Преподобный Иоанн Лествичник — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Преподобный Иоанн Лествичник

2018-01-28 124
Преподобный Иоанн Лествичник 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преподобный Ефрем Сирин

Есть воздержание в языке - не говорить много и не говорить пустого, владеть языком и не злословить, не обижать словом, не клясться, не празднословить о чем не должно, не клеветать одному на другого, не пересуживать брата, не открывать тайн, не заниматься тем, что не наше. Есть воздержание и для глаз - владеть зрением, не устремлять взора или не смотреть внимательно на все приятное и на что-либо неприличное. Есть воздержание и в слухе - владеть слухом и не поражаться пустою молвою. Есть воздержание в раздражительности - владеть гневом и не вдруг воспламеняться. Есть воздержание от славы - владеть своим духом, не желать прославления, не искать славы, не превозноситься, не искать чести и не надмеваться, не мечтать о похвалах. Есть воздержание помыслов - низлагать помыслы страхом Божиим, не склоняться на помысл обольстительный и воспламеняющий, не услаждаться им. Есть воздержание в снедях - владеть собой и не выискивать снедей в обилии предлагаемых яств дорогих, не есть не вовремя, не предаваться духу чрево угодия, не возбуждаться к алчности добро тою снедей и не желать то одной, то другой снеди. Есть воздержание в питии - владеть собою... и не пить вина без нужды, не выискивать разных напитков, не гоняться за удовольствием - пить искусно приготовленные смеси, не употреблять без меры не только вина, но, если можно, и воды. Есть воздержание в пожелании и в порочном сластолюбии - владеть чувством, не потакать случайно возбудившимся пожеланиям, не склоняться на помыслы, внушающие сладострастие, не услаждаться тем, что впоследствии возбуждает к себе ненависть, не исполнять волю плоти, но обуздывать страсти страхом Божиим. Ибо тот поистине воздержан, кто вожделевает небесных благ и, к ним устремляясь умом, отвращается от плотского вожделения, гнушается плотоугодием. Воздержан тот, кто не любит смотреть на женские лица, не пленяется телесною наружностью, не привлекается красотами, не услаждается приятным для обоняния, не уловляется словами лести, не остается вместе с женщинами, особенно нескромными, не длит бесед с женами.

Велика награда за воздержание, и нет предела ее величию. Поэтому подлинно блажен, кто действительно приобрел воздержание.

Блаженны воздержные, потому что их ожидают райские утехи.

Будем трудолюбивыми, но в делах обыкновенных не более, чем в деле Божием.

За то воздержание, каким изнурил ты себя здесь, красота твоя воссияет в брачном чертоге.
Святитель Василий Великий

Дела обличают нас, когда в скорбях скорее прибегаем ко всякому прочему, только не к Богу. Больно у тебя дитя? Ищешь во рожею или вешающего на шею младенца пустые надписи или, наконец, идешь к врачу за лекарствами, пренебрегши Того, Кто может спасти. Вообще при всякой нужде обличаешь сам себя, что на словах называешь Бога прибежищем, а на деле домогаешься помощи от бесполезного и суетного. Но праведнику истинная помощь - Бог.

Не пристращайся к богатству земному душою своею, но извлекай из него пользу, не люби его чрезмерно и как одному из благ не дивись ему, но употребляй его в служение как орудие.

Не должно заботиться об избытке нужного для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности; но надобно быть чистым от всякого вида любостяжания и щегольства.

Каждый день и час бодрствовать и при совершенном благоугождении Богу быть готовым, зная, что Господь придет в час, в который он не чает.

Что свойственно христианину? Очиститься от всякой скверны плоти и духа Кровию Христовой, творить святыню в страхе Божием и любви Христовой.

В послушании Евангелию потребуется от чет у всех людей, монахи ли они или живут в супружестве.

Христианину должно не говорить ни о ком худо, не оговаривать, ни даже вообще слушать с приятностью оговоры, не скоро верить тому, что говорят на кого, не отдаваться во власть раздражительности, не покоряться пожеланию, не гневаться на ближнего понапрасну, не держать ни на кого не удовольствия, не воздавать злом за зло.

...никогда не оправдывать самого себя, сознавать себя паче всех грешным пред Богом и пред людьми, вразумлять бесчинных, утешать малодушных, прислуживать недужным, заботиться о странноприимстве и братолюбии.

