Оценивание риска, связанного с уровнем безопасности — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Оценивание риска, связанного с уровнем безопасности

2018-01-28 242
Оценивание риска, связанного с уровнем безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

10.1 Оценивание риска заключается в сравнении уровней риска, полученных в результате анализа риска, с установленными критериями риска, по которым риск делят на четыре уровня:

- недопустимый;

- нежелательный;

- допустимый;

- не принимаемый в расчет.

10.2 В качестве базового принципа установки критериев риска по безопасности применяется принцип ALARP – «Риск настолько низкий, насколько это практически возможно».

10.3 Оценивание риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, производится с помощью матриц рисков, которые представляют собой таблицы с сочетанием частоты перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние и тяжести последствий этого перехода.

10.4 Отсчет матрицы рисков по вертикальной оси вероятности (частоты) перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние представлен в виде таблицы 10.1 в с соответствии с установленными уровнями частот.

10.5 Отсчеты матриц рисков по горизонтальной оси последствий перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние представлены в виде таблицы 10.2 в с соответствии с установленными уровнями тяжести последствий.

 

Таблица 10.1 Уровни частот перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние

Уровень частоты Частота событий в год Описание
Частое 10-3 ≤ PАО Вероятность частого возникновения. Постоянно будет присутствовать опасная ситуация.
Вероятное 10-4 ≤ PАО < 10-3 Неоднократное возникновение. Ожидается частое возникновение опасной ситуации.
Случайное 10-5 ≤ PАО < 10-4 Вероятность неоднократного возникновения. Ожидается неоднократное возникновение опасной ситуации.
Редкое 10-6 ≤ PАО < 10-5 Вероятность того, что событие будет иногда возникать на протяжении жизненного цикла системы. Обоснованное ожидание возникновения опасной ситуации.
Крайне редкое 10-7 ≤ PАО < 10-6 Вероятность возникновения маловероятна, но возможна. Можно предположить, что опасная ситуация может возникнуть в исключительном случае.
Маловероятное PАО < 10-7 Вероятность возникновения крайне маловероятна. Можно предположить, что опасность не возникнет.

 

Таблица 10.2 Уровни последствий перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние

Уровень тяжести последствий Виды последствий
Количество погибших и пострадавших Прямой экономический ущерб, тыс. руб.
Катастрофический или
Критический или
Серьезный
Незначительный

10.6 Критерии риска (таблицы 10.1 и 10.2) оцениваются, периодически корректируются с учетом конкретных условий эксплуатации и утверждаются руководством ОАО «РЖД».

10.7 Незаполненные формы матриц рисков, связанных с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, (таблицы 10.3 и 10.4) строятся в соответствии с таблицами 10.1 и 10.2.

Таблица 10.3 Незаполненная форма матрицы рисков для количества погибших и пострадавших

Уровни частоты (вероятность ущерба) Уровни тяжести последствий (величина ущерба)
или или
незначительный серьезный критический катастрофи-ческий
       
10-3 ≤ PАО Частое Ч        
10-4 ≤ PАО < 10-3 Вероятное В        
10-5 ≤ PАО < 10-4 Случайное С        
10-6 ≤ PАО < 10-5 Редкое Р        
10-7 ≤ PАО < 10-6 Крайне редкое К        
PАО < 10-7 Мало-вероятное М        

 

Таблица 10.4 Незаполненная форма матрицы рисков для прямого экономического ущерба

Уровни частоты (вероятность ущерба) Уровни тяжести последствий (величина ущерба)
тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб.
незначительный серьезный критический катастрофи-ческий
       
10-3 ≤ PАО Частое Ч        
10-4 ≤ PАО < 10-3 Вероятное В        
10-5 ≤ PАО < 10-4 Случайное С        
10-6 ≤ PАО < 10-5 Редкое Р        
10-7 ≤ PАО < 10-6 Крайне редкое К        
PАО < 10-7 Мало-вероятное М        

 

10.8 Для каждого уровня риска устанавливается решение о необходимости обработки риска или ее отсутствия в виде таблицы 10.5, а также цвет заливки ячейки матрицы.

