Модель художественной интеграции в новейшей архитектуре — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Модель художественной интеграции в новейшей архитектуре

2018-01-29 340
Модель художественной интеграции в новейшей архитектуре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разработана теоретическая модель художественной интеграции в новейшей архитектуре.Структура и тип модели определяются участниками интеграционного взаимодействия в различных системах: автор – (произведение – среда) – адресат; целое и художественное качество; пространственно-временное, художественное и персональное «поля»; полиинтеграция актуальных стратегий новейшей архитектуры. Модель пространственно-временного «поля» художественной интеграции представляет структурированное «поле» контекстов архитектурного творчества в триединой структуре: пространство, время, пространство-время. Модель художественного «поля» интеграции искусства в новейшую архитектуру представляет матрицу, где, с одной стороны, определены языковые коды, а с другой, – сформировавшиеся в ходе эволюции виды искусства и формы художественно-эстетической деятельности. Модель персонально-личностной интеграции показывает динамичное «поле» передовых методов, архитектурных тенденций и контекстов творчества архитектора в системе «притяжения» актуальных «полюсов» новейшей архитектурной деятельности. Моделируются незавершенные или неполные системы интеграции с неравномерным влиянием «полей» или ослаблением полиинтеграционного центра. Вариативность моделей предусматривает использование четырех оснований: произведения, автора, адресата, межсистемной области коммуникации (табл. 47, 48).

Художественная интеграция определяет взаимосвязанное явление целого и художественного качества произведения архитектурного искусства. Обобщающая модель художественной полиинтеграции строится на взаимодействии «полевых» моделей посредством интеграционных механизмов, законов, процессов. Взаимосвязанная интеграционная модель «поля полей» выстраивается с обнаружением общих межсистемных оснований – зон взаимодействия.

Таким образом, искусство архитектуры следует закону художественной интеграции, а архитектор применяет архитектурно-художественный синтез как разновидность комплексного интеграционного метода архитектурной деятельности. Во взаимодействии разнохарактерных «полей» происходит объединение факторов социального, научного, художественного, исторического и общекультурного значения, в результате чего рождается поле интегрального качества, во многом влияющее на развитие архитектурного объекта. Теоретическая модель опирается на концепцию единства полей на разных уровнях художественной интеграции: объектном, кластерном, системном и универсальном. Характерная нестабильность интеграционных центров и их сил притяжения обусловливает периодическую смену главного центра системы в зависимости от исходных параметров: предпочтений мастера, актуальных тенденций, пространственно-временной, социальной или культурной парадигм.

 

Выводы по Главе 6

1. Авторская теория художественной интеграция представлена концепцией «полей», формирующих три «поля » художественной интеграции: пространственно-временное, художественное, персонально-личностное. Пространственно-временное «поле» объединяет аспекты интеграции пространства и времени в архитектуре, задавая контексты для творчества архитектора. Художественное «поле» основано на взаимопроникновении различных видов искусства и архитектуры, воплощая художественное качество. Персонально-личностное «поле» определяется творческой концепцией архитектора и восприятием адресата архитектуры, реализуя индивидуальное начало. Полиинтеграция (метасистема интеграции) связывает систему «полей».

2. Художественная интеграция опирается на межсистемные явления: синергию, симультаннизм, синестезию, синтез искусств, архитектонику, синархию, концептуализм. Наиболее общие универсальные интеграционные основания на базе фундаментальных категорий и основополагающих явлений действительности формируют пульсирующее живое «поле» и действуют на метауровне целостной системы: пространство, время, движение, философия, наука, искусство, социум, медиа, информация, аналитика, критика, интуиция, образ, символ, метафора, форма, функция, экология, человек.

3. В формировании и развитии концепции художественной интеграции участвуют интеграционные стратегии новейшей архитектуры, которые носят межсистемный характер: естественно-гуманистическая художественная стратегия гармонии человека и среды; художественно-виртуальная стратегия визионерского проектирования; художественно-медиативная стратегия информационного поля; художественно-интерактивная стратегия социально ориентированного проектирования и архитектурного «дизайна»; художественно-сценарная стратегия «режиссуры» проектного процесса и архитектурного пространства; художественно-контекстуальная стратегия средового и знаково-семантического проектирования; художественно-иллюзорная стратегия театрализации архитектуры; художественно-зрелищная стратегия преобладающей образности; художественно-игровая стратегия эмоционально-чувственной активации, адаптации и коммуникации; художественная критико-теоретическая стратегия аналитического и критического проектирования.

