Глава I. Теоретико-методологические основы социальной работы с неблагополучными семьями — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава I. Теоретико-методологические основы социальной работы с неблагополучными семьями

2018-01-28 692
Глава I. Теоретико-методологические основы социальной работы с неблагополучными семьями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«*

Кафедра *

Курсовая работа на тему:

«Сущность и особенности социально-психологических программ по работе с неблагополучными семьями»

Вып:

студ * курса

****** *.*.

 

Научный руководитель:

к.п.н. ********* *.*.

 

********, ****

СОДЕРЖАНИЕ

    С
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...  
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы социальной работы с неблагополучными семьями  
1.1. Проблема неблагополучных семей в современной психолого-педагогической литературе  
1.2. Правовые основы социальной работы с семьей  
ВЫВОДЫ    
ГЛАВА II. Социально-психологические технологии и подходы в работе с неблагополучными семьями    
2.1. Сущность технологий работы социального педагога  
2.2. Методика и этапы работы социального педагога с неблагополучными семьями    
ВЫВОДЫ    
заключение ……………………………………………………………………….  
практически рекомендации ………………………………………………  
литературА …………………………………………………………….  
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………….  

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в условиях неоднозначных социальных процессов, происходящих в России на современном историческом этапе, особенно остро встает проблема неблагополучных семей. Семья в современных условиях нуждается в социальной поддержке, которую может оказать служба социальной помощи и социальный педагог школы. Цель его работы - создание благоприятных условий в семье для личностного развития ребёнка, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.

Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: - физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.); потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т.п.); потребность в любви и уважении. Каждая семья является уникальной социальной системой, где несовершеннолетний усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы; здесь формируется эмоциональная интимная сфера его психики. Дефекты семейного воспитания трудно исправимы. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К данной категории семей обычно относят: семьи с низким материальным достатком; семьи, ведущие асоциальный образ жизни; семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.). Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987. С. 197-198

Насилие как испытанное, так и наблюдаемое несовершеннолетним в семье стимулирует психические нарушения и способствует зарождению и развитию девиантного поведения в форме насилия по отношению к другим.

По данным сайта http://infoart.iip.net на октябрь 2003 года в Московской области на учете в органах внутренних дел состоят 15 тыс. подростков, из них 35% проживают в неблагополучных семьях.

Сравнительный анализ проведенных исследований волгоградских ученых ВГСПУ в Волгоградском регионе констатирует факт насилия несовершеннолетних со стороны своих родителей в семье. Почти половина учащихся, 44,7 % указывает, что в детстве их били родители, из них 13,7 % в форме легкого наказания (пощечина). Особенно тревожными выглядят высказывания несовершеннолетних о тяжелых формах наказания (удар кулаком, пинки, избиения предметами) и истязания (были избиты, их поколотили). Так 7,3 % волгоградских учащихся признаются, что в детстве их тяжело наказывали, 23,7 % опрошенных несовершеннолетних в Волгограде указывают, что над ними издевались в детстве. Кроме того, насильственный подход к разрешению межличностных конфликтов, корыстолюбие, нетерпимость и негативизм к мнению других, тесно взаимосвязаны со стилем семейного воспитания (С.Б.Думов, Условия и причины возникновения насилия как формы проявления девиантности среди несовершеннолетних.

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Решать проблемы ребенка, не решая при этом проблем семьи, невозможно и не имеет смысла. Семьи с асоциальной направленностью нередко остаются за пределами семейных психолого-педагогических служб (Ганишина И. С., Ушатиков А. И., Ушакова О.А.).

Оказание своевременной и действенной помощи неблагополучным семьям в решении социально - педагогических проблем, требует комплексного систематизированного подхода, поэтому социальному педагогу необходимо понимать суть проблемы, а также изучать и осваивать новые технологии в работе с данной категорией семей. Использование социально-педагогических технологий в работе с неблагополучными семьями позволяет специалисту значительно легче освоить профессиональную специфику в данной конкретной области практической деятельности и более эффективно выполнять свои функции.

