Определение области применения оценки риска — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Определение области применения оценки риска

2018-01-28 240
Определение области применения оценки риска 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

4.1 В рамках методологии Управления ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН) понятие риска включает два элемента:

- вероятность возникновения события или сочетание событий, ведущих к опасности или частота возникновения таких событий;

- последствия опасности.

4.2 Применительно к системам автоматической и полуавтоматической блокировки, системам электрической централизации стрелок и сигналов, системам горочной автоматической централизации, системам диспетчерской централизации (далее системам ЖАТ) риски представляют собой сочетание вероятности и неблагоприятных последствий отказов и вероятности и неблагоприятных последствий опасных отказов систем ЖАТ в процессе их функционирования на перегонах и станциях.

4.3 Порядок оценки рисков, связанных с функционированием систем ЖАТ, соответствует ГОСТ Р 54505 и включает этапы, представленные в Приложении А.

4.4 В качестве исходных данных для расчёта используются значения показателей, полученных на основе Методики сбора, обработки и представления данных, связанных с функционированием систем ЖАТ и Методики расчета показателей надежности и безопасности функционирования систем ЖАТ.

4.5 Настоящая Методика служит для расчета и оценивания следующих показателей:

- вероятность риска, связанного с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ;

- возможное количество и время задержек поездов, связанных с устранением отказов системы ЖАТ;

- вероятность риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ;

- возможная величина ущерба по причине опасных отказов системы ЖАТ.

4.6 В настоящей Методике приводится последовательность расчета указанных показателей, построения матриц рисков и оценивания риска с помощь соответствующих матриц для систем ЖАТ.

4.7 Методика базируется на следующих допущениях:

– отказы системы ЖАТ – события независимые и случайные;

– текущее состояние о объекта системы ЖАТ не зависит от предыдущего состояния;

– интервалы времени между случайными событиями распределены по экспоненциальному закону.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОЦЕНКИ РИСКА

 

5.1 Оценка риска производится в целом для системы ЖАТ, обеспечивающей безопасность движения на заданном объекте.

5.2 Оценка риска функционирования систем ЖАТ осуществляется на этапе эксплуатации систем ЖАТ, в том числе при назначении капитального ремонта (рисунок Б.1) и при истечении назначенного срока службы (рисунок Б.2).

5.3 Оценку рисков разделяют на две области:

- риски, связанные с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ;

- риски, связанные с уровнем безопасности функционирования систем ЖАТ.


ИДЕНТИФИКАЦИЯ РИСКА

 

6.1 Риски, связанные с функционированием систем ЖАТ, в целом определяют как риски возникновения отказов систем ЖАТ, эксплуатируемых на заданном объекте, и влияния отказов на процесс движения поездов на заданном объекте.

6.2 Риски, связанные с функционированием систем ЖАТ, возникают при наличии отказа системы ЖАТ и одновременном использовании системы ЖАТ для реализации функций по регулированию процесса движения поезда.

6.3 Защитный отказ системы ЖАТ переводит систему ЖАТ в защитное состояние. Находясь в этом состоянии, система ЖАТ может вызывать различные задержки в движении поездов на перегоне или станции. Количество и длительность задержек различаются для каждого отказа.

6.4 Опасный отказ системы ЖАТ соответствует одному или нескольким критериям опасного отказа и переводит систему ЖАТ в опасное состояние. Нахождение системы ЖАТ в опасном состоянии может привести к возникновению поражающих факторов, связанных с движением поездов на перегоне или станции, что приводит к гибели и телесным повреждениям людей и прямому экономическому ущербу. Величина ущерба различается для каждого опасного отказа.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

Рисунок А.1 – Процесс управления рисками

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Применение оценки рисков

Рисунок Б.1 – Применение оценки рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ при назначении капитального ремонта

Рисунок Б.2 – Применение оценки рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ при истечении назначенного срока службы


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Дополнительные определения

Использование системы ЖАТ: это событие (процесс), при котором в данный момент (период) времени осуществляется управление движением поездов с помощью рассматриваемой системы ЖАТ.

