Глава 1. Теоретико-методологические основы управления социально-экономическим развитием на региональном уровне — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава 1. Теоретико-методологические основы управления социально-экономическим развитием на региональном уровне

2018-01-29 355
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления социально-экономическим развитием на региональном уровне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В последние годы в Российской Федерации накоплен как позитивный, так и негативный опыт стратегирования социально-экономического развития, в том числе на уровне региона. При этом стратегическое управление и аудит осуществлялись во многом эмпирическим путем, без должной полноты нормативной правовой базы и научно-методических рекомендаций в данной сфере.

Региональные социально-экономические системы обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать в задачах анализа и моделирования регионального развития: регион является сложной, слабоструктурированной, динамической социальной системой. Вследствие этого регион может иметь неоднородные внутренние и внешние цели, многообразные стратегии их достижения, самостоятельные подцели отдельных подсистем, свою систему показателей измерения достижения целей и т.д.

При этом общая цель системы может быть формализована в виде ряда слабо формализованных взаимосвязанных подцелей. При выборе того или иного варианта развития приходится формировать согласованное решение, позволяющее находить компромисс между региональными и общегосударственными целями.

Механизмы осуществления стратегических действий описываются в составе системы управления реализацией стратегии,которая должна обеспечивать эффективное взаимодействие региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, направленное на достижение стратегической цели.

Достижение стратегических приоритетов регионального развития определяет необходимость внедрения новых технологий управления, позволяющих осуществлять разработку и реализацию стратегий и программ развития территорий с позиций обеспечения взаимоувязки целей, задач и результатов, установленных на разных уровнях государственного управления.

Для решения данных задач необходимо обеспечение сбалансированности целей, сценарных условий как условие достижения определенных показателей социально-экономического развития, а также построение соответствующей матрицы ответственности. Для определения роли в экономике и социальной сфере региона необходимо рассмотреть каждый субъект стратегического планирования, определив цели и задачи его деятельности.

Актуальность исследования. Стратегия социально-экономического развития региона. За последние годы в большинстве субъектов РФ были достигнуты общественно-политическая стабильность, устойчивое развитие экономики и социальной сферы, что обусловило возможность и необходимость использования стратегии развития в качестве инструмента государственного управления.

В настоящее время в России предпринимаются попытки разработки стратегий развития региона, как органами государственной власти, так и специализированными организациями.

В связи с назревшей необходимостью перехода к инновационной экономике особый интерес вызывает использование при разработке стратегии развития региона современных технологий. За рубежом такие методики как кластерный подход, формирование особых экономических зон и Форсайт очень популярны и их эффективность при грамотной реализации не вызывает сомнения. Усиливающаяся конкуренция в мире и в стране; ограничение государственного финансирования; возрастающая сложность решаемых в регионе проблем - все это является предпосылками для использования данных технологий.

Целью исследования является исследование сущности региональной политики в государственном управлении.

Достижение цели будет происходить с помощью следующих задач:

- Рассмотреть теоретико-методологические основы планирования социально-экономического развития на региональном уровне;

- Провести анализ реализации социально-экономического планирования на региональном уровне (на примере Московской области).

Предметом исследования является стратегия социально-экономического развития региона как основы региональной политики в государственном управлении.

Объектом исследования - социально-экономическое развитие Московской области.

В конечном итоге необходимо выбрать наиболее приемлемые подходы к разработке стратегии социально-экономического развития Московской области и обосновать их эффективность.

Новизна исследования заключается в анализе социального - экономического развития Московской области и выделении основ эффективной ее реализации.

Практическая значимость заключается заключается в выработанных рекомендациях по совершенствованию организации управления социально-экономическим развитием Московской области.

 


 

Заключение

 

Московская область 2030г. – это территория прогресса, здоровья, комфорта и культуры. Главная стратегическая цель – обеспечение высокого качества жизни населения; повышение эффективности использования накопленного потенциала и ресурсов региона; устойчивое и сбалансированное развитие всех отраслей экономики.

В результате проведенного исследования выявлены основные проблемы и диспропорции экономического развития Московской области. Установлены факторы, негативно повлиявшие на устойчивость экономического развития региона. Преимущественное влияние на экономику Московской области оказывают негативные внешние факторы, связанные с неблагоприятной конъюнктурой. Масштабное негативное влияние на экономическое состояние экономики Московской области оказал мировой финансовый кризис 2008–2010 гг., в результате которого ухудшились значения практически всех параметров, характеризующих социально-экономическое состояние региона. Мировой финансовый кризис в значительно большей степени ухудшил экономическое состояние Московского региона, чем режим санкций, введенных в 2014 г. Из этого можно сделать вывод, что правительственные структуры Московской области сумели адаптироваться к жесткому влиянию внешних факторов, и в результате регулирующих воздействий удалось не допустить в Московской области глубокий экономический спад.