Принимая во внимание всё выше сказанное, темой курсовой работы выбрана: «Сущность и особенности социально-психологических программ по работе с неблагополучными семьями».

Объект исследования: Социально – психологические технологии в работе с неблагополучными семьями.

Предмет исследования: социально-психологические программы работы с неблагополучной семьёй.

Цель исследования: Определить потенциальные возможности социально - психологических программ разного уровня в работе с неблагополучными семьями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты семейного неблагополучия;

2. Изучить оптимальные технологии разного уровня в работе с неблагополучной семьёй;

3. Определить потенциальные возможности социально-психологических программ как локальной технологии в работе с педагогически несостоятельными семьями.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование социально-психологических программ работы социального педагога с неблагополучными семьями позволит сократить негативные проявления со стороны родителей к детям, снизить насилие по отношению к несовершеннолетним..

Теоретико-методологической основой являются идеи таких ученых, как Ю.П. Азарова, М.И. Буянова, Е.М. Волковой, И.В. Ганишиной И. С., Ушатиков А. И., Ушакоойа О.А., Гребенникова, И.Ф. Дементьевой и др. Исследователи А.Е. Личко, С.Г. Саготовская описывали типы родительских отношений к детям. А.И. Антонов, А.Я. Варга, С.Б.Думов, В.М. Целуйко - изучали детско-родительские отношения, их влияние на развитие ребенка, на его дальнейшее отношение к окружающему миру.тревожности на результативность учебной деятельности.

В ходе решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы:

- теоретический, заключающийся в анализе психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические, заключающийся в подборе социально-педагогических технологий

Практическая значимость исследования заключается в том, что рассматриваемая нами проблема является одной из значимых в современной социально-педагогической науке, ее исследование и результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов связанных с организацией эффективного работы социального педагога с неблагополучными семьями

 

 

.

 

ВЫВОДЫ

Семья является уникальной социальной системой, где несовершеннолетний усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы; здесь формируется эмоциональная интимная сфера его психики. Неблагополучная семья - это семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении противоправные действия. Существуют разные типы неблагополучных семей: конфликтная семья, педагогически несостоятельная, асоциальная, малообеспеченная семья, аморальная.

Для целенаправленности работы и систематического анализа её результатов все неблагополучные семьи берутся на учёт, фиксируется: состав семьи, жилищные и материальные условия, образование родителей, их культурный уровень, отношение к воспитанию, характер внутрисемейных отношений, общая обстановка в семье, условия для игр и занятий ребёнка

Эффективности работы способствует разделение неблагополучных семей на группы в зависимости от причин и характера неблагополучия: алкоголизм, аморальный образ жизни родителей; конфликтность внутрисемейных отношений; безответственность, педагогическая безграмотность родителей. Для каждой группы определяются конкретные задачи и методы воздействия.

 

 

ГлаваII. Социально-психологические технологии и подходы в работе с неблагополучными семьями

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

К основным направлениям работы с семьей относят: 1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Технология социально-педагогической деятельности –это совокупность методов и приемов практической социально - педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом. Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации Социальная работа по реализации социально-психологических программ имеет определенные этапы. Выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретико-методологический анализ имеющейся литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о причинах семейного неблагополучия. Семья является уникальной социальной системой, где несовершеннолетний усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы; здесь формируется эмоциональная интимная сфера его психики. Неблагополучная семья - это семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении.

К данной категории семей обычно относят: семьи с низким материальным достатком; семьи, ведущие асоциальный образ жизни; семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).

Насилие как испытанное, так и наблюдаемое несовершеннолетним в семье стимулирует психические нарушения и способствует зарождению и развитию девиантного поведения в форме насилия по отношению к другим.

Семейное неблагополучие и его негативное воздействие на ребенка могут возникнуть и по причине нарушений и отклонений в сфере внутрисемейных отношений (в отношениях между супругами и родителей с детьми).