...удаляться от людей негодных, плотских и суетных, больше думать, а меньше говорить, не быть дерзким в слове, не допускать излишества в разговорах, не быть смешливым, но украшаться стыдливостью, взор потуплять долу, а душу возносить горе; на прекословия не отвечать прекословием, быть благопокорным, трудиться своими руками; всегда памятовать о последних, с надеждою радоваться, скорби терпеть, непрестанно молиться, о всем благодарить; пред всеми быть смиренным, ненавидеть высокомерие, быть трезвенным и охранять сердце от лукавых помыслов, чрез исполнение заповедей собирать себе сокровища на небе; делать себе испытание в ежедневных помышлениях и поступках, не вдаваться в житейские заботы и излишние беседы, не любопытствовать о жизни людей беспечных, но соревновать только жизни святых отцов; сорадоваться, а не завидовать преуспевающим в добродетели; сострадать страждущим, плакать с ними и весьма сетовать о них, но не обвинять их, не делать упреков отвращающемуся от греха.

Прошел ли день? Благодари Даровавшего нам солнце для отправления дневных дел и Давшего огонь освещать ночь и служить для прочих житейских потреб.

Надеваешь хитон - благодари Давшего; облекаешься в плащ - усугубь любовь к Богу, даровавшему нам покровы, пригодные для зимы и лета и сохраняющие жизнь нашу.

Получаем ли скорее или медленнее, пре будем благодарными Господу, потому что все, что ни делает Владыка, все домостроительствует ради нашего спасения, только мы да не будем из малодушия прекращать прошения.

Христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достой но Евангелия Христова.

Христианину не должно рассеиваться и чем-либо отвлекаться от памятования о Боге, о воле и судах Его.
Святитель Григорий Богослов

Христиане живут долу, но выше всего дольнего; среди людей, но выше всего человеческого; связаны, но свободны; стесняемы, но ничем неудержимы; ничего не имеют в мире, но обладают всем премирным; живут сугубою жизнью и одну презирают, о другой же заботятся; чрез умерщвление бес смертны; чрез отрешение от твари соединены с Богом; не знают любви страстной, но горят любовью божественною, бесстрастною; их наследие - Источник света...

Если именуешься христианином в том смысле, что Христа исповедуешь Богом, то докажи делами свои исповедания.

Святитель Иоанн Златоуст

Для грешника нет большей пользы, как всегда иметь в уме и перед глазами свои грехи и как можно чаще сокрушаться и испытывать себя. Ничто скорее этого не умилостивляет гнев Божий - ни посты, ни бдения, ни иное прочее в этом роде.

Чтобы нам быть любезными Богу, будем развивать душевную красоту, ежедневно смывая всякую нечистоту чтением Писаний, молитвами, милостынями, единомыслием друг с другом.

Желающему угождать Богу и быть добродетельными чистым совершенно необходимо вести жизнь не спокойную, приятную и беспечную, но прискорбную и исполненную многих трудов и подвигов.

Почему печаль мирская производит смерть? Потому что чрезмерная печаль обыкновенно доводит или до сомнения, или до пагубного богохульства.

Если хочешь сделаться равным апостолам, ничто не препятствует: довольно для тебя выполнить одну только добродетель милостыни, чтоб ни в чем не быть скуднее апостолов.

Без девства можно видеть Царствие Небесное, а без милостыни никакой нет к тому возможности.

Можно ведь, живя и в городе, подражать любомудрию пустынножителей, (и замужняя) и семейная может и молиться, и поститься, и приходить в умиление.

Какая, в самом деле, польза от наслаждений земных? Сегодня оно есть, а завтра его нет, сегодня оно цвет красивый, а завтра прах рассеянный, сегодня огонь пылающий, а завтра пепел остывший.

Если ты заботишься о своем спасении, доказывай это не словами, а делами... Потому постарайся исправить жизнь, так как не верующий спросит тебя: "Откуда мне знать, что Бог заповедал возможное? Вот ты, будучи христианином по самому рождению и воспитанный в этой превосходной религии, ничего такого не исполняешь". Что ты скажешь на это? Без сомнения, станешь отвечать: "Я укажу тебе других, которые исполняют, именно: монахов, обитающих в пустынях, (и святых)". Но не стыдно ли тебе признавать себя христианином и отсылать к другим, как будто ты не можешь доказать того, что и сам совершаешь дела христианские? Неверующий тотчас возразит тебе: "Какая мне необходимость ходить по горам и пустыни? Если невозможно любомудрствовать в городах, то это может быть большим обвинением христианской жизни, для осуществления которой необходимо оставить города и бежать в пустыни".

Делай все из повиновения Господу и как бы ты все делал ради Него. Этого достаточно для того, чтобы не допустить никакого соблазна или беспорядка.

