В тисках сталинских репрессий (1946–1953 гг.) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

В тисках сталинских репрессий (1946–1953 гг.)

2018-01-29 226
В тисках сталинских репрессий (1946–1953 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 Не ведя враждебной Советской власти политической деятельности, Свидетели Иеговы вместе с тем не соглашались поклоняться Сталину и подчиняться атеистическим установкам существующего режима, отказывались отдавать «кесарю» то, что по праву принадлежит Богу.

2 В СССР власти требовали от религиозных организаций выполнения трёх основных условий. Во-первых, запрещалась проповедь за пределами храмов и требовалось, чтобы проповедники имели разрешение властей. Религиозные обряды могли совершаться только в специально выделенных для этого зданиях (церквах, мечетях, синагогах и т.д.). Проповедь разрешалась исключительно в рамках проведения богослужения в культовых зданиях. Проповедовать и совершать религиозные обряды могли только те священнослужители, пасторы, муллы, раввины и т.д., которые имели специальное разрешение властей. Содержание проповеди контролировалось органами государственной безопасности.

3 Во-вторых, руководство религиозной организации должно было сотрудничать с органами государственной безопасности и согласовывать с ними все кадровые назначения. Сталинский режим не терпел никакой организации, которая не была бы подконтрольной властям.

4 В-третьих, в СССР могли легально действовать только те религиозные организации, руководство которых соглашалось поддерживать внутреннюю и внешнюю политику советского руководства. Лидеры легально действующих религиозных организаций активно участвовали в так называемой борьбе за мир, выступая с заявлениями в поддержку внешней политики СССР и осуждением американского империализма.

5 Власти бдительно следили за тем, чтобы проповеди духовенства и издававшаяся небольшими тиражами религиозная литература воспитывали верующих в патриотическом духе. Так, например, официальное издание Русской Православной Церкви «Журнал Московской Патриархии» восхваляло Сталина как величайшего вождя и учителя всех времён и народов, посланного Богом для спасения народа от угнетения со стороны помещиков и капиталистов, призывало верующих до последней капли крови защищать СССР от врагов, честно трудиться во имя построения коммунизма.

6 С особым подозрением и враждебностью Сталин относился к тем организациям, чьи руководящие центры находились за пределами СССР. В частности, в 1946 г. по личному указанию Сталина была ликвидирована Украинская униатская (греко-католическая) церковь, подчинявшаяся Ватикану. Руководство униатской церкви пыталось найти общий язык с советскими властями, однако безуспешно.

7 Свидетели Иеговы, являясь политически нейтральной организацией, не представляли угрозы для существующего режима и не вели никакой «подрывной» деятельности. Но они не могли согласиться на то, чтобы их проповедь благой вести о Христе была прекращена, а организация стала бы объектом для манипуляции со стороны органов государственной безопасности и использовалась бы в политических целях.

8 Преследования Свидетелей Иеговы в годы правления Сталина отличались особой жестокостью. Например, в номере «Сторожевой Башни» за 1 февраля 1946 г. сообщалось, что более тысячи Свидетелей Иеговы были депортированы в Сибирь из Западной Украины. В 1946–1949 гг. многие Свидетели Иеговы были осуждены на 25-летний срок заключения и отправлены в концентрационные лагеря.

9 Несмотря на преследования, Свидетели Иеговы на территории СССР имели централизованную структуру и руководство (сведения о руководителях религиозной организации Свидетелей Иеговы на территории СССР и России с конца 30-х годов и до настоящего времени помещены в конце книги, в Приложении).

10 С конца 30-х годов до 1947 г. Руководящий комитет Свидетелей Иеговы на территории СССР возглавлял Станислав Бурак. К сожалению, в настоящее время о нём известно немногое: родился в 1900 г. на Украине, в 30-е годы познакомился с библейским учением и крестился как Свидетель Иеговы. В 1947 г. арестован за религиозную деятельность и умер в больнице Лукьяновской тюрьмы в Киеве. Его место захоронения неизвестно, нет и его фотографии.

11 В 1947–1952 гг. Руководящий комитет Свидетелей Иеговы на территории СССР возглавлял Николай Цыба (1915–1978). Он родился на Украине в 1915 г., крестился как Свидетель Иеговы в начале 40-х годов. Его дважды репрессировали: в 1946 г. Николай Цыба был приговорён за религиозную деятельность к 25 годам заключения (освобождён в 1956 г.), в 1960 г. повторно осуждён на 10 лет лишения свободы.

12 В 1949 г. Свидетели Иеговы предприняли попытку добиться признания со стороны советского государства. Соответствующее ходатайство было направлено 9 июня в Министерство внутренних дел СССР и 16 августа — в Президиум Верховного Совета СССР. Власти ответили новой волной преследований.

13 В 1951 г. Сталин и Берия пытаются покончить с организацией Свидетелей Иеговы. 8 апреля 1951 г. более 5 тысяч семей Свидетелей Иеговы с Украины, Белоруссии, из Молдавии и Прибалтики ссылаются «на вечное поселение» в Сибирь, на Дальний Восток и в Казахстан.

