Интерактивные методы обучения как разновидность активного обучения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Интерактивные методы обучения как разновидность активного обучения

2018-01-29 347
Интерактивные методы обучения как разновидность активного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность (от англ. Inter" — "взаимный", "act" действовать) означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента или студентов между собой. Интерактивное обучение является разновидностью активного обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на:

- дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;

- игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры;

- тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Деловая учебная игра

Деловая учебная игра — моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием.

Сценариев деловых игр существует множество, но есть ряд особенностей, характерных для большинства из них.

Стадии проведения деловой учебной игры:

  • Ориентация. Преподаватель обозначает тему, освещает основные понятия, используемые в ней. Далее дается характеристика игры и устанавливаются игровые правила, а также дается обзор общего хода игры.
  • Подготовка к игре. Излагается сценарий, при этом преподавателю необходимо отдельно остановиться задачах игры, ролях, правилах подсчета баллов, примерном типе действий в ходе игры, условий игры (соревнование, время решения задачи и т.д.). Если игра предполагает победу одного или группы студентов, то стоит помнить, что условия победы должны быть максимально прозрачны.
  • Проведение игры. Преподавателем организуется проведение игры как таковой, при этом ему необходимо отслеживать и фиксировать действия игроков, контролировать соблюдение ими правил игры, подсчет очков, характер принимаемых решений, а также разъяснять неясности и т.д.
  • Подведение итогов, групповая рефлексия. Преподавателем проводится групповое обсуждение проведенной игры, в ходе которого участниками дается описательный обзор-характеристика "событий" игры и их восприятия участниками. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений.

Действия участников игры. Преподавателю в процессе в деловой игре приходится выступать в нескольких "ролях".

Инструктор. Обязательным условием успешного проведения игры является одинаковое понимание правил всеми участниками и представление последствий игровых действий. Разумеется, подробно и полно все детали игры разъяснять нет необходимости, поскольку некоторые правила по-настоящему понимаются участниками только в ходе самой игры. Избыточное количество инструкций может привести к обратному эффекту, студенты перестанут понимать, что от них требуется или утратят интерес к самой игре. Инструктирование должно быть достаточным, но не избыточным. Именно определение грани "достаточности/избыточности" является наиболее сложным в роли инструктора. Что касается обсуждения последствий тех или иных игровых решений, "ходов", то их стоит отнести к стадии рефлексии по окончании игры, поскольку они станут более очевидны участникам.

Ведущий. В этой роли реализуется организующая и руководящая функция. Есть ряд моментов, в которых необходима организация "старшего", например, распределение ролей, задействование всех студентов в группе. Организационная сторона его деятельности обеспечивает педагогическую результативность игры.

Судья-рефери. Ход игры обязательно должен контролироваться. Действуя в качестве рефери, преподаватель лишь контролирует соблюдение игровых правил участниками (правил взаимодействия между играющими), но не вмешивается в него.

Тренер. В некотором смысле преподаватель выступает и в качестве тренера. Тренер может давать студентам прямые подсказки, направленные на то, чтобы помочь им полнее использовать возможности игры. Речь идет о подсказках, помогающих студентам использовать потенциал игрового действия (например, какие возможности дает то или иное правило, какой выбор действий связан с тем или иным поворотом сюжета и т.д.).

Председатель — ведущий. Эта роль относится к завершающему этапу подведения итогов, групповой рефлексии, в ходе которого преподаватель не предлагает группе свои выводы и обобщения, но ставит перед студентами вопросы таким образом, чтобы побудить побуждают их сопоставить игровую модель и имитируемые реальные явления, обдумывать связи между содержанием игры и изучаемым предметным материалом. Немало креативных идей и обобщений можно обнаружить в групповой рефлексии, если предложить студентам внести свои собственные поправки и дополнения к сценарию или правилам игры.

Примерная схема организации учебной деятельности в деловой игре

1.Ознакомление с имитационной моделью объекта.

1.1.Организационно-технологическая структура производства или его подразделения, имитируемая в данной игре:

  • производственные подразделения, вычлененные из реальной организационной структуры для целей игры;
  • содержание деятельности этих подразделений;
  • взаимосвязь производственных подразделений.

1.2.Ролевое распределение обязанностей участников игры:

  • обязанности участников, обусловленные содержанием имитируемой деятельности (что конкретно должен делать каждый в соответствии с имеющимся на производстве должностным распределением обязанностей);
  • характер принятого на производстве взаимодействия: какие конкретно вопросы решаются работником самостоятельно, что требует согласования с другими подразделениями или вышестоящими инстанциями;
  • принципы распределения обязанностей с учетом сформулированных требований (рекомендации преподавателя, сложившееся в группе ролевое распределение, учет прошлого опыта участника, личная инициатива, коллективное решение);
  • характер формального и неформального общения в процессе игры.

1.3.Необходимый инструментарий и другой игровой материал, организация рабочего места.

1.4.Требования к конечному результату деятельности:

  • индивидуальные результаты, включаемые в конечный продукт деятельности;
  • конечные результаты работы коллектива;
  • оформление результатов учебно-игровой деятельности.

2.Самоорганизация индивидуальной и коллективной деятельности.

