Описание вещественных музейных предметов — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Описание вещественных музейных предметов

2018-01-29 718
Описание вещественных музейных предметов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юный музейщик должен уметь давать характеристику вещественным музейным предметам, которые вносятся в инвентарную книгу. Описание – это не только описание визуальных характеристик предмета. Для краеведческих музеев, музеев исторического профиля, каковыми в большинстве своём являются школьные музеи, важными являются и другие сведения о предмете: время создания, бытования, находки, источник поступления, история создания и жизни предмета до его поступления в фонды музея.

Вещественные памятники – тип источника, который включает в себя все движимые предметы материального мира, в которых овеществлена деятельность людей. Они несут информацию об истории и культуре, хозяйственной деятельности, социальной организации, о быте людей, религии и т.д. Вещественные источники включают в себя также движимые объекты природы (образцы пород и минералов, гербарии, коллекции насекомых и др.).

Вещественные источники подразделяются на виды: по функциональному назначению (орудия труда, оружие, одежда, предметы быта, деньги и т.д.), по материалу (дерево, камень, металл, стекло, керамика и т.д.). Описание вещественных памятников всегда вызывает определённые трудности даже у музейных работников. Тем не менее, иметь общее представление об этом направлении фондовой работы нужно иметь.

Вашему вниманию представлена памятка с примерами описания вещественных музейных предметов.

Общим правилом является указание следующих параметров.

Инвентарный номер

Наименование

3. Автор, изготовитель (например, название предприятия выпустившего предмет), издатель, автор находки, название полевого отряда и его руководителя (если речь идёт об археологической экспедиции).

4. Описание внешнего вида предмета. Оно должно быть предельно точным, конкретным и сжатым. В начале описания даётся общая характеристика конструкции, формы, цвета, фактуры, устройства и тд.; указывается, является ли предмет цельным или составным. Парные предметы (погоны, пара обуви) описываются вместе, но считаются как два предмета). Если предмет имеет упаковку-футляр, папку и пр., имеющую самостоятельное музейное значение, то она учитывается и описывается как отдельный самостоятельный предмет. Если не имеет музейного значения, она просто указывается в описании основного предмета. После описание общих признаков предмета даётся описание отдельных его составных частей, орнаментов, украшений, сюжетных изображений, клейм, надписей и пр. В текстах и надписях на предмете сохраняются подлинная орфография и пунктуация, указывается язык текста. В случае, если текст занимает более 10 строк, разрешается ограничиться воспроизведением начальных и последних слов, заменяя пропущенный фрагмент многоточием.

5. Место создания (находки), бытования. Географическая принадлежность предмета или место его находки (для археологических предметов, кладов, природных объектов (пород, минералов) обозначается последовательно от общего к частному в соответствии с административно-территориальным делением. Например, «СССР, РСФСР, В примечании необходимо указать современное наименование данного объекта. Место находки требует точной привязки к местности. Например, «РФ, Ставропольский край, Кочубеевский район, в 2,5 км к югу от села Новая Деревня, по правому берегу р.Большой Зеленчук, выше балки Кизиловой».

 

6. Дата создания, бытования, события, находки. Основанием датировки для предметов служит время изготовления/выпуска, принадлежность отдельным лицам и семьям, период использования (бытования). Если точная дата изготовления предмета не известна, то можно указать дату вручения (для наград), дарения, дату находки предмета или дату события, с которой этот предмет связан. Например, «Награждение – 2015г., 10 апреля»; «Событие – 1943 г.», «Изготовление – 1985г. Бытование – 1980-е годы». Если дата приблизительная, она должна указываться со знаком вопроса, помещённого в скобках, например, «не позднее ноября 1987» (?); «1-е десятилетие ХХ века» (?). Для археологических предметов кроме даты находки указывается абсолютный хронологических возраст найденных предметов, например, «II тыс. до н.э.». Для геологических объектов может быть указан абсолютный возраст данного геологического образования. Например, «200 млн. лет».

7. Материал, техника изготовления. В данной графе указываются материал, из которого изготовлен (или состоит) предмет, техника его изготовления или декорирования. Например. Для костяной иглы: «кость – резьба, сверление, шлифовка». Если предмет состоит из нескольких различных материалов, указывается каждый из них с техникой обработки. Если состав металла невозможно определить точно, можно ограничиться общей характеристикой. Например, для металла – «белый металл», «жёлтый металл». Для ткани – «ткань х/б», шёлк» и пр.