Тем не менее возникли внутренние диспропорции и ограничения развития экономики региона: замедление темпов экономического роста, определяемое показателем валового регионального продукта; снижение темпов прироста стоимости основных фондов при одновременном повышении степени износа; снижение темпов роста инвестиций в основной капитал; нестабильные поступления иностранных инвестиций; недостаточное развитие сельскохозяйственного производства — в результате оценки показателя производства сельскохозяйственной продукции на душу населения выявлена проблема дефицита сельскохозяйственного производства, необходимого для самообеспечения Московского региона основными продуктами питания; подверженность оборота оптовой и розничной торговли действию кризисных процессов и снижения платежеспособного спроса населения; недостаточность собственных средств организаций Московской области; низкая стимулирующая функция инвестиционных расходов федерального бюджета на территории Московской области и низкая инвестиционная составляющая расходов консолидированного бюджета Московской области; недостаточное развитие собственного производства, конкурентоспособность продукции региональных производителей, рассчитанной на массовый потребительский спрос. Проведя сравнительный анализ социально-экономической системы Московской области и ряда регионов, мы видим, что экономика Московской области входит в число крупнейших в РФ.

Значение основных социально-экономических показателей Московской области превышает средние показатели по России и соответствуют средним значениям по Центральному федеральному округу. Регион обладает необходимым набором ресурсов (человеческих, природных, финансовых и др.) и способен внести значительный вклад в формирование новой модели устойчивого развития страны.

Цель Стратегии - обеспечить за 10 лет устойчивое положение Московской области в тройке лидеров среди несырьевых субъектов Российской Федерации и в 1,5 раза сократить отрыв от Москвы по уровню экономического развития и качеству жизни благодаря созданию высокопроизводительных рабочих мест и позиционированию московской области как территории прогресса, здоровья, комфорта и культуры. В качестве индикаторов цели выбраны показатели «верхнего уровня», каждый из которых отражает как социальные, так и экономические аспекты цели. Цель Стратегии ориентирует на повышение качества развития Московской области благодаря: созданию качественных рабочих мест усилению его социальной направленности экономического развития достижению устойчивости экономического роста и вовлечению его новых источников Цель Стратегии достигается благодаря развитию Московской области как территории: Прогресса, Комфорта, Здоровья, Культуры Задачи Стратегии представлены в виде трехуровневой системы.

Реализация Стратегии позволит Московской области прочно занять место в тройке несырьевых регионов-лидеров России по уровню развития экономики (сейчас 6 место по ВРП на душу населения среди несырьевых регионов). В ходе целевого изменения отраслевой структуры области к концу планируемого периода возрастут значения важнейших индикаторов качества развития. Изменятся драйверы экономического роста. Усилится роль высокотехнологичных секторов экономики и услуг с высокой добавленной стоимостью (с 19% до 27% в 2030 г.) и социального сектора (с 9% до 11% в 2030 г.). Стабилизируется доля обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и строительства. Сократится доля государственного управления (с 7% до 4%).

Все поставленные задачи были решены, а цель была достигнута.


 

Список литературы

 

1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ: принят Гос. Думой Фед. Собр. Рос. Федерации 23 июня 1995 г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 9 июля 1999 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. - № 30, ст. 2871

2. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. - № 19, ст. 2338.

3. Федеральный Закон РФ от 23 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического раз­вития Российской Федерации» N 115-ФЗ

4. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф.— М.: Экономика, 2017. — 519 с.

5. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумэн. — [пер. с англ.] / под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой.— М.: ЮНИТИ, 2017. —175 с.

6. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник / О. С. Виханский. — М.: Экономистъ, 2016.—293 с.

7. Галушка И. Эффективность систем управления // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Методика. 2016. Т. 4. С. 121-134.

8. Гапоненко А. Л. Стратегическое управление / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. — М.: Омега-Л, 2016 г. — 464 с.

9. Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: учеб. пособ. / Г. Я. Гольдштейн. — Таганрог: ТРТУ, 2014. — 267 с.

10. Минцберг Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал. — СПб.: «Питер», 2015.—688 с.