4. В диссертации сформулированы принципы художественной интеграции в новейшей архитектуре. Предложены специфические принципы пространственно-временного, художественного и персонально-личностного «полей» художественной интеграции. Выявлены универсальные поли-интеграционные принципы на мета-системном уровне:

- системообразующий концептуальный принцип возникновения-рождения;

- принципы художественного произведения, включая принципы художественной самостоятельности и интерактивной динамики;

- универсальный принцип художественной идентичности места, автора, произведения;

- принцип свободной художественной интерпретации и трансформации;

- принцип динамической художественной коммуникации;

- «полевой» принцип взаимодействия и принципы объединенного интеграционного «поля»;

- принцип художественной мета-системы (мета-системности).

Полиинтеграционные принципы обеспечивают художественную целостность архитектурного произведения, архитектурной деятельности, архитектурной среды, при этом не вступая в противоречие с актуальными тенденциями многомерности: многослойности, многополярности, междисциплинарности.

5. Разработана комплексная теоретическая модель художественной интеграции, которая строится на взаимодействии трех «полевых» моделей посредством интеграционных принципов. Модель пространственно-временного «поля» демонстрирует структурированную систему контекстов архитектурного творчества в триединой структуре: пространство – время – пространство-время. Модель художественного «поля» представляет собой матрицу, где с одной стороны, определены языковые коды, а с другой, – виды искусства и формы художественно-эстетической деятельности. Модель персонально-личностной интеграции показывает динамичное «поле» творчества архитектора в системе актуальных «полюсов» новейшей архитектуры. Вариативность моделей предусматривает использование четырех оснований: автор, произведение, среда, адресат, связанных межсистемной коммуникацией. Объединенная модель «поля полей» выстроена с обозначением общих граничных зон взаимодействия, несущих интеграционный потенциал.

6. Результатом архитектурно-художественной интеграции становятся новые синтетические проявления искусства архитектуры. В системе архитектуры в процессе художественной интеграции рождаются оркестровые произведения, обладающие особой выразительностью и интегральными качествами воздействия на адресата. Факторы искусства выступают своего рода «прибавочным элементом», активаторами для архитектуры нового интегрального качества.

7. Искусство архитектуры следует закону художественной интеграции, а архитектор применяет архитектурно-художественный синтез как разновидность комплексного интеграционного метода архитектурной деятельности. Во взаимодействии разнохарактерных «полей» происходит объединение факторов социального, научного, художественного, исторического и общекультурного значения, в результате чего рождается поле интегрального качества, во многом влияющее на развитие архитектурного объекта. Художественная интеграция определяет взаимосвязанное явление целого и художественного качества произведения архитектурного искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного фундаментального исследования решена важная для архитектурной науки проблема – предложена и разработана концепция художественной интеграции, направленная на достижение целостности архитектурного произведения, архитектурной деятельности, архитектурной среды с учетом художественных ориентиров. На основе диссертационного исследования сформулированы следующие выводы и рекомендации:

1. В качестве единого научного подхода к взаимосвязанной системе архитектурно-художественной деятельности предлагается концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре. Художественная интеграция – это объединение в единое художественное целое составляющих произведения архитектуры, архитектурной среды или процесса архитектурной деятельности на основе художественного начала, представленное системой проявлений:

- явление художественной целостности искусства архитектуры;

- процесс создания художественного целого в творчестве архитектора на основе художественных закономерностей;

- взаимосвязи архитектурного творчества с искусством, наукой и философией на языке художественных образов;

- методология исследования архитектурной деятельности в многомерном единстве ее составляющих.

2. В процессе художественной интеграции искусство архитектуры гармонично объединяет необходимые общечеловеческие и профессиональные, искусственные и естественные, общественные и индивидуальные, концептуальные и образно-выразительные факторы в единое художественное целое – произведение искусства архитектуры принципиально нового интегрального качества, выражающее персональную авторскую картину мира посредством индивидуального языка архитектора в контекстах места и времени. Фундаментальным критерием интеграции в новейшей архитектуре выступает художественная целостность, которая опирается на базовые основания:

- символические основания конструирования модели мира образными и знаковыми средствами;

- органические основания гармонии;

- творческий замысел как концептуальное ядро будущего произведения;

- личностное начало в творческой концепции мастера;

- пространство и форма как фундаментальные категории целостности в искусстве;

- взаимодействие и синтез искусств как интегральные начала.