В теле прославляет Бога тот, кто не пре дается блуду, кто не пресыщается, кто не печется о внешнем украшении, кто настолько показывает заботливости о себе, насколько это нужно только для здоровья, кто не прелюбодействует, равно как и та, которая не намащает себя благовониями, не расписывает красками своего лица, которая довольна тем видом, каким наделил ее Бог, и ничего не прибавляет к тому искусственного.

Святитель Григорий Нисский

Пределом заботливости твоей о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть.

Преподобный Исидор Пелусиот

Господь, носимый еще в Матерней утробе, включен в народную перепись и заплатил кинсон кесарю, узаконяя нам быть покорными власти, когда нимало не вредит сие благочестию. Посему будем и мы подражать тому, чему научил нас Сам Бог наш, обнищавший по домостроительству, и не станем под предлогом нашей нищеты отрекаться от подати.

Кто изобразил для себя самую воздержную и довольствующуюся малым жизнь, тот славен и велик душой.

Надлежит всеми мерами уступать власти в том, в чем не терпят вреда ни благочестие, ни добродетель, а, напротив, делаются от скромности их чтителей более царственны ми и достославными.

И богатство, будь оно велико и теки ото всюду; и достоинство, будь оно царское; и умственные дарования, украшайся они даром слова, - ничего не значат, если не со единены с упованием на Бога. Ибо гнило то богатство, которого не присуждает Бог, часто с корнем вырывается и отъемлется у приобретающих, подобно бесплодному и дикому дереву, которое делает вред близким к нему деревьям; умственные дарования, не украшенные Божественною мудростью, бес полезны, как не знающие самообуздания. Господь отвращает вспять мудрые, советы их обуяет (Ис.44,25). Посему, если и здешнее непрочно для нетвердых пред Богом, а будущее еще ненадежнее, то возьмемся за священный якорь.

Кто занят житейским, тот не представит себе ничего небесного, ничего ангельского.

Преподобный Иоанн Кассиан

Мы должны знать, что труд воздержания телесного мы подъемлем для того, чтобы этим постом можно было достигнуть чисто ты сердца. Впрочем, труд этот употребляется нами напрасно, если, зная цель, неутомимо подъемлем труд поста, а цели, для которой переносим столько скорбей, не можем достигнуть; лучше воздержаться от запрещенной пищи души (то есть грехов и пороков), в которой бывает сначала гибельное пожирание братьев, о котором говорится: "Не люби злословить, чтобы не быть тебе истребленным".

Царство Небесное восхищают не беспечные, не распущенные, не избалованные, не изнеженные, но усильные искатели (авва Авраам).

Помни, что в видимом воздержании плоти нет еще полноты совершенства, его могут иметь и неверные или по необходимости, или по лицемерию (авва Феона).

Блаженный Диадох

Воздержание есть принадлежность всех добродетелей, почему "подвизающийся" должен "от всего воздерживаться" (1 Кор.9,25). Как отнят будет какой-нибудь наималейший член тела человеческого, весь вид человека делается безобразным, так и когда кто вознерадит об одной лишь какой добродетели, расстраивает все благолепие воздержания, хотя и не видит того. Почему должно не только телесные люботрудно проходить добродетели, но и те, которые имеют силу очищать нашего внутреннего человека. Ибо какая польза тело соблюдать девственным, когда душа блудодействует с бесом не послушания? Или как увенчается тот, кто от чревоугодия и всякой другой похоти те лесной блюдет себя, а о кичении и славолюбии небрежет, не стерпевая даже и малейшего оскорбления, тогда как ведает, что свет правды имеет уравновесить чашу (воз даяния) с делами правды только тех, которые совершали их в духе смирения?

Преподобный Нил Синайский

Богатство, если имеешь - расточай (нуждающимся), а если не имеешь - не собирай.

Совершенная цель воздержания та, чтобы иметь в виду не злострадание, расслабление и совершенную ко всему негодность тела, но удобство душевных движений.

Преподобный Исаак Сирин

На всех путях, какими ходят люди в ми ре, не находят они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога и уверенности в Нем Едином.

Кто уповает на Бога, тот тверд в сердце, и всем людям явна досточестность его, и пред врагами его похвала его.

