Электронный учебник как дидактическое средство в педагогике высшей школы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Электронный учебник как дидактическое средство в педагогике высшей школы

2018-01-29 183
Электронный учебник как дидактическое средство в педагогике высшей школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Электронный учебник как дидактическое средство в педагогике высшей школы

Рассматривая вопрос повышения качества образования, приоритетным аспектом является поиск и исследование перспективных технологий, позволяющих внедрять в процессы обучения и воспитания соответствующие деятельностные компоненты ожидаемого будущего, формировать соответствующий опыт на основе современных информационных технологий.

Электронные материалы, циркулирующие в сети Интернет, оформлены в HTML-формате. Формат достаточно компактен и, наряду с текстом, позволяет включать в издание иллюстрации и мультимедийные фрагменты. Основу HTML-документов составляют обычные текстовые файлы, отдельные символы в которых представлены в ASCII-кодировке. Эти файлы доступны для просмотра и редактирования в любом редакторе текстов.

Электронный учебник состоит из 41 web-страницы. Каждая страница состоит из семи блоков – это блок с эмблемой и названием учебника, декоративный блок, поисковая форма и ссылки на сторонние ресурсы, блок основного меню, текстовый блок, дополнительное меню и блок с указанием владельца сайта. Для каждого из семи блоков были созданы css-правила, что позволило быстро и просто редактировать текст.

Поскольку размер информации охваченной в учебнике слишком велик, то от встраиваемых скриптовых поисковиков пришлось отказаться, они просто не осилили бы индексацию всех страниц, и заметно тормозили процесс поиска. Поэтому было решено установить стороннюю поисковую машину, это позволило ускорить процесс поиска, за счет быстрой индексации на сервере компании предоставляющей данный встраиваемый компонент. После того, как все страницы были созданы и объединены между собой ссылками, сайт был загружен на сервер компании Яндекс, таким образом, учебник доступен абсолютно всем пользователям сети Интернет.

Оглавление

Введение. 5

1. Электронный учебник и его роль в повседневной жизни. 9

1.1 Образовательное наполнение. 9

1.2 Обратная связь. 12

1.3 Эффективность применения электронных учебников. 13

2 Теория создания электронного учебника с применением мультимедийных технологий 15

2.1 Выбор средств создания электронной системы.. 16

2.1.2 Классификация средств создания электронных учебников. 18

2.2.1 Традиционные алгоритмические языки. 19

2.2.2 Инструментальные средства общего назначения. 19

2.2.3 Средства мультимедиа. 20

2.2.4 Гипертекстовые и гипермедиа средства. 25

2.3 Критерии выбора средств. 25

3 Структурная организация электронного учебника. 26

3.2Создание электронного учебника с использованием техники Web-программирования 29

3.2.1 Структура документа. 32

3.2.2 DOCTYPE. 33

3.2.3 Допустимые DTDDOCTYPE. 33

3.2.4 Скрипты.. 35

3.2.5 Тело документа (<BODY>) 35

3.2.6 Рекомендации по работе на подготовительном этапе создания мультимедиа-учебников. 37

Список использованных источников. 41


Введение

В основе мультимедийного обучения в вузе лежит система применения электронных учебников, которые дают возможность обучаемым получить необходимый объем учебной информации, справочные материалы, контрольные задания, списки рекомендуемой литературы и ссылки на тематические ресурсы.

При этом некоторые фирмы-разработчики идут по пути создания учебников с помощью распространенных WWW-технологий. Их электронные учебники представляют из себя сложным образом организованный гипертекст с включенными в него иллюстрациями, аппаратом контроля знаний, справочными материалами и, при необходимости, компьютерными моделями, позволяющими, помимо теории, провести серию экспериментальных и практических работ. Создание подобных электронных учебников сопряжено с большими затратами времени и средств.

