Эффективные приемы педагогического воздействия на «плохое» поведение ребенка — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эффективные приемы педагогического воздействия на «плохое» поведение ребенка

2018-01-28 305
Эффективные приемы педагогического воздействия на «плохое» поведение ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Созидающие приемы – приемы, способствующие развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных проявлений в поведении:

- организация ситуации успеха в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не подтянется по предмету);

- организация успеха в общественно-полезной трудовой деятельности (заключается в оказании помощи ученику, когда тот овладевает трудовыми умениями и навыками);

- вовлечение в интересную деятельность (приводит к перевесу положительной тенденции развития личности над отрицательными, благодаря увлеченности и успехам, достигаемым в процессе этой деятельности);

- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры в себя и свои силы, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям);

- убеждение (заключается в разъяснении, доказательствах правильности и необходимости определенной линии поведения);

- доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);

- нравственные упражнения (заключаются в создании условий, требующие проявления именно того нравственного качества, которое требуется развивать);

- ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что возлагает на него большие надежды, относительно его успехов, и это способствует формированию мотивации к учению);

- побуждение гуманных чувств (заключается в создании условий, которые вызывают у ученика сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие);

- проявление доброты по отношению к ученику, внимания и заботы;

- просьба;

- поощрение;

- авансирование личности;

- проявление огорчения;

- поручительство;

- проявление умений и превосходства учителя в какой-то области (удивление – первая ступенька к заинтересованности ребенка вами и вашим предметом);

- активизация сокровенных чувств воспитанника;

- демонстрация примера поведения, которое учитель ожидает от ученика (уважительное отношение, заинтересованность к деятельности ребенка);

- взаимодействие на партнерской основе, избегая авторитарный и либеральный стиль во взаимодействии (в позиции Я = Ты, Ты = Я);

- демонстрация выдержки и спокойствия;

- использование метафор, вместо нотаций (притч, сказок, историй из жизни);

- игры – драматизации, инсценировки, моделирование проблемных ситуаций для пополнения субъективного опыта ребенка новыми вариантами поведения.

 

Малоэффективные и в некоторых случаях опасные приемы

Педагогического воздействия на «плохое» поведение ребенка

Тормозящие приемы – приемы, которые не способствуют преодолению отрицательных качеств и развитию положительных, в некоторых случаях могут усугубить негативные поведенческие реакции ребенка и привести к необратимым последствиям:

- осуждение личности ребенка;

- наказание, связанное с одной из форм насилия (психологическое, эмоциональное, физическое);

- приказание;

- предупреждение;

- пробуждение у ученика тревоги по поводу возможного наказания;

- проявление возмущения, негодования;

- разоблачение или выявление виновного, особенно на публике;

- безразличие к ребенку;

- ирония, сарказм;

- недоверие ребенку;

- параллельное педагогическое воздействие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников, с тем, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося).

Методы нашего констатирующего эксперимента включали несколько показателей физических способностей:

1. Скоростных: бег на 30м (с);

2. Координационных: челночный бег 3х10м (с);

3. Скоростно-силовых: прыжки в длину с места (см);

4. Силовых: подтягивание на высокой перекладине (мальчики); на низкой перекладине – (девочки) (кол-во раз);

5. Выносливости: 6-ти минутный бег (м);

6. Гибкости: наклон вперед из положения сидя (см).

 

В ходе эксперимента был выявлен уровень физического развития подростков экспериментальной и контрольной групп. Сделан сравнительный анализ физического развития подростков, в ходе которого выявлено снижение массо-ростовых показателей у подростков с девиантным поведением (см. табл. 6,7).

 

 

Таблица № 6. Показатели физического развития подростков с

Девиантными расстройствами (ЭГ)

Группа Вес Рост Окружность груди Окружность головы
М + m
Девочки 49,43 + 11,2* 159,19 + 6,79* 80,6 + 0,6 54,3 + 0,3
Мальчики 53,60 + 8,15* 164,85 + 5,86* 78,8 + 1,1 54,4 + 0,2

 

 

* - достоверность различий показателей (р < 0,05) групп подростков с девиантным и нормативным формами поведения.

 

Таблица № 7. Показатели физического развития подростков с

Нормосообразным поведением (КГ)

Группа Вес Рост Окружность груди Окружность головы
М + m
Девочки 52,48 + 7,76* 161,97 + 6,37* 79,3 + 1,5 54,7 + 0,8
Мальчики 57,8 + 10,8* 168,13 + 7,51* 82,4 + 2,5 56,2 + 0,4

 

* - достоверность различий показателей (р < 0,05) групп подростков с девиантным и нормативным формами поведения.

 

В комплексной методике по АФК для девиантных подростков предложены методы, корректирующие патологические особенности личности подростков с учетом стрессогенных условий, в которых проживают дети в РСО-Алании. Как уже указывалось выше, республика Северная Осетия расположена в зоне межэтнических конфликтов. В г.Владикавказе за последние 5 лет в результате террористических актов (последним из которых до сегодняшнего дня был в 2004 г. захват в заложники учеников школы № 1 г. Беслана) усилилась психотравмирующая ситуация, которая стала причиной возникновения новых видов отклонений в поведении подростков.

