Иррационалистическая философия (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Иррационалистическая философия (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше)

2018-01-29 324
Иррационалистическая философия (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иррационализм, как философское направление, начинает формироваться еще в античную эпоху и присутствует на всех ступенях историко-философского процесса. Но наиболее полное и всестороннее развитие иррационализм в западноевропейской философии получает, начиная со второй половины XIX в. Утверждение философского иррационализма происходит по мере разочарования в тех идеалах, которые утверждал философский рационализм. Различные школы и направления неклассической философии выдвигают на первый план разные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, непосредственное созерцание, интуицию, воображение, инстинкт, «бессознательное» и т.п. Иррационализм отрицает упорядоченное, законосообразное устройство мира. Теоретико-познавательному отношению к миру, выраженному в системах рационализма, иррационализм противопоставляет нравственно-практический.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) – один из самых известных иррационалистов. Последователь Канта и безжалостный критик Гегеля («убийцы истины»). Его программная работа – «Мир как воля и представление» (1819). В ней он констатирует, что мир есть наше представление о нем, ибо никто не в силах выскочить из себя, чтобы увидеть вещи сами по себе. У представления есть две существенные, необходимые составляющие – субъект и объект. Субъект – опора мира, всеобщее условие, существующее вне времени и пространства, он целостен и индивидуален в каждом существе, способном иметь представления. Объект же обусловлен априорными формами пространства и времени и является множественным. Субъект и объект неотделимы друг от друга, каждый существует только вместе со своей противоположностью.

Человек явлен себе не только как познающий субъект, но еще и как тело. И это тело дано двумя способами: как предмет среди других предметов и как «непосредственно узнанное», что Шопенгауэр обозначает как волю. Тело есть воля, ставшая ощутимой и видимой. Благодаря телу нам даны страдания, наслаждения, стремление к самосохранению. Воля является сущностью нашего бытия. Она слепа, свободна, бесцельна и иррациональна. Суть воли – конфликт, мучения. Любое удовлетворение ее желаний недолговечно и несет в себе зародыш нового страдания. Согласно Шопенгауэру, от бесконечной цепи страданий можно избавиться с помощью искусства и аскезы.

Датский религиозный мыслитель Сёрен Кьеркегор (1813-1855) – фигура чрезвычайно своеобразная. В его философии получила выражение мало кем в то время осознанная тенденция в духовной жизни Западной Европы. Кьеркегор разработал оригинальную экзистенциальную перспективу исследования человека, требующую активного вовлечения, рефлексии над самим собою, а в качестве средств самопостижения использующую риторику и иронию.

В продолжение развития философского иррационализма в последней трети XIX – начале XX в. формируется направление, названное «философией жизни». К данному направлению принадлежит концепция немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900).

Основа бытия, по Ницше, – это воля к власти – непрестанно самоосуществляющаяся сила. Любая мораль ведет к насилию над природой, естеством.

Ницше указывает на девальвацию ценностей и идеалов, которые ставят человека перед выбором: либо погрузиться в животное варварство, либо преодолеть захлестнувший культуру нигилизм. Однако преодолеть последний можно только тогда, когда он достигнет своей крайней точки, а затем преобразуется в свою противоположность. В мире нет никакого порядка, которому должно следовать, мы сами придаем форму и смысл существованию. Ничто не является «истинным» и «все дозволено».

Не существует того, что традиционно понималось в качестве действительного бытия, субстанции. Есть только становление и изменение видимого мира. Ницше отрицает, что существует нечто вечное и неизменное – Благо, что моральное предназначение человека должно быть обращено к вечным идеям и поднято выше чувственного (жизненных потребностей).

 

 

Тема 8. Философия ХХ века

План

1. Основные тенденции и направления современной философии

2. Герменевтика

3. Психоанализ

4. Экзистенциализм

5. Особенности проблематики и способа философствования на рубеже ХХ-XXI вв.

Самостоятельная работа по теме 8

Учебная литература:

· Философия. Курс лекций: учебн. пособие / Под ред. В.П. Горюнова. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 149-187.

· Киселев А.И. Курс лекций по философии. – СПб., 2010. С. 178-249.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.