К. Александер. Метод паттернов как «открытая» интегральная система проектирования — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

К. Александер. Метод паттернов как «открытая» интегральная система проектирования

2018-01-29 363
К. Александер. Метод паттернов как «открытая» интегральная система проектирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В теоретических работах К. Александера – представителя семантической линии, стремящегося развивать смысловое поле средовых контекстов, значительная роль отводится целостному самосознанию человека в городе и возможным способам его достижения. Используя метод паттернов, или шаблонов, К. Александер как исследователь и практик развивает теорию сложных систем, близок синергетической парадигме. Подход К. Александера близок понятию «открытая система» – целое с открытыми границами, способное включать новые элементы: «Среди социальных потребностей мы можем упомянуть потребность в безопасности, потребность в непредвиденном, в информации и удивлении, игровую потребность, потребность в «приватной» интимности среди множащихся социальных контактов и отношений» [293]. Опираясь на теорию сложных систем, К. Александер стремится к целостности, сопоставляя два аспекта проектирования: максимизацию связей внутри компонентов и минимизацию связей между компонентами. Сегодня его идеи, хоть и не безоговорочно, восприняты программированием, музыкой, педагогикой и различными проектными методиками [293].

Евгений Асс. Вопросы мышления в интегративной архитектурной методологии и методике архитектурного образования

Евгений Асс в эссе «Следы» [280] выступает последователем своих главных идейных вдохновителей: П. Цумтора с его идеями выражения чувственного опыта человека языком архитектурного пространства и М. Хайдеггера, который говорил: «Поэтично живет человек. Это поэтическое чувство охватывает все подробности жизни». Действительно, для архитектора важна именно неразрывная слитность художественного и повседневного, поэзии и жизни, архитектуры и искусства, вернее, воплощенность одного в другом. При этом исчезает сам конфликт, противопоставление понятий, а, возможно, и сами понятия уступают место единой целостной сущности «архитектуры-искусства-жизни» (табл. 3).

Е. Асс предлагает взглянуть на архитектуру не с рационалистической или эстетической точек зрения, а с позиции синтеза в восприятии мира – своеобразной «профессиональной чувствительности к формам и способам пространственного бытия, обитания (в хайдеггеровском значении этого слова), деталям и подробностям мира». Соотнося архитектурное и художественное, Е. Асс дает важную формулировку: «Это и есть «архитектурное. Это смутное понятие определяет для меня поэтическую составляющую архитектуры. За ним нет ни определенного стиля, ни конкретного формального языка» [280].

В русле подходов нашего исследования показательно, что художественные стороны профессии в большей степени мыслятся Е. Ассом как способность к обобщающему восприятию жизни в череде ее проявлений, а не как разновидности синтеза искусств. В то же самое время, исследователь обнаруживает в актуальных тенденциях искусства черты архитектурного: «…актуальное искусство не обеспокоено ни красотой формы (в традиционном понимании), ни конструктивностью, оно критично и иронично по отношению к действительности, склонно более к анализу, чем к синтезу. Оно в большей степени апеллирует к экзистенциальным и феноменальным сущностям, чем к ценностям абстрактной формы. И, как ни странно, именно благодаря этому становится более «архитектурным» [280].

При этом в своей непосредственной творческой работе архитектор стремится избегать «иллюстративности», создавая «объекты прямого действия», формы, детали, вызывающие чувственный отклик. Лиризм архитектуры по Ассу заключается не в символизме, а в непосредственном чувственном переживании архитектурных пространств и форм. Как следствие такого интегрального понимания в творчестве становятся практически равноправными пространственные мотивы архитектуры, художественные образы и логика самой жизни. Е. Асс декларирует стремление к простоте именно в плане этических ограничений, нахождения и удержания определенной меры: вкуса, символа, самого архитектурного жеста. Неслучайно, свои предпочтения Асс отдает «архитектуре положительного нуля», как он сам определил совместное творчество двух близких по духу мастеров – Буркхалтера и Суми. Мастер стремится к архитектуре «простоты и интеллектуальной дисциплины», которая призвана своей наполненной материальной сущностью первичных ощущений.