Святитель Тихон Задонский

Перестань думать о том, как бы сыскать честь, славу, богатства в мире сем, как бы богатый стол набрать, как бы гостей принять и в гости съездить, как бы богатый дом построить и украсить, как бы лучшим чем у прочих платьем одеться, как бы мудрее и славнее других показаться, как бы на добрых конях и богатых каретах проезжаться, как бы более земли и крестьян достать, как угоднейшие сады построить, как бы красивые в них галдареи сделать и выгодные пруды выкопать и прочее, - но думай, как бы вечное спасение получить. Сие первейшее дело да будет тебе во всех твоих замыслах, начинаниях и делах; тогда, истину тебе говорю, услышит душа твоя слово Божие и подобный тому плод сотворит. Иначе, хотя всю святую Библию и прочие христианские книги наизусть будешь знать, никакой пользы душе твоей от них не получишь, если прихотей, как оглушающих душу и слова Божия до нее не допускающих, не оставишь. Оставь их, да внидет в душу твою слово Божие.

Видим, что, куда одна скотина пойдет, за ней и прочий скот идет и той последует, хотя и вред оттуда ему будет. Так и многие люди безрассудно делают и по чувствам, а не по разуму поступают и друг другу по примеру скотскому последуют, не внимая, полезно ли им то будет или вредно. Видим сию беззаконную и пагубную в мире ревность. Один начал частые банкеты давать, пить, гулять и упиваться и прочих упаивать - то же делает и другой и прочие. Один начал щеголять - последуют ему и прочие. Один много собрал богатства - и прочие о том же стараются. Одна бесстыдница намазывает лицо свое белилами и красками - последуют ей и прочие....Зло начинается в одном - и все то делают, и в обычай входит, и сильно утверждается, так что и искоренить его невозможно, как застарелую болезнь. Мне-де люди будут смеяться, когда мне не делать, что они делают....Пусть хотя весь свет делает то, что Богу противно и себе пагубно, - ты делай, что Богу угодно и тебе душеполезно. Весь свет не заступит тебя перед судом Божиим. Там не скажешь: вот-де, тот и тот делал это. Од но услышишь от Судии: ради чего ты не де лал того, что Я приказал тебе? Одного Бога более, чем весь свет, несравненно почитать должно. Будь в мире как Лот в Содоме, где все беззаконничали, но он им не подражал и делал, что святой воле Божией угодно было; делай и ты так, не подражай тому, что злой мир делает. Что худо делают люди и видишь или слышишь - будь как если бы не видел и, как глухой, не слышал. Обращай всегда к вечности сердечные твои очи, и будут все мирские дела как позади тебя, и жить будешь в мире, как один, ведая Создателя твоего и святую волю Его. "Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном" (Кол.3,1-2).

Задонский затворник Георгий

Ах! Покуда еще время не ушло, церковные книги читайте, внимайте, молитесь, трудитесь, не спите, все ради Господа твори те, да спасет Господь милостию Своею, и очистит, и обновит, и даст радость вечную страждущему сердцу, и день и ночь взыскующему Господа своего. Всякие скорби, нужду и тяготу, сколь бы то тяжко ни было, ежели приимем в подвиге духовном, ради делания заповедей Господних, и претерпим временно до конца, то уже будем радоваться вечно, без конца. Читайте Псалтирь с молитвами и поклонами - это спасает от вся кой неприязни и миротворит бодрствующую душу.

Молитесь усердно Господу, покуда время не ушло, покуда душа в теле есть. Христианский благочестивый дом никак в себе не терпит празднословия, шуток или безумного смеха и плясок, ни зависти, ни злобы, ни порицания, ни сладострастия, от чего избави Бог каждую спасающуюся душу. В доме христианском царствует благоговение, благочиние, мир, тишина, простота, чистейшая любовь и незлобие; в нем сохраняются заповеди Христовы и все делается в славу Божию. Прошу вас искренним словом, живи те и помышляйте, как научает Сам Господь наш Иисус Христос, Слово Божие, - это сам покой и радость вечная!.. Всегда нужно помнить и разуметь, что истинные христиане чужды языческих дел, обычаев и забав. Бегать должно от тех людей, которые не боятся и не почитают Бога.

Когда вы сострадаете болезнующим и со участвуете скорбящим, неся вместе и свои скорби, то вы истинно прямой дорогой следуете к Царствию Божию.

