С фонетико-фонематическим недоразвитием речи — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

С фонетико-фонематическим недоразвитием речи

2018-01-29 734
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросами логопедической коррекции фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием занимались такие учёные, как Т.В. Волосовец, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, В.И. Селивёрстов, Л.Ф. Спирова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и другие.

Согласно статистике количество детей с ФФН в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции фонематических нарушений необходимо уделять большое внимание.

Фонематические дефекты сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устранённые нарушения закрепляются, становятся стойкими. Это приводит к тому, что ребёнок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.

Таким образом, проблема коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН приобрела на сегодняшний день особую актуальность.

Экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе МДОУ №20 II категории города Еманжелинска Челябинской области, в которой приняли участие 9 детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

С целью выявления особенностей сформированности изучаемых процессов нами было проведено обследование по следующим направлениям: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

На основе проведенного количественного и качественного анализа результатов обследования были сделаны выводы о достаточно низком уровне развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Полученные данные нашли применение при определении комплекса игр и игровых упражнений, направленных на коррекцию фонематических процессов у изучаемой категории детей.

В составленный нами комплекс вошли игры и игровые упражнения, которые были отобраны и систематизированы на основе анализа методик логопедической коррекции, представленные в работах В.И. Селиверстова [3], Н.А. Лукиной и И.И. Никкинен [2], Т.А. Ткаченко [4].

При определении содержания логопедической коррекции фонематических процессов мы учитывали общедидактические и специальные принципы [1].

Принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических, морфологических и синтаксических обобщений.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Необходимо выявлять имеющийся, актуальный уровень развития фонематического восприятия у каждого ребенка и строить работу с учетом потенциального уровня развития, к которому следует стремиться.

Патогенетический принцип предполагает учет механизма нарушения. Основным механизмом нарушения фонематической стороны языка является несформированность фонематических противопоставлений. Основным содержанием логопедической коррекции является преодоление данного механизма, формирование у ребенка полноценных фонематических противопоставлений.

Онтогенетический принцип предполагает определение содержания логопедической коррекции с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Поэтому необходимо использовать зрительный, кинестетический, слуховой контроль на начальных этапах работы.

Далее представим содержание комплекса игр и игровых упражнений по коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН по направлениям.

1. Фонематический слух.

Под фонематическим слухом понимают способность к слуховому восприятию речи, фонем.

В рамках данного направления проводится работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и собственно фонематического слуха.

Последовательность работы по развитию слухового восприятия: восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий; дифференциация по способу воспроизведения, по темпу, по ритму, по силе звучания.

Работа по развитию фонематического слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз, задачами которых является дифференциация по тембру, по силе голоса, по интонации, дифференциация по высоте. Параллельно должна проводиться работа по развитию внимания, памяти [2].

2. Фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

Работа по коррекции нарушений фонематического восприятия проводится в такой последовательности:

- дифференциация слов, близких по звуковому составу;

- дифференциация слогов;

- дифференциация фонем.

Сначала проводится дифференциация гласных, затем согласных звуков.

Условия предъявления материала постепенно усложняются: восприятие артикуляции, использование экрана, восприятие звуков на слух с закрытыми глазами [4].

3. Фонематический анализ и синтез.

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, игры и игровые упражнения предлагаются в соответствующей последовательности.

1) Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

2) Вычленение звука в начале и в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). С этой целью предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове.

Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам проводится по следующей схеме:

a) определить первый согласный звук в слове (дом, булка и др.);

b) определить последний звук в слове (сыр);

c) определить согласный в середине;

d) определить последовательность звуков в слове (мак);

e) определить количество звуков в слове.

4. Фонематические представления.

Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов. Данный процесс наиболее сложен, поскольку представляет собой операции над языком.

В комплекс по коррекции фонематических представлений включены игры и упражнения, задачей которых является развитие языкового анализа и синтеза, успешное решение которой зависит от процессов фонематического анализа и синтеза, сформированных у ребенка на достаточно высоком уровне.

Составленный комплекс игр и игровых упражнений реализуется как в организованной деятельности (логопедические занятия, совместная деятельность), так и подготовлены все необходимые условия для самостоятельного использования предложенных игр детьми дома.

Подводя итог, необходимо отметить, что целенаправленное систематизированное использование предложенных нами игр и игровых упражнений на занятиях, на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности позволило детям с первых дней пребывания в логопедической группе включиться в работу. Также у детей значительно повысился интерес к логопедическим занятиям в детском саду и дома.

Список литературы

1. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высших учебных заведений [Текст] / Под ред. Л С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 680 с.

2. Лукина, Н. А. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти) [Текст] / Н. А. Лукина, И. И. Никкинен. – СПб.: Паритет, 2003. – 112 с.

3. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / В. И. Селиверстов. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.

4. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Феникс, 1997. – 68 с.

 

Е. Ю. Рыжова, А. А. Лысова


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.