3. Концепция художественной интеграции базируется на интегральном взаимопроникновении и синтезе пространственно-временного контекста; художественных оснований, индивидуального творческого начала (автора и адресата), связанных в единое целое на уровне метасистемы архитектуры: метаискусства, метанауки, метадеятельности. Концепция является основополагающей на пути становления художественной целостности новейшей архитектуры. Интеграция осуществляется на концептуальном, градостроительном, объектном и детальном уровнях многомерной системы «автор – (произведение – среда) – адресат».

4. Выявлены и систематизированы интегральные теоретические подходы архитектурной науки по основным направлениям: культурная коммуникация, теоретическая рефлексия, творческий метод, профессиональная идентичность, гуманизация среды, экологическая ответственность, междисциплинарность. Концепции художественной интеграции методологически близки интегральные теории современной науки: теория поля, теория сложности, синергетика; фрактальная геометрия; параметризм; теория диалога; архитектоника, синархия, ноосферные подходы. Исследование подтвердило, что динамичные концепты постнеклассической науки и теории поля представляются наиболее точной метафорой искомой модели художественной интеграции в новейшей архитектуре.

5. Авторская теория художественной интеграция представлена концепцией «полей», формирующей три «поля»художественной интеграции: пространственно-временное, художественное, персонально-личностное. Пространственно-временное «поле» объединяет аспекты интеграции пространства и времени в архитектуре, задавая контексты для творчества архитектора. Художественное «поле» основано на взаимопроникновении различных видов искусства и архитектуры, воплощая художественное качество. Персонально-личностное «поле» определяется творческой концепцией архитектора и восприятием адресата архитектуры, реализуя индивидуальное начало. Полиинтеграция (метасистема интеграции) связывает систему «полей», выражая многомерный интегральный потенциал новейшей архитектуры.

6. Пространственно-временное «поле» наглядно реализуется в многослойной среде современного исторического города как единство пространственных и временных закономерностей на концептуальном, деятельностном, средовом и универсальном уровнях. Пространственная художественная интеграция выстраивается по ряду концепций: художественное пространство синтеза искусств, пространство реальных историко-культурных или вымышленных контекстов, интерактивное пространство социальной активации и адаптации, пространство инновационных решений и устойчивых технологий, информационное пространство мультимедиа. Художественная интеграция во времени представлена временными закономерностями: симультанное единствовсего архитектурного объекта, сценарнаяорганизация смены пространственных впечатлений, эпизодичность и фрагментарность выборочного или спонтанного восприятия. Пространственно-временная художественная интеграция реализуется как деятельностная, контекстуальная, образно-символическая, диалогическая.

7. Художественное «поле» интеграции включает синтез искусств, влияние общих художественных закономерностей и факторов художественного языка. Исследованы традиционные первоэлементы (цвет и линия, пластика и объем, слово и интонация, звук и мелодия, движение и жест) и первичные импульсы развивающихся форм творчества (фото- и кинокадр, цифровой алгоритм, скрипт) в «живописи», «графике», «скульптуре», «музыке», «танце», «театре», «фото», «кино», «цифровом искусстве» новейшей архитектуры. Выявлены актуальные тенденции архитектуры на уровне художественных проявлений концептуальности, театральности, зрелищности, сценарности, медийности, иллюзорности, дигитальности, интерпретации природы и искусства стихий. Определены базовые интеграционные центры в форме трех собирательных направлений: «концепция», «театр», «дизайн».

8. Персонально-личностное «поле» представлено интеграционными методами в авторском творчестве архитектора и в восприятии адресата архитектуры. Выявлены интеграционные центры, к которым тяготеет творческая направленность мастера: рациональные, гуманистические, естественно-природные, инженерно-технологические, социальные и диалогические начала, а также интуитивные и образно-символические, интеллектуальные и критические, семантические и архетипические основания. Персональные концепции рассматриваются по четырем основным группам факторов:

- интеграционный потенциал творческой концепции и определяющий фактор авторской индивидуальности;

- авторская концепция «пространство-время», характер отношения к контексту;

- включенность в систему искусства на уровне использования художественных мотивов и соотнесенности с видами творчества;

- междисциплинарный потенциал и возможность выхода на уровень метасистемы.