2. К оптимальным технологиям разного уровня в работе социального педагога с неблагополучной семьёй относят субъективные технологии (индивидуальные, групповые), деятельностные технологии, направленные на совершенствование социально-педагогической работы как вида деятельности, средовые технологии (технологии оздоровления окружающей среды). Социально-педагогические технологии, включая социально-психологические программы (диагностика, тренинг, консультирование и др.) осуществляются по м етодологическим ( объективность в сборе фактов и их интерпретации принципам и э тическим принципам ( конфиденциальность, степень открытости, невмешательство в частную жизнь). Для успешности социально-педагогических технологии должна быть четкая обратная связь;

3.Потенциальные возможности социально-психологических программ как локальной технологии в работе с неблагополучными, педагогически несостоятельными семьями достаточно велики, так как рассмотренные технологии работы с неблагополучной семьей социальные педагоги могут использовать как в общеобразовательных учреждениях, так и в центрах помощи семье и детям, социальных

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по работе с неблагополучными семьями

В работе с неблагополучными семьями важным аспектом работы социального педагога является проведение ранней профилактической работы

Ранняя профилактика неблагополучных семей включает в себя тесное сотрудничество специалистов, работающих с семьей: участковых инспекторов милиции, инспекторов ИДН, психологов, социальных педагогов, классных руководителей, директоров и завучей школ, заведующих детскими садами, участковых педиатров, врачей-наркологов, врачей психоневрологов, воспитателей и др. Целью данной совместной работы является профилактика семейного неблагополучия. Поэтому основной метод в работе с неблагополучной семьей - это социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт членов различных ведомств с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации о семье и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами.Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей за рамки его полномочий. Например, от него ожидают лишения родителей их прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, поручают исполнение решения суда о надзоре или изолировании ребенка. При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может потребоваться помощь других специалистов.

Задача социального педагога - создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

 

Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой - учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента - с позиции клиентоцентризма.

Рекомендация 1.

Цикл социально-педагогической помощи семьям, использующим физические наказания детей, включает в себя все компоненты помощи: знакомство, оценка проблемы; планирование работы; выполнение намеченных действий; подведение результатов.

Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели.

Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность. Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней - индивидуального, группового и общинного. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий:

Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.

Методы, приемы консультирования: беседа; включенное наблюдение; убеждение; одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать; прием активного слушания; прием парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами. Может быть вопрос или пример (хорошо учится - на пятерки или хотя бы на тройки) через противоположное утверждение; использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит); прием конфронтации.

Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;

Прием «Я-послания». Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента. Этим Я-посланием социальный педагог пытается найти отклик у клиента: «Я чувствую себя плохо оттого, что вы стучите по столу»;

метод легенд - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника - телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения. Этапы телефонного консультирования:- приветствие, знакомство;- принятие - профессионал показывает, что он готов принять информацию («Внимательно слушаю», «Хорошо, что позвонили» и т.п.);- предложение своей помощи; исследование проблемы клиента (что, где, когда). Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу; выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент; поиск согласия; подведение итогов, совместный план действий; расставание, выражение благодарности за звонок.

Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее.

Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство (удовлетворение каких-либо потребностей клиента); защита прав клиента. Письмо-поздравление, поддержка клиента.

 

Рекомендация 2.

В работе социального педагога можно использовать групповой уровень реабилитационной работы. Группа - это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.

Методы групповой реабилитации:

- беседа (диалог между двумя участвующими сторонами);

- лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель - повышение уровня информированности клиента);

- диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);

- дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);

- собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников). Необходимо подготовить повестку. Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому-либо действию.

Значение этих форм работы в том, что они помогают выявлять проблемы, способствуют их решению, развивают коммуникативные навыки клиента.

Для работы с группой необходим организатор, имеющий коммуникативные навыки и владеющий информацией.

Рекомендация 3

Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини-лекция, диспут, беседа, используются видеоматериалы, приемы игротерапии, арттерапии, мозгового штурма и т.д.

Тренинг требует от ведущего тщательной предварительной подготовки: выработки плана, программы, создания тренинговой группы из 8 - 10 человек, решения организационных вопросов, подготовки помещения, определения общей стратегии действия.

Выбор стратегии определяется задачами тренинга, уровнем сплоченности в группе, подготовки ведущего.

