Оценивание риска, связанного с уровнем надежности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Оценивание риска, связанного с уровнем надежности

2018-01-28 915
Оценивание риска, связанного с уровнем надежности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

8.1 Оценивание риска заключается в сравнении уровней риска, полученных в результате анализа риска, с установленными критериями риска, по которым риск делят на четыре уровня:

- недопустимый;

- нежелательный;

- допустимый;

- не принимаемый в расчет.

8.2 Оценивание риска, связанного с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ, производится с помощью матрицы рисков, которая представляет собой таблицу с сочетанием вероятности задержек поездов на перегоне или станции из-за отказов системы ЖАТ, количества и длительности таких задержек.

8.3 Отсчет матрицы рисков по вертикальной оси вероятности (частоты) задержек поездов на перегоне или станции из-за отказов системы ЖАТ представлен в виде таблицы 8.1 в соответствии с установленными уровнями частот. Интерпретация уровней частот возникновения последствий приведена в Приложении Е.

Таблица 8.1 Уровни вероятности задержек поездов на перегоне или станции из-за отказов системы ЖАТ

Уровень частоты Вероятность события Описание
Частое Отказы системы ЖАТ постоянно будут приводить к задержкам поездов.
Вероятное Ожидается частое возникновение задержек поездов.
Случайное Ожидается неоднократное возникновение задержек поездов.
Редкое Обоснованное ожидание возникновения задержек поездов.
Крайне редкое Можно предположить, что задержка поезда может возникнуть в исключительном случае.
Маловероятное Можно предположить, что задержка поезда не возникнет.

8.4 Отсчеты матриц рисков по горизонтальной оси – оси последствий осуществляют с критического уровня тяжести последствий, либо иного уровня, находя в этом случае критический уровень расчетным путем. Оценка критического уровня может осуществляться с учетом максимальной интенсивности движения поездов на участке в соответствии с Приложением Г. Критический уровень риска определяется отдельно для каждой железнодорожной линии с учетом ее класса и специализации.

8.5 Отсчеты матриц рисков по горизонтальной оси последствий возникновения отказов системы ЖАТ формируются с учетом относительного шага в виде таблицы 8.2. Относительный шаг выбирается отдельно для каждого вида последствий из стандартного ряда значений: 2; 2.5; 3; 4; 5, 6.

Таблица 8.2 Уровни последствий, связанных с отказами системы ЖАТ

Уровень тяжести последствий Значения последствий
Поездо-часы задержки
Критический
Существенный
Значительный
Незначительный
Примечание. Значения задаются для расчетного периода

 

8.6 Незаполненная форма матрицы рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ, соответствует таблице 8.3.

8.7 Для каждого уровня риска устанавливается решение о необходимости обработки риска или ее отсутствия в виде таблицы 8.5, а также цвет заливки ячейки матрицы.

 

 

Таблица 8.3 Незаполненная форма матрицы рисков поездо-часов задержки

Уровни частоты (вероятность ущерба) Уровни последствий возникновения отказов системы ЖАТ (среднее время задержки поезда)
незначительный значительный существен-ный критический
       
Частое Ч        
Вероятное В        
Случайное С        
Редкое Р        
Крайне редкое К        
Мало-вероятное М        

 

 

Таблица 8.4 Уровни рисков

Уровень риска Решения Цвет заливки ячейки
Недопустимый   Риск должен исключаться. Обработка риска необходима.   Красный
Нежелательный   Риск должен быть снижен. Обработка риска необходима.   Оранжевый
  Риск может быть принят при согласии руководства ОАО «РЖД», в случае, когда снижение риска невыполнимо или нецелесообразно. Обработка риска сводится к устранению последствий.  

 

Окончание таблицы 8.4

Допустимый   Риск принимается при соответствующем мониторинге и контроле и при согласии руководства ОАО «РЖД». Обработка риска не требуется или сводится к устранению последствий.   Желтый
Не принимаемый в расчет   Риск принимается без согласия руководства ОАО «РЖД». Обработка риска не требуется.   Зеленый

 

8.8 Для каждой ячейки матриц устанавливается уровень риска, который зависит от шкал частот и тяжести последствий (таблицы 8.6 и 8.7).

 

Таблица 8.5 Матрица рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ

  Средние поездо-часы потерь из-за отказов объекта ЖАТ
  незначительный значительный существен-ный критический
       
Частое Ч        
Вероят-ное В        
Случай-ное С        
Редкое Р        
Крайне редкое К        
  Мало-вероят-ное М        

 

 

8.9 Формирование матрицы рисков осуществляют в следующей последовательности:

– Осуществляется сбор статистических данных об общем количестве технических отказов, о количестве технических отказов, вызвавших задержку в движении поездов, и фактически допущенных из-за последних поездо-часах задержки по каждому объекту на станции или перегоне в пределах железнодорожной линии заданного класса и специализации за период наблюдения (последние три календарных года). Результаты сводятся в таблицу 8.6, которая составляется отдельно для станционных и перегонных систем.

Таблица 8.6 Статистические данные о влиянии отказов на задержки в движении поездов в пределах железнодорожной линии за период наблюдения

№ п/п Объект ЖАТ Общее количество отказов , шт Количество отказов, вызвавших задержку в движении поездов , шт Суммарные поездо-часы задержки , п-ч.
         

 

– Вычисляется среднее значение поездо-часов задержки на один объект ЖАТ по формуле:

. (8.1)

Где – условный номер объекта ЖАТ (станционного, либо перегонного) в пределах железнодорожной линии, присвоенный в таблице 8.6;

– общее количество объектов ЖАТ (станционных, либо перегонных) в пределах железнодорожной линии;

– переводной коэффициент к длительности расчетного периода ( при длительности расчетного периода 1 месяц и при длительности расчетного периода, равной календарному году).