Другие фирмы идут по пути создания мощных по своим возможностям инструментальных оболочек, с помощью которых можно в довольно сжатые сроки создать большое количество электронных учебников, наполняя «пустую» оболочку текстовыми и графическими материалами. Современные оболочки предусматривают возможность доступа к внешним ресурсам Интернет (выход в поисковые системы и базы данных, работу с тематическими сайтами), участия в телеконференциях и чатах с преподавателями. Значительное место в подобных учебниках занимает тестирование. Очень важным является то, что при использовании инструментальных оболочек удается организовать одновременную работу с ними большого количества обучаемых. В настоящее время подобные инструментальные оболочки создаются практически в каждом российском вузе, занимающемся развитием системы дистанционного обучения.

Также созданием подобных инструментальных оболочек-программ занимаются уже несколько лет такие известные фирмы-разработчики программного обеспечения как Oracle, Lotus, IBM, Maris Multimedia и другие.

В настоящее время существует множество определений электронного учебника:

- это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой, дополняющей печатные издания, информации, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее тестировать обучаемого, его знания и умения;

- это электронный учебный курс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела или части, соответствующий государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденный в качестве данного вида издания;

- это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета и обычно включает вопросы и задачи для самоконтроля и проверки знаний, а также обеспечивает обратную связь;

- это основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

Достоинствами электронных учебников являются:

- мобильность;

- доступность;

- адекватность уровню развития современных научных знаний.

Электронные учебники позволяют решать такие основные педагогические задачи, как:

- начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;

- базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;

- контроль и оценивание знаний и умений;

- развитие способностей к определенным видам деятельности;

- восстановление знаний и умений.

Средствами создания электронных учебников являются:

- традиционные алгоритмические языки;

- мультимедиасредства;

- гипермедиасредства.

В интернет-учебниках могут использоваться различные технологии представления информации. В настоящее время за основу представления информации во «Всемирной паутине» (WWW) взят гипертекст, представляющий собой модель энциклопедии. Современная электронная энциклопедия, помимо фотографий, содержит звукозаписи, музыкальное сопровождение и видеофрагменты. Модель энциклопедии строится на следующих принципах:

- свобода перемещения по тексту;

- сжатое (реферативное) изложение информации;

- необязательность сплошного чтения текста;

- справочный характер информации;

- использование перекрестных ссылок.

Создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний – компьютерное тестирование.

Информационно-коммуникационные технологии, уже сейчас способные решать самые амбициозные задачи, до сих пор остаются в образовательном процессе на вторых ролях. А если абстрагироваться от деталей, то методы преподавания фактически не изменились. При этом подобная статичность отнюдь не является признаком того, что технология образования достигла своего пика. В ВУЗах по-прежнему критически важен человеческий фактор: например, выбывание из строя по каким-либо причинам нескольких лекторов с одной кафедры может оказать катастрофическое влияние на учебный процесс. На данный момент у системы высшего образования нет однозначного пути решения этой или подобных проблем. Принципиально изменить положение вещей могут помочь информационные технологии, которые способны внедрить новый образовательный инструмент – электронные учебники, применяющие гипертекстовую навигацию.

Необходимость введения электронных учебников назревала уже давно и связана она была не только с форс-мажорными ситуациями, схожими с вышеописанной. Можно выделить несколько основных причин необходимости электронных вспомогательных материалов для самостоятельного изучения:
- достаточно неровное качество обучения у разных преподавателей одной и той же дисциплины;

- неполное восприятие учебного материала, связанное с посторонними причинами (высокая температура, шум, невнятная речь лектора, низкая работоспособность студента в момент лекции и т.д.);

- отсутствие или недостаточность дополнительных источников учебного материала (методических пособий, учебников, брошюр и т.д.);

- хлопотный, порой кропотливый труд при поиске информации в бумажных носителях и последующей ее обработке;

- невозможность повторно обратиться ко всем деталям лекционного или практического занятия;

- сложность предварительного определения уровня своих знаний.