Е. Асс объясняет свою стратегию сквозь призму интегративного понимания действительности: «Область моего творчества – не архитектурные рассказы, а материальная субстанция бытия. Суть моей эстетической и этической стратегии – в обращении к живому пространственному опыту, к непосредственному тактильному и визуальному переживанию света, фактур материалов, их тепла или холода. Соответственно, и все культурные смыслы и ассоциации рождаются не на уровне изображения или языка, а на уровне первичных ощущений. …Но в то же время каждый раз в простоте этой формы я пытаюсь найти какой-то «сверхсмысл», превращающий простой кубик в архитектурное событие» [280].

Показательно, что в представленном подходе смыкается ряд «красота – простота – целое», что можем считать базой интегративной методики Е. Асса. Принимая во внимание теоретический дискурс исследователя, будем полагать, что реализация этой триады опирается на важные мировоззренческие основания: философию, гуманитарное знание и социальную коммуникацию. При этом продолжая актуальную линию нового европейского прагматизма, Е. Асс уверен в необходимости жизненности архитектурного творчества: «В архитектуре, которую я люблю, здравый смысл становится искусством» [280].

Закономерно, что персональные интегративные подходы Асса на протяжении ряда лет апробировались в образовательной деятельности Мастерской экспериментального учебного проектирования МАРХИ, а с 2012 г. внедряются в программе Мастерской архитектурной школы МАРШ.«Учебный процесс – это длинный спектакль, который должен быть захватывающе увлекательным, интригующим, поучительным и остроумным. Преподаватель оказывается и драматургом и режиссером, и главным действующим лицом этого представления. Сегодня образование нельзя дать – его можно только взять» [9]. Архитектор должен стремиться понять мир и время. По Витрувию, он « должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов и обладать сведениями в астрономии и в небесных законах ».

Учебные программы выстроены так, чтобы студент знал концептуальные основы современной архитектуры, философии, культуры в целом, умел анализировать их как необходимую составную часть проекта. При этом качество проекта зависит от качества задания, в котором заложена основная интрига проекта, поэтому в Мастерской задание формулируется не в виде традиционной «методички», а, скорее, в форме эссе, которое может быть воспринято и как своего рода манифест. Основу задания составляет формулировка проблемного поля. Важна и форма задания, которая должна давать первоначальный импульс к работе, в т.ч. и эстетический.

Автор призывает отойти от привычного, но, с его точки зрения, не до конца точного, понятия метод по отношению к процессу архитектурного образования. Для Е. Асса важен не столько «метод», сколько «стиль» обучения, характерная «атмосфера» процесса, когда обостряется работа мысли, возникают точные вопросы и ответы. С помощью обязательных эссе и «дневниковых архитектурных наблюдений», а также постоянной критической оценки рефлексии, в МЭУП приучают студентов к «мышлению в архитектуре». Курсовой проект, его сдача и оценка за него трактуются в Мастерской как средство обучения, а не его цель.

На основе анализа и обобщения материалов интервью Е. Асса можно выявить ряд взаимосвязанных позиций методического подхода в работе со студентами, который во многом интегрален. Развитие мышления, причем именно расширенного до всего горизонта культуры, является одной из приоритетных задач подхода. Неслучайно, Е. Асс отводит столь пристальное внимание вопросу публикации зарубежных архитектуроведческих работ в России. Эта стратегия предполагает и обязательное изучение не только специальной литературы, но и философии, гуманитарных дисциплин, а также обращение ко всему кругу искусств: музыке, поэзии, хореографии и т.д.

Важнейшей составляющей учебного процесса становится рукотворное рисование. Преподаватели МАРШа ориентируют не на академический рисунок, а на рисование образов – на поиск своеобразных художественных кодов архитектуры. В качестве первой ступени осознания непосредственных телесных представлений о пространстве используется макетирование из нестандартных материалов, дающее возможность автору макета «переживать» пластически на уровне тактильных ощущений.

