/ «Ты пресек, Благой, могущество властителей,/ приобщаясь к находящимся во аде,/ как всесильный!»

Т воим во ад Божественным нисхождением/ мертвым жизнь явилась, Христе Боже:/ ибо Ты, Благой, врагов заключил в узы в преисподней/ и путь Небесный людям открыл.

Н е истлело лежавшее во гробе/ пречистое тело Искупителя,/ но как сильный Ты сокрушил, Христе, засовы ада/ и воскрес во славе в третий день.

Канон отцам

О тцов начаток: Авраама, Исаака и Иакова почтим,/ ибо от их семени воссиял Христос,/ воплотившись от Девы, как Всесильный.

П рообразуя будущее сошествие Христово,/ Даниил зверей подобными овцам всем ясно показал:/ ибо провидел он грядущее, как пророк Божий.

Я дом не привлеченные греха,/ от пламени избавлены были дети:/ ибо, будучи драгоценнее золота поистине,/ они в печи заблуждения не расплавились.

Богородичен: Г ромогласно ожидание народов провозглашается/ и спасение миру – сверхъестественно Рожденный/ от Тебя, Пречистая, Досточтимая;/ Его сегодня воспевает полк отцов.

Канон предпразднства

Ирмос: О трасль от корня Иессеева:

О трасль от корня Иессеева/ Ты, Дева, произрастила,/ произведя Цвет неувядаемый – всех Создателя,/ цветами украшающего, как Бог,/ всю землю, Ему взывающую:/ «Слава силе Твоей, Господи!»

Ч тобы меня, ограбленного злым вкушением/ и разумом поскользнувшегося,/ и тварям неразумным уподобившегося вновь Себе приобрести,/ пришел Ты, Слово Божие, став младенцем/ и положен был в ясли животных неразумных./ Слава силе Твоей, Господи!

Богородичен: И з горы тенистой – Девы, воплощающимся/ Аввакум Тебя провидел, Иисусе,/ сокрушающего горы злые и холмы/ и уничтожению предающего высокомерие лукавого/ и демонов возношения.

Катавасия: О трасль от корня Иессеева/ и цвет от него,/ от Девы Ты произошел, Христе;/ Ты пришел, достойный хвалы,/ от горы, осененной чащей,/ воплотившись от не знавшей мужа,/ Невещественный и Бог./ Слава силе Твоей, Господи!

Песнь 5

Канон 1

Ирмос: Б огоявления Твоего к нам, Христе,/ из сострадания происшедшего,/ Исаия увидев свет немеркнущий,/ от ночи бодрствуя восклицал:/ «Воскреснут мертвые,/ и восстанут находящиеся в гробницах,/ и все, на земле живущие, возрадуются!»

Б листая, открыто представляя радость,/ Ангел–светоносец во гробе является,/ женам о воскресении провозглашая;/ и те, оставив плач, возрадовались, что воскрес Христос,/ и Апостолам возвещали: «Радуйтесь!»

П о милосердию, Благой,/ приняв нам присущий образ,/ Ты добровольно на Кресте пригвожден был за меня,/ прежде отвергшего ради пищи/ святую Твою заповедь в раю;/ и умираешь, как человеку свойственно,/ жизнь мне подавая.

Канон отцам

О тцов начаток – Авраама патриарха,/ как закона и благодати начальника,/ и Даниила Божественного, в сей день сойдясь, с верою почтим:/ ибо, как пророк Божий, он предвозвестил Христа от Девы/ и встречает первым/ Его Божественное рождество.

П редъизображая ясно/ Господа к нам пришествие,/ чада Авраамовы с явлением Ангела угасили печь/ и, огонь уподобив облаку росы,/ в нем златого кумира славу/ верою растопили.

З аградил пасти зверей во рве/ Даниил действием Духа,/ Авраамовы же чада угасили/ огня силу благодатию./ И, спасенные от гибели,/ они предвозвещают Христа от Девы,/ прося у Него, как у Искупителя,/ для нас спасения.