Девица благоразумная и христианка, же лающая спастися, ищет только Бога и к Нему Единому прилепляется. Она Его только любит и Ему Единому желает угодить. Она сохраняет свой дух, сердце и тело, очи и все свои чувства в чистоте. Она почитает свое тело, яко храм Божий. Скромность видна в ее одежде и во всем ее виде. Все показывает в ней целомудрие - ее очи, ее слова. Она всего страшится, страшится даже вида зла; она всюду зрит пред собою Бога. Она причащается Святых Тайн с благоговением и должным приуготовлением: здесь-то она находит свою радость, утешение, силу. Она со всем усердием молится Богу, Святой Деве Марии Божией Матери, своему ангелу-хранителю и всем святым девам. Она верна и в самых малейших вещах, однако ж не полагается на себя: она противится и малейшим случаям ко греху и малейшим искушениям, она всего удаляется, что имеет или может иметь хотя малейший вид зла; она убегает собраний мужских, игр, веселостей, зрелищ. Она всюду смотрит за собою с великим вниманием и наблюдает осторожность; вставая с постели и ложась и при одевании ее зеркало есть распятый Иисус Христос, на которого она часто взирает. Она любит молитву, размышление, чтение душеспасительных книг, богослужение и во всем том полагает свое удовольствие. Она всегда занята и не бывает праздною; она тщательна в исполнении всех своих должностей и в исполнении всего того, чего Бог от нее требует в том состоянии, в которое Он ее призвал. Жизнь девицы-христианки есть жизнь сокровенная в Боге, духовная, внутренняя, смиренная, простая, кающаяся, примерная, назидательная, уединенная, не любящая показывать себя. Девица-христианка никогда туда не ходит, где ее целомудрие было бы в опасности, и избегает всех случаев к тому. Она занимается Богом, вознося почасту к Нему свой дух и свое сердце, поя или читая псалмы и прочие духовные песни; она отвращает очи свои от всех изображений и картин бесчестных, соблазнительных и неблагопристойных, и от всего того, что противно целомудрию. Она закрывает очи свои от сует мирских; ее речи и разговоры чисты; все в ней показывает целомудрие; она не знает шуточных слов; она умерщвляет свое тело, свои чувства, свои страсти и обращает очи только на такие предметы, которые соблазнить и искусить не могут. Она умеренна в пище и питии; она мирна и со гласна со всеми. Она всюду и каждому внушает любовь к целомудрию своею кротостию и своими словами; она покрывает свое тело с величайшею скромностию, дабы ничто не показывало противного христианской кротости и благопристойности. Она не ходит гордо, не делает знаков глазами и телодвижениями, не озирается на все стороны, но всегда ходит скромно; она воздыхает о грехах, содевающихся против целомудрия; она не привязана к миру, к честям, богатству, удовольствиям. Она часто молится Богу о том, чтобы все жили целомудренно; она любит уединение, безмолвие, тишину. Она беспрестанно бдит над своим сердцем, словами, разговорами, очами и над всеми своими чувствами.

Старец Варсонофий Оптинский

Тяжело спасаться в миру. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, ушел в пустыню, чтобы подвизаться там в посте и молитве, но Господь не благословил его там остаться. Явившись святому, Господь повелел ему идти в мир. "Это не та нива, на которой ты принесешь Мне плод",- сказал Спаситель. Святые Таисия, Мария Египетская, Евдокия также не жили в монастырях. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову, и Христос не оставит вас.

По слову Самого Господа, путь к Нему, к Его Божественной любви, один - исполнение Его заповедей, о которых Он говорит: "Заповеди Мои не тяжки". Заповеди Его всем известны, они каждый день читаются или поются за Божественной литургией: "Блажени кротции", "блажени милостивии". Иной скажет: "Этой заповеди я соблюсти не могу, так как у меня нет средств на милостыню". Нет, всякий может исполнить заповедь о милости, если не материально, то духовно. Спросите: "Как же это?" А вот как: тебя оскорбила такая-то или такой-то - прости его! Вот и будет духовная милостыня. "Нет, этого я не могу! Разве можно простить такое ужасное оскорбление? Да я как вспомню о нем - так готова растерзать того человека, а вы говорите "прости".- "Так не можешь простить?" - "Не могу". - "А простить-то надо!" - "Это сверх моих сил!" - "Сил не хватает? Проси у Бога! Обратись к Нему и скажи: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную и помоги мне простить!" Скажи так раз, другой, третий - и сама на опыте узнаешь - простишь обидчика".

