Хронология всемирной истории сестринского дела — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Хронология всемирной истории сестринского дела

2018-01-28 2221
Хронология всемирной истории сестринского дела 4.33 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Хронология всемирной истории сестринского дела

До конца 18 века в России специально обученных сестёр по уходу за больными не было. В период матриархата, женщина как глава рода, заботилась не только о питании и поддержании очага, но и о здоровье и благополучии своих сородичей. Так древние славяне называли их берегинями.

Накопившейся, в период матриархата, опыт врачевания лег в основу медицинских знаний, которые человечество обрело гораздо позднее.

По мнению ведущих историков медицины, возникновение и распространение христианства (11 век) послужило главным стимулом развития «раннего» сестринского дела.

При монастырях создаются богадельни и убежища-кельи, а в последствии, «больничные палаты». Уход за больными и калеками осуществляли монахи. То место, где боль кладёт человека «ниц», стали называть «больницами».

 

Впервые в России женский труд в госпиталях и лазаретах был использован при Петре1. По его указу в 1715г. Были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена солдатам.

Женский труд в больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли «бабы-сидельницы», которые являлись жёнами или вдовами больничных солдат. И в то же время до конца века специальных сестёр для ухода за больными не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 году, когда появились службы «сердобольных вдов». В Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для неимущих, увечных или престарелых жён и вдов, состоящих на государственной службе солдат.

С 1814 года женщины из «вдовьего дома» стали ухаживать за больными в больницах.

1818 год – в Москве создан институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы для обучения женского медицинского персонала – сиделок.

В 1822 году вышло в свет первое руководство на русском языке по уходу за больными – учебник Оппеля.

1844 год - в Петербурге создана первая община сестер милосердия – «Свято-Троицкая».

В 1847 году звание сестёр милосердия присвоено 10 женщинам, получившим подготовку в общине.

Крымская война (1854-1856 г.г.)

В 1854 году учреждена Крестовоздвиженская община сестёр милосердия для ухода за пострадавшими на полях сражений. Руководство общиной взял на себя великий русский хирург Н.И. Пирогов.

Помимо обучения сестер Н.И. Пирогов внёс и другой вклад в развитие сестринского дела:

- применил разделение труда сестёр: сёстры перевязывающие, операционные, сёстры-аптекарши, сёстры-хозяйки, сёстры, сопровождающие раненых при перевозках, старшая сестра;

- предложил и отстоял идею введения женского труда в госпиталях в мирное время.

Впервые в мировой истории сёстры стали оказывать помощь раненым на поле битвы. Всего на театре военных действий в Крымскую компанию работало 160 сестёр, 17 из них погибли.

Н.И. Пирогов напишет о них: «Сёстры день и ночь бывают в госпиталях, помогают в операциях и при перевязках, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и смотрителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой, с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий. Трудно решить, чему более удивляться – хладнокровию ли этих сестёр или их самоотвержению. Велика и высока была их обязанность, им поручались и последние желания, и последний вдох умирающих за отечество!»

 

Дарья Севастопольская. В 15 лет Даша попала на фронт, добровольно возложив на себя обязанности сестры милосердия. Отличилась работой на перевязочных пунктах и при транспортировке раненых. За участие в крымской компании Дарья была награждена золотой медалью на Владимирской ленте с надписью «За усердие».

 

Екатерина Бакунина. Дочь генерал-губернатора Петербурга, всесторонне образованная женщина стала постоянной помощницей Н.И Пирогова при операциях, ухаживала за больными и ранеными при их транспортировке из Севастополя.

После войны Бакунина продолжила сестринскую деятельность в качестве организатора.

Приняла участие в русско-турецкой войне на Кавказе (1877-1878 г.г.), возглавляя работу отрядов сестёр милосердия.

Екатерина Михайловна Бакунина считается родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России.

 

В целях поощрения и увековечения заслуг сестёр милосердия в Крымской войне комитетом Крестовоздвиженской общины был учреждён позолоченный крест. О героизме и самоотверженности сестёр свидетельствует тот факт, что 158 сестёр были награждены этим крестом и 68 сестёр представлены к бронзовой медали «За оборону Севастополя».

 

Флоренс Найтингейл (1820-1910 г.г.).

Английская медсестра, участница Крымской компании, основоположница сестринского дела в мире.

Вся жизнь этой замечательной женщины была посвящена развитию сестринского дела.

