Работодатели как сторона социального партнерства. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Работодатели как сторона социального партнерства.

2018-01-28 1344
Работодатели как сторона социального партнерства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Согласно ст. 24 главы 3 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями. Представители работодателя классифицируются по трем категориям в зависимости от целей социального партнерства: -руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица;

- объединения работодателей, представляющие собой некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (могут формировать комиссии по урегулированию соц-труд споров);

- представители работодателей, финансируемые из соответствующих бюджетов – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций (входят соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления)

Интересы работодателя представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица. Интересы работодателей также представляют соответствующие объединения работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров итд. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей. представителями работодателей - организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

 

10. Объединения работодателей в отношениях социального партнерст­ва.

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Объединение работодателей (ОР) - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. ОР могут быть на разных уровнях: могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

Представители работодателя классифицируются по трем категориям в зависимости от целей социального партнерства:

1. руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица

2. объединения работодателей, представляющие собой некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (могут формировать комиссии по урегулированию соц-труд споров)

3. представители работодателей, финансируемые из соответствующих бюджетов – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций (входят соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления)

Объединение работодателей обязано:

1. вести коллективные переговоры, заключать соглашения с профессиональными союзами и их объединениями;

2. выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей;

3. предоставлять своим членам информацию о заключенных ОР соглашениях и тексты этих соглашений;

4. предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

5. осуществлять контроль за выполнением заключенных ОР соглашений;

6. содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями - членами объединения работодателей;

7. отчитываться перед своими членами о деятельности объединения работодателей;

8. оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

9. и сполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности.

Объединение работодателей имеет право:

1) формировать согласованную позицию членов ОР по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее; 2) согласовывать с другими ОР позицию ОР по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений; 3) отстаивать законные интересы и защищать права своих членов; 4) выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений; 5) наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и др; 6 ) вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке; 7) принимать участие в реализации мер по обеспечению занятости населения; 8) проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями по основным направлениям социально-экономической политики; 9) получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением. 10) участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования (гос.стандарты, проф. программы).

11. Правовое положение государства в системе социального партнер­ства.

 

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. В системе социального партнерства государство участвует, как правило, в лице исполнительной власти – правительства, его органов и представителей. Государство выступает в качестве равноправной стороны со своими особыми функциями, отличающимися от функций двух других партнеров – профсоюзов и нанимателей.

Государство в лице правотворческих органов определяет правовое положение сторон и участников отношений социального партнерства, порядок реализации их прав и осуществления обязанностей, т.е. регулирует нормами права эти отношения. Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей — установление минимальных социально-трудовых гарантий, предоставляя все больший простор для регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства. В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов в сфере труда.

К органам, участвующим в системе соц.партнерства относятся (гл. 5 ТК РФ, ст.35):

● правительство РФ;

● министерство труда и социального развития РФ, которое традиционно принимает участие в заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне;

● администрация области, края, правительство республики, а также органы исполнительной власти городов федерального значения, а также автономной области (округов) по законам субъектов РФ;

● органы службы занятости (различные соц. органы, участвующие не только в трудовых отношениях, но и в социальной сфере) закон о занятости населения. Все эти службы направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий (комитетов), участвующих в заключении соглашений на соответствующих уровнях.

Государство в социальном партнерстве выступает в трех ипостасях:

· собственника (а значит и нанимателя),

· законодателя

· арбитра (посредника)

3 основные функции государства в отношениях социального партнерства:

– координация совместных действий социальных партнеров;

– примирение сторон путем содействия урегулированию конфликтов;

– защита общественных интересов

В качестве субъекта социального партнерства государство выступает как:

а) выразитель и защитник общественных интересов;

б) работодатель;

в) организатор примирительно-третейского процесса урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих между работниками и работодателями.

Но, несмотря на указанное выше, основная функция государства в отношениях социального партнерства – функция гарантийная. Государство выступает в качестве гаранта социального партнерства, обеспечивающего равноправие участников отношений социального партнерства и защиту их прав. Свою роль гаранта отношений социального партнерства государство осуществляет преимущественно в формах участия в разрешении разногласий, возникающих между субъектами социального партнерства (организации посреднических процедур, трудовых арбитражей, осуществлении судопроизводства), осуществления контроля за соблюдением законодательства о социальном партнерстве и выполнением обязательств, установленных коллективными договорами, соглашениями.

Согласно 26 ст. ТК РФ, соц. партнерство осуществляется на:

● федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда РФ;

● межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

● региональном уровне (субъекты РФ)

● отраслевом уровне (урегулирование отношений в сфере труда в отрасли(отраслях))

● территориальном уровне (урегулирование отношений в сфере труда в муниципальном образовании)

● локальном уровне (устанавливаются отношения работников и работодателей в сфере труда

 

12. Понятие и общая характеристика принципов социального партнер­ства.

Социальное партнерство в сфере труда(по ТК 23ст) – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства и профсоюзов. Социальное партнерство является механизмом коллективно-договорных отношений, когда социальные вопросы согласовываются на уровне предприятия при участии представителей работодателей, наемных работников и государства. Коллективно-договорное регулирование предусматривает эффективное взаимодействие руководителя и работника, механизм согласования интересов, разрешения возможных конфликтов и т.п.

Институт социального партнерства строится на основе следующих принципов: 1) равноправие сторон; 2) уважение и учет интересов сторон; 3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; 4) полномочность представителей сторон; 5) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; 6) добровольность принятия сторонами на себя обязательств; 7) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; 8) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; связанные с государственными гарантиями социального партнерства: 9) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; правовые: 10) соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; 12)ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Основополагающими принципами, которые названы в Декларации МОТ являются свобода объединения и действенное признание права на ведении коллективных переговоров.

Реализация принципов, целей и задач социального партнерства возможна в установленных ТК РФ формах:

1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.