А вот другая говорит: "Вот такая-то пронесла мое имя яко зло перед людьми, такого наговорила, чего никогда и не было, проходу мне не дает колкостями и насмешками".- "А ты молчи, не отвечай ничего, потерпи". - "А разве все это можно стерпеть?"- "Не можешь? Опять обратись к Господу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную и помоги мне стерпеть". Попробуй так сказать - и на опыте увидишь, что из этого выйдет. И так во всяком трудном положении обращайся к Господу - и поможет тебе. Исполняй Его заповеди и проси Его помощи. Беда, если кто понадеется на свои силы и вздумает сам, не прибегая к Божественной помощи, исполнить их, кто вздумает обойтись без смирения. Две добродетели необходимы в деле спасения: одна - любовь, другая - смирение. Без этих двух не только умная молитва, но и самое спасение невозможно. Ведь вот Толстой, как он ужасно кончил, а ведь раньше был религиозный человек, молебны заказывал, молился со слезами - все, казалось, было. Одного не было: смирения. Любил осуждать других, не умел прощать людских недостатков. Заговорили с ним об одном соседе. "Что вы, - говорит, - да разве он человек?" - "А то как же, конечно, человек!" - "Ну вот, какой же он человек? Просто тварь". - "Да ведь и все тварь, ангелы и те тварь: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь: ангельский собор и человеческий род..." - "Да нет, его человеком нельзя считать!" - "Да почему?" - "Он безбожник, он в церковь не ходить, в Бога не верит, разве это человек?" А старая нянюшка говорит ему: "Левушка, не осуждай их; ну пусть они как знают, а ты их не суди, тебе-то что? Сам за собою смотри". Но не мог он переделать себя и плохо кончил. Вот и теперь иная думает: "Я в церковь хожу, а вон та не ходит - ну, уж какая она... А та вот что делает - ну, уж на что это похоже". Да так все машет да машет ручкой, себя лучше других считает. Глядишь, и доехала до того, что упала ниже тех, кого осуждала. Надо себя всех недостойнее считать.

Научитесь бороться со своими страстями - это очень важно и даже необходимо. Лучшим руководством для вас будут жития святых. Мир давно уже оставил это чтение, но не сообразуйтесь с миром - и оно много утешит вас. В житиях святых вы найдете указания, как вести брань с духом злобы и остаться победителями. Да поможет вам Господь.

В житиях святых рассказывается про двух женщин, двух сестер, из которых одна пошла в монастырь, а другая вышла замуж, и обе они спаслись.

Правда, та, которая пошла в монастырь, получила высшую награду от Господа, но спасение получили обе. Но как нам спастись в миру, когда там так много соблазнов? Апостол говорит: "Не любите мира, ни яже в мире". Впрочем, здесь надо оговориться. Под словом "мир" подразумевается не вселенная, а низменное, пошлое, греховное.

Валаамский монах Герман

Пустые века сего желания удаляют от отечества, любовь к тем и привычка одевают душу нашу как будто в гнусное платье; оно названо от апостолов "внешний человек". Мы, странствуя в путешествии сей жизни, призывая Бога в помощь, должны гнусности той совлекаться, а одеваться в новые желания, в новую любовь будущего века и чрез то узнавать наше к небесному отечеству приближение или удаление; но скоро сего сделать невозможно, а должно следовать примеру больных, которые, желая любезного здравия, не оставляют взыскивать средств для излечения себя.

Старец Феодор Санаксарский

Чтобы благоугодить Богу, необходимо молиться Ему сокрушенным сердцем, да отпустит нам согрешения наши, милостивно устроит жизнь нашу (во спасение), и благодарить за все Его к нам милости; в праздники Господни ходить в церковь Божию, во всем слушать, что повелевает святая Церковь, а в прочие дни трудиться без лености, кто какое дело имеет, и от всяких трудов давать милостыню убогим и в церковь Божию приношения; друг другу помогать в нуждах; кто с кем имел вражду, простить ему без гнева; всякие находящие безвинно беды, напасти и другие нужды терпеть благодушно без печали, с благодарением Богу. Всегда иметь в памяти страх Божий, чтобы избавиться вечного мучения, просить всегда Бога, чтоб сподобил нас быть в Царствии Небесном. Все сие угодно Богу!

Чтоб отстать от злых дел, надобно не обижать друг друга, не красть чужого или не

захватывать каким-либо обманом, не лгать, не иметь ссоры между собою, не гневаться, не злопамятствовать, не быть блудным, ни пьяницею, ни смехотворцем, сквернословцем и празднословцем; не быть скоморохом и плясуном, не заниматься волшебством и другими нечестивыми делами и в болезнях не прибегать к знахарям и наговорщикам. Все сие противно Богу.

Смирение состоит в том, чтоб не думать о себе ничего великого и высокого как пред Богом, так и пред людьми: пред Богом потому, что всегда ты грешник, хотя бы что и сделал доброе, но должен знать, что сделал это (доброе) не сам собою, а единственно при помощи Господней, по слову апостола: "... не яко довольны есмы от себе помыслити что (благое)... но довольство наше от Бога" (2Кор.3,5).