Флоренс Найтингейл явилась создателем научной системы ухода за больными и ранеными.

В своих знаменитых «Записках об уходе» Найтингейл обобщила и систематизировала все накопленные до неё знания и опыт. Ей принадлежит высказывание, что уход за больными – наука и искусство одновременно, требующее специальной подготовки.

Благодаря её заслугам, сестринской дело стало профессией, вместо «сестры, вытирающей пот» появился новый образ. Медсестры стали проявлять инициативу и стараться активно влиять на ход болезни.

Всемирную неувядаемую известность мисс Найтингейл приобрела во время Крымской компании. Благодаря её деятельности по организации ухода смертность солдат снизилась с 50% до 2-х. Благодарные соотечественники собрали в её честь капитал в 50000 фунтов стерлингов, которые Флоренс Найтингейл использовала для обучения сестёр.

В 1919 году Лига международного Красного Креста учредила медаль имени Флоренс Найтингейл «за исключительные заслуги в сестринском деле, вызывающие восхищение всего человечества».

12 мая – день её рождения, отмечается как день медицинской сестры.

 

1863 год. В Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи жертвам войны (его инициатор и создатель Анри Дюран), переименованный в 1976 году в Международный комитет Красного Креста.

 

1867 год. В России на базе Крестовоздвиженской общины создаётся общество попечения больных и раненых воинов, в 1876 году переименованное в Российское общество Красного Креста (РОКК).

 

26 августа 1917 года в Москве состоялся 1 Всероссийский съезд сестёр милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестёр милосердия.

 

1927 год. На смену определения «сестра милосердия» пришло «медицинская сестра».

Великая Отечественная война (1941-1945 г.г.).

В войне приняло участие 500 тысяч средних медицинских работников.

Наши сёстры проявляют примеры героизма и самоотверженности. 17 медицинских сестёр получили звание героя СоветскогоСоюза и 46 – медаль Ф.Найтингейл.

Впервые в мире была введена должность санинструктора, в обязанности которых входило вынос раненых с линии огня и оказание им неотложной помощи. Смертность среди санинструкторов была самой высокой. 24 санинструктора удостоены звания Героя советского Союза, из них 10 – посмертно.

Впервые в истории войн работа медиков была приравнена к боевому подвигу.

В 1942 году начинает выпускаться журнал «Медицинская сестра».

1948 год. Создание Всемирной организации здравоохранения – специализированного учреждения ООН по международным проблемам охраны здоровья.

При ВОЗ действует европейское региональное бюро по сестринскому делу. ВОЗ оказывает помощь практически во всех областях сестринского дела: образование, социальное и экономическое благополучие сестёр, спонсорская помощь и содействие международным сестринским организациям.

 

Октября 2004 г.

Были подведены итоги по выполнению решений I Всероссийского съезда средних медицинских работников:

n Успешно реализуется отраслевая Программа развития сестринского дела;

n Возросла роль сестринского персонала в оказании медицинской помощи гражданам РФ;

n Сформирована многоуровневая система подготовки сестринских кадров;

n Внедряется новое поколение государственных образовательных стандартов профессионального образования;

n Разработан этический кодекс медицинской сестры;

n Сформирована многоуровневая система управления сестринским персоналом;

n Проводится экспериментальная работа по внедрению современных форм и технологий сестринской деятельности;

n Продолжается рост числа общественных сестринских организаций. Активизировалось сотрудничество российских сестёр с зарубежными коллегами. Создан Web-сайт на русском и английском языках для формирования единого информационного поля.

 

Съезд постановил в целях дальнейшего развития сестринского дела в РФ:

n Разработать план мероприятий на 2005-2010 г.г. по реализации отраслевой Программы развития сестринского дела.

n Принять меры по совершенствованию системы управления сестринскими службами, проводить кадровую политику по использованию специалистов сестринского дела, имеющих высшее сестринское образование и повышенный уровень;

n Ходатайствовать о мерах социальной поддержки средних медицинских работников;

n Обеспечить условия безопасной работы сестёр;

n Обеспечить систематический контроль за совершенствованием комплексной системы оценки качества подготовки специалистов со средним медицинским образованием на всех этапах обучения;

n Обеспечить создание отделов содействия трудоустройству выпускников.