Таким образом, следует обозначить главные позиции интегративной методики Е. Асса и его соратников по МАРШу:

- развитие архитектурного мышления как синтеза различных областей культуры человека;

- расширение интеллектуального багажа путем чтения значительного массива философских, искусствоведческих и архитектуроведчесаких трудов;

- формирование у будущего архитектора способностей к саморефлексии и критике с помощью написания творческих эссе;

- рукотворное рисование и макетирование как способы художественно-образного переживания на стадии рождения и оформления концепции проекта;

- освоение обращение к художественным языкам за пределами профессии с целью поиска новых форм архитектурно-художественной коммуникации.

Концепция глубокой архитектуры мысли и чувства, нацеленной на изучение и возможное решение той или иной проблемы, отражена в темах для студенческого проектирования в МАРШе: «Архитектура и власть», «Культура в городе», «Трансформация ценностей». В ряду актуальных тем 2013 года, таких как «долгоиграющее жилье» и «территории детства», особое значение имеет тема городских терм под кураторством Е. Асса (преподаватели Рубенс Кортес, Кирилл Асс), дающая наиболее ясную возможность размышлений на тему «Архитектура. Тело. Чувства». В рамках данного задания, студенты и преподаватели пытаются раскрыть одну из важных для Е. Асса тем – изучение телесных переживаниях архитектуры в разных системах восприятия.

Е. Ассом было предложено вхождение в тему через созерцание художественных мотивов: серии картин Петера Пауля Рубенса и Яна Брейгеля Старшего «Пять чувств», а также кинофрагментов, посвященных пространственным ощущениям человека. Далеко неслучайно в своем напутствии студентам Е. Асс акцентировал внимание на привлечении иных внеархитектурных средств: «Итогом будет портфолио, но мы бы хотели, чтобы вы проектировали и другими способами. Частью проекта может стать запах, акустическая программа – то, что составляет реальную сущность архитектурного пространства» [9].

Г.Н. Айдарова. Интегральная инновация архитектурного образования

О необходимости перехода от функциональной типологии учебных проектов к пространственным архетипам, развитии у студентов аналитического и критического мышления, самостоятельности, понимания профессионального и культурного контекста и о необходимости внедрения принципиально новых подходов в архитектурное образование пишет Г.Н. Айдарова в статье 2007 года «Архитектурное образование – точка бифуркации». Анализируя плюсы и минусы традиционно принятой в России методики, исследователь останавливается на сложившемся, основанном на непосредственном диалоге, принципе «делай как я» (ученик подражает мастеру) и непосредственной передаче знаний «из уст в уста», из рук в руки». Отмечая несомненные положительные качества метода, Г.Н. Айдарова указывает на недостатки, среди которых главный – поздняя творческая самостоятельность [6].

Анализируя иные методики, автор статьи, наиболее обеспокоен уходом творческой составляющей из процесса обучения и, как следствие, из студенческих проектов, а также установкой на подготовку исполнителей: «В существующей у нас системе образования воспитанию творческой личности уделяется мало места и времени» [6]. Выход из сложившейся ситуации Г.Н. Айдарова видит в сочетании методов на основе традиций и новаторства и на введении новых обновленных стандартов обучения, отмечая, что «методология опережающего инновационного архитектурного мышления должна становиться неотъемлемой частью учебного процесса» [277]. При этом исследователь выявляет еще один важный вектор – необходимость внедрения междисциплинарных знаний в аспекте глобальной установки на формирование устойчивой среды обитания, разработки ее архитектурных сценариев.

В аспекте концепции художественной интеграции подчеркнем устойчивость этих прогнозов. Действительно, последние годы продемонстрировали принципиально новые возможности вариативных курсов, выявляющие творческие особенности архитектурных школ и индивидуальные особенности студентов, с одной стороны, и принципиально новые возможности междисциплинарных курсов, с другой.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.