Глава 1. Село Усть-Цильма и его культура — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 1. Село Усть-Цильма и его культура

2018-01-29 529
Глава 1. Село Усть-Цильма и его культура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОЕКТ

«Его величество –

Усть-Цилемский наряд».

 

Проект выполнила: Поздеева

Кристина Александровна,

5 б класс

 

Руководитель: Полякова

Татьяна Георгиевна

 

 


Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Село Усть-Цильма и его культура. 5

1.1. История Усть-Цильмы.. 5

1.2. Усть-Цилемская горка. 6

1.3. Традиционный Усть-Цилемский наряд. 7

Глава 2. Практическая часть. 11

2.1. Сценарий проведения мастер класса «Усть-Цилемский наряд». 11

2.2. Проведение опроса «Что Вы узнали об Усть-Цилемском наряде?». 13

Заключение. 16

Список источников информации. 18

 


Введение

 

В республике Коми проживает много разных народов, с разными традициями и культурой. «УстьЦилемы» поселились в Коми еще в 17 веке и до наших времен сохранили неповторимый говор, специфические черты культуры, быта и совокупностью других особенностей, отличающих их от других народов.

«Усть-Цилемская горка» входит в перечень достопримечательностей Республики Коми. «Усть-Цилемская Горка» - это очень яркое и особой событие для Республики Коми. В период «горочных гуляний» УстьЦилемы участники одевают народный костюм. УстьЦилесмкий наряд - это бесценное неотъемлемое достояние культуры Устьцилём. Он отчается богатством тканей и разнообразием украшения всех его составных частей.

Результатом данной работы будет являться аппликация созданная детьми выпускной группы детского сада №17, а так же знания, которые они получили в процессе проведения мастер класса.

Проблема:

В Республике Коми проживают разные народы, у каждого есть свои традиции, передаваемые от родителей к детям. Однако в силу многих причин большая часть народной культуры оказывается утраченной.

Актуальность:

Знание традиций и культуры предков необходимо для воспитания у детей патриотизма, чувства национальной гордости за свою республику, что наиболее актуально в наше время.

Цель:

Познакомить детей выпускной группы детского сада №17 г. Сыктывкара с Усть-Цилемским нарядом, с особенностями его внешнего вида, через создание аппликации из бумаги.

Задачи:

1. Рассказ о народе Усть-Цилем: где проживают, как появились, как смогли сохранить свою самобытность.

2. Показать детям красоту Усть-Цилемского наряда, как отражение русских традиций в его исполнении. Рассказать об его составных частях, декоративных элементов, конструктивных особенностях.

3. Воспитать любовь и уважение к традиционной культуре и наследию предков, желание поддерживать и развивать народные традиции.

4. Закрепить знания детей об Усть-Цилемском наряде, создав аппликацию из бумаги.

 


Глава 1. Село Усть-Цильма и его культура

История Усть-Цильмы

 

с. Усть-Цильма – это старейшей населенный пункт на территории Республики Коми.

Зарождение и основание Усть-Цильмы произошло в 1542 году, когда новгородцу Ивашки Дмитриеву Ластки была пожалована царская грамота на пользование землями по реке Печоре. Основным занятием народа были рыбный и охотничий промыслы.

В XV веке Цильма славилась месторождениями меди и серебра, из которых отчеканили первую Российскую монету.

Приток населения Печорского края стал увеличиваться на рубеже XVII –XVIII веков, связан он был с расколом церкви, когда приверженцы старой веры стали искать уединения от жестоких преследований государства и церкви в суровом северном краю. Значительное количество их оседало в Усть-Цильме, сюда бежали из Москвы, Новгорода, Поморья. Усть-Цильма становилась центром печорского старообрядчества на северо-востоке европейской части России.

С приходом староверов на Печору с целью сохранения религиозной культуры начинается их обособление от близживущих народов: коми-ижемцев и ненцев. В результате сложного этнического процесса сформировалась своеобразная этническая группа – «устьцилема», обладающая особым неповторимым говором, специфическими чертами культуры, быта и совокупностью других особенностей, отличающих их от других народов.

В конце XVIII века Усть-Цильма становится важным экономическим центром Печоры, имевшим постоянные и прочные торговые связи с Чердынским краем, Усть-Сысольском, Великим Устюгом, Пинегой, Архангельском.

Суровые условия Севера, отсутствие дорог, оторванность от промышленных центров наложили свой отпечаток на формирование хозяйственного уклада жителей района, развитие его отраслей.

Усть-Цилемская горка.

 

В ста километрах от полярного круга на берегу красавицы Печоры стоит старинное русское село Усть-Цильма. Здесь почти пять столетий живут и здравствуют потомки древних новгородцев. Усть-Цильма известна в Республике Коми и за её пределами как самобытный край. Около пяти столетий усть-цилема бережно и трепетно сохраняют свою уникальную культуру. Усть-Цилемский край сегодня по праву можно назвать островком древнерусской культуры. В речи усть-цилем, в их одежде, укладе жизни, ремеслах, песнях, хороводах, молитвах остались черты средневековья.