Поэтому отнюдь не думай о себе что-либо великое, а более всего помни слово пророческое о себе: "Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей" (пред Богом) (Пс.21,7).

Пред людьми почитай себя последним и, живя в братстве, все последнее избирай: люби последнее между ними место, упреждай поклоном братию, одежды люби самые простые, и всякие трудные дела исправляй безропотно, и молчание храни: если что и скажешь необходимое, то и говори степенно, кротко и со смирением.

Будучи укоряем и терпя досаду от других, не гневайся, а только думай, что ты самый последний и раб всем,- вот в чем совершенное смирение.

Если творишь какую добродетель, то не присоединяй к ней какого-либо вражия коварства-: молитву или милостыню творишь, то да не будут они с тщеславием или человекоугодием; при лощении и молитве как бы не впасть тебе в высокоумие.

Но и всякую творя добродетель, не воструби пред собою, то есть не подумай, что творишь что-либо великое, не себе приписывай, но Божией помощи; если что доброе делаешь, то не своею силою, но Бог тебе помогает; а сам ты и помыслить без Бога не можешь ничего благого - благое приписывай Богу, а себе одно злое.

"Аз правоты возсужду",- говорит Господь (Пс.74,3).

Это означает, что если человек сделает что-либо доброе и подумает: "Великое дело я сделал, праведен я пред Богом", то эти правоты и будет судить Господь, то есть добрые наши дела, сделанные с тщеславием или высокоумием и восхвалением себя пред людьми.

Игумен Филарет Глинский

Понуждай себя считать меньшим и худшим всех в добродетелях и недостаточным в познании духовного делания.

Не показывай ума своего, особенно пред старшими.

Если против кого совесть обличает, иди со смирением и проси у него прощения без всякого оправдания, хотя бы и вины твоей, по-видимому, не находилось. От этого ты придешь в душевное преуспеяние.

Игумения Антония Кашинская

Любите друг друга не наружным выражением, или угощением, или ласкою, но любите друг друга желанием добра, предостережением от зла, делом, словом, даже помышлением добрым друг о друге. Когда же вы видите худое в человеке, то знайте, что это дело вражеское, ибо мы в себе только должны видеть худое.

Когда вы слышите о человеке худую молву, от справедливых ли людей или от клеветников, от кого бы то ни было, тотчас же обращайте внимание на свои грехи и слушайте эти речи в обвинение себя и своих грехов, сами же берегитесь, чтоб не впасть в осуждение. "Не судите, да не судими будете ".

Наставления неизвестного старца христианам, в мире живущим

1. В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы - Господа. Во имя Божие, вот как приказываю вам жить, когда вы бываете одни: хотя бы и скорбно вам было, хотя бы и не хотелось - всегда мысленно сердцем вашим призывайте Господа Иисуса Христа, живущего в душе вашей.

2. У послушников Христовых в предмете должна быть воля не своя, а Божия, которая и апостолам, и нам воспретила исследовать будущее, егоже Бог положил во власти Своей.

3. Если живете вы с другими, то служите им, как Самому Богу, и не требуйте за любовь любви, за смирение - похвалы, за службу - благодарности.

4. Чем можете соблазнить или оскорбить живущих с вами ближних, того отнюдь не делайте; а если они оскорбят вас, смотрите на это не как на оскорбление, а как на приготовленное вам от Господа Бога орудие, которым, если захотите, можете истребить в себе всякую нечистоту сердечную.

5. Прежде нежели что скажете, рассудите, не оскорбит ли ваше слово или дело Бога или ближнего.

6. Не судите чужого раба, стоящего или падающего: у него есть Бог, сильный удержать его от падения и восставить по падении.

7. Вспоминайте, что та минута, которую отнимает у вас лень, есть, может быть, последняя в вашей жизни, а за ней - смерть и суд. Оставьте негу.

8. Не огорчайте никого и не платите бранью за брань, скорбью за скорбь - ив книге животней имя ваше будет написано с преподобными.

9. Прошу вас, други мои, не пренебрегайте никаким средством, которым можно угодить Богу, а таких средств множество, как-то: ласковое обращение с людьми, утешение печального, заступление обиженного, подаяние неимущему, отвращение очей от дурных предметов, противостояние дурным помыслам, понуждение себя на молитву; терпение, милосердие, справедливость и прочее тому подобное. Исполнение этих священных добродетелей привлечет к вам всесильную помощь Божию, а с нею одолеете все трудное, прежде казавшееся невозможным к преодолению нашими силами.