9. Сформулированы персональные концепции архитектурно-художественной интеграции мастеров новейшей архитектуры по актуальным направлениям:

- архитектура художественного порядка ( концепция художественной интеграции на основе развития идеи геометрической гармонии Р. Мейера; концепция органического минимализма и художественного аскетизма архитектурной формы А. Сиза; интегральная концепция архитектора-художника С. Скуратова; концепция архитектуры художественного выбора В. Плоткина; концепция синтеза ощущения пространства и художественного образа С. Чобана; концепция интегральной архитектурной формы Ю. Григоряна);

- архитектура коммуникации в системе контекстов (концепция образно-символического единства пространственной среды на основе идеи музыкальности К. Портзампарка; концепция многомерного синтеза на основе семантической коммуникации и саморазвития архитектурной формы П. Эйзенмана; концепция художественного языка геометрии, фактуры стены и естественного света М. Ботта; концепция архитектурно-художественного сотворчества и культурной интеграции Д. Аджае; концепция интегративного средового модернизма А. Скокана; концепция пространственно-временной художественной коммуникации Н. Явейна);

- архитектура естественных взаимосвязей (феноменологическая концепция архитектурно-художественной интеграции С. Холла; концепция художественного, гуманистичесокого и духовного единства архитектуры и места П. Цумтора; концепция органического единства традиции, природы и эстетики минимализма Т. Андо; концепция художественного синтеза традиционных материалов и актуальных технологий строительства Т. Кузембаева);

- архитектура следует природе (концепция симбиотической архитектурной интеграции К. Курокавы; концепция художественно-конструктивного и скульптурно-бионического единства С. Калатравы, концепцияорганической взаимосвязи человека, природы и техники Н. Гримшоу);

- архитектура иллюзорного образа (концепция контекстуального синтеза на основе авторского метода «интеллектуальной дематериализации» Ж. Нувеля; концепция многомерной интеграции и театрализации среды с использованием коллажной техники архитектурно-художественного синтеза Ж. Херцога и П. де Мерона);

- архитектурный дизайн и социальный диалог (концепция архитектурной «игры» и экспериментального художественного дизайна У. Олсопа; концепция социального и экологически ориентированногодиалога бюро Снохетта; концепция дизайна скульптурной формы Ф. Ромеро);

- архитектура аналитического исследования и социальных стратегий (концепция интеллектуального синтеза и непрерывного сценария пространственной организации архитектурного объекта Р. Кулхаса;концепция критической архитектуры и многослойного синтеза динамической архитектурной формы Т. Мейна; концепция социального эксперимента и архитектурного дизайна Б. Ингельса;концепция интеграции управления, науки и искусстваА. Бокова);

- архитектура экспрессии, энергетических потоков и свободы формообразования (концепция эмоционально ориентированного архитектурно-художественного синтеза и воплощения категории движения З. Хадид; концепция свободы пластического формообразования с использованием дигитального моделирования Ф. Гери; концепция архитектурной экспрессии Д.Либескинда; концепция дигитальной интеграции биоморфной формы Г. Линна);

- архитектуравысоких технологий ( концепция художественной интеграции «устойчивых технологий» в урбанистическую среду Н. Фостера; концепция инженерно-технологической интеграции на основе художественного освоения высоких технологий Р. Роджерса).

10. В формировании и развитии концепции художественной интеграции участвуют интеграционные стратегии новейшей архитектуры, которые носят межсистемный характер:

- естественно-гуманистическая художественная стратегия гармонии человека и среды;

- художественно-виртуальная стратегия визионерского проектирования;

- художественно-медиативная стратегия информационного поля;

- художественно-интерактивная стратегия социально ориентированного проектирования и архитектурного дизайна;

- художественно-сценарная стратегия «режиссуры» проектного процесса и архитектурного пространства;

- художественно-контекстуальная стратегия средового и знаково-семантического проектирования;

- художественно-иллюзорная стратегия театрализации архитектуры;

- художественно-зрелищная стратегия образной экспрессии;

- художественно-игровая стратегия эмоционально-чувственной активации, адаптации и коммуникации;

- художественно-теоретическая стратегия критического проектирования.

11. В диссертации сформулированы принципы художественной интеграции в новейшей архитектуре. Предложены специфические принципы пространственно-временного, художественного и персонально-личностного «полей» художественной интеграции. Выявлены универсальные полиинтеграционные принципы на метасистемном уровне:

- системообразующий концептуальный принцип возникновения-рождения;

- принципы художественного произведения, включающие принципы художественной самостоятельности и интерактивной динамики;

- универсальный принцип художественной идентичности места, автора, произведения;

- принцип свободной художественной интерпретации и трансформации;

- принцип динамической художественной коммуникации;

- «полевой» принцип взаимодействия и принципы объединенного интеграционного «поля»;

- принцип художественной метасистемы (метасистемности).