11. Организация местного самоуправления: учебное пособие. / Р.В. Бабун– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2017. – 280 с.

12. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации: Монография/Рыкалина О. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 228 с.

13. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации: Монография / Рыкалина О.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 228 с.

14. Развитие регионов: диагностика региональных различий: монография / З.В. Брагина, И.К. Киселев. — М.: ИНФРА-М, 2018. – 152 с.

15. Развитие регионов: диагностика региональных различий: Монография/Брагина З. В., Киселев И. К. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 152 с.

16. Региональная экономика: учебник / под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, 2015.

17. Региональная экономика и управление территориальным развитием: Учебник для магистров / Буров М.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 446 с.

18. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития: учеб. пособие / Н.А. Каменских. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 127 с.

19. Региональные технологические платформы – как инструмент инновационного развития территории: монография - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.

20. Рохчин В.Е. Стратегическое управление развития регионов России: методология, организация. - СПб.: Наука, 2015.

21. Семенов, В.А. Социально-экономическое развитие современной России (географический аспект). Часть 1 [Электронный ресурс]: Учебное пособие / В.А. Семенов. - М.: РГУП, 2015. - 188 с.

22. Система управления региональным развитием на основе инновационно-инвестиционной модели: Монография. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 204 с.

23. Социально-экономическое развитие России как объект государственного регулирования: Монография/Под ред. Н.В.Спасской, Е.В.Такмаковой - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 216 с.

24. Фетисов Г. Г. Региональная экономика и управление: учебник / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин.— М.: ИНФРА-М, 2013. — 416 с.

25. Фетисов Г. Г. Региональная экономика и управление: учебник / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин.— М.: ИНФРА-М, 2017. — 416 с.

26. Абалкин Л. Стратегия России: взгляд в завтрашний день (методологические размышления) / Л. Абалкин // Экономист.—2014.— №7.

27. Асланова С.Х., Топсахалова Ф.М.-Г. Стратегическое управление социально –экономическим развитием на региональном уровне // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-11. – С. 2389-2393; URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37453 (дата обращения: 15.12.17).

28. Гретченко А.И. Актуальные проблемы местного само- управления в России. Экономический рост Республики Беларусь: материалы IX Международной научно-прак- тической конференции (Минск, 19–20 мая 2016 г.): в 2 т. Минск: БГЭУ, 2016. Т. 1.

29. Деменко О.Г., Гретченко А.А. Государственное регулирование инновационной деятельности в промышленности: пути развития на современном этапе // Вестник Алтайской науки. — 2015. — № 3–4. — С. 210–214

30. Маликов Д. Г. Формирование концепции оценки инвестиционной привлекательности муниципального образования на основе анализа существующей методической базы [Текст]/ Д. Г. Маликов // Научное сообщество студентов: материалы IX Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 201–204. — ISBN 978-5-9908358-0-1.

31. Портнягин А.И. Особенности консультирования органов государственного управления//Вестник РГГУ № 10 (90) 2017 г. С.90-102

32. Тихомиров С.А. Инновационное направление регионального развития // Инновации.- 2016. - № 7.

33. http://mosreg.ru/dokumenty/statistika-i-otchety/statistika(дата обращения: 15.12.17).

34. http://msr.mosreg.ru/(дата обращения: 15.12.17).

35. http://sp.lifttothefuture.ru/uploads/priority/files/0c6c08c0fe794cdcd1a3eca58e88ccf328e6e770.pdf(дата обращения: 15.12.17).

36. https://i-podmoskovie.ru/php/podmoskovje/news/4154-naselenie-podmoskovya-mozhet-uvelichitsya-na-dva-milliona-chelovek.html(дата обращения: 15.12.17).

37. www.mosoblduma.ru/upload/site1/document_file/gqEnPUmGun.pdf(дата обращения: 15.12.17).

 


[1] Региональная экономика: учебник / под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, 2015. — С.77

[2] Тихомиров С.А. Инновационное направление регионального развития // Инновации.- 2016. - № 7. - С. 32

[3] Абалкин Л. Стратегия России: взгляд в завтрашний день (методологические размышления) / Л. Абалкин // Экономист.—2014.— №7.

[4] Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф.— М.: Экономика, 2017. — 519 с.

[5] Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумэн. — [пер. с англ.] / под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой.— М.: ЮНИТИ, 2017. —175 с.

[6] Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник / О. С. Виханский. — М.: Экономистъ, 2016.—293 с.

[7] Гапоненко А. Л. Стратегическое управление / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. — М.: Омега-Л, 2016 г. — 464 с.