10. Всячески противостойте вспыльчивости, и, при Божией помощи, она непременно ослабеет. "Аще случится ти когда раздражитися или разгневатися, тогда наипаче ничтоже глаголи, или отыди, или затвори уста своя, да не изскочит яростный пламень и опалит душу твою и сущим с тобою сотворит напрасный мятеж; но едва угаснет пламень и мирно будет сердце твое - тогда яже ко исправлению глаголи".

11. Всячески остерегайся на что-нибудь сердиться: всякая неприятность не сама по себе постигает нас, но допускается промыслом Божиим для тех же спасительных целей, для коих святого апостола Павла постигали "беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии", внеуду брани, внутрьуду - болезни (2Кор.11,26).

12. Зная это, не обращайте внимания на то, кто обидел вас и за что обидел, а только помните, что никто не осмелился бы нанести вам оскорбление, если бы не Господь хотел допустить это, и поэтому благодарите лучше Господа, что постигающими вас скорбями Он ясно показывает, что вы Ему не чужие, и ведет вас в Царство Небесное. Писание Святое глаголет: "Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог. Который бо есть сын егоже не наказует отец" (Евр.12,7).

13. Оставляйте суровость всегда и будьте пред Господом в обхождении с людьми как дети незлобивые.

14. В любви Божией пребывайте, ей учитесь, ею дышите: Бог есть любовь, и, кто в любви пребывает, тот - в Боге и Бог - в нем. И в скорбной жизни сладко жить с Божиею любовию.

15. Не в многоглаголании есть спасение, а в совершенном внимании себе.

16. Отвыкайте от споров: они, возмущая сердце, лишают нас мирного состояния души. Всякой вздорной мысли противопоставляйте молитву Иисусову. Не верьте предрассудкам.

17. Подозрительность - совсем не христианское свойство, и потому не усваивайте его. Мудрости же, осторожности и непорочности требует от нас Сам Бог чрез Священное Писание: "Будите мудри, яко змия, и цели, яко голубие".

18. Всегда держитесь средины: крайности нигде и ни в чем не похвальны. Помните старческое слово: "Могущему понести, все возвести".

19. Всегда будьте преданы воле Божией, всецело для нас спасительной.

20. Обращайтесь с ближними весело и с любовию. Любите их, служите им - они дороги: за них пролита кровь Спасителя, они - члены Христовы. Не оскорбляйте их даже едва заметным знаком.

21. Спасайте себя благоугождением пред Господом Богом, благоугождая Ему всеми видами любви. О том только и заботьтесь, чтобы обогащаться любовию. В ком есть любовь, тот имеет в себе Бога.

22. Заметьте, что вы только тогда бываете вполне довольны всем, когда имеете терпение, смиренномудрие, покорность и ко всем любовь.

23. Не вспоминайте с упреком о прошедшем, иначе Господь Бог вспомнит и взыщет с вас то, что уже простил вам.

24. В унынии заставляйте и сердце, и язык ваш молиться так: "Господи, спаси мя - погибаю!"

25. Если кого просите о чем, то просите с терпением жены-хананеянки.

26. Поверять чужие пороки есть грех, потому избегайте такой греховной уверенности.

27. Если вы каким-нибудь образом огорчили слугу, то употребите такое средство, чтобы он забыл сделанное ему огорчение.

28. Делайте все с разборчивостью, не спеша, чтобы дела ваши были успешны.

29. Злое побеждайте добром: худого худым исправить нельзя.

30. Без отречения своей воли нельзя положить и начала спасению, не только спастись. Испрашивайте же себе у Господа самоотречения, чада мои: оно необходимо ко спасению.

31. Если вздумаете кого навестить из ближних, то при посещении его положите себе за непременную обязанность сохранить к нему ту же любовь и то же расположение, в котором вошли к нему, хотя бы и получили какое-либо оскорбление.

32. Во всякой случившейся неприятности при сношении с ближними обратитесь прежде к себе: по строгом исследовании мы почти всегда находим, что сами были причиною неудовольствия.

33. В минуту вспыльчивости молчите и творите молитву Иисусову.

34. Не оправдывайтесь, не спорьте, снисходите к характерам и летам. Утешайте всех и каждого, чем можете: не осуждайте никого, не платите злом за зло: всех любите, всех прощайте, всем будьте слугами.

35. Себя считайте последними и грешнее всех.

36. Любите Господа Бога и молитесь Ему как Отцу, смиряйтесь пред всеми христианами - и возлюбит вас Господь Бог ваш, и возрадуется о вас ваш пастырь.

37. Переносите нетерпеливость, бестолковость, невежество, напрасный гнев - все без прекословия.

38. Когда возымеете к кому-нибудь не


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.