 

Электронный учебник дает возможность решить поставленные задачи для любого количества студентов, в любое удобное время и любое количество раз.

Отличительная особенность электронного учебника – это создание целостного программного комплекса, сочетающего передовую образовательную методику с достижениями в области создания, записи, обработки и хранения данных. При этом электронный учебник интересен в том виде, когда его материал в полном объеме повторяет структуру образовательного курса. Учитывая то, что курсы многих дисциплин (особенно связанных с точными науками) не меняются десятилетиями, достаточно просто выстроить содержание электронный учебника в том же порядке, что и очные лекции заданного предмета, а также соответствующие им практические, лабораторные и экзаменационные занятия. Таким образом, учебник факультативно дополняет преподавание дисциплины в течение всего курса обучения.

 

1. Электронный учебник и его роль в повседневной жизни

Что такое электронный учебник, и как он связан с повседневной жизнью студентов и преподавателей?

Электронный учебник – это современный образовательный инструмент, сочетающий в себе преимущества различных мультимедиа-технологий, облегчающих восприятие даже самого тяжелого учебного материала. В отличие от обычного учебника, электронный учебник может содержать не только текстовые и графические материалы, но и видео-, аудиозаписи, трехмерные схемы, чертежи и многое другое. Во многих учебных центрах в электронные учебники включают сборник лекций и дополнительных тематических и контрольно-измерительных материалов.

1.1 Образовательное наполнение

Что представляет собой на практике электронный учебник с гипертекстовой навигацией? При запуске учебника студент выбирает необходимый тип занятия: лекционное, практическое, лабораторное, экзаменационное или изучение дополнительных материалов, поставляемых в составе электронного учебника (электронные текстовые учебники, графические документы и прочее).

Лекционные материалы являются упорядоченной подборкой видеозаписей хорошо подготовленных лекций, проведенных опытным преподавателем. При этом длительность занятия, темп речи, количество преподаваемой информации остается тем же самым, что и при занятии во время очного обучения. Помимо традиционных преимуществ любой видеозаписи (пауза, повтор, перемотка, увеличение/снижение громкости и т.д.) электронный учебник предлагает синхронное сопровождение лекции субтитрами, что позволяет использовать его, как учебный материал для людей с ограниченными возможностями. Очевидно, что в таком случае основным недостатком лекции будет невозможность задать возникший вопросу преподавателю. Решение этой проблемы заключается, во-первых, в богатом опыте редакторов учебного материала, которые постараются избежать недопонимания, максимально полно осветив тему, а, во-вторых, в возможности использования системы логических кросс-связей между материалами. Реализацией концепции гипертекста является механизм, когда во время чтения лекции перед основными терминами, заголовками, разделами и сложными для понимания местами указываются гиперссылки на другие документы по данной теме, где этот вопрос освещается более подробно. При этом по выбору пользователя гиперссылка искомого термина может вести как на соответствующие разделы любого из электронных текстовых учебников, так и на разделы в практических или лабораторных упражнениях. Кроме этого существует возможность делать паузу в лекции, добавлять отдельные ее фрагменты в закладки или самостоятельно присваивать гиперссылку на относящийся к вопросу раздел.

Практические занятия посвящены развитию навыков самостоятельного решения задач прикладного плана. В начале работы по новому разделу в учебнике приводится несколько подробных пошаговых разборов решения типовых задач. При этом во время каждого шага решения программа указывает гиперссылки на соответствующие темы в лекциях или учебниках. После этого при необходимости студент самостоятельно начинает работать с решением задач, вначале используя пошаговый метод. В случае неправильных ответов определяется шаг, на котором была допущена ошибка и предлагается еще раз ознакомиться с нужным разделом учебником или решением типовой задачей. После успешных попыток пошагового решения студент переходит к самостоятельной работе над практическим занятием, вводя свой ответ и далее сравнивая его с правильным.

