Спор» и «конфликт» как понятия конфликтологии и коммуникологии. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Спор» и «конфликт» как понятия конфликтологии и коммуникологии.

2018-01-29 647
Спор» и «конфликт» как понятия конфликтологии и коммуникологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СПОР- ЭТО: 1.Ситуация в которой однозначно отношение сторон к предмету спора, но неоднозначно друг к другу.

2. Спор, так же, как и конфликт, м.б. самоцелью.

3. Причина споров – несоответствие желаемого и действительного, различие в представлениях, а также желание сторон определенности взаимоотношений.

4. Споры могут перейти на новый уровень взаимоотношений: диалог или конфликт.

n СПОР – это столкновение мнений

n КОНФЛИКТ – это столкновение сил

n Понятия «СПОР» И «КОНФЛИКТ» относятся к теории коммуникации

5. Конфликт

Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия. Обычно сопровождается негативными эмоциями, выходящими за рамки правил и норм.

n Анцупов А.Я., Шипилов А.И.: конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

n Вершинин М.С.: Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

n Здравомыслов А.Г.: Конфликт – это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностям.

Структура конфликта – строение и внутренняя форма организации конфликта выступавшая как совокупность элементов его составляющих обеспечивающая целостность конфликта как системы, обеспечивающая его отличия от других социальных явлений, сохранение его основных свойств при различных изменениях.

включает в себя:

Объективную (материальную) подсистему

Субъективную (идеальную или психологическую) подсистему

 

К объективной подсистеме относятся:

• участники (стороны) конфликта;

• предмет конфликта;

• объект конфликта;

• микросреда;

• макросреда.

 

Субъективную подсистему составляют такие элементы, как:

• мотивы сторон;

• конфликтное поведение;

• информационные модели конфликтной ситуации.

1) Объект – ценность на пересечении интересов. 2) Предмет – проблема конфликта. 3) Субъект (2 и более)

· непосредственные участники,

· подстрекатели, пособники, организаторы,

· третья сторона

4) Конфликтогены – слова, намерения, действия или бедствия, которые способствуют возникновению конфликта.

5) Социальная среда.

· пространственно-временные условия;

· социально-психологические - климат; - степень конфронтации;

· социальные

6) Типы участников

· 1го порядка (непосредственные участники)

· 2го порядка (пособники, подстрекатели, организаторы)

· 3го порядка (те, кто разрешает)

7) Мотивы – побуждение к вступлению в конфликт, связанное с удовлетворением потребностей.

8) Образ врага- то, что навязывается, например, государство «навязывало» США во время холодной войны

9) Конфликт интересов - возникает в голове и в одном субъекте. Конфликтное поведение – совокупность противоположно направленных действий участников конфликта.

6. Динамика конфликта

Динамическая модель конфликта делает акцент на динамике, рассматривает конфликт как некий процесс, имеющий определенные этапы развития. В рамках динамической модели выделяются основные стадии конфликта, анализируется момент возникновения, становление, переход от одного этапа к другому, рассматриваются формы конфликтного поведения, исход и последствия конфликта. Основные стадии конфликта:

1. Латентный период. Он включает следующие этапы:

· Возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность данного этапа состоит в появлении противоречия, которое еще не осознано и конфликтных действий нет. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией;

· Осознание объективной проблемной ситуации. Реальность воспринимается как проблемная, возникает потребность принять меры для разрешения противоречия. Ряд объективных и субъективных причин способствуют искажению воспринимаемой ситуации;

· Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Они заключаются в разного рода информировании противостоящей стороны — убеждении, разъяснении, просьбе и пр. В любом случае, на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции;

· Возникновение предконфликтной ситуации воспринимается как наличие непосредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или общественно важным интересам.

2. Открытый период, который включает в себя этапы:

· инцидент — первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться;

· эскалация — резкая интенсификация борьбы оппонентов; та часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта;

· сбалансированное противодействие - здесь обнаруживается, что использование силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются;

· завершение конфликта — переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.

3. Послеконфликтный период. Она включает в себя следующие этапы:

· частичная нормализация отношений: негативные эмоции не исчезли, происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру;

· полная нормализация отношений. Данный этап наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ — содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых развивается деятельность личности или группы.