 

СД в Челябинской области

  • Сегодня в челябинской области трудится более 32 тысяч медицинских сестёр и фельдшеров.
  • В области действует девять медицинских училищ и колледжей.
  • Функционирует училище повышения квалификации медицинских работников со средним образованием.
  • В 1996году открыт факультет высшего сестринского образования в ЧГМА, выпускающий специалистов-менеджеров.
  • С 2000 года идёт обучение в Челябинском базовом медицинском колледже по второй ступени – «медсестра организатор и преподаватель сестринского дела», с 2005г. – «медицинская сестра с повышенным уровнем образования».
  • Прошли 2 областных съезда работников со средним медицинским образованием.
  • Проводится экспериментальная работа по внедрению современных форм и технологий сестринской деятельности.

Экспериментальные площадки:

- Областная больница отделение гематологии;

- Детская областная больница;

- Перинатальный центр;

- Планируется внедрить «сестринский процесс» в работу открывающегося областного центра трансплантации костного мозга.

  • Осуществляется разработка и внедрение стандартов профессиональной деятельности медицинских сестёр.

 

Основные понятия философии сестринского дела.

Сестринское дело.

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО – часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.

СД – как искусство:

- искусство систематически применять знания и умения;

- искусство заботы, требующее творческого воображения, интуиции и артистизма.

СД – как наука есть организованная, систематизированная структура знаний, полученных и проверенных путем исследовательской деятельности; рассуждение о фактах в глубокой и систематической манере.

Научной основой профессиональной деятельности м/с является сестринский процесс.

ПАЦИЕНТ – человек (индивид), который нуждается в сестринском уходе и получает его.

Философия СД рассматривает пациента, прежде всего как личность. Сестра, разрабатывающая совместно с пациентом план ухода, может рассчитывать на успешную его реализацию только в том случае, если она понимает и учитывает, что общается с личностью с определенными биологическими, психологическими, социальными и духовными проблемами. Сестра должна быть готова к целостному (холистическому) подходу к человеку.

 

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагиваются активностью человека.

Окружающая среда подразделяется на:

- физическую (природную), включающую географическое положение, климат, качество воздуха, воды и т.п.;

- социальную, играющую огромную роль в формировании личности пациента, с которым м/с придется работать (семья, школа, рабочий коллектив, друзья и т.д.);

- культурную (духовную), которая включает поведение человека, его взаимоотношения с др. людьми (язык, традиции, обычаи, вера, манеры общения и т.п.).

В зависимости от окружающей среды, в которой рос, живет и работает пациент, сестре необходимо строить свои взаимоотношения с ним.

 

ЗДОРОВЬЕ – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

Здоровый человек имеет хорошее самочувствие в рамках физического, социального, психического и духовного аспекта.

 

Помимо этих четырех основных необходимо знать определения и других, существенных для СД понятий:

ЧЕЛОВЕК – целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психологических и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

СЕСТРА – специалист, с профессиональным образованием, разделяющим философию СД и имеющий право на сестринскую работу.

Согласно КОДЕКСУ МЕЖДУНАРОДНОГО СОВЕТА СЕСТЕР определены уровни деятельности медицинской сестры:

· сохранение здоровья

· предотвращение заболевания

· восстановление здоровья

· облегчение страданий

Функции сестры определяются Европейским региональным бюро ВОЗ по СД и зависят от потребностей общества.

1. Предоставление сестринского ухода.

Данная деятельность особенно эффективна, если основана на применении сестринского процесса (5 этапов) и включает:

· оценка потребностей человека и его семьи

· выявление нарушенных болезнью потребностей и возникающих при этом проблем

· планирование и осуществление сестринского ухода, вовлечение пациента, а при необходимости членов его семьи в осуществление ухода

· использование принятых профессиональных стандартов

2. Обучение пациентов и их семей, населения, сестринского персонала, что включает:

    • оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохранению и восстановлению здоровья
    • подготовку и подачу нужной информации на соответствующем уровне
    • помощь сестрам, пациентам и др. персоналу в получении новых знаний и навыков
    • применение соответствующих стандартов (программ обучения)

3. Исполнение активной роли в составе медико-санитарной бригады, что предусматривает:

· сотрудничество с пациентами, семьями, другими работниками здравоохранения, в целях планирования, организации, управления и оценки сестринского ухода

· активное участие в деятельности сестринской бригады

· сотрудничество с др. профессионалами в целях создания нормальных условий труда, способствующих эффективной сестринской деятельности

· участие в подготовке и предоставлении необходимой информации населению, руководству, администрации, политикам в виде докладов, конференций, публикаций в СМИ и пр.