Богородичен: В Духе Божественном являя, Господи,/ бесстрастное принятие Тобой от нас природы нашей,/ Исаия, бодрствуя по Закону благодатному, взывал:/ «Приходит Дева, без семени рождая/ Того, Кто от рода Авраамова/ и от племени Иудина по плоти!»

Канон предпразднства

Ирмос: Т ы, Бог мира и Отец милосердия:

Е стеством Владыка, к рабам Ты причисляешься,/ Сын Божий всесовершенный,/ благоволив по милости назваться/ и Сыном Человеческим, Всемилосердный./ Потому, добровольно обнищав, Ты, Преблагой,/ в пещере идешь родиться,.

Е стеством невместимый Царь, Христе,/ как примет Тебя малая пещера?/ Как ясли смогут Тебя вместить,/ нас ради от Матери, не знавшей мужа/ плотию приходящего к Своим,/ чтобы спасти изгнанников, Господи?

Богородичен: А гница Пастыря пришла родить:/ готовься, святая пещера;/ пастухи, поспешите Пастыря и Агнца рожденного узреть;/ волхвы с дарами, приготовьтесь/ поклониться Ему, как Царю, во плоти.

Катавасия: Т ы, Бог мира и Отец милосердия,/ послал нам Вестника великого Твоего замысла,/ дарующего мир./ Потому, приведенные к свету Богопознания,/ после ночи рассвет встречая,/ славословим Тебя, Человеколюбец.

Песнь 6

Канон 1

Ирмос: Ж итейское море видя/ поднимающееся волнами искушений,/ я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе:/ «Возведи от гибели жизнь мою,/ Многомилостивый!»

С мерти умерщвление/ Ты совершил, Благой,/ и ада разрушение/ трехдневным погребением Своим,/ и жизнь источил живущим в мире,/ воскреснув, как подобает Богу,/ Иисусе, Царь. (Дважды)

Канон отцам

Н рав гостеприимен,/ вера же возвышена Авраама праотца;/ потому он радовался, Божественное таинство образно приняв;/ и, предшествуя Христу, ныне веселится.

В ера ныне подчинила отрокам/ все творение по дару Духа:/ ибо огонь всепожирающий и жестокий устыдился/ почитающих Творца огня, Иисуса Христа.

П оказал некогда Даниил пророк,/ пасти львов во рве заградив,/ как дикость мира с пришествием Христа/ к божественному миру расположится/ достойным Бога образом.

Богородичен: И з чрева девственного Ты родила Христа,/ Мария, Матерь не знавшая мужа:/ Его пророки узрели в созерцании Божественном,/ а ныне отцы ликуют/ перед днем Его рождения.

Канон предпразднства

Ирмос: И з утробы Иону:

Н овое Небо Ты, Владычица:/ Ты спешишь из чрева Твоего, как из Облака,/ Христа, Солнце славы, в пещере явить во плоти,/ чтобы Он сияниями Своими ясно/ все, наполняющее землю, озарил/ по милосердию безмерному.

У видел Ты нашу муку и страдание,/ милосердный Христе, и не презрел нас,/ но Самого Себя умалил, не отступив от Своего Родителя,/ и вселился во чрево не Знавшей брака,/ Которая выходит, чтобы Тебя по плоти/ в пещере безболезненно родить.

Богородичен: Г оры и холмы, равнины и ущелья,/ народы и колена, племена и все, что дышит,/ воскликните, исполняясь радостью божественной:/ «Пришло, настало искупление всех/ – Слово Божие Сверхвременное/ во времени по милосердию явилось!»

Катавасия: И з утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь,/ таким, каким и принял,/ а Слово, вселившись в Деву и плоть приняв,/ прошло через Нее, сохранив Её неповрежденной;/ ведь Само не подвергшись плотскому зачатию/ и Родившую уберегло от страданий.

Если 18 или 19 декабря

Кондак отцам, глас 6:

Р укотворному образу не поклонившись,/ но Естеством Неописуемым защитившись, треблаженные,/ подвигом в огне вы прославились/ и, среди пламени нестерпимого стоя, Бога призывали:/ «Поспеши, о Сострадательный,/ и обратись к нам на помощь, как Милостивый,/ ибо что захочешь, Ты можешь совершить!»