Таблица 10.5 Уровни рисков

Уровень риска Решения Цвет заливки ячейки
Недопустимый   Риск должен исключаться. Обработка риска необходима.   Красный
Нежелательный     Риск должен быть снижен. Обработка риска необходима.   Оранжевый
  Риск может быть принят при согласии руководства ОАО «РЖД», в случае, когда снижение риска невыполнимо или нецелесообразно. Обработка риска сводится к устранению последствий.  
Допустимый   Риск принимается при соответствующем мониторинге и контроле и при согласии руководства ОАО «РЖД». Обработка риска не требуется или сводится к устранению последствий.   Желтый
Не принимаемый в расчет   Риск принимается без согласия руководства ОАО «РЖД». Обработка риска не требуется.   Зеленый

 

10.9 Для каждой ячейки матриц устанавливается уровень риска, который зависит от шкал частот и тяжести последствий (таблицы 10.6 и 10.7).

 

 

Таблица 10.6 Матрица рисков №1, связанных с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ

Уровни частоты (вероятность ущерба) Уровни тяжести последствий (величина ущерба)
или или
незначительный серьезный критический катастрофи-ческий
       
10-3 ≤ PАО Частое Ч        
10-4 ≤ PАО < 10-3 Вероятное В        
10-5 ≤ PАО < 10-4 Случайное С        
10-6 ≤ PАО < 10-5 Редкое Р        
10-7 ≤ PАО < 10-6 Крайне редкое К        
PАО < 10-7 Мало-вероятное М        

 

Таблица 10.7 Матрица рисков №2, связанных с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ

Уровни частоты (вероятность ущерба) Уровни тяжести последствий (величина ущерба)
тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб.
незначительный серьезный критический катастрофи-ческий
       
10-3 ≤ PАО Частое Ч        
10-4 ≤ PАО < 10-3 Вероятное В        
10-5 ≤ PАО < 10-4 Случайное С        
10-6 ≤ PАО < 10-5 Редкое Р        
10-7 ≤ PАО < 10-6 Крайне редкое К        
PАО < 10-7 Мало-вероятное М        

 

 

10.10 Принятие решений по обработки риска (таблица 10.5) и устанавливаемые уровни рисков (таблица 10.6 и 10.7) периодически корректируются с учетом конкретных условий эксплуатации и утверждаются руководством ОАО «РЖД».

10.11 По результатам расчетов п.9.2 Методики определяется строка матриц рисков (таблицы 10.6 и 10.7). По результатам расчетов п.9.3 Методики определяются столбцы матрицы рисков (таблицы 10.6 и 10.7). Расчетные уровни риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, определяются в соответствии с ячейками матриц рисков (таблицы 10.6 и 10.7), находящихся на пересечении данной строки и столбцов.

10.12 Окончательно за расчетный уровень риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, принимается наихудшее значение из полученных в соответствии с рассмотренными матрицами рисков. Процесс оценивания риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, представлен в виде таблицы Ж.1. Пример оценки риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, представлен в Приложении И.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. СТО РЖД 1.02.030-2010. Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Политика обеспечения безотказности, готовности, ремонтопригодности и безопасности объектов железнодорожного транспорта», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 13 декабря 2010 г. № 2570р.

2. СТО РЖД 1.02.031-2010 «Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Программа обеспечения функциональной безопасности объектов железнодорожного транспорта», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 13 декабря 2010 г. № 2570р.

3. ГОСТ Р МЭК 61508-2012 «Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью» части 1-5.

4. ГОСТ 27.003-90 «Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности».

5. Горелик, А.В. Оценка рисков, связанных с функционированием систем железнодорожной автоматики и телемеханики / Горелик А.В., Неваров П.А., Орлов А.В., Тарадин Н.А. и др. МИИТ. – М., 2015. – 16 с., Библиограф. 2 назв. – Деп. в ВИНИТИ 10.11.15, № 187–В2015.

