Позитивная философия (первый позитивизм и эмпириокритицизм) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Позитивная философия (первый позитивизм и эмпириокритицизм)

2018-01-29 222
Позитивная философия (первый позитивизм и эмпириокритицизм) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Позитивизм представляет собой сложное движение, господствовавшее в европейской культуре с середины XIX в. и почти до начала первой мировой войны. Он возникает как реакция на абсолютный идеализм Гегеля, обвиняя последний в избыточной спекулятивности и метафизичности, оторванности от реальной жизни. Последняя, по мнению позитивистов, наиболее адекватно отражается в науке, научном (позитивном) знании. Поэтому философия должна быть излечена от абстрактной умозрительности и стать подобной на науку.

Позитивизм пережил четыре этапа в своем развитии, качественно отличающиеся друг от друга и объединяющиеся во многом лишь своим интересом к научному познанию, а также феноменологической методологией. Первый этап (п.п. XIX в.) – первый позитивизм, представителями которого являются О. Конт, Дж.С. Милль и Г. Спенсер. Второй (вт.п. XIX в.) – эмпириокритицизм или махизм – является результатом размышлений психолога Р. Авенариуса и физика Э. Маха. Третий – неопозитивизм и четвертый – постпозитивизм приходятся на ХХ в. и будут рассмотрены в следующей теме.

Родоначальником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). Задачу новой, позитивной, философии Конт видел в систематизации и классификации наук. Конт формулирует три закона: закон трех стадий интеллектуального развития (теологическая, метафизическая и позитивная), закон постоянного подчинения воображения наблюдению (научным считается только то, что доступно наблюдению; задачей науки является не объяснение, а только описание фактов), закон классификации наук (по степени их сложности, времени появления и взаимосвязи друг с другом).

Джон Стюарт Милль (1806-1873) разработал методологию, соответствующую духу позитивной философии – методологию опытного знания и индуктивной логики. Герберт Спенсер (1820-1903) продолжил развивать контовско-миллевское понимание природы, задач и методов науки, отстаивал положение, согласно которому наука имеет дело исключительно с явлениями, причины и основания которых принципиально непознаваемы.

Вторая историческая форма позитивизма была разработана известным в свое время австрийским физиком Эрнестом Махом (1838-1916) и швейцарским теоретиком, популярным психологом Рихардом Авенариусом (1843-1896). По имени первого эта форма называется махизмом, по названию работы второго («Критика чистого опыта») – эмпириокритицизмом. В эмпириокритицизме речь идет о методологических основаниях физики и психологии к. XIX – н. ХХ в. Наука в это время находилась в кризисном состоянии. В частности, ряд открытий в физике позволяет думать, что понятие материи ничему не соответствует в реальности. К тому же становится очевидным, что знание во многом определяется выбором позиции наблюдателя и используемыми им методами. Эмпириокритицизм является своеобразной программой поиска путей выхода из этого кризиса. Основные выдвигаемые им положения и принципы:

· в основе мира нейтральные элементы, которые нельзя отнести ни к физической, ни к психической сфере; они призваны обеспечить непрерывный переход от физического к психическому в рамках единого знания, где физика и психология выступают как разные направления в исследовании одних и тех же элементов опыта; такие понятия, как масса, сила, пространство, время, причинность и т.п., Мах считал обозначениями комплексов ощущений и их функциональных связей;

· познание подчиняется принципу «экономии мышления»: основное свойство научного мышления, по Маху, состоит в экономизации, гармонизации и организации мыслей;

· принцип феноменализма, суть которого состоит в том, что целью науки является «чисто описание» фактов чувственного восприятия, к которым «приспосабливается» мысль; из сферы науки должны быть устранены такие понятия, как атом, субстанция, причина и т.п., и тогда ученый будет мыслить экономно и феноменологически;

· принцип критики интроекции: интроекцией Авенариус называл неправомерное вкладывание представлений внутрь человеческого мозга, что происходит тогда, когда мы пытаемся обнаружить место нахождения своих восприятий;

· интроекции Авенариус противопоставляет учение о «принципиальной координации» или нерасторжимой связи познающего человека и среды, о внутренней взаимосвязи субъекта и объекта научного познания.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.