Возможны следующие стратегии:

программное ведение тренинга, которое предполагает четкое следование программе (контроль времени и ролей участников), жесткий стиль ведения тренинга;

тематическое ведение, когда ведущий обозначает тему тренинга, ставит цель, проводит мини-лекцию, которая должна заинтересовать участников. Далее предлагается участникам самим выбрать деятельность или ведущий предлагает несколько направлений;

свободное ведение, когда группе предоставляется свобода выбора проблемы, действия, ведущий уходит в тень.

Этапы тренинга:

- знакомство;

- решение организационных вопросов: определяются цели, время, что допустимо, что нет. Одно из обязательных правил работы - каждый может свободно говорить в любое время, но запрет на все виды ругательства и насилия;

- возникновение «чувства группы», когда люди преодолевают опасения по отношению друг к другу, начинают что-то значить друг для друга, снимают маски;

- подведение итогов, сравнение полученных результатов с ожидаемыми.

Документация тренинга: дневник, личные карты участников, отчет.

У групповых тренингов есть экономическое преимущество. Однако тренинги не получили пока широкого распространения, главным образом вследствие отсутствия профессиональных кадров, владеющих этой формой работы.

 

Рекомендация 4

Существует общинный уровень реабилитационной работы, используемый в деятельности социального педагога.. Цель общинной работы - анимация, оживление жизненного пространства людей. Общинная работа активизирует усилия людей по решению своих общих проблем, позволяет улучшить условия жизни, выявить конструктивных лидеров и устранить деструктивных.

Методы общинной работы - лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники).

Цели - воспитательные, пропагандистские, рекреационные и т.д.

Для проведения акций нужна предварительная подготовка: содержательная, материальная, организационная. Обязательно привлечение волонтеров (студенты, пенсионеры, домохозяйки). По отношению к волонтерам проведение акции является формой организации их досуга, позволяющей решать воспитательные, поведенческие, личностные проблемы.

 

Тренинг как технология имеет ряд преимуществ:

1. Тренинг является активной формой обучения, поэтому он эффективен в работе с родителями. Участники тренинга приобретают не только теоретические знания, но и практические умения и навыки, которые закрепляются при выполнении заданий и упражнений;

2. Тренинг позволяет вскрыть индивидуальные особенности обучающихся родителей, снижающие их воспитательную компетентность, и скорректировать своё поведение в выделяемых аспектах;

3. В процессе тренинга у участников обучения формируется индивидуально - специфические приёмы и способы коммуникаций и принятия решений в проблемных ситуациях, основанные на их индивидуальных особенностях;

4. В тренинге происходит активный взаимообмен опытом обучающихся, что расширяет их индивидуальный поведенческий репертуар и поле решения проблем в воспитании детей.

5. Эмоциональная включенность участников в ситуацию тренинга позволяет создать высокую мотивацию к обучению, усиливает закрепление знаний, формирование умения и навыков.

Целесообразна также организация просветительской работы на уровне государства с задействованием СМИ (телевидения, радио), теле-, радиорекламы, рекламы в печатных органах (газетах, журналах) - пропаганда полной (функциональной) семьи, счастливых детей, здорового образа жизни, правильного питания, физкультуры и спорта в стране, в том числе изменения менталитета граждан в сторону менее терпимого отношения к курению, пьянству, наркомании и де-виантному поведению взрослых. Отказ от рекламы спиртных напитков, сигарет и т. п.

Также необходимо осуществлять просвещение на уровне образовательных учебных заведений (детские сады, общеобразовательные школы, школы-интернаты, ШРМ, СПТУ): оформлять стенды, выступать на родительских собраниях с ознакомительными лекциями на темы: «Влияние семьи на детей», «Дети и родители», «Воспитание в труде», «Воспитание "трудного" ребенка», «Социализация в условиях здоровой (функциональной) и неблагополучной (дисфункциональной) семьи», «Преступность несовершеннолетних и неблагополучная семья», «Особенности возникновения трудновоспитуемости», «Личность "трудных" подростков», «Особенности подросткового возраста» и др., в ходе проведения которых необходимо разъяснять отрицательное психологическое влияние, которое оказывает неблагополучная семья на личность несовершеннолетних. Лекции могут проводить практические психологи, социальные работники, социальные педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних и другие специалисты по работе с семьей.