8. Размеры.Размеры обычно указываются в сантиметрах. Если предметы очень мелкие (бисер, детали часов), то указываются в миллиметрах, если очень крупные – в метрах. Предметы нумизматики, ювелирные изделия указываются только в миллиметрах. В сервизах, наборах указываются размеры только одного из аналогичных предметов. У трёхмерных предметов вначале измеряется высота, затем ширина и глубина. У круглых предметов указывается диаметр с указанием «D». У овальных предметов (зеркало, блюдо, знак) измеряется сначала больший, затем меньший диаметр. Для ваз, тарелок, чашек, а также для цилиндрических предметов проставляются два размера – высота и наибольший диаметр. У тканей в целых кусках или отрезах измеряется сначала ширина куска (постоянная величина), а затем длина. Для предметов одежды даются следующие размеры:

· для костюмов – ширина плеч или пояса, длина;

· для рубашки, верхней одежды и пр. – объём ворота, ширина подола, длина;

· для юбки - пояс и ширина подола, длина;

· для брюк – пояс, длина;

· для головных уборов – высота и максимальный диаметр;

· для обуви – общая длина и высота предмета

9. Сохранность. Сохранность предмета обязательно указывается при его поступлении в музей, что имеет важное значение для контроля за состоянием предмета. При этом фиксируются все имеющиеся дефекты: пятна, прорывы, трещины, сколы, поломки, вздутия, потёртости, отсутствие каких-либо частей или деталей предмета и тп. Указываются места особенно значительных повреждений, например, «Обломан правый верхний угол, левый край покрыт ржавчиной»; «Ручка отбита. Имеется» или «Ручка отбита. Утрачена». При отсутствии видимых дефектов, если предмет хорошо сохранился, пишется «Видимые повреждения отсутствуют», «Видимых повреждений не обнаружено», или «В сохранности».

10. Источник и способ поступления. Поступление предмета в музей фиксируется указанием способа его поступления в музей (экспедиции, дарение, закупка) со ссылками на музейные акты (№ акта указывается). Указывается даритель, жертвователь.

11. Легенда. Легенда предмета – это история его происхождения (создания), находки, бытования, способа использования, сведения о его владельцах. Обычно при передаче предмета в музей владелец сообщает историю предмета и отражает его в своём заявлении. Сотрудники музея должны проверять сведения дарителя и дополнять легенду информацией, полученной в ходе изучения предмета.

 

Конкретные примеры описания музейных предметов

Учётный номер: ______

Наименование предмета: Самовар настольный электрический «45 лет Победы»

Автор/Изготовитель: Предприятие «Салют»

Дата создания/изготовления предмета: 1990

Место создания: СССР, РСФСР, г.Куйбышев.

Описание предмета: Тулово самовара в форме шара белого металла с крышкой в форме полусферы с конфоркой (место для чайника) в форме розетки. На крышке две фигурные рукоятки чёрной пластмассы. На тулове по бокам две прикреплённые петлевидные металлические ручки с чёрными пластмассовыми веретенообразными рукоятками. Впереди кран белого металла с фигурной ручкой и чёрной пластмассовой шаровидной рукояткой. Тулово держится на ножке с основанием квадратной формы с четырьмя подножками в форме лап и гнездом для электропровода. На тулове с двух сторон по периметру рельефная надпись «45 лет Победы». Спереди на тулове штампованное изображение Спасской башни Московского Кремля со звездой, четырьмя звёздочками салюта и одним цветком. Под изображением надпись «1945/1990». На дне основания клейма, обозначающие аббревиатуру предприятия-изготовителя «ТУ1-01 0293-75»/1990г., «3л/220В 1КВГ» / и цена «Ц.60р.».

История (легенда): Принадлежал семье профессора кафедры отечественной истории МГУ Иванова Ивана Ивановича (1928г.р.).

Время и место бытования: 1990-2001гг., Москва

Материал, техника: белый металл – штамповка, сварка, клёпка, гравировка. Пластмасса – штамповка.