– Вычисляется среднее квадратическое отклонение задержки в движении поездов:

. (8.2)

Критический уровень в таблице 8.5 определяется по формуле:

. (8.3)

– Вычисляют остальные границы уровней последствий в матрице рисков. При этом последовательно двигаются влево от границы . Каждую новую границу, расположенную левее границы получают делением значения поездо-часов задержки предыдущей границы на величину относительного шага K. Вычисления заканчиваются, когда будут определены все внутренние границы матрицы рисков.

Критический уровень частоты последствий вычисляется по формуле:

. (8.4)

Если , принять (соответствует красной клетке в таблице 8.5 для частоты события уровня «случайное»).

– Критические уровни частоты и тяжести последствий совместно определяют одну клетку в таблице 8.5, которая соответствует критическому уровню риска.

8.10 Принятие решений по обработке риска и устанавливаемые уровни рисков периодически корректируются с учетом конкретных условий эксплуатации и утверждаются руководством ОАО «РЖД».

8.11. Фактический уровень риска определяется клеткой в матрице рисков по надежности с использованием показателей и . Пример оценки рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ, представлен в Приложении З.

8.12 При необходимости прогнозирования уровня риска необходимо провести расчет прогнозного значения интенсивности отказов системы ЖАТ в соответствии с Методикой расчета показателей надежности и безопасности функционирования железнодорожной автоматики и телемеханики. Далее, используя вместо фактического значения интенсивности отказов прогнозное значение , выполняют оценку и оценивание прогнозных рисков в соответствии с разделом 7 настоящей Методики и п.8.8-8.11. Вывод о сохранении или изменении состояния системы ЖАТ в течение времени прогноза осуществляют на основе сравнения текущего и прогнозного уровней риска.
9 ОЦЕНКА ВЕЛИЧИНЫ РИСКА, СВЯЗАННОГО С УРОВНЕМ БЕЗОПАСНОСТИ

9.1 Определение данных для оценки величины риска

9.1.1 Исходные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, приведены в п. 7.1 и дополнены в таблице 9.1.

Таблица 9.1 – Исходные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ

Обозначение показателя Наименование показателя, единица измерения Источник для расчета величины показателя
  Фактическое значение интенсивности опасных отказов системы ЖАТ, 1/ч Рассчитывается согласно Методике расчета показателей надежности и безопасности функционирования железнодорожной автоматики и телемеханики
  Прямой экономический ущерб от всех нарушений безопасности движения, происшедших по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года, тыс. руб. Анализ состояний безопасности движения на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД» за предыдущие 3 года
  Количество браков по хозяйству автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года Анализ состояний безопасности движения на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД» за предыдущие 3 года
  Число погибших людей после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года Анализ состояний безопасности движения на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД» за предыдущие 3 года
  Число людей, получивших тяжкие телесные повреждения после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года Анализ состояний безопасности движения на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД» за предыдущие 3 года
  Число крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года Анализ состояний безопасности движения на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД» за предыдущие 3 года

9.1.2 На основе исходных данных формируются расчетные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, в виде таблицы 9.2.

Таблица 9.2 Расчетные данные для оценки величины риска по безопасности для системы ЖАТ

Обозначение показателя Наименование показателя
Средняя длительность активного состояния системы ЖАТ, ч
Средняя длительность пассивного состояния системы ЖАТ, ч
Средняя длительность опасного состояния системы ЖАТ, ч
Средняя длительность неопасного состояний системы ЖАТ, ч
Примечание. Определения рассматриваемых состояний представлены в Приложении В.

 

9.1.3 Расчетные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, определяют по следующим формулам:

, (9.1)
, (9.2)
, (9.3)
, (9.4)

где – среднее время обнаружения отказа системы ЖАТ ().

При отсутствии опасных отказов системы ЖАТ за расчетный период или , где и – допустимые значения интенсивности опасных отказов системы ЖАТ соответственно на станции и перегоне.

 

 

9.2 Анализ частот

9.2.1 Математическое ожидание длительности совпадения активных и опасных состояний системы ЖАТ определяется по формуле:

. (9.5)

9.2.2 Частота возникновения риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ (частота перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние) определяется по формуле:

. (9.6)

 

9.3 Анализ последствий

 

9.3.1 Для расчета риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, необходимо определить последствия, которые могут возникнуть в результате одного перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние. При переходе системы ЖАТ в активное опасное состояние возможны различные варианты сценарий последствий.

9.3.2 Расчет риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ, производится в целом для железнодорожной станции или перегона, а не для конкретного варианта событий, также статистика событий, связанных с нарушением безопасности, имеет малую выборку. Поэтому для оценки последствий целесообразно оперировать следующими удельными оценками:

- удельная оценка количества погибших и пострадавших;

- удельная оценка прямого экономического ущерба.

9.3.3 Удельные оценки количества погибших , чел., и пострадавших , чел, определяются соответственно по формулам:

, (9.7)
. (9.8)

Если , то и .

9.3.4 Удельная оценка прямого экономического ущерба определяется по формуле:

. (9.9)

Если , то .

 

9.4 Определение уровня риска

9.4.1 По формуле (9.6) рассчитывается показатель для оценки частоты возникновения риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ.

9.4.2 По формулам (9.7 – 9.9) рассчитываются показатели, характеризующие последствия риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ.

9.4.3 Полученные показатели используются при оценивании риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ.



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.