Полиинтеграционные принципы обеспечиваютцелостностьархитектурного произведения, архитектурной деятельности, архитектурной среды с сохранением и развитием художественных качеств, не вступая в противоречие с актуальными тенденциями многомерности: многослойности, многополярности, междисциплинарности.

12. Разработана комплексная теоретическая модель художественной интеграции, которая строится на взаимодействии трех «полевых» моделей посредством интеграционных принципов. Модель пространственно-временного «поля» демонстрирует систему контекстов архитектурного творчества в триединой структуре: пространство – время – пространство-время. Модель художественного «поля» представляет собой матрицу, где, с одной стороны, определены языковые коды, а с другой, – виды искусства и формы художественно-эстетической деятельности. Модель персонально-личностной художественной интеграции показывает динамичное «поле» творчества архитектора в системе актуальных «полюсов» новейшей архитектуры. Объединенная модель художественной полиинтеграции (метасистемы художественной интеграции) выстроена с обозначением общих граничных зон взаимодействия, несущих интеграционный потенциал.

Библиографический список

1. Агеева, Е. Ю. Город как социокультурное образование: функционально-типологический анализ: автореф. дис. … д-ра филос. наук / Е. Ю. Агеева; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Нижний Новгород, 2005. – 48 с.

2. Адорно, Теодор В. Эстетическая теория / Теодор В. Адорно; пер. с нем. А. В. Дранова. – Москва: Республика, 2001. – 526 с.

3. Азизян, И. А. Диалог искусств ХХ века. Очерки взаимодействия искусств в культуре / И. А. Азизян. – Москва: ЛКИ, 2008. – 592 с.: цв. вкл.

4. Азизян, И. А. Отечественная теория архитектуры в круге гуманитарного знания / И. А. Азизян // Очерки истории теории архитектуры Нового и Новейшего времени / Рос. акад. архитектуры и строит. наук, Науч.-исслед. ин-т теории архитектуры и градостр-ва; под ред. И. А. Азизян. – Санкт-Петербург, 2009. – Гл. 19. – С. 608-618.

5. Азизян, И. А. Теория композиции как поэтика архитектуры / И. А. Азизян, И. А. Добрицына, Г. С. Лебедева. – Москва: Прогресс-Традиция, 2002. – 568 с.: ил.

6. Айдарова, Г.Н. Архитектурное образование – точка бифуркации / Г.Н. Айдарова // Архитектурное образование на перепутье: материалы междунар. науч. конф. – Вологда: ВоГТУ, 2007. – С. 11-15.

7. Айрапетов, А. А. Информационная культура и мышление архитектора (на примере понятия симметрия) / А. А. Айрапетов // Архитектура и культура России в ХХI веке: сб. науч. тр. / под ред. И. А. Азизян. – Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – С. 402-411.

8. Андрей Константинович Буров: Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников / сост., вступ. ст. и примеч. Р. Г. Буровой, О. И. Ржехиной. – Москва: Искусство, 1980. – 297 с.: ил.

9. Асс Е.В. Уроки «Архитектурного»: размышления об архитектурном образовании / Е. Асс // Татлин mono: Тема номера: АРХКЛАСС. Мастерская экспериментального учебного проектирования МАРХИ, 2010 г. N 5 (23).

10. Ахмедова, Е. А. Эстетика архитектуры и дизайна: учеб. пособие / Е. А. Ахмедова; Самар. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Самара: СГАСУ, 2007. – 432 с.

11. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. ред. А. М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с.

12. Бадалян, В. Георгий Якулов (1884-1928). Художник, теоретик искусства / В. Бадалян. Изд-во: Эдит Принт, 2010. – 168 с.

13. Балека, Я. Синий – цвет жизни и смерти. Метафизика цвета / Я. Балека. - – Москва: Искусство-XXI век, 208. - 408 с.: цв. ил. - (Искусство-ved).

14. Баррис, Р. Питер Эйзенман и «эрозия правды» / Р. Баррис // Архитектура мира. – Москва, 1994. – Вып. 3. – С. 160.

15. Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры: пер. с фр. / Р. Барт, С. Н. Зенкин. – Москва: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. – 512 с.

16. Бауман, 3. Философия и постмодернистская социология / З. Бауман // Вопросы философии. – 1993. – № 3. – С. 46-52.

17. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – Москва: Искусство, 1986. – 445 с.

18. Бахтурова, Е. Поглазеть и подумать: Herzog&deMeuron. Caixaforym Madrid / Е. Бахтурова // TATLIN. – 2008. – № 2/44/57. – С. 92-105.