 

4. Развитие СД через осмысление его перспектив и проведение научных исследований.

Эта функция вуключает:

· внедрение новаторских методов работы

· участие в проведении научно-исследовательских работ в области СД

· использование профессиональных стандартов в сестринской практике

Таким образом, миссия сестры заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в определении и достижении ими физического, психического и социального здоровья в условиях окружающей среды, в которой они живут и работают.

Философия СД дает определения сестринским этическим обязанностям, целям и личным качествам медицинской сестры.

Сестра, разделяющая принятую философию СД, принимает на себя следующие этические обязанности:

· говорить правду;

· делать добро;

· не причинять вреда;

· уважать права пациента;

· уважать обязательства других (членов бригады);

· держать слово;

· быть преданной;

· уважать право (пациента) на самостоятельность.

Этическими ценностями, определяющими цели, к которым стремится сестра, являются:

· профессионализм;

· здоровье;

· здоровая окружающая среда;

· независимость;

· человеческое достоинство;

· забота (уход).

Добродетели (совершенства) определяют личные качества, которыми должна обладать хорошая сестра.

Добродетели – это черты характера, которые располагают к хорошим поступкам:

· знание;

· умение;

· сострадание;

· милосердие;

· терпение;

· целеустремленность.

Основные тезисы темы:

· сестринское дело концентрируется скорее на человеке, чем на его недуге, в отличии от врачебного, на выхаживании, на обеспечении комфорта;

· задача медицинской сестры – организация и исполнение ухода за пациентом, цель - обеспечить для пациента максимально возможный в его состоянии физический и психоэмоциональный комфорт, качество жизни в болезни;

· овладение манипуляционной техникой не самоцель для сестры, а только средство, позволяющее организовать квалифицированный уход;

· выполнение назначений врача является одним из разделов работы медицинской сестры, но не основным и единственным содержанием её работы.

 

 

Где, когда и с какой целью состоялась первая Всероссийская научно-практическая конферен- ция по реформе СД? В августе 1993 года в подмосковном посёлке Голицыно, с целью обсуждения и принятия Программного документа «Философия сестринского дела»  
В чём заключается сущность реформы СД?   В стремлении сестёр обрести профессиональную самостоятельность, независимость и самодостаточность в ряду других медицинских профессий. Сёстры готовы принять на себя ответственность за результаты своей практики в области организации и исполнения профессионального ухода за пациентами.
Определение философии?   это наука о взаимодействии субъекта и объекта и об изменениях отношений между ними, возникающих в результате этого взаимодействия.
Определение ФСД?   …это мировоззрение сестры в отношении ее деятельности, формирование целостного взгляда на СД, на роль и место в нем сестринского персонала.
Основные принципы ФСД? …уважение к жизни, достоинству и правам пациента.  
Содержание ФСД?   · определение СД, его миссия, цели и задачи; · соотношение СД и медицины; · взаимодействие м/с и пациента; · профессиональная этика; · характер взаимоотношений СД и общества.
Базисные понятия ФСД? сестринское дело; пациент; окружающая среда; здоровье.
Сестринское дело? …часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.
Пациент? …человек (индивид), который нуждается в сестринском уходе и получает его.
Окружающая среда? … совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагиваются активностью человека.
Человек? …целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психологических и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.
Сестра? … специалист, с профессиональным образованием, разделяющим философию СД и имеющий право на сестринскую работу.
Уровни деятельности сестры?   · сохранение здоровья · предотвращение заболевания · восстановление здоровья · облегчение страданий
Функции сестры?   - Предоставление сестринского ухода. - Обучение пациентов и их семей, населения. - Исполнение активной роли в составе медико-санитарной бригады. - Развитие СД через осмысление его перспектив и проведение научных исследований.

Тема «МЕДБИОЭТИКА. СЕСТРИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ»

 

План:

1. Основные этические категории.

2. Деонтологические нормы взаимоотношений м/с и пациента.

3. Клятва Ф. Найтингейл.

4. Ятрогении.

5. Медбиоэтика.

6. Права пациентов.

Медицинская этика – наука о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к пациенту, как необходимом условии успешного лечения и укрепления здоровья человека.

Деонтология – наука о профессиональном долге медицинских работников.