В ходе проведения лекций во время родительских собраний на базе школы-интерната мы воздействовали на самосознание родителей, старались создать у них установку на укрепление семьи, культ здорового образа жизни, разъясняли им психологические особенности подросткового периода, негативное влияние семейного неблагополучия (т. е. семей алкогольных, асоциально-аморальных, конфликтных, криминальных, семей с психически больными родителями, педагогически несостоятельных) на формирование девиант-ного поведения несовершеннолетних.

 

 

Программа работы

с асоциально-аморальными семьями (бродяжничество, попрошайничество, скитание родителей, нежелание работать, асоциально-аморальный образ жизни)

1. Наблюдение за семьей и проведение бесед с ее членами психологом,

социальным педагогом, классным руководителем ДОУ о целесообразности изменения их поведения.

2. Постановка семьи на учет в ОВД, ИДН.

3. Оказание психологической и психотерапевтической помощи членам

семьи. Использование следующих направлений в психокоррекционной

работе с семьей: логотерапии, психодрамы, семейного консультирова

ния, семейной психотерапии, социально-психологического тренинга,

музыкотерапии, педагогической AT, поведенческой психотерапии, пра

вославной психотерапии.

4. Оказание помощи родителям асоциально-аморальной семьи в поиске работы, постоянного места жительства, получении денежных выплат.

5. Возбуждение дела о лишении родительских прав в случае неэффективности проделанной работы.

6.Центр занятости населения, ОВД, ДОУ, и др, КДН, школа, центры психолого-медико-педагогической помощи, социальная гостиница, комитет по здравоохранению.

Участники: Психологи, врачи, воспитатели, учителя, социальные педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних

Программа работы

Программа работы с семьей

Рекомендация 5

Педагогически несостоятельные (семьи, в которых родители в силу психологических причин либо по причине незнания детской психологии утратили свое влияние на детей) нуждаются в работе социального педагога для коррекции поведения детей. Здесь можно использовать наблюдение и консультации психолога. Вначале идет выяснение проблем. Затем осуществляется психолого-педагогическая помощь семье. Проведение лекций, родительских собраний, семинаров, бесед, просмотр видеофильмов, социально-психологических тренингов, проведение занятий психогимнастикой, библиотерапия, «воспитание родителей». При оказании психолого-педагогической помощи к девиантному подростку следует найти индивидуальный подход, усилить контроль за выполнением заданий, дать эмоционально положительное подкрепление, создать мотивацию успеха. Кроме того, необходимо знать, что результата от работы можно ждать очень долго, порой несколько лет.

Коррекция девиантного поведения несовершеннолетних включает в себя пять основных этапов:

1) выявление учащихся, проявляющих девиантное поведение;

2) определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности:

а) анализ семейного окружения, выявление типа семейного неблагополучия;

б) выявление акцентуаций характера;

в) установление форм отклоняющегося поведения методом наблюдения, экспертного опроса, обобщением независимых характеристик.

3) составление плана и проведение психолого-педагогической коррекции по устранению причин нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, задач, средств, этапов, исполнителей);

4) изменение характера межличностных отношений девиантов со сверстниками, взрослыми и условий семейного воспитания;

5) вовлечение в различные виды социально полезной деятельности и обеспечение успеха в ней.

Необходимые факторы социального контроля для успешной коррекции девиантного поведения несовершеннолетних:

1) адекватность методов и средств конкретным видам девиантного поведения, удовлетворение личностных потребностей несовершеннолетних, склонных к «ненормальному» поведению. Использование различных видов деятельности (трудовая, эколого-биологическая, учебно-исследовательская, туристско-краеведческая, игровая, спортивно-оздоровительная, культурно-досуговая), которые могут служить серьезной альтернативой различным формам девиантного поведения, их вытеснение;

2) сужение репрессивных мер воздействия (частых наказаний без поощрений, запугивания и «заклеймения» несовершеннолетних с девиантным поведением);

3) создание гибкой разветвленной системы социальной помощи, включающей государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.

