Объявление множественного наследования — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Объявление множественного наследования



Чтобы указать, что создаваемый объект наследует свойства более чем одного базового класса после имени создаваемого класса ставится двоеточие, вслед за которым через запятую перечислены имена всех базовых классов.

Пример 1:

class Pegasus : public Horse, public Bird

Пример 2:

class Schnoodle : public Schnauzer, public Poodle

Из каких частей состоят объекты, полученные в результате множественного наследования

 

Когда в памяти компьютера создается объект Pegasus, конструкторы обоих классов принимают участие в его построении, как показано на рис. 13.1.

 

Рис. 13.1. Объект, полученный в результате множественного наследования

 

В случае использования множественного наследования возникает ряд непростых и весьма интересных вопросов. Например, что произойдет, если оба базовых класса будут иметь одно и то же имя либо содержать виртуальные функции или данные с одинаковыми именами? Как инициализируются конструкторы разных базовых классов? Что произойдет, если два базовых класса будут произведены от одного и того же родительского класса? Все эти вопросы будут рассмотрены в следующем разделе, после чего можно переходить к практическому использованию множественного наследования.

 

Конструкторы классов, полученных в результате множественного наследования

 

Если класс Pegasus производится от двух базовых классов — Bird и Horse, а в каждом из них объявлены конструкторы со списками параметров, то класс Pegasus инициализирует эти конструкторы. Как это происходит, показано в листинге 13.4.

Листинг 13.4. Создание объектов при множественном наследовании

1: // Листинг 13.4.

2: // Создание обьектов при множественном наследовании

3: #include <iostream.h>

4: typedef int HANDS;

5: enum COLOR { Red, Green, Blue, Yellow, White, Black, Brown };

6:

7: class Horse

8: {

9: public:

10: Horse(COLOR color, HANDS height);

11: virtual ~Horse() { cout << "Horse destructor...\n"; }

12: virtual void Whinny()const { cout << "Whinny!... "; }

13: virtual HANDS GetHeight() const { return itsHeight; }

14: virtual COLOR GetColor() const { return itsColor; }

15: private:

16: HANDS itsHeight;

17: COLOR itsColor;

18: };

19:

20: Horse::Horse(COLOR color, HANDSheight):

21: itsColor(color),itsHeight(height)

22: {

23: cout << "Horse constructor...\n";

24: }

25:

26: class Bird

27: {

28: public:

29: Bird(COLOR color, bool migrates);

30: virtual ~Bird() { cout << "Bird destructor...\n"; }

31: virtual void Chirp()const { cout << "Chirp... "; }

32: virtual void Fly()const

33: {

34: cout << "I can fly! I can fly! I can fly! ";

35: }

36: virtual COLOR GetColor()const { return itsColor; }

37: virtual bool GetMigration() const { return itsMigration; }

38:

39: private:

40: COLOR itsColor;

41: bool itsMigration;

42: };

43:

44: Bird::Bird(COLOR color, bool migrates):

45: itsColor(color), itsMigration(migrates)

46: {

47: cout << "Bird constructor...\n";

48: }

49:

50: class Pegasus : public Horse, public Bird



51: {

52: public:

53: void Chirp()const { Whinny(); }

54: Pegasus(COLOR, HANDS, bool,long);

55: ~Pegasus() { cout << "Pegasus destructor...\n";}

56: virtual long GetNumberBelievers() const

57: {

58: return itsNumberBelievers;

59: }

60:

61: private:

62: long itsNumberBelievers;

63: };

64:

65: Pegasus::Pegasus(

66: COLOR aColor,

67: HANDS height,

68: bool migrates,

69: long NumBelieve):

70: Horse(aColor, height),

71: Bird(aColor, migrates),

72: itsNumberBelievers(NumBelieve)

73: {

74: cout << "Pegasus constructor...\n";

75: }

76:

77: int main()

78: {

79: Pegasus *pPeg = new Pegasus(Red, 5, true, 10);

80: pPeg->Fly();

81: pPeg->Whinny();

82: cout << "\nYour Pegasus is " << pPeg->GetHeight();

83: cout << " hands tall and ";

84: if (pPeg->GetMigration())

85: cout << "it does migrate.";

86: else

87: cout << "it does not migrate.";

88: cout << "\nA total of " << pPeg->GetNumberBelievers();

89: cout << " people believe it exists.\n";

90: delete pPeg;

91: return 0;

92: }

 

Результат:

Horse constructor...

Bird constructor...

Pegasus constructor...

I can fly! I can fly! I can fly! Whinny!...

Your Pegasus is 5 hands tall and it does migrate.

A total of 10 people believe it exists.

Pegasus destructor...

Bird destructor...

Horse destructor...

 

Анализ: Класс Horse объявляется в строках 7—18. Конструктор этого класса принимает два параметра: один из них — это перечисление, объявленное в строке 5, а второй — новый тип, объявленный с помощью typedef в строке 4. Этот конструктор выполняется в строках 20—24. При этом инициализируется одна переменная-член и на экран выводится сообщение о работе конструктора класса Horse.

В строках 26—42 объявляется класс Bird, конструктор которого выполняется в строках 45—49. Конструктор этого класса также принимает два параметра. Обратите внимание на интересный факт: конструкторы обоих классов принимают перечисления цветов, с помощью которых в программе можно установить цвет лошади или цвет перьев у птицы. В результате, когда вы попытаетесь установить цвет Пегаса, может возникнуть проблема в работе программы, которая обсуждается несколько ниже.

Класс Pegasus объявляется в строках 50—63, а его конструктор — в строках 65—75. Инициализация объекта Pegasus выполняется тремя строками программы. Сначала конструктор класса Horse определяет цвет и рост. Затем конструктор класса Bird инициализируется цветом перьев и логической переменной. Наконец, происходит инициализация переменной-члена itsNumberBelievers, относящейся к классу Pegasus. После всех этих операций вызывается конструктор класса Pegasus.



В функции main() создается указатель на класс Pegasus, который используется для получения доступа к функциям-членам базовых объектов.

 

Двусмысленность ситуации

 

В листинге 13.4 оба класса — Horse и Bird — имеют метод GetColor(). В программе может потребоваться возвратить цвет объекта Pegasus, но возникает вопрос: какой из двух унаследованных методов при этом будет использоваться? Ведь методы, объявленные в обоих базовых классах, имеют одинаковые имена и сигнатуры. В результате при компилировании программы возникнет неопределенность, которую необходимо разрешить до компиляции.

Если просто записать:

COLOR currentColor = pPeg->GetColor();

Компилятор покажет сообщение об ошибке Member is ambiguous: ' Horse::GetColor' and ' Bird::GetColor' (Член не определен).

Эту неопределенность можно разрешить, явно обратившись к методу того класса, который вам необходим:

COLOR currentColor = pPeg->Horse::GetColor();

В любом случае при возникновении подобной ситуации, когда требуется сделать выбор между одноименными методами или переменными-членами разных классов, следует явно указывать имя необходимого базового класса перед именем функции- члена или переменной.

Если в классе Pegasus эта функция будет замещена, то проблема решится сама собой, так как в этом случае вызывается функция-член класса Pegasus:

virtual COLOR GetColor()const { return Horse::GetColor(); }

Таким образом, проблему неопределенности можно обойти благодаря инкапсуляции явного указания базового класса в объявлении замещенной функции. Если возникнет необходимость использовать метод другого класса, то обращение к нему с помощью приведенного ниже выражения не будет ошибкой.

COLOR currentColor = pPeg->Bird::GetColor();

 






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.