6. СТО РЖД 1.19.010-2009 «Системы и устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. Выбор и общие правила задания требований по безопасности», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 02 марта 2010 г. № 416р.

7. Методика определения среднего времени до восстановления технических средств ЖАТ (железнодорожной автоматики и телемеханики), утвержденная 21 мая 2012 г. Управлением автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».

8. Положение об оперативном руководстве в хозяйстве автоматики и телемеханики, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 03 июля 2012 г. № 1316р.

9. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при технической эксплуатации устройств и систем СЦБ (№ ЦШ-530-11), утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 20 сентября 2011 г. № 2055р.

10. Положение по учету, расследованию и проведению анализа случаев отказов в работе технических средств ОАО «РЖД», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2013 г. № 2852р.

11. СТО РЖД 1.19.001-2005 «Средства железнодорожной автоматики и телемеханики. Порядок ввода в эксплуатацию, технического обслуживания и ремонта микропроцессорных устройств сигнализации, централизации и блокировки», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 16 декабря 2005 г. № 2133р.

12. Методические рекомендации по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий в ОАО «РЖД», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 03 апреля 2008 г. № 681р.

13. Типовой проект организации технической эксплуатации средств железнодорожной автоматики и телемеханики, утвержденный ОАО «РЖД» 21 декабря 2010 г.

14. СТО РЖД 1.02.032-2010 «Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 13 декабря 2010 г. № 2570р.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

Рисунок А.1 – Процесс управления рисками

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Применение оценки рисков

Рисунок Б.1 – Применение оценки рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ при назначении капитального ремонта

Рисунок Б.2 – Применение оценки рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ при истечении назначенного срока службы


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Дополнительные определения

Использование системы ЖАТ: это событие (процесс), при котором в данный момент (период) времени осуществляется управление движением поездов с помощью рассматриваемой системы ЖАТ.

Вероятность риска по безотказности для системы ЖАТ: это вероятность отказа системы ЖАТ, который приводит к возникновению ущерба из-за задержек поездов, связанных с устранением этого отказа.

Активное состояние системы ЖАТ: это такое состояние системы ЖАТ, при котором она в течение некоторого интервала времени используется в реализации функций по управлению и регулированию процесса движения поезда на перегоне или станции, а параметры функционирования системы ЖАТ влияют на безопасность движения поезда.

Пассивное состояние системы ЖАТ: это такое состояние системы ЖАТ, когда она в течение некоторого интервала времени не участвует в реализации функций по управлению и регулированию процесса движения поезда на перегоне или станции, а параметры функционирования системы ЖАТ не влияют на безопасность движения поезда.

Пассивное неопасное состояние системы ЖАТ: пассивное состояние системы ЖАТ, в котором не возникает прямой экономический ущерб и не происходят гибель или тяжкие телесные повреждения людей, связанные с функционированием системы ЖАТ и движением поезда по перегону или станции.

Активное неопасное состояние системы ЖАТ: активное состояние системы ЖАТ, в котором не возникает прямой экономический ущерб и не происходят гибель или тяжкие телесные повреждения людей, связанные с функционированием системы ЖАТ и движением поезда по перегону или станции.

 

Пассивное опасное состояние системы ЖАТ: пассивное состояние системы ЖАТ, в котором не возникает прямой экономический ущерб и не происходят гибель или тяжкие телесные повреждения людей, связанные с функционированием системы ЖАТ и движением поезда по перегону или станции.

Активное опасное состояние системы ЖАТ: активное состояние системы ЖАТ, в котором возникает прямой экономический ущерб и не происходят гибель или тяжкие телесные повреждения людей, связанные с функционированием системы ЖАТ и движением поезда по перегону или станции.

Вероятность риска по безопасности для системы ЖАТ: это вероятность перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Г


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.