Лабораторные занятия полностью эмулируют лабораторный стенд и его реакции на изменения всех рабочих параметров эксперимента. Вначале пользователь получает пошаговые инструкции по проведению лабораторной работы и ссылки на все необходимые ему разделы лекций или учебников с теоретическим материалом. После этого студент приступает к лабораторной работе, которая благодаря своей виртуальности позволяет выполнить задание за короткий срок. Результаты исследований выдаются в цифровом виде и в дальнейшем могут быть использованы для создания автоматических отчетов и построения диаграмм. По результатам лабораторной работы программа задает ряд вопросов, связанных с поведением исследуемых величин, и анализирует степень понимания студентом поставленного опыта.

При прохождении определенных точек цикла лекционных, практических и лабораторных работ программа должна предложить студенту пройти промежуточный или итоговый контроль. Данный контроль строится на базе большого массива теоретических и практических заданий по всем пройденным к этому моменту темам. Во время процесса проектирования электронного учебника количество заданий подбирается так, чтобы даже при многократном повторении экзамена одни и те же вопросы не встречались слишком часто. После прохождения экзамена студент может ознакомиться со своей оценкой, набранным баллом, а также подробным списком правильных и неправильных ответов. На основании приведенной статистики студент определяет степень своих знаний по различным разделам курса и в случае необходимости переходит по ссылке к их повторному изучению. Закончив решать экзаменационное задание, студент с целью закрепления навыков может повторно сдать экзамен на ту же тему, причем на выбор: решать все задания или только задания по проблемным разделам. При необходимости пользователь имеет возможность проходить экзамен вновь и вновь до тех пор, пока не получит удовлетворяющие его результаты.

Помимо доступа к разработанным типам занятий пользователь имеет возможность напрямую обратиться к электронным текстовым учебникам, причем сортировать их по уровню сложности изложения. Например: базовые, прикладные, фундаментальные или учебники по сопряженным дисциплинам. Кроме того, как правило, хорошим тоном среди разработчиков подобных приложений является добавление полезной или просто интересной информации по данной дисциплине.

Как и в любом академическом труде, для того чтобы сэкономить время на поиск необходимого материала, в электронный учебник интегрируется электронный указатель терминов по всем встроенным контент-материалам (глоссарий). Он содержит быстрый, контекстно-зависимый поиск по заданным критериям и выдает пользователю ответ в виде ссылок на запрашиваемые материалы. По этим ссылкам может быть осуществлен мгновенный переход к указанному фрагменту видео, разделу учебника, контрольному тесту и т.д.

Являясь программным продуктом, предназначенным широкой аудитории, электронный учебник рассчитан на запуск пользователем любого уровня компетентности. Для облегчения этого процесса учебник строится на дружественном пользователю графическом интерфейсе, в котором стал нормой ознакомительный тур при первом запуске программы и развитая помощь в разделе «Справка».

1.2 Обратная связь

Целью разработки электронного учебника является создание программы, максимально облегчающей восприятие и усвоение учебной дисциплины – процесса сложного и богатого многосторонними аспектами. Совершенно определенно, что такого рода продукты, несмотря на высокий уровень квалификации их создателей, с первого раза не могут получиться логически полностью завершенными. Для получения объективной оценки со стороны пользователей учебник снабжается развитой формой обратной связи, которая при условии наличия подключения к Интернету позволяет отправить разработчикам свои замечания и предложения по оптимизации курса. Ввиду этого работа над программой, ее поддержка и развитие, как правило, идет несколько месяцев или даже лет. В результате, постепенно собирая, обрабатывая и дополняя материалами существующий учебник, разработчики могут выпустить новую его версию или патч.

Необходимо обратить внимание, что продолжение наполнения учебника информационными материалами является исключительно положительным явлением. Никакой опасности чрезмерной перегруженности курса информацией нет, т.к. пользователь сам выберет, на каком уровне сложности остановиться при возможности перехода по гиперссылке сразу на несколько источников. Таким образом, через 1-2 года вспомогательной работы над совершенствованием программы получается продукт, по качеству исполнения близкий к образцовому.