 

 
Сосланные в Сибирь Свидетели Иеговы на лесоповале (1951 г.).

14 В 1952 г. прокатывается новая волна репрессий, многих Свидетелей Иеговы осуждают на 25 лет тюрьмы и лагерей. 11 марта 1952 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР Свидетели Иеговы и члены их семей должны были «вечно» находиться в так называемых спецпоселениях под административным надзором органов охраны общественного порядка. Это означало, что все известные властям Свидетели Иеговы вместе с семьями принудительно отправлялись в Сибирь и другие отдалённые регионы с тяжёлыми климатическими условиями. Они должны были регулярно отмечаться в милиции и не имели права никуда выезжать за пределы района ссылки. Дети из семей спецпоселенцев не принимались в высшие учебные заведения и были лишены основных гражданских прав.

15 Свидетели Иеговы, отбывшие наказание в тюрьмах и лагерях, не имели права вернуться в родные места, а направлялись в ссылку на «вечное» спецпоселение.

16 Находясь в ссылке и в заключении, Свидетели Иеговы продолжали проповедовать. Сталинские репрессии привели к тому, что Свидетели Иеговы стали известны не только на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Прибалтике, но и за Уралом, в азиатской части СССР.

17 Организация Свидетелей Иеговы оказалась, насколько мне известно, единственной в СССР религиозной организацией, которая сумела увеличить свою численность, несмотря на запрет, гонения и сталинские репрессии.

18 Об атмосфере, в которой жили и действовали Свидетели Иеговы в 50-е годы, можно судить, в частности, по воспоминаниям Ивана Куцина. Он родился в 1945 г. в селе Калины Закарпатской области. В начале 50-х годов его родители познакомились со Свидетелями Иеговы и крестились. Нередко с ними обращались грубо и даже жестоко, в том числе и за отказ от участия в выборах.

19 Насилие применялось и по отношению к детям из семей верующих, которые отказывались носить красные пионерские галстуки, петь государственный гимн, участвовать в государственных праздниках, в коллективных просмотрах военных и патриотических фильмов и т.д.

20 Как вспоминает Иван Куцин, он отказывался носить пионерский галстук, поэтому учителя и директор школы насильно надевали его ему на шею. Упрямый школьник развязывал галстук и снимал его. «Когда директор заходил в класс и видел, что я опять без галстука, — рассказывает Иван, — он выходил из себя, набрасывался на меня, словно разъярённый пёс, хватал полено и кричал, что убьёт. Потом … крепкими узлами завязывал на мне галстук и швырял меня на парту, как футбольный мяч». Вопреки угрозам и насилию, ученик пятого класса Иван Куцин всё равно снимал пионерский галстук.

21 Каждую неделю в школе проводился просмотр военных и патриотических фильмов. Иван отказывался смотреть такие фильмы, поскольку родители учили его избегать духа насилия. Нередко в класс заходили учителя и, подхватив Ивана под руки, уводили в зал для просмотра фильмов. Стараясь во что бы то ни стало сломить его волю и веру в Иегову, кто-нибудь из учителей заставлял Ивана смотреть на экран.

22 Иван не считает себя героем. Он убеждён, что так и следовало поступать, ибо Библия учит, что «праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души» (Послание к Евреям, 10:38,39). В августе 1959 г., когда Ивану Куцину исполнилось 14 лет, он принял решение посвятить себя служению Иегове и крестился как Его Свидетель. И сегодня, спустя почти сорок лет, Иван уверен, что попытки силой заставить его отречься от веры только укрепили его веру и усилили любовь к Иегове.

23 Свидетели Иеговы не страшились насилия и не боялись смерти, веря в то, что Бог в силах вернуть их к жизни (Деяния святых апостолов, 24:15). В Библии рассказывается о трёх молодых евреях, их имена Седрах, Мисах и Авденаго, которые оказались перед выбором: поклониться золотому истукану и нарушить библейские заповеди или быть брошенными в раскалённую печь. Эти молодые люди смело заявили вавилонскому царю Навуходоносору, что «Бог наш, Которому мы служим, силён спасти нас …» (Книга пророка Даниила, 3:17). Они были брошены в огонь, но он не причинил им вреда. Это так потрясло Навуходоносора, что он, как повествуется в Библии, благословил Бога Израильского и прославил Его.

24 Свидетели Иеговы верят, что Бог, которому они поклоняются, может их спасти. И эта вера оказалась сильнее, нежели мощь органов государственной безопасности сталинского режима. Поэтому многие Свидетели Иеговы брали пример с трёх евреев в Древнем Вавилоне, которые не испугались смерти, и их верность истинному Богу помогла им вытерпеть все испытания.

25 Сталин стремился уничтожить организацию Свидетелей Иеговы, но это ему не удалось. И после смерти Сталина Совет по делам религий при Совмине СССР считал эту религиозную организацию «изуверской антисоветской сектой», которая не подлежит регистрации.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.