Перевоспитание — процесс преодоления трудновоспитуемости и нормализации взаимоотношений «трудного» ребенка с окружающим миром. С психологической точки зрения это процесс, в котором устраняются внутренние конфликты, мешающие нормальному развитию психики. С точки зрения педагогики перевоспитание заключается в применении специальных, более сильных, чем обычные, средств педагогического воздействия.

Процесс корректирующего педагогического воздействия на личность включает пять фаз (А. И. Кочетов, см.: Кочетов, А. И. Перевоспитание подростка/ А. И. Кочетов. — М.: Педагогика, 1972. С. 56—64):

1) восстановительную — предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали до появления ТрудновоспитуемОСТИ, обращение к памяти подростка о его добрых делах;

2) компенсирующую — стремление компенсировать ТОТ ИЛИ иной недостаток усилением деятельности в ТОЙ ИЛИ иной области, которую они любят и в которой могут добиваться быстрых успехов (спорт, труд и т. п.);

3) стимулирующая — направлена на активизацию положительной общественно полезной деятельности (осуждение и одобрение);

4) исправительную — связана с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагает разнообразные методы: поощрения, внушения, убеждения, примера и т. д., связанные с коррекцией поведения;

5) профориентацию референтой группы.

В перевоспитании существует цепь последовательно связанных между собой элементов:

- анализа положительных и отрицательных свойств характера подростка, исследования его потребностей, отклонений в поведении;

- изучения педагогической обстановки, среды окружения ребенка с последующей нейтрализацией (или устранением) вредных влияний положительным воздействием окружающей среды. Подростка необходимо поставить в положение активного сопротивления неблагоприятным условиям внешней среды;

- перестройки отрицательного стереотипа ребенка. Переключение его сил и способностей на интересные дела, изменение окружающей среды (перевод из класса в класс, из школы в школу). Надо, чтобы в результате такой перестройки подросток не мог проявлять свои недостатки, чтобы вся его жизнь требовала изменения, положительных качеств, сил и способностей;

- изменения привычного поведения подростка путем вовлечения его в новые виды деятельности. В результате должны усилиться положительные качества;

-устранения недостатков на базе ускоренного развития положительных качеств. Быстрыми темпами идет общее развитие, но пока не устранена односторонность в развитии, возможен рецидив.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, Л.С. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие /Л.С. Алексеева. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 160 с.

2. Алемаскин, М.А. Психологическая характеристика личности подростка – правонарушителя /М.А. Алемаскин //Вопросы обучения детей с отклонениями в поведении – М., 1963. - С. 95.

3. Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова. – М.: Академия, 2004. – 192 с.

4. Арефьев А.Л. Беспризорники в постсоветской России //Мониторинг общественного мнения. - 2003. - № 5-6. - С. 21-29.

5. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения //Директор школы, 2001. - № 10. – С. 12-14.

6. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог. Введение в профессию. – М., Академия, 2006. – 108 с.

7. Беличева С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России //Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. - 1998. - №2. - С. 76-89.

8. Василькова Ю.Ю., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. - С. 357 – 381.

9. Ветров Ю.Г. Состояние и проблемы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних //Педагогика. - 2005. - № 2. - С. 101.

10. Воеводина Н. Как защитить ребенка? //Российская федерация сегодня. - 2004. - № 23. - С.15.

11. Грибанова Г. В. Психологическая диагностика личностного развития де­тей и подростков при семейном алкоголизме //Детская патопсихология: Хре­стоматия.- М., 2000. - С. 284-298.

12. Григоренко Е. Л., Паулз Д. Л. Генетические факторы, влияющие на возникно­вение девиантных форм развития и детских психиатрических расстройств //Дефектология. - 1995. - № 3. - С. 3-26.

13. Дербенев Д.В. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей.// Педагогика. -1999. - №4)

14. Здравомыслова О.М. Насилие в семье и кризис традиционной концепции воспитания //Социальная педагогика. - № 1. - 2005. - С.126.

15. Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка //


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.