1.3 Эффективность применения электронных учебников

Создание подобного образовательного инструмента, способно существенно улучшить качество педагогического процесса в очном образовании. При минимальных затратах создается продукт, который в условиях ограниченного количества учебников, станет бестселлером на протяжении возможно десятков лет. Это вполне вероятно, учитывая то, что в библиотеках ВУЗов до сих пор часто встречается учебная литература, выпущенная еще в 70-80-е годы. При этом особенно остро стоит проблема с профильными учебными материалами на узбекском языке, для которых такой электронный учебник станет эффективным выходом из проблемной ситуации. Важно определиться, что однажды созданный электронный учебник не станет еще одним рядовым учебником, а способен качественно улучшить ситуацию с высшим образованием, дав студентам возможность не зависеть от обстоятельств, а преподавателям — образец, на который надо равняться. Нетрудно оценить еще большую востребованность и перспективность инициативы создания электронного учебника по распространенным дисциплинам высшей школы. К примеру, в Республике одних только педагогических ВУЗов действует 22, а их программа достаточно тесно связана друг с другом.

Планируя развитие электронных учебников, надо смотреть в будущее и пытаться сделать максимально универсальный продукт, который не потеряет свой актуальности при назревающих серьезных переменах в технологиях обучения. Одним из таких изменений должно стать дистанционное образование, основной проблемой которого до сих пор является слабая конкурентоспособность по сравнению очным образованием в силу отсутствия хорошего образовательного контента. Полностью самодостаточная, автономная структура учебника, имитирующая структуру занятий во время учебного семестра, позволит безболезненно адаптировать его к новому формату обучения.

Использование подобных учебников нового поколения способно положительно отразиться на дальнейшем развитии отечественных образовательных сетей, например, Ziyonet или Uzscinet, которые, уже имея хорошую транспортную сеть, ищут новые возможности по ее наполнению образовательными сервисами.

Достаточно очевидно, что в случае создания по-настоящему качественного программного продукта учебные заведения, вкладывающие финансовые средства в разработку такого учебника, получат дополнительные перспективы его дальнейшего продвижения. К ним можно отнести обмен подобными материалами с иностранными ВУЗами или коммерческое распространение этого учебника, как среди ВУЗов стран СНГ, так и для широкого круга пользователей, занимающихся самообразованием по данной дисциплине.

Учитывая то, что в России 6,3 миллионов студентов, любая автоматизация процесса образования может сэкономить значительные средства. Вполне возможно оценить материальный аспект вопроса, т.е. стоимость закупки новых учебников, брошюр и лабораторий со стоимостью выпуска DVD-диска с электронным учебником, но невозможно оценить прибыль от внедрения новых технологий, помогающих студентам более качественно осваивать учебный материал. В отличие от других образовательных проектов, которые так и остались проектами, концепция электронного учебника высокоэффективна и легко реализуема. Сложно найти другой такой образовательный инструмент, который при минимуме вложений, фактически используя труд всего лишь нескольких энтузиастов, способен принести такую очевидную пользу целой отрасли и продемонстрировать каждому студенту столь наглядное преимущество использования ИКТ в повседневной жизни.

 

2 Теория создания электронного учебника с применением мультимедийных технологий

 

Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует ряд факторов, и прежде всего оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет.

Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность — практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую. Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации. Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий — внедрение дистанционной формы обучения. Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для обучения, во вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин, в третьих, использовать в обучении новые информационные технологии, в четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения.
Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний — компьютерное тестирование.