Вероятность риска по безотказности для системы ЖАТ: это вероятность отказа системы ЖАТ, который приводит к возникновению ущерба из-за задержек поездов, связанных с устранением этого отказа.

Активное состояние системы ЖАТ: это такое состояние системы ЖАТ, при котором она в течение некоторого интервала времени используется в реализации функций по управлению и регулированию процесса движения поезда на перегоне или станции, а параметры функционирования системы ЖАТ влияют на безопасность движения поезда.

Пассивное состояние системы ЖАТ: это такое состояние системы ЖАТ, когда она в течение некоторого интервала времени не участвует в реализации функций по управлению и регулированию процесса движения поезда на перегоне или станции, а параметры функционирования системы ЖАТ не влияют на безопасность движения поезда.

Пассивное неопасное состояние системы ЖАТ: пассивное состояние системы ЖАТ, в котором не возникает прямой экономический ущерб и не происходят гибель или тяжкие телесные повреждения людей, связанные с функционированием системы ЖАТ и движением поезда по перегону или станции.

Активное неопасное состояние системы ЖАТ: активное состояние системы ЖАТ, в котором не возникает прямой экономический ущерб и не происходят гибель или тяжкие телесные повреждения людей, связанные с функционированием системы ЖАТ и движением поезда по перегону или станции.

 

Пассивное опасное состояние системы ЖАТ: пассивное состояние системы ЖАТ, в котором не возникает прямой экономический ущерб и не происходят гибель или тяжкие телесные повреждения людей, связанные с функционированием системы ЖАТ и движением поезда по перегону или станции.

Активное опасное состояние системы ЖАТ: активное состояние системы ЖАТ, в котором возникает прямой экономический ущерб и не происходят гибель или тяжкие телесные повреждения людей, связанные с функционированием системы ЖАТ и движением поезда по перегону или станции.

Вероятность риска по безопасности для системы ЖАТ: это вероятность перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Поправочные коэффициенты

Таблица Д.1 Коэффициенты для учета вариантности передвижений на перегоне

Количество путей Коэффициент k1 Коэффициент k2
  0,96 0,94
  0,92 0,84
  0,87 0,8
4 и более 0,85 0,79

 

Таблица Д.2 Коэффициенты для учета вариантности передвижений на станции

Количество стрелок Коэффициент k1 Коэффициент k2
менее 10 0,97 0,93
от 10 до 21 0,93 0,89
от 22 до 29 0,87 0,85
от 20 до 39 0,85 0,82
от 40 до 49 0,83 0,81
50 и более 0,78 0,8

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Интерпретация рисков

Таблица Е.1 Уровни частоты возникновения последствий

Вероятность события Уровни частот Интерпретация вероятности возникновения последствий (средняя частота возникновения последствий)
Частое 1 раз за 2 месяца
Вероятное 1 раз за 4 месяца
Случайное 1 раз за 7 месяцев
Редкое 1 раз за 1 год
Крайне редкое 1 раз за 5 лет
Маловероятное 1 раз за 10 лет

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Оценивание риска

Таблица Ж.1 Оценивание риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ

Наименование показателя Ссылка на формулу или таблицу Значения показателя Результат обработки матриц
  Расчетный уровень частоты (вероятность ущерба) Формула 9.6 PАО (Ч, В, С, Р, К, М)
  Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (количество погибших и пострадавших Формулы 9.7, 9.8 , (1, 2, 3, 4)
  Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (прямой экономический ущерб) Формула 9.9 (1, 2, 3, 4)
  Уровень риска согласно матрице №1 Таблица 10.6 Недопустимый Нежелательный Допустимый Не принимаемый в расчет (Ч1, Ч2, Ч3, Ч4, В1, и т.д.)
  Уровень риска согласно матрице №2 Таблица 10.7 Недопустимый Нежелательный Допустимый Не принимаемый в расчет (Ч1, Ч2, Ч3, Ч4, В1, и т.д.)
  Расчетный уровень риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ Наихудшее из значений в строках 4 и 5

 