19. Бейтс, Е. Интенции, конвенции и символы: сб. ст.: пер. с англ. / Е. Бейтс; ред. А. М. Шахнаровича // Психолингвистика. – Москва, 1984. – С. 50-102.

20. Белинский, В. Г. Идея искусства / В. Г. Белинский // Полное собрание сочинений: в 13 т. / В. Г. Белинский. – Москва, 1954. – Т. 4.

21. Белоголовский, В. В преддверии перемен: интервью с Питером Эйзенманом / В. В. Белоголовский // TATLIN. – 2009. – № 5/54/79. – С. 66-71.

22. Белоголовский, В. Феноменология по Холлу / В. Белоголовский // Building ARX. – 2005. – №1.

23. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. – Москва: Республика, 1994. – 525 с.

24. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон; пер. с фр. В. А. Флеровой. – Москва: КАНОН-пресс, 1998. – 384 с.

25. Бердяев, Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н. Бердяев. – Париж: ИМКА-Пресст, 1985.

26. Бердяев, Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 1. – Москва: Искусство, 1994. – 542 с.

27. Бернаскони 2000-2009. Памятник месту // TATLIN MONO. – 2009. – № 1/14/70. – С. 70.

28. Библер, B. C. О сути диалога / В. С. Библер // Вопросы философии. – 1989. – № 7. – С. 7.

29. Блауберг, И. В, Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. – Москва: Эдиториал УРСС, 1997. – 452 с.

30. Бондаренко, И. А. К вопросу об антропоморфизме архитектурных образов и архетипов (на примере человеческой головы) / И. А. Бондаренко // Вопросы теории архитектуры: Архитектура в диалоге с человеком / сост., отв. ред. И. А. Добрицына. – Москва: ЛЕНАНД, 2013. – С. 121-127.

31. Бондаренко, И. А. Сохранение природных и культурных ценностей как приоритет градостроительства будущего / И. А. Бондаренко // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Сер. «Строительство и архитектура». – 2013. – № 31, ч. 1. – С. 36-40.

32. Бродский, И. А. Нобелевская лекция / И. А. Бродский // Бродский, И. А. Поклониться тени: эссе / пер. с англ. Е. Касаткиной. – Санкт-Петербург, 2006. – С. 240-241.

33. Бугаев, Б. Формы искусства / Б. Бугаев // Мир искусства. – Санкт-Петербург; Москва, 1902. – Т. 8, № 12. – С. 343-360.

34. Бурлака, Д. К. Метафизика культуры / Д. К. Бурлака; Рус. христиан. гуманитар. акад. – Санкт-Петербург: РХГА, 2009. – 352 с.

35. Вайль, П. Гений места / П. Вайль. – Москва: КоЛибри, 2008. – 488 с.: ил.

36. Вержбицкий, Ж. М. Архитектурная культура: искусство архитектуры как средство гуманизации «второй природы» / Ж. М. Вержбицкий; Рос. акад. художеств, Санкт-Петербург. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. – Санкт-петербург: Рос. акад. художеств, 1998. – 51 с.

37. Витюк, Е. Ю. Синергетический подход к решению архитектурных задач: дис. … канд. арх. / Е. Ю. Витюк; Урал. гос. архитектур.-художеств. акад. – Екатеринбург, 2010.

38. Волчок, Ю.П. Архитектоника «большого времени». Читая книгу А.В. Иконникова «Архитектура и история» / Ю.П. Волчок // Вопросы теории архитектуры: Архитектура в диалоге с человеком / сост., отв. ред. И. А. Добрицына. – Москва: ЛЕНАНД, 2013. – С. 345-355.

39. Волчок, Ю. П. Возвращение к понятию «Строительное искусство». К 90-летию Шуховской башни на Шаболовке в Москве / Ю. П. Волчок // Архитектура и строительство России. – 2012. – 11. – С. 33-39.

40. Вопросы теории архитектуры: Архитектура и культура России в ХХI веке / под ред. И. А. Азизян. – Москва: ЛИБРОКОМ, 2009. – 472 с.

41. Вуек, Я. Мифы и утопии архитектуры ХХ века / Я. Вуек; пер. с пол. М. В. Предтеченского; под ред. В. Л. Глазычева. – Москва: Стройиздат, 1990. – 286 с.: ил.

42. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – Москва: Искусство, 1965. – 379 с.

43. Вытулева, К. О. «Мерцательность» как принцип репрезентации современной архитектуры / К. О. Вытулеева // Вопросы теории архитектуры: Архитектура в диалоге с человеком / сост., отв. ред. И. А. Добрицына. – Москва: ЛЕНАНД, 2013. – С. 128-143.