[8]Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: учеб. пособ. / Г. Я. Гольдштейн. — Таганрог: ТРТУ, 2014. — 267 с.

[9] Минцберг Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал. — СПб.: «Питер», 2015.—688 с.

[10] Томпсон А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуациидля анализа = StrategicManagement: ConceptsandCases / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд.— М.: «Вильямс», 2017. — 328 с.

[11] Региональная экономика: учебник / под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 666 с.

[12]Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация. - СПб.: Наука, 2015.

[13] Портнягин А.И. Особенности консультирования органов государственного управления//Вестник РГГУ № 10 (90) 2017 г. С.90-102

[14] По данным Министерства экономики Московской области

[15] По данным Министерства экономики Московской области

[16] По данным Министерства экономики Московской области

[17] По данным Министерства экономики Московской области

[18] По данным Министерства экономики Московской области

[19] По данным Министерства экономики Московской области

Введение

 

В последние годы в Российской Федерации накоплен как позитивный, так и негативный опыт стратегирования социально-экономического развития, в том числе на уровне региона. При этом стратегическое управление и аудит осуществлялись во многом эмпирическим путем, без должной полноты нормативной правовой базы и научно-методических рекомендаций в данной сфере.

Региональные социально-экономические системы обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать в задачах анализа и моделирования регионального развития: регион является сложной, слабоструктурированной, динамической социальной системой. Вследствие этого регион может иметь неоднородные внутренние и внешние цели, многообразные стратегии их достижения, самостоятельные подцели отдельных подсистем, свою систему показателей измерения достижения целей и т.д.

При этом общая цель системы может быть формализована в виде ряда слабо формализованных взаимосвязанных подцелей. При выборе того или иного варианта развития приходится формировать согласованное решение, позволяющее находить компромисс между региональными и общегосударственными целями.

Механизмы осуществления стратегических действий описываются в составе системы управления реализацией стратегии,которая должна обеспечивать эффективное взаимодействие региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, направленное на достижение стратегической цели.

Достижение стратегических приоритетов регионального развития определяет необходимость внедрения новых технологий управления, позволяющих осуществлять разработку и реализацию стратегий и программ развития территорий с позиций обеспечения взаимоувязки целей, задач и результатов, установленных на разных уровнях государственного управления.

Для решения данных задач необходимо обеспечение сбалансированности целей, сценарных условий как условие достижения определенных показателей социально-экономического развития, а также построение соответствующей матрицы ответственности. Для определения роли в экономике и социальной сфере региона необходимо рассмотреть каждый субъект стратегического планирования, определив цели и задачи его деятельности.

Актуальность исследования. Стратегия социально-экономического развития региона. За последние годы в большинстве субъектов РФ были достигнуты общественно-политическая стабильность, устойчивое развитие экономики и социальной сферы, что обусловило возможность и необходимость использования стратегии развития в качестве инструмента государственного управления.

В настоящее время в России предпринимаются попытки разработки стратегий развития региона, как органами государственной власти, так и специализированными организациями.

В связи с назревшей необходимостью перехода к инновационной экономике особый интерес вызывает использование при разработке стратегии развития региона современных технологий. За рубежом такие методики как кластерный подход, формирование особых экономических зон и Форсайт очень популярны и их эффективность при грамотной реализации не вызывает сомнения. Усиливающаяся конкуренция в мире и в стране; ограничение государственного финансирования; возрастающая сложность решаемых в регионе проблем - все это является предпосылками для использования данных технологий.

Целью исследования является исследование сущности региональной политики в государственном управлении.

Достижение цели будет происходить с помощью следующих задач:

- Рассмотреть теоретико-методологические основы планирования социально-экономического развития на региональном уровне;

- Провести анализ реализации социально-экономического планирования на региональном уровне (на примере Московской области).

Предметом исследования является стратегия социально-экономического развития региона как основы региональной политики в государственном управлении.

Объектом исследования - социально-экономическое развитие Московской области.

В конечном итоге необходимо выбрать наиболее приемлемые подходы к разработке стратегии социально-экономического развития Московской области и обосновать их эффективность.

Новизна исследования заключается в анализе социального - экономического развития Московской области и выделении основ эффективной ее реализации.

Практическая значимость заключается заключается в выработанных рекомендациях по совершенствованию организации управления социально-экономическим развитием Московской области.

 


 

Глава 1. Теоретико-методологические основы управления социально-экономическим развитием на региональном уровне


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.