ПРИЛОЖЕНИЕ З

Пример оценки риска, связанного с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ

Таблица З.1 Исходные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем надежности функционировании системы ЖАТ на станции

Обозначение показателя Наименование показателя, единица измерения Значение величины показателя
  Прием поездов в сутки, поезд  
  Отправление поездов в сутки, поезд  
  Формирование поездов в сутки, вагон  
  Расформирование поездов в сутки, вагон  
  Время занятия стрелочной горловины приемом поезда, мин  
  Время занятия стрелочной горловины отправлением поезда, мин  
  Фактическое значение интенсивности отказов системы ЖАТ, 1/ч 0,00231
  Фактическое значение среднего времени до восстановления системы ЖАТ, ч 1,833
  Расчетный период, месяц  

 

Определяем расчетные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ на железнодорожной станции:

,  
,  
,  
,  
,  
.  

Вероятность задержки поезда из-за использования одного из элементов системы ЖАТ другим поездом (замыкания в другом маршруте):

 

Вероятность задержки поезда при отсутствии влияния безотказности функционирования системы ЖАТ на движение поездов:

.  

Вероятность задержки поезда из-за отказа системы ЖАТ:

 

Среднее суммарное время задержки каждого поезда и среднее время задержки каждого поезда при отсутствии влияния отказов системы ЖАТ на движение поездов:

; ; ;  
; ;  
 
.  

Среднее время задержки поезда из-за отказов системы ЖАТ за расчетный период:

 

Среднее количество задержек поездов из-за системы ЖАТ:

.  

Аналогично производится оценка прогнозного уровня риска для

Матрицы для оценивания рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ, при и представлены в виде таблицы З.2.

 

Таблица З.2 Матрица рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ

Уровни частоты (вероятность ущерба) Уровни последствий возникновения отказов системы ЖАТ (среднее время задержки поезда)
незначительный значительный существен-ный критический
       
Частое Ч        
Вероят-ное В   Текущий   Прогнозный
Случай-ное С        
Редкое Р        
Крайне редкое К        
Мало-вероят-ное М        

 

Текущий уровень риска по надежности нежелательный (В2), а прогнозный – недопустимый.

Таким образом, без принятия соответствующих мер уровень рисков, связанных с функционированием системы ЖАТ, увеличится.


ПРИЛОЖЕНИЕ И

Пример оценки риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ

Для оценки риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ на станции, используются данные из приложения З и таблицы И.1.

Таблица И.1 Исходные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ

Обозначение показателя Наименование показателя, единица измерения Значение величины показателя
  Фактическое значение интенсивности опасных отказов системы ЖАТ, 1/ч
  Прямой экономический ущерб от всех нарушений безопасности движения, происшедших по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года, тыс. руб.    
  Количество браков по хозяйству автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года    
  Число погибших людей после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года    
  Число людей, получивших тяжкие телесные повреждения после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года    
  Число крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года    

 

Определим расчетные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ:

,  
,  
,  
.  

Математическое ожидание длительности совпадения активных и опасных состояний системы ЖАТ:

.  

Средняя интенсивность перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние:

 

Удельные оценки количества погибших и пострадавших:

 
.  

Удельная оценка прямого экономического ущерба:

 

Представим оценивание риска в виде таблицы И.2.

Таблица И.2 Оценивание риска, связанного с безопасностью функционирования системы ЖАТ

Наименование показателя Ссылка на формулу или таблицу Значения показателя Результат обработки матриц
  Расчетный уровень частоты (вероятность ущерба) Формула 9.10 М
  Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (количество погибших и пострадавших Формулы 9.11, 9.12  
  Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (прямой экономический ущерб) Формула 9.13  
  Уровень риска согласно матрице №1 Таблица 10.6 Не принимаемый в расчет М2
  Уровень риска согласно матрице №2 Таблица 10.7 Не принимаемый в расчет М2
  Расчетный уровень риска, связанного с безотказностью функционирования системы ЖАТ Не принимаемый в расчет

Изменения от (15.04.2016)

1. В таблице 7.1 дополнительно введено количество подходов на станции.