«Усть-Цилемская Горка» - это весенне-летний обрядовый праздник.

Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей солнцу - «яриле-божеству».

Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами.

В период гулянья в Усть-Цильме на центральной улице села проходила ярмарка.

По р. Печора приплывали суда с товарами с Чердыни, Вятки, Мезени, Усть-Сысольска и раскидывали торговые палатки.

Обычно к «Горке» жители соседних деревень съезжались в с.Усть-Цильму.

Первую «Горку» устраивали с 10-ти часов утра - её водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам.

После обеда на «Горку» вместе с молодежью собирались замужние женщины.

На вечерней главной «Горке» собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей. Участники проигрывали все 7 обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: "столбы", "круг", "на две стороны", "на четыре стороны", "вожжа", "плетень", "плясовая". Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур.

 

В наши времена «Усть-Цилемская Горка» - это праздник, который представляет собой красочное театрализованное представление, которое является сложным хороводно-игровым действом.

В настоящее время гуляние претерпело существенные изменения.

Водят «горку» 2 раза в год: в Иван день - 7 июля и Петров день - 12 июля, собираясь лишь в вечернее время.

«Горочный» фольклор составляют 17 песенных сюжетов, подавляющее большинство которых принадлежит к классическому русскому хороводному репертуару. Во время праздника проходят массовые театрализованные представления с исполнением 7 обязательных ритуальных фигур, в строгой последовательности, как и много веков назад. Песни представлены в приложении 1.

Заключение

 

Усть-Цилимский край самобытный, заповедник русской старины с сохранившимися до сегодня древними традициями. «УстьЦилёмы» не только сохранили, но и приумножили русские народные традиции, дополнив элементами коми национальной культуры.

«Усть-Цилемская Горка» - это весенне-летний обрядовый праздник, который в настоящее время проводится в первой половине июля на Петровщину. Из поколения в поколения передаются древние традиции и обряды. Практически в каждом доме хранятся народные костюмы, которые одевают на праздник.

Усть-цилемский наряд славиться необычайной красотой, зачаровывает и покоряет каждого, кто хотя бы однажды увидел этот наряд. Даже жители района, носившие и видевшие ни один раз наряд, не перестают любоваться, восхищаться им и в душе гордиться своими прадедами, передавшими нам по наследству это великолепное творение.

При выполнении данного проекта мне удалось достигнуть поставленной цели «Познакомить детей выпускной группы детского сада №17 г. Сыктывкара с Усть-Цилемским нарядом, с особенностями его внешнего вида, через создание аппликации из бумаги» и реализовать поставленные задачи:

1. Рассказать о народе Усть-Цилем, об их традициях, где они проживают и как смогли сохранить свою самобытность.

2. Рассказ об Усть-Цилимском наряде с наглядной его демонстрацией, позволил максимально понятно и доступно рассказать детям о составных его частях, декоративных элементов и конструктивных особенностях.

3. Результаты опроса показали отличные знания детей о традиционном Усть-Цилимском наряде, об особенностях культуры этого народа и месте их проживания. Можно с уверенностью сказать, что проведение мастер класса по изготовлению Усть-Цилемского наряда позволил детям в игровой и доступной форме познакомиться с культурой, традициями и нарядом «Усть-Цилем».

 

4. Полученные знания о традиционном наряде Усть-Цилем воспитывает в детях интерес и уважение к культуре родного края, позволяет воспитывать в них определенное восприятие мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства.

Изготовление поделки так же способствовало развитию аккуратности при работе с клемм и бумагой, мелкой моторики рук и художественного вкуса.

Результатом данной работы является аппликация созданная детьми выпускной группы детского сада №17, а так же знания, которые они получили в процессе проведения мастер класса.


ПРОЕКТ

«Его величество –

Усть-Цилемский наряд».

 

Проект выполнила: Поздеева

Кристина Александровна,

5 б класс

 

Руководитель: Полякова

Татьяна Георгиевна

 

 


Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Село Усть-Цильма и его культура. 5

1.1. История Усть-Цильмы.. 5

1.2. Усть-Цилемская горка. 6

1.3. Традиционный Усть-Цилемский наряд. 7

Глава 2. Практическая часть. 11

2.1. Сценарий проведения мастер класса «Усть-Цилемский наряд». 11

2.2. Проведение опроса «Что Вы узнали об Усть-Цилемском наряде?». 13

Заключение. 16

Список источников информации. 18

 


Введение

 

В республике Коми проживает много разных народов, с разными традициями и культурой. «УстьЦилемы» поселились в Коми еще в 17 веке и до наших времен сохранили неповторимый говор, специфические черты культуры, быта и совокупностью других особенностей, отличающих их от других народов.

«Усть-Цилемская горка» входит в перечень достопримечательностей Республики Коми. «Усть-Цилемская Горка» - это очень яркое и особой событие для Республики Коми. В период «горочных гуляний» УстьЦилемы участники одевают народный костюм. УстьЦилесмкий наряд - это бесценное неотъемлемое достояние культуры Устьцилём. Он отчается богатством тканей и разнообразием украшения всех его составных частей.