Икос:

П ростри Твою руку,/ силу которой испытали в древности/ Египтяне преследующие и Евреи преследуемые./ Не оставь нас, да не поглотит нас смерть, жаждущая нас,/ и сатана, ненавидящий нас,/ но приблизься к нам и пощади души наши,/ как пощадил Ты некогда отроков Твоих, бывших в Вавилоне,/ непрестанно воспевавших Тебя и брошенных за Тебя в печь,/ и из нее взывавших Тебе:/ «Поспеши, о Сострадательный,/ и обратись к нам на помощь, как Милостивый,/ ибо что захочешь, Ты можешь совершить!»

С 20 же по 24 декабря

Кондак, глас 1

Подобен: Лик Ангельский:

В еселись, Вифлеем, Ефрафа, готовься:/ ибо вот, Агница, во чреве Пастыря великого носящая, родить спешит./ Ее видя, богоносные отцы радуются,/ с пастухами воспевая Деву, молоком питающую.

Икос:

Т воего чревоношения, Дева,/ светлость сияющую видя,/ Авраам Боголюбивый, Исаак славный,/ Иаков и весь Богом собранный сонм святых радуется./ И все творение привели они ко встрече Тебя/ радостными речами:/ ибо радости Подательницей явилась Ты для всех,/ зачав во чреве в Вавилоне некогда Явившегося,/ и отроков, в печь вверженных неправедно,/ Сохранившего не опаленными сверх всякого разумения./ Потому они и прославляют/ Зримого на руках Отроковицы,/ воспевая Деву, молоком питающую.

Песнь 7

Канон 1

Ирмос: Н еизреченное чудо!/ Избавивший благочестивых отроков в печи от пламени/ во гробе мертвым, бездыханным погребается,/ ко спасению нас, поющих:/ «Боже, Искупитель, благословен Ты!»

О неслыханное чудо!/ На высотах восседающий на престоле Господь,/ Сам, приняв плоть, смерть претерпел,/ но воскрес Божественною силою,/ воскресив с Собою бывших мертвыми от века.

Т ы смерти мощь потряс/ и восстал, воскресение даруя/ Тебя, воистину Господа, славящим/ и православною верою Тебе восклицающим:/ «Боже, Искупитель, благословен Ты!»

Канон отцам

Х риста родив по плоти,/ ты, веры родоначальник, отче Авраам,/ явился Духом отцом народов несомненно,/ ко спасению нас, поющих:/ «Боже, Искупитель, благословен Ты!»

О рудий бездушных звуки,/ напрасно раздававшиеся,/ ослабила вдохновенных песнь:/ ибо огонь печи горящей телами попирая,/ отроки невредимые взывали:/ «Боже, благословен Ты!»

В оззрев в созерцании духовном,/ в древности Даниил пророк/ Христово второе пришествие изображает/ и страшные сопутствующие ему дела предвозвещает,/ взывая: «Боже, благословен Ты!»

Богородичен: Н еслыханное чудо,/ в древности передававшееся ясно/ среди пророков и отцов/ – Дева Чистая, Которой предстоит родить, явилась/ ко спасению нас, поющих:/ «Боже, Искупитель, благословен Ты!»

Канон предпразднства

Ирмос: О троки, воспитанные в благочестии:

Л оза Божественная,/ Грозди непорочной зрелость давшая,/ приближается, идет родить/ Того, Кто источает вино веселия/ и напояет нас, Ему восклицающих:/ «Боже отцов, благословен Ты!»

Б ожественная Мирохранительница,/ благовонное Миро внутри носящая,/ в пещере Вифлеемской идет излить Его,/ исполняющее благоуханием таинственным поющих:/ «Боже отцов, благословен Ты!»

Богородичен: К лещи, которые пророк Исаия/ в древности узрел, приходят,/ неся во чреве Уголь Божественный – Христа,/ попаляющий все вещество греха,/ верных же души просвещающий.