Размеры: 34*25*33 см.

Количество: 1

Сохранность: На конфорке, кране и ручке к крану – тёмная плёнка окислов металла.

Источник поступления: Дар музею от Иванова Ивана Ивановича. Акт № … от …. 2001г.

_________________________________________________________________

Учётный номер: ______

Наименование предмета: Вымпел переходящий «Лучшему звену»

Автор/Изготовитель: Не установлен

Дата создания/изготовления предмета: 1962

Место создания: СССР, РСФСР,

Описание предмета: Вымпел прямоугольный, двойной, двусторонний, красного цвета. Украшен бахромой из желтых шёлковых нитей. Вверху по краю карман, в который продет металлический стержень с двумя деревянными точёными навершиями - «шишечками», выкрашенными бронзовой краской. К стержню слева и справа привязан жёлтый витой шёлковый шнур с двумя кистями на концах.

Лицевая сторона – в верхнем левом углу изображение пятиконечной звезды и колоса, справа текст на русском языке «Колхоз «Ударник»» Ниже текст золотистой краской «Лучшему звену. 1962».

Оборотная сторона – вверху в центре, пятиконечная звезда, ниже текст на русском языке желтой краской «Мир, труд, свобода, равенство, братство, счастье». Изображения и текст выполнены золотистой краской.

История (легенда): Был вручён звену по выращиванию кукурузы за урожай 95 ц в початках с площади в 30 га.

Время и место бытования: колхоз «Ударник», 1962

Материал, техника: Ткань х/б. – шитье. Краска золотистая, жёлтая, шёлковая нить; металл, дерево – токарная обработка, печать по трафарету, роспись, плетение.

Размеры: 60*35 см. Длина металлического стержня с навершием 47 см.

Количество: 1

Сохранность: Загрязнение, пятна, трещины, мелкие сколы бронзовой краски, значительная осыпь желтой краски.

Источник поступления: Получен от секретаря партийного комитета колхоза «Ударник» Петрова Ивана Сидоровича. Дарение. Акт № … от … 1995.

 

Подготовка и создание выставки

 

Выставка это совокупность предметов выставленных для обозрения и имеющая временный характер. Выставки могут быть стационарными и передвижными.

Любая создаваемая выставка независимо от длительности ее работы и размеров является полноценной экспозицией и строится на музейных материалах, имеет научно обоснованную структуру и продуманное художественное или образное решение.

Подготовка к созданию выставки

Начало работы по созданию выставки не отличается от первого этапа любой научной работы и состоит из разработки концепции.

Концепция выставки включает в себя:

1. Обоснование и актуальность темы, основной проблемы.

2. Тематическую структуру и особенности содержания выставки.

3. Характеристику источниковой базы.

4. Перечень требований к художественному или образному решению.

 

На основе концепции разрабатывается тематико-экспозиционный план (ТЭП) который отражает конкретный состав экспозиционных материалов и их группировку в соответствии с тематической структурой. ТЭП включает в себя наименование разделов, тем, подтем, тематических комплексов, ведущие тексты, аннотации, перечень экспонатов в экспозиционных комплексах, сведения о характере экспонатов (подлинник, копия, воспроизведение и т.д.), их размеры. В приложениях к ТЭП дается этикетаж.

 

Проектирование выставки:

1. Создание рабочих чертежей (наброски)

2. Разработка монтажных листов (предварительная раскладка экспозиционных материалов, ведущих текстов и этикеток на планируемом оборудовании).

 

Требования к оформлению выставки

 

1. Наличие образа выставки, который создается путем подбора тематических комплексов (группа предметов, объединенных по содержанию и образующих целостную композицию).

2. Наличие и грамотность текстов выставки. Ведущий текст короткий и ясный (аналогичный эпиграфу в литературных произведениях) должен выражать направленность экспозиции в целом. Объяснительные тексты (аннотации) к экспонатам с наличием полной информации о них.

3. Художественное оформление выставки направлено на создание образа, в основе которого лежит ценность музейного памятника (экспоната), Недопустимо, когда экспозиционный образ создается главным образом художественно-изобразительными средствами, стилизацией и усилением активности оборудования.

