По созданию учебной презентации — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

По созданию учебной презентации

2018-01-28 182
По созданию учебной презентации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.

Одним из актуальных и распространенных направлений внедрения использования информационных технологий в образовательный процесс школы являются мультимедийные презентационные технологии.

У термина презентация два значения — широкое и узкое. В широком смысле слова презентация — это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта, представление на обсуждение рабочего проекта, результатов внедрения и т.п. В узком смысле слова презентации — это электронные документы особого рода. Они отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным). Далее этот термин будет использоваться в узком смысле этого слова.

Каждый, кто имеет опыт создания презентаций, знает, что технические вопросы вызывают минимум проблем.

Настоящие вопросы сложнее. Что целесообразно вынести на слайды, а что сказать словами; как структурировать информацию, распределяя ее между слайдами; что разумнее использовать в конкретном случае – текстовый или иллюстративный материал; как размещать информацию на слайдах – это лишь часть вопросов, возникающих перед составителем презентации.

Но прежде, чем обратиться к ним, нужно спросить себя: а зачем? Зачем к данному конкретному уроку мне нужна презентация?

Одна из самых веских причин – необходимость в дополнительной наглядности. Помним: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Действительно, результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Более того, наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами.

Презентация может быть отличным каркасом (опорным конспектом) урока. Учитель, работающий с мультимедийными презентационными технологиями, постоянно повышает свое методическое мастерство, а именно оно является одним из главных условий повышения качества знаний учащихся.

Методика проведения уроков с применением электронных презентаций может быть различной. Например, презентация может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении. В рамках комбинированного урока она может помочь актуализировать знания учащихся при повторении и обобщении изученного материала. Кроме того, на слайды презентации могут быть вынесены «опорные конспекты» к урокам, неоспоримыми достоинствами которых являются:

 

1. сжатие большой дозы информации во внешне малые размеры с использованием ассоциации символов и выделением главного;

2. наличие элементов обобщения и систематизации знаний по изучаемой дисциплине (разделам, темам) и т.п.

 

При проектировании «опорного конспекта» с помощью электронных презентаций расширяется возможность создания большого объема символьных образов, являющихся основой опорного конспекта. Кроме того, эти образы могут быть анимационными, что невозможно традиционными способами. Ценность педагогической презентации возрастает, если в ней реализован потенциал, обеспечивающий вариативность применения (ориентация на разную глубину усвоения учебного материала, разную исходную подготовленность обучаемых и т.п.).

Основными факторами, свидетельствующими об интенсификации учебного процесса с помощью электронных презентаций, могут стать:

 

1. повышение целенаправленности обучения;

2. усиление мотивации и повышение интереса к предмету;

3. улучшение эмоционального состояния учащихся.

 

Основной единицей электронной презентации в среде PowerPoint является слайд, или кадр представления учебной информации, учитывающий эргономические требования визуального восприятия информации.

Сегодня при составлении презентаций встречаются часто повторяемые ошибки, о которых следует сказать:

 

1. Слайдомент (бумажный документ, перенесенный на слайд). Такой слайд нечитабелен, он не воспринимается слушателями.

2. Бессмысленные «украшательства» (всегда спрашивайте себя: а зачем?).

3. А. Бессмысленный фон (в 99% случаев он мешает восприятию информации).

4. Б. Бессмысленная анимация (одна из грубейших ошибок).

5. Отсутствие единообразия и жесткого макета (на одном уровне заголовки одинакового размера).

6. Информационная избыточность слайдов (не стремитесь на слайде поместить весь материал).

7. Необязательные слайды («проходные» слайды забирают на себя часть драгоценного времени на уроке).

8. Текст, текст, текст... только текст...

9. Списки, списки, списки... (насколько слайдов со списками приводят к быстрой утомляемости слушателей).

10.Боязнь пустого пространства (не стремитесь заполнить все пространство слайда). Пространство усиливает информационные элементы. И чем больше его, тем больше проявляется эффект усиления.