 

ИНЦИДЕНТ — начальный этап в динамике открытого конфликта, характеризующийся прямым противоборством сторон.

 

ЭСКАЛАЦИЯ КОНФЛИКТА — нарастание остроты и размаха конфликтных действий, обусловленное обострением противоречий между оппонентами.

 

Эскалация выражается в следующих признаках:

• вытеснение адекватного восприятия партнера;

• рост эмоционального напряжения;

• переход от аргументов к претензиям и выпадам личного характера;

• рост иерархического уровня нарушаемых интересов;

• применение насилия;

• потеря первоначального предмета разногласий;

• расширение границ конфликта;

• увеличение числа участников.

 

Основные формы завершения конфликта:

• разрешение;

• затухание;

• урегулирование;

• устранение;

• перерастание в другой конфликт.

Управление конфликтами

Управление конфликтом - это целенаправленное воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Цель управления конфликтами: предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных конфликтов. Управление конфликтами как сложный процесс, включает следующие виды деятельности:

1. Прогнозирование конфликта - это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. Источники: объективные, субъективные условия и факторы между людьми, а также их индивидуальные особенности

2. Предупреждение (профилактика) конфликта - это вид деятельности субъекта, направленный на недопущение возникновения конфликта.

3. Стимулирование конфликта - это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта.

4. Регулирование конфликта - это вид деятельности субъекта, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения. Предполагает участие третьей стороны (посредников).

Этапы:

1) Признание реальности конфликта

2) Легитимизация – достижение соотношения между сторонами

3) Институализация – создание органов рабочих групп по регулированию конфликта

4) Разрешение конфликта - это вид деятельности субъекта, связанный с завершением конфликта, поиском оптимальных путей решения проблемы. Разрешение - это заключительный этап управления конфликтом. (полное, неполное разрешение)

Типология конфликтов

9. Шесть типов конфликтов H. Bisno

10. М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет шесть типов конфликтов

1)подлинный конфликт — столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого фактора;

2)случайный или условный конфликт — в его основе случайные, легко поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются конфликтующими сторонами;

3)смещенный конфликт — воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;

4)неверно приписанный конфликт — либо непреднамеренно, либо сознательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он действительно происходит;

5)латентный конфликт — в силу объективных причин конфликт должен иметь место, но не актуализируется; 6)ложный конфликт — у него нет объективных оснований; он возникает в результате ложных представлений или недоразумений.

11. Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта

экономический конфликт — строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм реального конфликта;

конфликт ценностей — формируется вокруг несовместимых предпочтений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с групповой идентификацией (культура, религия, идеология);

силовой конфликт — когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.

Противоречие и его виды

Противоречие– это взаимоисключающее несоответствие частей целого

Виды противоречий:

n Логическое – это приписывание предмету одновременно двух прямо противоположенных признака.

n Диалектическое – это единство взаимополагающих и одновременно взаимоисключающих противоположностей (сторон, тенденций).

n Социальное – это взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.

n Логическое противоречие – это приписывание предмету одновременно двух прямо противоположенных признака.

Социальное противоречие.

Социальное противоречие – это взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.

Стадии социального противоречия:

n становление

n развертывание

n разрешение

n появление

n осознание

n реакция

Социальные отклонения

Социальное отклонение - поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются

Норма — правило, образец, предписание

Социальная норма — такие нормы, которые полностью соответствуют статусному ожиданию

Типы социальных норм: групповые; общие правила

Социальные отклонения:

1) Позитивные – стимулируют её прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества

2) Негативные - нарушают функционирование системы

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.

Девиантология (deviantology) – это наука, изучающая социальные девиации (девиантность) и реакцию общества на них (социальный контроль).

Делинквентное поведение - совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название. Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Причины девиантного поведения: 1.Психологическая 2.Заражённость плохими нормами 3.Социальное неравенство 4.Конфликты между культурами

АНОМИЯ — это состояние общества, в котором разложения, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, поддерживающих традиционный общественный порядок, отныне вызывает их несоответствие новым сформулированным и принятым государством идеалам.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.