Дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактической игры — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактической игры

2018-01-29 348
Дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактической игры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема развития лексики актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие лексики разной степени тяжести отмечается у всех детей с задержкой психического развития ( ЗПР) и оказывает неблагоприятное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная, систематическая и целенаправленная работа по развитию лексики будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению программы дошкольного учреждения, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей с ЗПР.

Во всех видах детской деятельности предоставляется возможность коррекционной работы по развитию лексики. Так, в процессе игровой деятельности можно знакомить детей с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять их в активной речи.

Изучению особенностей формирования и развития лексики у дошкольников ЗПР посвящены работы С.Г. Шевченко, Т.А. Власовой, Р.И. Лалаевой, Н.А. Цыпиной и др.

Остановимся на особенностях лексики дошкольников с ЗПР. Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей данной категории с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. Именно эти особенности определяют ограниченность, неточность, а иногда ошибочность знаний и представлений детей об окружающем мире, о качествах личности людей, их эмоциональных состояниях, о причинно-следственных, пространственных, количественных и других отношениях (О.В. Защиринская).

Недостаточность словарного запаса связана с ограниченностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественно-качественных и причинно-следственных отношениях, что, в свою очередь, определяется особенностями познавательной деятельности и состоянием эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития.

Наиболее значимым признаком лексического развития ребенка является уровень овладения обобщающими понятиями. Л.С. Выготский рассматривал этот вопрос как сложный внутренний, психологический процесс, включающий в себя постепенно развивающиеся из смутного представления понимания нового слова, собственное применение его ребенком и только в качестве заключительного звена действительное освоение его.

Процесс овладения словами обобщающего характера тесно связан с развитием способности к анализу и синтезу, с умением обращать на основе выделения существенных признаков предметов. Уровень овладения обобщающими понятиями характеризует процесс формирования семантических полей, лексической системности. Специальное изучение уровня овладения обобщающими понятиями проведено С.Г. Шевченко.

У большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющихся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.

Нами было проведено исследование по выявлению уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста с ЗПР на базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Проталинка» г. Оренбурга. В исследовании участвовало 10 детей 5-6 лет с ЗПР. По результатам исследования сделаны следующие выводы: пассивный словарь дошкольников с ЗПР преобладает над активным; активный словарь беден и ограничен, что подтверждает необходимость в проведении работы, направленной на развитие словарного запаса у данной категории детей. На всех этапах обследования дошкольники испытывали определенные трудности. Испытуемые не всегда с первого раза понимали задание, часто отвлекались на посторонние предметы, звуки. Экспериментатору приходилось помогать, выделяя значимые слова и задания интонацией.

Дети, участвующие в эксперименте, обладают недостаточным словарным запасом. В речи используют преимущественно слова в границах личного опыта. При ответах на вопросы, предложения строятся в виде отдельных слов и коротких фраз, наиболее часто употребляемыми были слова существительные, реже глаголы и прилагательные. У всех испытуемых страдает процесс отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности.

По результатам исследования мы отнесли всех детей к разным подгруппам по уровню развития лексики. С высоким уровнем развития лексики мы не обнаружили ни одного ребенка. В группу со средним уровнем развития лексики мы отнесли 40% испытуемых. К третьей группе с низким уровнем развития лексики мы отнесли 30% дошкольников с ЗПР. Таким образом, исходя из количественных данных обследования можно сделать следующие выводы: у большинства детей с ЗПР обнаруживается недостаточная сформированность как активного, так и пассивного словаря. Это выражается в бедности словарного запаса, в несформированности обобщающих понятий, в недоразвитии антонимических средств языка.

На основании полученных результатов исследования мы пришли к выводу о необходимости проведения коррекционной работы по развитию лексики у старших дошкольников с ЗПР. Исходя из того, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, предлагается применение игр и игровых упражнений для развития лексики старших дошкольников с ЗПР. Выделим основные направления.

На каждом общеобразовательном и коррекционном занятии целесообразно:

- проводить работу по обогащению, уточнению и активизации словаря;

- уделять внимание развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять;

- вводить в словарь детей слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (пластмасса, дерево, металл);

- широко использовать загадки и описание предметов, их свойств, качеств, действий;

- особое внимание уделять работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Для обогащения и уточнения словаря эффективно использовать следующие приемы: а) педагог называет предмет, действие, качество, интонационно выделяя новое слово, и предлагает повторить его; б) детям предлагается поразмышлять над новым словом (Стоял морозный зимний день, – начинает воспитатель свой рассказ и интересуется – Как вы думаете, какой это был день?); в) дошкольникам предлагают на выбор несколько характеристик предметов и просят, ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной.

К приемам активизации словаря, наиболее часто используемым в работе с детьми старшего дошкольного возраста, относятся следующие:

а) вопросы к детям;

б) словесные дидактические упражнения; «Кто скажет точнее?», «Расскажи подробнее». «Кто из Вас скажет иначе?» (подбор синонимов), «Подумай и скажи слово наоборот» (подбор антонимов);

в) дидактические игры: «Отгадай загадку», «Сочини свою загадку» с использованием предметов, игрушек, картинок. На группировку и классификацию предметов. «Что лишнее?», «Назови одним словом», "Ничего не забудь", "Продолжи сам" и т.д. Надо помнить, что основой группировки и классификации является сравнение, в работе с детьми необходимо использовать игры типа "Похожи – непохожи" (апельсин и лимон, корова и лошадь). При формировании умения сравнивать особое внимание обращается на выделение признаков сходства и, прежде всего главного признака (это фрукты, игрушки, посуда);

г) игры-небылицы («Что не так»). Среди словесных приемов словарной работы особое место занимает лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей.

В старшем дошкольном возрасте в игровой форме используются упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по схеме. Для этого используют такие игры: «Живые слова», «Надо сказать по-другому», «Какие слова вы слышали» и так далее. Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое может иметь игровую форму.

При выполнении данных рекомендаций, на наш взгляд, может улучшиться развитие лексики старших дошкольников с ЗПР, что будет способствовать их успешной подготовке к обучению в школе.

 

Список литературы

1. Борякова, Н. Ю. Особенности формирования речевых высказываний у старших дошкольников с ЗПР / Н. Ю. Борякова. – М,. 1983.

2. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. – СПб.: "Детство-Пресс", 2003.

3. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития / О. В. Защиринская. – СПб., 2007.

4. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.,2004.

5. Лубовский, В. И. Задержка психического развития / В. И. Лубовский. // Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. – М., 2003.

6. Слепович, Е. С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. – М.: Педагогика, 1990.

7. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. – М., 1990.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.