Катавасия: О троки, воспитанные в благочестии,/ повелением нечестивым пренебрегши,/ угрожавшего огня не устрашились,/ но, стоя посреди пламени, пели:/ «Боже Отцов, благословен Ты!»

Песнь 8

Канон 1

Ирмос: И зумись в трепете, небо,/ и да потрясутся основания земли;/ ибо вот, к мертвым причисляется/ на высотах Живущий/ и в тесном гробе помещается;/ Его отроки благословляйте,/ священники воспевайте,/ люди превозносите во все века.

О, неизреченное Твое, Христе,/ снисхождение ради нас, уничиженных!/ Ибо вот, вкусив смерти, будучи бессмертным Богом,/ Ты, Слово, во гробе как смертный был положен;/ но воскрес, воздвигнув с Собою дольних,/ Тебя превозносящих во все века.

У жаснулся всякий, слыша,/ как Всевышний добровольно пришел на землю,/ чтобы ада крепость разорить/ Крестом и погребением;/ и всех Он воздвиг с Собою, побудив взывать:/ «Отроки, благословляйте, священники, воспевайте,/ люди, превозносите во все века!»

Канон отцам

Т вое заклание, Христе, прообразуя,/ Авраам, покорный Тебе, Владыка,/ взошел с верою, чтобы сына, им рожденного,/ как овцу принести в жертву на горе;/ но возвратились радостно Исаак и старец,/ Тебя превознося во все века.

П ламя неукротимое померкло совершенно,/ когда святые отроки Твои/ как в одежду облеклись в Тебя, Христе, Огонь Божественный,/ и роса Твоим сошествием шумела для поющих:/ «Священники, воспевайте,/ люди превозносите во все века!»

О тдается в пищу львам/ Даниил пророк неизреченными судьбами;/ но, благодаря уставам воздержания,/ звери стали поститься с ним/ во глубине рва благоговейно./ Его мольбами, Авраама и отроков/ спаси в мире, Христе, воспевающих Тебя.

Богородичен: К ого предвозвестили верно/ пророческие голоса – Иисуса, Эммануила/ – в человеческом образе грядущего Сына Бога и Отца/ и Ему собезначальное Слово,/ Дева Мария от Духа Святого/ рождает, не зная мужа, в Вифлееме граде.

Канон предпразднства

Ирмос: О кропляющая росою печь:

«С лава в Вышних Богу!» –/ Со Ангелами возгласим в веселии, –/ «Спаситель рождается, Владыка приходит;/ звезда указывает Его волхвам,/ спешащим Его увидеть в яслях./ Да благословляет все творение Господа/ и превозносит во все века!»

С рабами Ты, Владыка, был в перепись внесен,/ закону кесаря повинуясь добровольно, Многомилостивый,/ чтобы как Бог человечество/ от рабства лукавому освободить./ Потому мы радостно воспеваем:/ «Да благословляет все творение Господа/ и превозносит во все века!»

Богородичен: «М ладенца юного ношу/ – Тебя, не имеющее начала Слово,/ но общения с мужем не знаю совсем»,/ – Дева возглашала в недоумении./ – «Кого на земле нареку Твоим Отцом? – не ведаю./ Потому со всеми воспеваю Тебе:/ Да благословляет все творение Господа/ и превозносит во все века!»

Катавасия: О кропляющая росою печь/ представила образ сверхъестественного чуда:/ ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя,/ как и огонь Божества утробы Девы,/ в которую нисшел./ Поэтому воспоем песнь:/ «Да благословляет все творение Господа/ и превозносит во все века!»

Песнь 9

Канон 1

Ирмос: Н е рыдай надо Мною, Матерь,/ видя во гробе Сына,/ Которого Ты во чреве без семени зачала,/ ибо Я воскресну и буду прославлен,/ и во славе вознесу, как Бог,/ непрестанно с верою и любовию/ Тебя величающих.