Результатом данной работы будет являться аппликация созданная детьми выпускной группы детского сада №17, а так же знания, которые они получили в процессе проведения мастер класса.

Проблема:

В Республике Коми проживают разные народы, у каждого есть свои традиции, передаваемые от родителей к детям. Однако в силу многих причин большая часть народной культуры оказывается утраченной.

Актуальность:

Знание традиций и культуры предков необходимо для воспитания у детей патриотизма, чувства национальной гордости за свою республику, что наиболее актуально в наше время.

Цель:

Познакомить детей выпускной группы детского сада №17 г. Сыктывкара с Усть-Цилемским нарядом, с особенностями его внешнего вида, через создание аппликации из бумаги.

Задачи:

1. Рассказ о народе Усть-Цилем: где проживают, как появились, как смогли сохранить свою самобытность.

2. Показать детям красоту Усть-Цилемского наряда, как отражение русских традиций в его исполнении. Рассказать об его составных частях, декоративных элементов, конструктивных особенностях.

3. Воспитать любовь и уважение к традиционной культуре и наследию предков, желание поддерживать и развивать народные традиции.

4. Закрепить знания детей об Усть-Цилемском наряде, создав аппликацию из бумаги.

 


Глава 1. Село Усть-Цильма и его культура

История Усть-Цильмы

 

с. Усть-Цильма – это старейшей населенный пункт на территории Республики Коми.

Зарождение и основание Усть-Цильмы произошло в 1542 году, когда новгородцу Ивашки Дмитриеву Ластки была пожалована царская грамота на пользование землями по реке Печоре. Основным занятием народа были рыбный и охотничий промыслы.

В XV веке Цильма славилась месторождениями меди и серебра, из которых отчеканили первую Российскую монету.

Приток населения Печорского края стал увеличиваться на рубеже XVII –XVIII веков, связан он был с расколом церкви, когда приверженцы старой веры стали искать уединения от жестоких преследований государства и церкви в суровом северном краю. Значительное количество их оседало в Усть-Цильме, сюда бежали из Москвы, Новгорода, Поморья. Усть-Цильма становилась центром печорского старообрядчества на северо-востоке европейской части России.

С приходом староверов на Печору с целью сохранения религиозной культуры начинается их обособление от близживущих народов: коми-ижемцев и ненцев. В результате сложного этнического процесса сформировалась своеобразная этническая группа – «устьцилема», обладающая особым неповторимым говором, специфическими чертами культуры, быта и совокупностью других особенностей, отличающих их от других народов.

В конце XVIII века Усть-Цильма становится важным экономическим центром Печоры, имевшим постоянные и прочные торговые связи с Чердынским краем, Усть-Сысольском, Великим Устюгом, Пинегой, Архангельском.

Суровые условия Севера, отсутствие дорог, оторванность от промышленных центров наложили свой отпечаток на формирование хозяйственного уклада жителей района, развитие его отраслей.

Усть-Цилемская горка.

 

В ста километрах от полярного круга на берегу красавицы Печоры стоит старинное русское село Усть-Цильма. Здесь почти пять столетий живут и здравствуют потомки древних новгородцев. Усть-Цильма известна в Республике Коми и за её пределами как самобытный край. Около пяти столетий усть-цилема бережно и трепетно сохраняют свою уникальную культуру. Усть-Цилемский край сегодня по праву можно назвать островком древнерусской культуры. В речи усть-цилем, в их одежде, укладе жизни, ремеслах, песнях, хороводах, молитвах остались черты средневековья.

«Усть-Цилемская Горка» - это весенне-летний обрядовый праздник.

Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей солнцу - «яриле-божеству».

Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами.

В период гулянья в Усть-Цильме на центральной улице села проходила ярмарка.

По р. Печора приплывали суда с товарами с Чердыни, Вятки, Мезени, Усть-Сысольска и раскидывали торговые палатки.

Обычно к «Горке» жители соседних деревень съезжались в с.Усть-Цильму.

Первую «Горку» устраивали с 10-ти часов утра - её водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам.

После обеда на «Горку» вместе с молодежью собирались замужние женщины.

На вечерней главной «Горке» собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей. Участники проигрывали все 7 обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: "столбы", "круг", "на две стороны", "на четыре стороны", "вожжа", "плетень", "плясовая". Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур.

 

В наши времена «Усть-Цилемская Горка» - это праздник, который представляет собой красочное театрализованное представление, которое является сложным хороводно-игровым действом.

В настоящее время гуляние претерпело существенные изменения.

Водят «горку» 2 раза в год: в Иван день - 7 июля и Петров день - 12 июля, собираясь лишь в вечернее время.

«Горочный» фольклор составляют 17 песенных сюжетов, подавляющее большинство которых принадлежит к классическому русскому хороводному репертуару. Во время праздника проходят массовые театрализованные представления с исполнением 7 обязательных ритуальных фигур, в строгой последовательности, как и много веков назад. Песни представлены в приложении 1.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.