2. В формулу 7.5 введен коэффициент k4.

3. В формуле 8.2 скорректирован показатель квадратного корня с 3 на 6.

Изменения от (27.04.2016)

1. Формула 8.2 скорректирована. Теперь показатель степени определяется как доля среднего времени задержки поездов из-за отказа по отношению к суммарному среднему времени задержки поездов по всем хозяйствам (В, Ш, П, Т, Э).

2. Внесены правки в окончание примера на стр.48-49.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

4.1 В рамках методологии Управления ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН) понятие риска включает два элемента:

- вероятность возникновения события или сочетание событий, ведущих к опасности или частота возникновения таких событий;

- последствия опасности.

4.2 Применительно к системам автоматической и полуавтоматической блокировки, системам электрической централизации стрелок и сигналов, системам горочной автоматической централизации, системам диспетчерской централизации (далее системам ЖАТ) риски представляют собой сочетание вероятности и неблагоприятных последствий отказов и вероятности и неблагоприятных последствий опасных отказов систем ЖАТ в процессе их функционирования на перегонах и станциях.

4.3 Порядок оценки рисков, связанных с функционированием систем ЖАТ, соответствует ГОСТ Р 54505 и включает этапы, представленные в Приложении А.

4.4 В качестве исходных данных для расчёта используются значения показателей, полученных на основе Методики сбора, обработки и представления данных, связанных с функционированием систем ЖАТ и Методики расчета показателей надежности и безопасности функционирования систем ЖАТ.

4.5 Настоящая Методика служит для расчета и оценивания следующих показателей:

- вероятность риска, связанного с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ;

- возможное количество и время задержек поездов, связанных с устранением отказов системы ЖАТ;

- вероятность риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ;

- возможная величина ущерба по причине опасных отказов системы ЖАТ.

4.6 В настоящей Методике приводится последовательность расчета указанных показателей, построения матриц рисков и оценивания риска с помощь соответствующих матриц для систем ЖАТ.

4.7 Методика базируется на следующих допущениях:

– отказы системы ЖАТ – события независимые и случайные;

– текущее состояние о объекта системы ЖАТ не зависит от предыдущего состояния;

– интервалы времени между случайными событиями распределены по экспоненциальному закону.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОЦЕНКИ РИСКА

 

5.1 Оценка риска производится в целом для системы ЖАТ, обеспечивающей безопасность движения на заданном объекте.

5.2 Оценка риска функционирования систем ЖАТ осуществляется на этапе эксплуатации систем ЖАТ, в том числе при назначении капитального ремонта (рисунок Б.1) и при истечении назначенного срока службы (рисунок Б.2).

5.3 Оценку рисков разделяют на две области:

- риски, связанные с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ;

- риски, связанные с уровнем безопасности функционирования систем ЖАТ.


ИДЕНТИФИКАЦИЯ РИСКА

 

6.1 Риски, связанные с функционированием систем ЖАТ, в целом определяют как риски возникновения отказов систем ЖАТ, эксплуатируемых на заданном объекте, и влияния отказов на процесс движения поездов на заданном объекте.

6.2 Риски, связанные с функционированием систем ЖАТ, возникают при наличии отказа системы ЖАТ и одновременном использовании системы ЖАТ для реализации функций по регулированию процесса движения поезда.

6.3 Защитный отказ системы ЖАТ переводит систему ЖАТ в защитное состояние. Находясь в этом состоянии, система ЖАТ может вызывать различные задержки в движении поездов на перегоне или станции. Количество и длительность задержек различаются для каждого отказа.

6.4 Опасный отказ системы ЖАТ соответствует одному или нескольким критериям опасного отказа и переводит систему ЖАТ в опасное состояние. Нахождение системы ЖАТ в опасном состоянии может привести к возникновению поражающих факторов, связанных с движением поездов на перегоне или станции, что приводит к гибели и телесным повреждениям людей и прямому экономическому ущербу. Величина ущерба различается для каждого опасного отказа.

 

 



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.