Ч то рыдаешь, творение,/ видя на Кресте и во гробе/ жизни Владыку и Бога?/ Ибо Он восстанет, тебя обновляя радостно,/ воскресением в третий день ад сокрушив/ и воздвигнув с Собою мертвых,/ Его восхваляющих.

Х отя и во гроб Ты сошел/ как смертный, Податель жизни,/ но силу ада уничтожил, Христе,/ воздвигнув с Собою мертвых, которых он поглотил,/ и воскресение всем даровал, как Бог,/ с верою и любовью Тебя величающим.

Канон отцам

Ж ивших до Закона отцов праздник совершая,/ почтим достойными Бога похвалами/ Иисуса, происшедшего от них:/ ибо Авраам, и Исаак с ним вместе, и Иаков,/ пророков и Закона явились основанием/ и по вере – духовными начатками благодати.

Б ог, огнем показавший Моисею,/ созерцателю божественного,/ в кусте терновом таинство, высшее ума,/ Он же, к отрокам в огонь сойдя,/ Своего Божества огнем природным/ пламя печи в росу претворил.

С Авраамом собравшись, всесвятые отроки/ и Даниил, дивный пророк Божий,/ Исаак, Иаков, и с Моисеем – Аарон/ прежде Христова Рождества ликуют верно,/ молясь непрестанно о нашем спасении.

Богородичен: Р адуется все творение/ о рождении Тобою, Дева:/ ибо Вифлеем открыл для нас Эдем./ И вот, древом жизни наслаждаясь с верою,/ мы все усердно возглашаем:/ «Моления наши, Владычица, исполни!»

 

 

Канон предпразднства

Ирмос: Т аинство вижу:

Т аинства необычайные,/ повергающие в трепет и неслыханные:/ Господь славы пришел на землю/ и, обнищав, вошел в пещеру плотию,/ стремясь Адама ко спасению призвать/ и избавить Еву от мук рождения.

Т ы пеленами своими разрешаешь/ узы грехопадений,/ а великой нищетою всех обогащаешь, Милосердный;/ положенный же в ясли тварей неразумных,/ от злобы неразумной людей освобождаешь,/ Слово Божие предвечное!

Богородичен: П роповеди пророков завершение получили:/ ибо Тот, о Чьем пришествии в конце времен пророчествовали они,/ пришел и явился, воплощаясь от Девы чистой./ Его мыслью чистою примем.

Катавасия: Т аинство вижу/ необычайное и чудное:/ пещера – небо, престол Херувимский – Дева,/ ясли – вместилище,/ где возлег невместимый Христос Бог,/ Которого мы в песнях величаем.

Светилен воскресный.

Слава, отцам

Подобен: С учениками:

И збранные из патриархов/ и прежде закона жившие отцы –/ Авраам, и Исаак с Иаковом,/ первыми верою воссияли, как светила:/ ибо все пророки и праведники зажглись от них,/ как лампады световидные,/ и все творение омраченное озарили/ лучами священного пророчества.

И ныне

(18 и 19 декабря):

А гница, скверне непричастная,/ родила по достоинству в последние времена/ Агнца, Слово Пребезначальное,/ Адамова потомка и Давидова./ Было это чудно,/ и несказанное рождение от Нее/ отцов множество предпразднует достойно.

Если 24 декабря

воскресный светилен не поется, но отцов:

О т семени Авраама/ и Божественного Давида Богоотца/ Слово Пребезначальное в мир вводится,/ прежде Отроков, Троице равночисленных,/ Ангела сошествием из пламени чудесно спасшее/ и в радость претворившее рыдание жен.

Слава:

И збранные из патриархов/ и прежде закона жившие отцы –/ Авраам, и Исаак с Иаковом,/ первыми верою воссияли, как светила:/ ибо все пророки и праведники зажглись от них,/ как лампады световидные,/ и все творение омраченное озарили/ лучами священного пророчества.