На современном этапе дистанционное обучение является очень популярной формой образования в мире. Сегодня сетью университетов и колледжей, обучающих дистанционным методом, покрыты пять континентов. Создана Международная Академия Информатизации, а при ней в 1998 г. Всемирный Распределенный Университет, который сегодня зарегистрирован в трех странах в России, в Казахстане и Бельгии. Практика использования электронных учебников показала, что студенты качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты тестирования.

Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов методик в образовании и тем самым повысить его качество.

Средства мультимедиа

Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 14 его объема. Если информация была представлена визуально около 13. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.

Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации — текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) — в интерактивный продукт. Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим количеством используемых элементов. Преждевсего, сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй — фотографии и сканированные изображения.

Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностей статических элементов (кадров). Здесь выделяются три типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12 фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использование аудио.

Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана и количество цветов, а также объем информации. Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов информационных ресурсов является заметно больший информационный объем, поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является оптический диск CD-ROM стандартной емкостью 640 Мбайт. Для профессиональных применений существует ряд других устройств (CD-Worm, CD-Rewritaeble, DVD и др.), однако они имеют очень высокую стоимость.

Основные этапы разработки

Р азработка обучающих курсов в среде мультимедиа является длительным и дорогостоящим процессом, поэтому важно хорошо представлять себе все основные этапы создания компьютерного учебного курса и возможные принимаемые на каждом этапе разработки решения. На предварительном этапе осуществляется выбор учебного курса для представления в среде мультимедиа. Должны быть выявлены уже существующие курсы по данной дисциплине, определены предполагаемые затраты и время, необходимые для создания курса, а также его возможный тираж и аудитория, которой адресован курс. Тип аудитории позволяет определить общие требования к мультимедиа-курсу. Общеобразовательные курсы должны учитывать особенности обучения, связанные с различным уровнем общей подготовки обучаемых и уровнем их компьютерных знаний, что может потребовать введения средств предварительного тестирования для оценки имеющихся знаний и подстройки системы для оптимального изложения. Курсы специального образования должны учитывать уровень подготовки, давать возможность не повторять уже известные темы, обеспечивать наличие самой последней информации в данной предметной области.

На подготовительном этапе предполагается написание текста курса, подбор иллюстративного и справочного материала, создание эскизов интерфейса и сценария обучающей программы, а также сценариев отдельных блоков (анимационных фрагментов, видеофрагментов, программ, реализующих компьютерное моделирование, блоков проверки знаний и т.п.). На этом же этапе при желании (или необходимости) разрабатываются различные варианты представления учебного материала (как по форме, так и по содержанию) в зависимости от психологического типа обучаемого. В этом случае может оказаться необходимым проведение также и входного психологического тестирования. При работе с текстом учебного курса необходимо выполнить его структуризацию с определением точного перечня всех необходимых тем, которые должны быть изложены в данном курсе, делением на главы, параграфы и т.п. Каждый раздел и весь учебный курс в целом достигнут цели, если изначально определено, какие знания и навыки студент должен приобрести. Исходя из этого, целесообразно использовать разные мнемонические приемы, включая шрифтовые выделения, использование графики, рисунков и мультипликации. Для этой цели имеет смысл усилить обобщение выводов: включить сводку основных формул, сформулировать основные положения, составить таблицы. Текст желательно тщательно отредактировать, чтобы не вносить в него в дальнейшем больших изменений. Окончательно отредактированный текст преобразуется в гипертекст.
П араллельно с написанием текста курса проводится работа над сценарием мультимедиа составляющей курса. Сценарий мультимедиа подразумевает подробный перечень соответствующих компонентов и тем курса, а также предварительное описание его структуры, которая будет реализовываться в дальнейшем. Сюда относятся: описание анимационных, аудио- и видео фрагментов, иллюстраций, и т.п. Написание сценария производится с учетом возможностей выбранного программного обеспечения и имеющихся исходных материалов. Полный сценарий курса подразумевает использование обычного текста и гипертекста со ссылками на связанные темы, разделы или понятия, на изображения, звуки, видеофрагменты, использование табличной информации, иллюстративного материала (графиков, схем, рисунков), анимированных рисунков, фотоматериалов, аудио- и видеофрагментов, компьютерных моделей.