44. Габричевский, А. Г. Пространство и масса в архитектуре / А. Г. Габричевский // Искусство. – 1923. – № 1. – С. 292-309.

45. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: пер. с нем / Х.-Г. Гадамер; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. – Москва: Прогресс, 1990. – 704 с.

46. Галлеев, Б. М. Содружество чувств и синтез искусств / Б. М. Галлеев. – Москва: Знание, 1987. – 63 с.

47. Гегель, Г.-В.-Ф. Лекции по эстетике: В 2 т. Т. 1 / Г.-В.-Ф. Гегель. – Санкт-Петербург, 2001. – 615 с.

48. Гегель, Г.-В.-Ф. Феноменология духа: пер. с нем. / Г.-В.-Ф. Гегель. – Москва: Мысль, 2000. – 408 с.

49. Гейзенберг, В. Теория единого поля / В. Гейзенберг // Эйнштейновский сборник. 1969-1970. – Москва, 1970. – С. 91-98.

50. Гельфонд, А. Л. Архитектурное проектирование общественных пространств / А. Л. Гельфонд; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. – 265 с.: ил.

51. Гельфонд, А. Л. Концепция лирического адресата в зданиях банков А. Харитонова / А. Л. Гельфонд // Александр Харитонов и совр. арх. школа: Акад. чтения (Москва, февр. 2000) Нижегор. гос. архит.-строит. ун-т. Н.Новгород, 2000. – С. 14-18.

52. Генис, А. Раз: Культурология / А. Генис. – Москва: Подкова: ЭКСМО, 2002. – 504 с.

53. Геркан, М. фон. Вода означает качество жизни / М. фон Геркан // Speech. – 2011. – № 7. – С. 191-211.

54. Герман Егошин: Произведения Германа Егошина из собраний Государственной третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея В.В. Маяковского, автора и частных коллекций / Авторы статей В. Турчин, Л. Мочалов. – Москва: Госуд. Третьяковская галерея, Галерея у Яра, 2007. – 159 с.

55. Герман, М. Импрессионизм: основоположники и последователи / М. Герман. – Санкт-Петербург: Азбука-Классика, 2008. – 520 с.: ил.

56. Гессе, Г. Игра в бисер: роман / Г. Гессе. – Москва: Правда, 1992. – 493 с.: ил.

57. Гёте, И. В. Об искусстве / И. В. Гёте; пер. с нем., сост., вст. ст. A. B. Гулыги. – Москва: Искусство, 1975. - 623 с.

58. Глазычев, В. Л. Эволюция творчества в архитектуре / В. Л. Глазычев. – Москва: Стройиздат, 1986. – 496 с.

59. Глазычев, В. Л. О дизайне: очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. Л. Глазычев. – Москва: Искусство, 1970. – 192 с.

60. Глазычев, В. Л. Поэтика городской среды / В. Л. Глазычев // Эстетическая выразительность города. – Москва, 1986. – С. 130-157.

61. Глусберг, X. От киберкультуры к изображению архитектуры / Х. Глусберг // К архитектуре XXI века: сб. науч. ст. / Рос. акад. архитектуры и строит. наук. – М., 2002. – С. 44-46.

62. Гнедовский, С. В. Сергей Гнедовский: от науки к комплексному проектированию / С. В. Гнедовский // Архитектурный вестник. – 2008. – 2 (101). – С. 145-155.

63. Гозак, А. П. Иван Леонидов / А. П. Гозак. – Москва: Жираф, 2002. – 240 с.: ил.

64. Горшкова, Г. Ф. Проекционная геометрия архитектурного пространтсва: дис. … д-ра архитектуры: в 2 т. / Г. Ф. Горшкова; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Нижний Новгород, 2009. – Т. 1-2.

65. Горячева, Т. В. Николай Суетин. / Т. В. Горячева. – Москва: Рус. авангард, 2010. – 192 с.: ил. – (Серия “ Творцы авангарда ”).

66. Грегори, Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Р. Л. Грегори; под ред. А. Р. Лурия, В. П. Зинченко; пер. с англ. Е. Д. Холмской. – Москва: Прогресс, 1970. – 270 с.

67. Гропиус, В. Границы архитектуры / В. Гропиус; пер. с англ. А. С. Пинскер, В. Р. Аронова, В. Г. Калиша. – Москва: Искусство, 1971. – 286 с.

68. Грякалов, A. A. Структурализм в эстетике: критический анализ / А. А. Грякалов; Ленингр. гос. ун-т. – Ленинград: ЛГУ, 1989. – 173 с.