И ныне

(с 20 по 24 декабря):

В еселись, Вифлеем, и ты, Евфрафа, готовься:/ ибо Богородица приходит/ Бога в пещере и яслях неизреченно родить./ О, повергающее в трепет таинство!/ Ныне Его божественное рождество/ радостно предпразднуют Авраам и Исаак с Иаковом,/ все патриархи, и пророки,/ и смертные со Ангелами.

Стихиры отцам, глас 5

Подобен: Радуйся, постников:

В озвысь свой голос истинно,/ Сион Божий, божественный град,/ и провозгласи отцов божественную память,/ с Авраамом Исаака и Иакова почитая славного./ Вот, с Иудою и Левием мы величаем/ Моисея великого и Аарона чудного,/ и прославляем с Давидом Иисуса и Самуила./ Все предпразднству Христову божественную хвалу/ песнями богодухновенными громко возглашая,/ просим о приобщении благости, исходящей от Него,/ подающего мiру великую милость. (Дважды)

Стих: Б лагословен Ты, Господи, Боже отцов наших,/ и хвально и прославлено имя Твоё вовеки.

П риди, воссевший некогда/ на огненную божественную колесницу Илия,/ и богомудрый Елисей со Езекией вместе!/ С Иосией также радуйтесь/ и досточтимые двенадцать пророков боговдохновенных:/ ради рождества Спасителя вместе торжествуйте/ и в песнях, все праведные, воспойте!/ Отроки всеблаженные,/ росою Духа угасившие пламя печи,/ о нас умоляйте, прося Христа/ даровать душам нашим великую милость!

Стих: И бо праведен Ты во всем,/ что соделал с нами.

Я вилась от века на земле провозглашавшаяся/ в речениях пророков Дева Богородица,/ о Которой патриархи мудрые/ и праведных сонмы возвещают;/ с ними торжествует и жен благолепие:/ Сарра, Ревекка и Рахиль с Анной,/ и вместе – славная Мариам, сестра Моисеева./ С ними радуются и мира концы:/ все творение празднует,/ ибо Создатель всех и Бог приходит плотию родиться/ и даровать миру великую милость.

Слава, глас 8:

З аконных наставлений собрание/ являет Христово Божественное во плоти Рождество,/ тем, кто прежде Закона о благодати благовествовали,/ ибо, превзойдя Закон, в вере пребывали;/ потому они и удерживаемым во аде душам/ предвозвещали истинный путь/ к избавлению от тления через воскресение./ Господи, слава Тебе.

Иные стихиры глас 4

Подобен: Свыше призван:

И саии слово исполняется:/ ибо вот, Дева Необъятного,/ но ныне описуемого плотию, во чреве носит/ и преславно родить приходит./ Бога принимающая пещера, украшайся,/ Вифлеем, приготовься:/ ибо Царь во обитель тебя избрал./ Примите, ясли,/ повиваемого Младенца Христа,/ желающего расторгнуть узы согрешений человеческих/ по Своей благости.

В несен Ты был с рабами в перепись, Владыка,/ рукописание согрешений желая разорвать/ и написать в книге жизни всех,/ умерщвленных обманом змия./ Дева же носит Тебя, все носящего,/ плотию мертвенною облеченного/ и вселиться в малую пещеру благоволившего./ Тебя, родившегося, вышние Ангельские полки/ восхвалили с пастухами богомудрыми,/ удивляясь могуществу Твоему.

С ветлое и одушевленное Облако,/ носящее Небесный дождь,/ ныне Его на землю пролить приходит,/ чтобы оросить лицо земли./ Весна благодати, мысленная Ласточка,/ внутри во чреве вмещающая Его,/ неизреченным образом рождает,/ прекращая зиму безбожия./ Чертог чистый и скверне непричастный/ в пещеру вносит Царя воплощающегося.

Слава, глас 8:

З аконных наставлений собрание/ являет Христово Божественное во плоти Рождество,/ тем, кто прежде Закона о благодати благовествовали,/ ибо, превзойдя Закон, в вере пребывали;/ потому они и удерживаемым во аде душам/ предвозвещали истинный путь/ к избавлению от тления через воскресение./ Господи, сла


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.176 с.