События 8 августа 2008 года (война в Южной Осетии, развязанная Грузией) повлекли за собой новый поток беженцев и раненых, а с ними новый всплеск психотравмирующих переживаний и настроений у жителей республики Северная Осетия – Алания.

Северо-Осетинское и Южно-Осетинское население – родственные народы. У многих жителей г. Владикавказа в военном конфликте пострадали близкие родственники, многим пришлось ехать и эвакуировать близких из зоны военного конфликта и размещать их у себя или искать им новый кров, кто-то вновь испытал боль от утраты близких. Каждый новый межэтнический конфликт усиливает стрессогенную ситуацию в РСО-Алания. Это сказалось в большей степени на детях и подростках, которые еще не оправились от трагедии г.Беслана.

Дети Беслана являются отдельной категорией подростков, нуждающихся в особой (специальной) социально-психологической коррекции и реабилитации. На травмирующую ситуацию подростки реагируют по-разному: кто-то стал замкнут, кто-то агрессивен, у третьих появился навязчивый страх смерти, многие отказываются посещать школу, оставаться на ночь без близких и родителей.

Участники экспериментальной группы обучаются в школе № 18 г. Владикавказа, которая расположена рядом с центральным рынком. Дважды на рынке прогремели взрывы, в результате терактов погибли десятки невинных людей. Взрывной волной дважды выбивало стекла в здании школы № 18, и были отменены занятия. Подростки перенесли травматические стрессы, и это стало дополнительной причиной возникновения проблем в их поведении, выражающихся в агрессивном поведении, нежелании учиться, в выражении чувства гнева, страха и безысходности.

В поведении подростков играют роль и национальные традиции Кавказа, и местный менталитет. У многих из них в силу неправильного воспитания присутствует чувство ложного стыда. Стыдно переодеваться на уроках по физической культуре при одноклассниках, быть одетым хуже других, учиться лучше одноклассников и т.п.

В качестве базы исследования была выбрана школа № 18, так как в ней есть классы с эстетическим уклоном, где преподаются классические и современные танцы, есть спортивные секции и присутствует исследуемая нами категория подростков, давшая свое согласие на участие в эксперименте.

В эксперименте были задействованы 2 контрольные и 2 экспериментальные группы по 10 человек в каждой, сформированные способом случайной выборки. В первую экспериментальную группу вошли дети с девиантным поведением, которые обучались в 18 школе.

Во вторую экспериментальную группу дети с ЗПР ЦРДИ «Феникс». В первую контрольную группу вошли дети центра «Доброе сердце» с проблемами в поведении, во вторую контрольную группу дети с ЗПР интерната для глухонемых г. Владикавказа.

В процессе анализа данных исследований выявлено, что дети с проблемами в поведении имеют значительные трудности в усвоении школьной программы. У 70% из них стоят неудовлетворительные оценки по 5-ти и большему количеству учебных предметов. Среди исследуемых трудных подростков - 30% детей из неполных и неблагополучных семей, детей беженцев из других стран: Средней Азии, Азербайджана, Дагестана, Южной Осетии, поэтому возникает языковой барьер в общении в процессе обучения. У 60% детей школы № 18 родители торгуют на базаре, и большую часть времени отсутствуют дома, поэтому дети предоставлены сами себе.

По результатам анкетирования учителей физической культуры выделено мнение специалистов (80%) о том, что существуют трудности по организации учебного процесса физической культуры, т.к. дети данной категории не носят физкультурную форму, неорганизованны, ленивы, распущены, не соблюдают правил личной гигиены и требуют постоянного контроля.

Среди учителей по физической культуре в школах 50% - женщины. Поэтому подростки, воспитывающиеся без отца и в коллективах, где нет мужчин, тяготеют или к спортивным секциям, или к неформальным подростковым группам. Эти группы-коллективы чаще всего помогают мальчику утвердиться в мужской роли. Завышенные критерии «маскулинности» нередко компенсируются девиантными подростками подчеркнутой грубостью, агрессивностью, делинквентностью и способствуют образованию неформальных асоциальных групп.

К трудностям организационного порядка добавляются материальные проблемы. Школы слабо оснащены спортивным инвентарем и оборудованием.

Несмотря на перечисленные трудности, свою работу с девиантными подростками, преподаватели строят, используя комплексный и индивидуальный подход к каждому ребенку, делая упор на его личность, становясь для него авторитетом, стараясь зажечь их наглядным примером, используя метод убеждения.

В процессе опроса преподавателей физкультуры выяснилось, что дети с трудным поведением по некоторым показателям физической подготовленности сильнее и быстрее своих сверстников. Недостаточная интеллектуальная деятельность трудных подростков компенсируется их физической активностью. Физически сильный, но плохо успевающий в школе подросток, компенсирует себя успехами в спорте. Реакция компенсации свойственна подросткам и характеризуется стремлением скрыть или восполнить несостоятельность в одной области деятельности успехом в другой.