Сестринская деонтология рассматривает, как с точки зрения этики, должна поступать м/с в конкретных ситуациях, возникающих в процессе ее профессиональной деятельности.

ЯТРОГЕНИИ.

Этот термин был введен в первой половине 20-го века и поначалу означал только неосторожное обращение врача со словом в ущерб здоровью пациента.

В настоящее время этот термин получил более широкое толкование.

Ятрогениями стали называть всякое нанесение ущерба здоровью пациента какими-либо медицинскими факторами (например, заражение пациента в больничных условиях вирусом гепатита «В» или ВИЧ-инфекцией).

Действия медицинских работников, повлекшие за собой изменения в состоянии здоровья пациента в сторону ухудшения или даже смерть м.б. квалифицированы как:

- несчастные случаи – это случаи, когда медицинские работники действовали в рамках общепринятых, профессиональных требований и возникших осложнений никак не могли ни предвидеть, ни предупредить;

- медицинская ошибка - добросовестное заблуждение медицинского работника при исключении умысла, неосторожности, небрежности или недобросовестности;

- медицинская небрежность - неспособность медицинского работника обеспечить стандарты лечения, связанное с недостаточным мастерством или недобросовестностью.

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА.

В течение последней четверти 20 века в медицине сформировалась Новая этика. Чем это было вызвано? Современный научно-технический прогресс сопровождается в области медицины появлением совершенно новых этических проблем, не существовавших ранее:

· искусственного оплодотворения,

· аборта,

· стерилизации,

· нового определения смерти человека (смерть мозга),

· эвтаназии,

· трансплантации органов,

· медико-генетического консультирования,

· оказания психиатрической помощи и т.д.

В классической этике не оказалось этических подходов к разрешению таких проблем. Сначала в США, а затем и в других странах стали использовать термин «биоэтика».

БИОЭТИКА – наука,изучающая этические аспекты проблемных ситуаций и защитаправ человека в современной медицине. В биоэтических исследованиях принимают участие медики, философы, богословы, юристы, социологи и т.д.

Биоэтика сохраняет преемственность с классической медицинской этикой.

Основополагающими принципами биомедицинской этики являются:

· принцип гуманности, уважения человеческого достоинства личности;

· принцип уважения моральной автономии личности;

· принцип благодеяния;

· принцип справедливости.

ПРАВА ПАЦИЕНТОВ.

В нашей стране содержание прав пациентов нашло отражение в законодательных актах, принятых в 1993г. в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан»:

· на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

· право на выбор врача (в том числе семейного) при согласии последнего, на выбор ЛПУ в соответствии с договорами ОМС и ДМС;

· на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

· на проведение по просьбе пациента консилиума и консультации др. специалистов;

· облегчение боли (при заболевании или обследовании);

· сохранение в тайне информации о факте обращения за мед. помощью;

· право на добровольное информированное вмешательство или отказ;

· на получение информации о своих правах или обязанностях мед. работника; а также на право выбора лиц, которым в интересах пациента м.б. передана информация о состоянии здоровья;

· на возмещение ущерба в случае причинения вреда при оказании медицинской помощи;

· право на допуск адвоката или иного законного представителя для защиты своих прав;

· допуск священнослужителя, а в больничных условиях – отдельного помещения для выполнения религиозных обрядов, если это не нарушает правил внутреннего распорядка лечебного отделения;

· в случае нарушения прав пациент может обращаться с иском (к руководителю ЛПУ, в общественные организации, суд);

· в соответствии с законом о медицинском страховании пациент имеет право на ОМС и ДМС, свободный выбор страховой мед. организации, предъявление иска страхователю, страховой мед. организации и мед. учреждению, в т.ч. на материальное возмещение ущерба.

 

КЛЯТВА ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ.

Принципы сестринской этики и деонтологии наиболее точным образом отражены в клятве, которую дают выпускники сестринских школ во многих странах. Это клятва Флоренс Найтингейл:

«Перед Богом и перед лицом собравшихся, я торжественно обещаю вести жизнь, исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности.

Я буду воздерживаться от всего ядовитого и вредного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарства, могущего принести вред.

Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в секрете всю личную информацию, которая может оказаться в моем распоряжении во время работы с пациентами и их родными.

Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных моей заботе».

 

БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)

К этому типу общения относятся:

а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.