69. Гумбольдт, В. фон. Язык и философия культуры: пер. с нем. / В. фон Гумбольдт. – Москва: Прогресс, 1985. – 448 с.

70. Гумилёв, Н. Поэзия Бодлера // Сочинения: в 3 т. / Н. Гумилев. – Москва, 1991. – Т. З. – С. 201-206.

71. Гумилёв, Н. Теория интегральной поэтики / Н. Гумилёв // Сочинения: в 3 т. / Н. Гумилев. – Москва, 1991. – Т. З. – С. 227-229.

72. Гусарова, А. Символизм в России / А. Гусарова // Третьяковская галерея. – 2013. – № 2 (39), – С. 4-19.

73. Гуссерль, Э. Феноменология внутреннего сознания времени / Э. Гуссерль // Гуссерль, Э. Собрание сочинений / пер. с нем. В. И. Молчанова. – Москва, 1994. – Т. 1. – С. 67-73.

74. Данилова, Э.В. Технология ХХ века как импульс воображения архитекторов / Э.В. Данилова // Вопросы теории архитектуры: Архитектура в диалоге с человеком / сост., отв. ред. И. А. Добрицына. – Москва: ЛЕНАНД, 2013. – С. 383-399.

75. Даниэль, С. М. Кузьма Петров-Водкин. Жизнь и творчество. Суждения об искусстве. Современники о художнике / С. М. Даниэль. – Санкт-Петербург: Аврора, 2011. – 124 с.: ил.

76. Деррида, Ж. Голос и феномен / Ж. Деррида. – Санкт-Петербург: Алетейя, 1999. – 208 с.

77. Дзукки, Ч. Сложность не в том, чтобы быть оригинальным…: интервью А. Вяземцевой / Ч. Дзукки // Speech: дух места. – 2012. – № 9. – С. 187-210.

78. Добрицына, И. А. Автономия архитектуры: быть или не быть? К проблеме переосмысления теоретических оснований профессии / И. А. Добрицына // Academia. Архитектура и строительство. – 2012. – № 2. – С. 14-19.

79. Добрицына, И. А. Архитектура и постмодернистская культура. Эра интерпретационного мышления / И. А. Добрицына // От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки / И. А. Добрицына. – Москва, 2004. – Гл. 1.

80. Добрицына, И. А. Архитектура как иммунная система / И. А. Добрицына // Архитектура и социальный мир: сб. ст. / Рос. акад. архитектуры и строит. наук, Науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры и градостр-ва; отв. ред. И. А. Добрицына. – Москва, 2012. – С. 6-26.

81. Добрицына, И. А. Геометрия «развивающейся» формы / И. А. Добрицына; отв. ред. М. В. Касьянов // Архитектурное формообразование и геометрия. – Москва, 2010. – С. 80-89.

82. Добрицына, И. А. Два кода архитектуры: репрезентация символической власти глобальной экономики / И.А. Добрицына // Архитектура и социальный мир / отв. ред. И.А. Добрицына. – Москва.: Прогресс-Традиция, 2012. – 312 с., ил., С. 213-228.

83. Добрицына И.А. Две позиции архитектуры в зеркале современной культуры / И. А. Добрицына // Взаимовлияние архитектуры и культуры: V Иконниковские чтения / Науч.-исслед. ин-т теории архитектуры и градостр-ва Рос. акад. архитектуры и строит. наук. – Москва, 2008.

84. Добрицына, И. А. Нелинейная парадигма в архитектуре 90-х годов ХХ века / И. А. Добрицына // Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание ХХ – ХХI веков: разломы и переходы / под ред. И. А. Азизян. – Москва, 2001. – С. 146.

85. Добрицына, И. А. От постмодернизма – к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки / И. А. Добрицына. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 416 с.: ил.

86. Добрицына, И. А. От «решетки» к «фракталу». Влияние идей нелинейной науки на архитектурно-градостроительное мышление / И. А. Добрицина // Градостроительное искусство: новые материалы и исслед. / ред. И. А. Бондаренко. – Москва, 2007. – Вып. 1. – С. 464-470.

87. Дудлер, М. Сила в спокойствии / М. Дудлер.// Speech: детальность. – 2001. – № 8. – С. 215-235.

88. Дуцев, М. В. Архитектурная концепция времени / М. В. Дуцев // Вопросы теории архитектуры: Архитектура в диалоге с человеком / сост., отв. ред. И. А. До


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.