 

Каждая электронная презентация, подготовленная к уроку, с одной стороны, должна быть в значительной степени автономным программным продуктом, а с другой — отвечать некоторым общим стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащихся в ней исходных данных (формат рисунков, дизайн таблиц и т.п.). Это обеспечит возможность, при необходимости, связать презентации в единую обучающую систему, ориентированную, например, на изучение целого раздела (в идеале – предмета).

 

Обязательными структурными элементами, как правило, являются:

 

1. обложка;

2. титульный слайд;

3. оглавление;

4. учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);

5. словарь терминов;

6. справочная система по работе с управляющими элементами;

7. система контроля знаний;

8. информационные ресурсы по теме.

 

При этом содержательное наполнение указанных слайдов может быть прокомментировано следующим образом.

Обложка должна быть по возможности красочной. Для этого следует оформить ее с помощью графических вставок и фонов. Дизайн обложки должен способствовать улучшению эмоционального состояния учащихся и повышать их интерес к предмету (изучаемой теме).

 

Титульный слайд должен включать:

 

1. название темы;

2. информацию об образовательном учреждении;

3. сведения об авторе;

4. дату разработки;

5. информацию о местоположении информации в сети, на локальном компьютере и имя файла.

 

Оглавление (если необходимо) является очень важным структурным элементом презентации. С одной стороны, оно должно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ (через гипертекстовые ссылки) к ее сравнительно небольшим содержательным частям, с другой стороны, максимально обозримым, т.е. находиться на одном слайде. Практика показывает, что таким требованиям, как правило, удовлетворяет двухуровневое оглавление (разделы и подразделы).

Учебный материал в электронной презентации, как правило, представлен в краткой форме, что имеет достаточно веские основания для существования наряду с полным учебным материалом. Такое представление дает качественно иной ракурс для рассмотрения содержания, что достаточно эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на этапе обобщения и систематизации учебного материала.

Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т.п. (т.е. в обычном «книжном» виде, хотя в презентацию могут быть интегрированы и элементы, не свойственные бумажным носителям, такие как анимация, видеовставки, звуковые фрагменты и проч.). При этом графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.

С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации.

Словарь терминов. Наличие такого словаря весьма желательно. Для обращения к словарю терминов на соответствующих страницах учебного материала целесообразно разместить соответствующую кнопку.

Справочная система по работе с управляющими элементами (если это необходимо) презентации должна представлять собой отдельный слайд с описанием всех используемых экранных кнопок для уточнения их функционального назначения. Основные требования к элементам управления — понятность, наличие на экране нужных подсказок в нужный момент и, главное, минимальное (только необходимое) количество элементов управления на каждой странице.

Основными элементами управления являются:

 

1. кнопки перехода из оглавления на начало тем;

2. кнопки перехода со слайда на слайд вперед и назад;

3. кнопка возврата в оглавление;

4. кнопка вызова подсказки;

5. кнопка перехода в словарь терминов;

6. гиперссылки для вывода на экран иллюстраций, таблиц, графиков и пр.

Система контроля знаний может быть организована как эспресс-тестирование (для быстрого контроля усвоения материала). Ответы учащихся при этом могут фиксироваться на бумажном носителе (с указанием фамилий или анонимно, в зависимости от целей тестирования) и анализироваться учителем после завершения урока.

Информационные ресурсы по теме представляют собой, прежде всего, перечень источников информации, как на бумажных носителях, так и электронных (CD-ROM, Интернет-ресурсы), используемых педагогом при подготовке презентации. Список ресурсов может содержать обязательные и дополнительные источники информации, предлагаемые учащимся для самостоятельного изучения отдельных вопросов по теме урока.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

 

Оформление слайдов:

Стиль

1. Соблюдайте единый стиль оформления

2. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

• Для фона предпочтительны холодные тона

 

Использование цвета

 

1. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

2. Для фона и текста используйте контрастные цвета.

3. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

 

Анимационные эффекты

1. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

2. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

 

Представление информации:

Содержание информации

1. Используйте короткие слова и предложения.

2. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

3. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

 

Расположение информации на странице

1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

3. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

 

Шрифты

1. Для заголовков – не менее 24.

2. Для информации не менее 18.

3. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

4. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

5. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.