Подумайте и дайте ответ, как должна выглядеть и вести себя медицинская сестра и почему?

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела").

Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова, иллюстрирует пример из воспоминаний врача Ибрагима Ахмедхановича Шамова:

"В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, ко­торого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал:

- Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспо­койстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!" И эту фра­зу он повторял многократно в дни перед кончиной".

Подумайте и дайте ответ,

какие жесты считаются недопустимыми?

каким должно быть выражение лица медицинской сестры при общении с пациентом?

 

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕ­НИЮ К ПАЦИЕНТУ.

Обычно выделяют четыре психологических расстояния (зоны комфорта):


- интимное - менее 40 см,

- личное - 40см - 2 м

- социальное - 2 - 4 м,

- открытое - более 4 м.


 

Сестринскому персоналу, с учетом специфики деятельности, часто приходиться «вторгаться» в личную и интимную зоны комфорта пациента. В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого участника общения и находить приемлемое и для сестры и для пациента расстояние.

Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимаю­щего общения. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

 

г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсе­строй, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.

К невербальному типу общения примыкают и так называемые ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:

* пауза

* интонация

* возгласы и восклицания

* тон, звучность, тембр голоса

* дикция

* скорость речи

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:

* тишина

* конфиденциальнсть

* адекватное освещение, отопление и вентиляция

* удобная поза

* уверенная манера общения

Подумайте и перечислите факторы, которые могут мешать процессу общения.

 

Важную роль в общении играет "эффект ореола" - первый образ воспри­ятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.

Как Вы думаете, что конкретно должна учесть медсестра для того, чтобы первое впечатление от знакомства было у пациента благоприятным?

В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ. Различают 5 стилей общения:


1) давления (авторитарный);

2) уступки;

3) компромисса;

4) сотрудничества;

5) избегания.

Подумайте и самостоятельно охарактеризуй каждый из стилей общения. Какой стиль наиболее близок Вам лично и какой, Вы считаете наиболее приемлемым для сестринской работы? Почему?

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя крите­риями:

а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).

б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:

1) терапевтическое, эффективное

2) нетерапевтическое, неэффективное

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздейст­вие, оказываемое на психику пациента.

Пример терапевтического общения:

"Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько пла­чет. Как снять боль у малыша?

Мать ребенка берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поце­луй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувст­вительных нервов!" (Шамов).

Уместно снова вспомнить слова М.Я. Мудрова, еще в 1820 году писавшего: "Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело".

ЗАПОМНИТЕ! ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

 

ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в со­гласованных с врачом и близкими пределах.

2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением. Страх - это эквивалент боли.

3) Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.

Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИН­СКОМ ДЕЛЕ - помощь пациен­ту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит паци­ентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: "От го­ловной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда".

Самостоятельно сформулируйте определение нетерапев­тического общения.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

1) ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, пишет:

«Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента общение с Вами - часть лечения.

Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внима­нии. Больные люди - особенно. Для многих несча­стных Ваше внимание - единственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!

Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаи­вайте и одобряйте его.

Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слышит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уве­ренно и ласково: "Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно поможем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим". Как можно чаще спрашивайте больного:

- Может быть, Вам что-нибудь нужно?»

2) ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ.

Медсестры используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение -единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. При­косновения могут не только сообщать о моральной и личной под­держке или соучастии, сопереживании, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.

Недаром добрые руки медсестры стали как бы символом про­фессии.

"Это же очень по-человечески - просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так про­сто чувство близости возникает. Страшно человеку - так сядь, вы­слушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И, по-моему, это очень важно, потому что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то иногда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том де­ло, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться некому. А так им сразу легче становится" (Патри­ция Беннер).

3) КОНТАКТ ГЛАЗ.

Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его - тогда еще молодого врача - пригласили проконсультировать знаме­нитого маршала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: "Я обращался ко многим медицинским свети­лам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сей­час я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я пове­рил".

Нам нравят­ся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преиму­щественно низким голосом.

4) СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА.

Вербальная социальная поддержка: положительное высказывание в адрес пациента, похвала, благодарность и т.п.

Невербальная: прикосновение, объятие, кивок головы, улыбка и т.п.

Помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет на его здоровье.

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

• ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИ­ВАНИЕ.

• БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ.

Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвенник", "ревматик". Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негатив­ную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубо­сти, иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: "голубушка", "бабуля" и т.д. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.

• НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕ


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.54 с.