На основном этапевыполняются работы по непосредственному созданию курса (ЭКУ). Содержание при этом должно превалировать над формой его представления. Форма представления материала должна быть как можно более строгой. Страница не должна содержать лишней информации (графической или текстовой), которая могла бы отвлечь внимание читающего. Фон должен быть монотонным, но необязательно белым. Предпочтительно использование светлого фона, при этом текст должен быть написан темным цветом, например, черным или темно-синим. Не стоит использовать темный фон и светлый шрифт – это будет утомлять глаза читателя. При подборе гарнитуры шрифта следует исходить из того, что читаемость текста, написанного гарнитурой без серифов (засечек), выше, чем текста, написанного гарнитурой с засечками. При этом следует полностью отказаться от использования мелких размеров шрифтовых гарнитур. При включении в программу графических изображений нужно учитывать, что страницы будут просматриваться в системах с разным графическим разрешением и глубиной цвета, и ориентироваться на аппаратные средства, доступные большинству потенциальных пользователей обучающей программы. Использование графических форматов, поддерживающих сжатие изображения (GIF, JPEG и т.п.), позволит сократить общий объем обучающей программы.

А нимация предоставляет практически неограниченные возможности по имитации ситуаций и демонстрации движения объектов, позволяющие передать зрителю визуальное выражение фрагментов текста и звука. Существует множество программных средств создания двухмерной (2D) и трехмерной (3D) анимации для разных компьютерных платформ: персональных компьютеров и графических станций. Для создания видеофрагментов используются программно-технические комплексы компьютерного видеомонтажа. При этом желательно заранее подготовить библиотеки изображений и звуков, которые могут понадобиться при монтаже. Основную нагрузку по обеспечению качества монтажа несет программное обеспечение. Целесообразно использование, например, таких пакетов как Adobe Premiere 4.0 и Video Studio 2.0. Одним из элементов, активно влияющих на восприятие материала, является звук. Звук может присутствовать в виде фраз, произносимых диктором, диалога персонажей или звукового сопровождения видеофрагмента. Для работы со звуком используют различное программное обеспечение, позволяющее проигрывать, записывать, а также синтезировать звуки.

С оздание различных элементов мультимедиа-курсов может осуществляться параллельно. Их объединение происходит на завершающем этапе. Курс распределяется на темы, формируется система гипертекстовых ссылок. Большие объемы информации, характерные для учебных мультимедиа курсов, станут доступными только при наличии продуманного интерфейса и системы навигации.

П осле проведения завершающего этапа происходит тестирование и доработка курса. Прошедший тестирование мультимедиа-курс должен быть зарегистрирован как интеллектуальная собственность. При этом необходимо учесть авторские права коллектива разработчиков, принимавших участие в создании мультимедиа-курса. Представляется полезным сопровождение курса после его тиражирования, разумеется, только для «легальных» пользователей: оперативное устранение возможных ошибок, поставка новых дополнительных модулей, обновление справочной информации и т.п.


Критерии выбора средств

При выборе средств необходима оценка наличия:

·аппаратных средств определенной конфигурации;

·сертифицированных программных систем;

· специалистов требуемого уровня.

Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ, необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем памяти и др. Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.

Скрипты

Скриптом традиционно называют программу, которая внедряется в тело веб-страницы и выполняет на ней определенные действия. Распространенным языком программирования для написания скриптов является JavaScript.

Порядок тегов в заголовке документа особого значения не имеет.

3.2.5 Тело документа (<BODY>)

Тело документа предназначено для отображения данных на веб-странице, в частности, в теле размещается текст, изображения, ссылки, таблицы, списки и т.д. Создаем необходимое число html-страниц, с помощью программы "Блокнот" или других специальных программ, сохраняем их.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.