4. Выставочное оборудование должно быть относительно легким и мобильным, приспособленным к переездам, безопасным в эксплуатации. Главным критерием является способность обеспечить сохранность экспонатов.

Подготовка и проведение экскурсии

Экскурсией называется коллективный просмотр музея, выстави или внемузейного объекта, проводимый по намеченному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Подготовка к экскурсии

Качество и эффективность экскурсии значительно выше, если имеется научно-методическая документация и собран обширный справочный материал к экскурсии. Наличие разнообразных материалов определяет качество и способствует повышению методического уровня экскурсии и мастерства экскурсовода.

Методическая разработка является основным документом и служит руководством для проведения экскурсии, этот документ представляет собой уточненный развернутый план экскурсии с методическими указаниями. Определяет объекты и приемы показа, маршрут и продолжительность. Методическая разработка оформляется следующим образом:

- титульный лист;

- целевая установка;

- вводная беседа;

- основная часть экскурсии;

- заключительная беседа.

Титульный лист

Указывается тема экскурсии, продолжительность, фамилия составителя.

Целевая установка

В тезисной форме отмечаются основные положения экскурсии и ее задачи (образовательные, воспитательные).

Правильно поставленная и четко сформулированная цель экскурсии дает возможность экскурсоводу сконцентрировать внимание слушателей на главных вопросах.

Вводная беседа

Составная часть любой экскурсии излагается следующим образом:

- знакомство с группой (назвать себя);

- краткие сведения об особенностях представляемого объекта и правилах его осмотра;

- тема экскурсии, ее хронологические рамки, цели и задачи.

 

Основная часть

Рекомендуется излагать по следующей схеме:

1. В первой графе указывается место остановки у тематического комплекса, витрины, планшета и т.д.

2. Во второй графе перечисляются экспонаты и объекты показа, намечается необходимое время для каждой остановки.

3. В третьей графе дается краткий план содержания экскурсии, перечисляются основные вопросы рассказа применительно к экспонатам и объектам показа.

4. В четвертой графе фиксируются предложения по методике проведения экскурсии, которые вырабатываются в процессе подготовки экскурсии (текстовые связки при переходе к другому разделу или теме, включение в текст экскурсии стихотворения, цитаты, вопроса и т.д.)

Заключительная беседа

Записывается или в тезисной форме или в виде вопросов. В первом случае это подведение итогов экскурсии, общие выводы по теме, вытекающие из всего увиденного и услышанного. Во втором – вопросы, которые надо поставить группе, завершая экскурсию.

 

Проведение экскурсии

Экскурсия – это совместная работа экскурсовода и группы, поэтому их взаимное взаимодействие – обязательное условие для повышения ее эффективности. От экскурсовода требуется дифференцированный подход к каждой группе умение быстро реагировать на внимания слушателей и в соответствии с этим варьировать содержание и приемы проведения экскурсии. Особое внимание следует уделять культуре речи, причем не только грамматической правильности и хорошей дикции, но и ее выразительности, умению менять темп и использовать паузы.

Слово в экскурсии сочетается с мимикой, жестом руки и указки.

Немаловажное значение имеет культура поведения и внешний вид ведущего экскурсию.

Экскурсия это большая физическая нагрузка, поэтому экскурсоводу нужны и достаточно хорошее зрение, и выносливость, и специальные занятия по постановке голоса.

 

 

Основные критерии оценки качества экскурсии:

1. Содержание экскурсии – соответствие содержания экскурсии теме и полнота ее раскрытия, целенаправленность и научный уровень, актуальность, новизна материала для слушателей, четкость тематической структуры экскурсии.

2. Методика проведения экскурсии – последовательность и логичность изложения материала, умение интересно и убедительно раскрыть тему экскурсии, наличие вступительной и заключительной части экскурсии, умение сделать выводы и обобщения, правильная демонстрация экскурсионных объектов: сочетание показа и рассказа, использование приема реконструкции, сравнения, метода беседы и т.д.; установление контакта со слушателями, организация группы, ответы на вопросы; распределение времени по основным разделам экскурсии; соблюдение маршрута.

3. Речь экскурсовода – доходчивость, правильность, богатство языка, его художественная выразительность и эмоциональность.

4. Культура проведения экскурсии, умение двигаться и владение указкой.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.