Традиционный Усть-Цилемский наряд — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Традиционный Усть-Цилемский наряд

2018-01-29 630
Традиционный Усть-Цилемский наряд 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Традиционный Усть-Цилемский наряд - это бесценное неотъемлемое достояние культуры «УстьЦилём», наполненное могучей животворной силой. Подлинный костюм органично сочетается с песней и танцем в «Усть-Цилемской горке», волнующим своей образностью и достоверностью.

Практически в каждом доме хранятся народные костюмы и предметы быта. Из поколения в поколения передаются древние традиции и обряды.

УстьЦилемкий наряд шили из различных тканей:

- дорогих (праздничная одежда): бархата, репса, парчи, шелка, штофа шили праздничную одежду.

- недорогих (повседневная одежда): ситца, коленкора, холста, сукна, вельвета.

Женский наряд состоит из:

1) Рукава - представляли собой широкую рубаху, состояли из двух частей - рукава (верх) и стан (низ). Воротник - стойка, по внешней стороне его нашивалась узкая парчовая полоска (позумент), называемая борком.

2) Поверх рукавов надевали сарафан. Заднюю часть его собирали в складки, направляя их с боковых швов к центру. Спереди сарафан собирался кулиской, в которую вставлялась тесьма, её прятали внутрь сарафана. Сарафан держался на узких лямках, окантованных яркой атласной лентой.

Украшением сарафана служили кисти, пришитые параллельно подолу сарафана на высоте 50 сантиметров.

По краю подола пришивали прочву или бархат, для того чтобы сарафан держал форму. Праздничный сарафан был длинным, иногда слегка касался земли или пола. Повседневный сарафан был короче на 15-20 см.

3) Поверх сарафана повязывают фартук. Ткань на фартуке собранна в складку, поверх изделия с боков пришиваются длинные завязки. Украшением фартука служат кисти, пришитые от нижнего края фартука на высоту 30 сантиметров, низ и бока фартука окантованы атласом до уровня нашивки кистей.

4) Праздничный наряд дополняет коротенька. Верхняя часть вокруг и по бортам середины коротеньки украшается позументом или парчой. Полы соединяются потайными пуговицами или крючками. Коротенька обязательная часть свадебного наряда невесты. В праздники её одевают девушки и молодые замужние женщины.

5) Особой красотой отличались головные уборы девушек и женщин:

Хаз - головной убор девушки. Представлял собой широкую коронообразная повязку, украшенную золотосеребряной вышивкой, бисером, стеклярусом или плат (платок) сложенный в узкую полоску.

Женский головной убор состоял из кокошника и платка (плат). Кокошник надевается под платок.

Кокошник - это мягкий, невысокий головной убор замужних женщин, на подкладе, с плоским верхом, к которому по всей окружности крепится невысокий борт. На затылке борта не соединяются, а к ним пришиваются концы тесьмы, при помощи которой, изделие крепится на голове.

Платки делятся на три вида: конофатный, репсовый, парчовый.

конофатный считается самым дорогим. Для его изготовления использовался более плотный шёлк, украшенный золотой вышивкой;

репсовый - самый красивый и богатый плат, выполнен из особого восточного шёлка. Преобладали тона: сине-оранжевый, зелено-красный, бело-розовый;

парчовые - платки небольших размеров. Согласно старинному обычаю, замужние женщины волосы заплетали две косы и укладывали вокруг головы, затем одевали кокошник. Поверх него повязывали плат, выводя концы к затылку, завязывая их в узел. Украшением наряда и оберегом считается яркая, блестящая брошь, заколотая на груди.

Повойник (мест, побойник) - головной убор невесты, выполнен из парчи и вышит золотосеребряной нитью. Поверх повойника повязывается повязка (скрученный небольшой трёх или четырёх - угольный парчовый платок), называемый - золотая половинка. Крепление её было довольно своеобразным, концы повязки выводили вперёд, перекручивая между собой и прятали внутрь.

6) В качестве нашейных украшений использовались серебренные или позолоченные цепи и запонки. На цепь крепится большой старообрядческий крест, который заправляется внутрь сарафана, он является оберегом.

Обязательное украшение к наряду - яркая брошь, она не только признак достатка и роскоши, но и очень сильный оберег. Глядя на нее, человек отвлекался от дурных мыслей.

 

Мужской наряд по сравнению с женским, более скромен и единообразен.

Мужской наряд состоял из:

1) Рубахи-косоворотки. Рубаху шили из домотканых и покупных тканей: хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных. Их носили на выпуск или подпоясывали плетёными поясами. Праздничные мужские рубахи чаще всего шили из фабричной ткани. Нарядными считались рубахи-косоворотки малинового или алого цвета с вышивкой крестом или с лентами.

2) штаны – темного цвета.

3) Обязательным атрибутом, мужской одежды является пояс.

Изготовляли несколько типов поясов:

- Пояс-сетка считается оберегом. Его вязали по образцу рыболовной сети.

- Пояс, плетённый из шерстяных ниток, (мест, опояска).

- Пояса, плетённые из муляжных и хлопчатобумажных ниток с геометрическим рисунком.

В комплекс Усть-Цилемского наряда обязательно входит кожаная и меховая обувь: сапоги, ступни, бурки, камасницы, пимы и т.д.

Самой распространённой летней обувью были ступни.

Ступни - кожаная обувь до щиколоток на плоской подошве, которая приколачивалась на деревянные шпильки (гвоздики). Рабочие ступни назывались хоры. Ступни, которые были большего размера (не по ноге), назывались хропанцы. Данную обувь носили с вязаными чулками или носками (местн. головки).

Вывод:

Усть-Цилимский край самобытный, заповедник русской старины с сохранившимися до сегодня древними традициями. «Устьцилёмы» не только сохранили, но и приумножили русские народные традиции, дополнив элементами коми национальной культуры.

«Усть-Цилемская Горка» - это весенне-летний обрядовый праздник, который в настоящее время проводится в первой половине июля на Петровщину. Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей солнцу - «яриле-божеству».

На праздник жители одевают т радиционный Усть-Цилемский наряд. Усть-Цилемский народный костюм имеет богатую историю, на протяжении длительного периода он не претерпел резких перемен в своих основных формах и сохранил свои традиции до сегодняшнего дня.



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.