2.1.Определение целей квазипрофессиональной деятельности:

  • цели игрового коллектива (производственные, организационные, совершенствование способов действий и решения задач;
  • индивидуальные цели и задачи, которые должны быть решены каждым участником и подразделением (профессиональные, организационные, межличностные, развитие и совершенствование качеств специалиста);
  • уточнение характера результатов, которые должны быть получены отдельными участниками, подразделениями, организацией в целом (промежуточные, конечные, их уровень).

2.2. Определение требований к участникам игры:

  • к "специалистам" определенного профиля (к их знаниям, умениям, опыту, готовности решать стандартные и нестандартные задачи, к действиям в непредвиденных ситуациях);
  • к должностным лицам — членам производственного коллектива, деятельность которых воспроизводится в игре (принятие ответственности, которую возлагает на них коллектив, соблюдение производственной дисциплины, установление системы деловых отношений);
  • к членам игрового коллектива (быстрота включения в игровую ситуацию, компетентность, корректность поведения, доброжелательность, сознательное и свободное действие, предполагающее максимально эффективное использование своих возможностей и их совершенствование).

3.Выбор системы "оценки—санкции":

  • разработка критериев оценки действий и поступков "должностных лиц" и способов такой оценки — формализованных и неформализованных;
  • подготовка "платежной матрицы" (если она предусматривается) системы поощрений и штрафов за успешные решения или нарушения правил принятия решений, регламента игры;
  • предусмотрение возможности выработки оценок и санкций самим коллективом игроков в процессе игры.

Таким образом, в деловой игре как форме обучения студент находится в активной позиции по отношению, как к предметной, так и социальной стороне его квазипрофессиональной деятельности.

Ролевая игра

Ролевая игра предполагает деятельность студентов в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направления и исход игры.

Содержание деловой и ролевой игр частично совпадает, но путать их не следует, есть ряд различий.

Игра как феномен культуры. "Игра сразу же закрепляется как культурная форма. Однажды сыгранная, она остается в памяти как некое духовное творение или духовная ценность, передается от одних к другим и может быть повторена в любое время".

Прежде всего, деловая игра более регламентирована, четче структурирована в отличие от ролевой игры, где студенты действуют в режиме свободной импровизации в рамках своих ролей, ограничиваясь только, собственно исполняемой ролью, направление которой определяется самим участником в соответствии с его индивидуальными особенностями.

В деловой игре, обычно, перед игроками ставится необходимость достижения общей цели, в то время как в ролевой игре ролевые цели игроков могут не совпадать и даже противоречить.

В ролевых играх одну и туже роль в заданной ситуации могут последовательно проигрывать несколько участников, что позволяет анализировать разные варианты поведения и их эффективность и дает значительный материал для групповой рефлексии и саморефлексии.

Ролевая игра направлена на расширение диапазона поведенческих реакций, развитие профессионально-важных качеств личности (креативность, социальная компетентность, гибкость мышления и поведения, навык эффективного межличностного взаимодействия и т.п.). Не стоит забывать, что управление ролевой игрой, контроль ее процесса и анализ результата требует от преподавателя специфических умений и компетентности в психологии групповых процессов. В частности, умение организовывать групповую рефлексию, которой должна завершаться любая ролевая игра, во время которой личные впечатления, переживания и самооценка участников игры соотносится с впечатлениями, переживаниями и оценками наблюдателей, а так же с объективными результатами игры.

Существенные признаки ролевой игры:

  • наличие игровой ситуации;
  • набор индивидуальных ролей;
  • несовпадение ролевых целей участников игры, принимающих на себя и исполняющих различные роли;
  • игровое взаимодействие участников игры;
  • проигрывание одной и той же роли разными участниками, многовариативность решений;
  • эмоциональная напряженность;
  • групповая рефлексия процесса и результата.

К примеру, на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам проигрываются ролевые игры "конфликтная ситуация между учеником и педагогом", "решение спора внутри коллектива" и др., в которых только распределяются роли участников и задается фабула ситуации, но этапы игры не задаются жестко, не регламентируется поведение игроков, демонстрирующих разнообразные формы индивидуального поведения.

Этапы подготовки и проведения ролевой игры:

1. Планирование. На этом этапе от преподавателя требуется определение цели ролевой игры, выбор формы ее проведения, подготовки ее методического оснащении (инструкций, плакатов, картинок, карточек с описаниями ролевых характеристик, иного оборудования, необходимого для ее проведения).

2. Доигровой этап. На этом этапе предполагается непосредственное взаимодействие тренера с участниками игры с целью их инструктирования, распределения ролей, подготовки пространства для разыгрывания. Правила инструктирования те же что и в деловой игре (достаточность, но не избыточность).

3. Игровой этап. Собственно, именно этот этап и является ролевой игрой, то есть здесь происходит погружение в ситуацию и разыгрывание ее участниками в соответствии с тем как они трактуют исполняемую роль, а также имеющегося у участника опыта игрового взаимодействия. Этот этап предполагает смену участников для поочередного проигрывания участниками одной и той же роли, повтора ситуации с разным составом участников, сменой ролей и т.п.

4. Рефлексия. Четвертый, заключительный этап представляет собой обсуждение участниками полученного опыта ролевого взаимодействия по выходу из предложенной ситуации, урегулированию конфликтных отношений, решению намеченных задач и подведение ведущим итогов игры с выделением наиболее значимых результатов, обобщение, установление взаимосвязей игровой ситуации с реальными жизненными ситуациями и личностными позициями участников.

Этот метод имеет преимущество в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.