Отсутствие должного уровня знаний и неуспешность в умственной деятельности зачастую вызывают вспышки гнева, жестокости и агрессии у девиантных подростков.

Поэтому именно на уроках по физической культуре, где трудный подросток чувствует свою успешность в коллективе сверстников, он может самовыразиться и реализовать свои возможности и способности.

Разумным решением учителей с большим педагогическим стажем в ходе эксперимента было привлечение трудных подростков к взаимодействию по организации учебного процесса в качестве партнеров. Им доверялся правильный показ выполнения упражнений, на них возлагались обязанности по организации дисциплины на уроках физкультуры.

На наш взгляд, методика коррекционной работы по преодолению отклонений в поведении подростков в процессе физического воспитания имеет актуальность и должна включать в себя комплексное использование всех видов реабилитационного воздействия, в т.ч. физического воспитания, таких как: элементы спортивных и подвижных игр, лечебную физкультуру в виде телесно–ориентированной техники и дыхательной гимнастики, элементы танцевально–двигательной методики и релаксационные упражнения, способствующие коррекции поведения и снижению уровня тревожности.

Определяя концепцию программы работы по коррекции поведения у девиантных подростков, мы предусмотрели создание специальных условий, при которых через терапевтическое воздействие физической культуры, через различные виды спортивной деятельности у подростков будут сформированы положительное отношение к себе, к окружающим, к учебе.

Одним из этих условий является организация таких видов спортивной деятельности, которые вызывают положительные эмоции.

Основная цель программы эксперимента заключалась в комплексном использовании средств физической культуры, психологии, педагогики, ЛФК в оказании помощи трудным детям по преодолению негативных явлений в поведении, акцентирование занятий на эмоциональном компоненте, создание ситуации успешности подростков, что позволило повлиять на желание заниматься физкультурой и изменить качество их поведения и жизни.

Контрольные группы занимались по программе физического воспитания для общеобразовательных заведений [Лях В.И., Мейксон Г.Б. 1993 г.].

Экспериментальные группы кроме занятий по ФК, предусмотренных школьной программой, получали дополнительные занятия по АФК по разработанной экспериментальной методике.

Разработанная в диссертации программа комплексных занятий по АФК с трудными подростками направлена на решение следующих задач:

- укрепление здоровья подростков;

- повышение функциональных и адаптационных возможностей организма;

- формирование адекватной самооценки;

- совершенствование двигательных навыков;

- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;

- развитие музыкально-ритмических способностей;

- воспитание лучших черт характера;

- формирование норм ответственного поведения.

Подросткам необходимы знания, которые помогут найти выход в трудной жизненной ситуации, управлять своими поступками и мыслями, снимать эмоциональное напряжение и, тем самым, правильно выбрать модель поведения.

Кроме занятий по АФК с подростками экспериментальной группы проводились 3 раза в неделю в течение года занятия по социально-психологической коррекции девиантного поведения.

Были организованы групповые психологические тренинги по коррекции самооценки и профилактике девиантного поведения подростков, беседы, ролевые игры, дискуссии и диспуты, мозговые штурмы, в ходе которых решались проблемы и расширялся поток поступления необходимой полезной информации. Для большинства подростков с отклонениями в поведении характерны бедность духовных потребностей и интересов, обилие неуемных притязаний, аморальные способы их удовлетворения; крайне низкие познавательные и эстетические интересы. Более 85 % подростков с девиантным поведением плохо учатся, не имеют интереса к учебе, не понимают значения знаний в жизни, у них не развито чувство долга, т.е. страдает мотивационная сфера. Поэтому в ходе эксперимента проводились тренинговые занятия и беседы по формированию мотивационных установок у подростков экспериментальной группы на тему «Принятие решения и модели изменения поведения». Информация, которой овладели подростки, дала стимул для приобретения новых жизненных навыков и отказ от используемых ранее. Наличие новой информации оказало влияние на поведение девиантных подростков (см. рис. № 3).

МОДЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

 
 


ИНФОРМАЦИЯ

 

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАВЫКИ   ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

  МОТИВАЦИЯ

 

Схема иллюстрирует взаимосвязи между информацией, мотивацией, поведенческими навыками и поведением. Модель поведения зависит не только от того, как человек умеет себя вести, но и от того, что человек хочет добиться своими поступками. В поведении всегда есть определенная мотивация. Мотивация – это побуждение, вызывающее и определяющее направленность активности. Мотив расценивается психологами как причина поведения. В ходе бесед подросткам была предложена альтернатива выбора поведения в пользу занятий физической культурой и спортом.

Реализуя цели программы, мы предполагали исходить из трех основных позиций (М.Н.Жуков (2005), Кабачков В.А., Кадетова А.В.), где занятия физической культурой будут рассматриваться:

- во-первых, как способ организации досуга и отвлечения от пагубного влияния улицы;

- во-вторых, как одно из средств оздоровления;

- в-третьих, как средство коррекционного воздействия на физическое и психоэмоциональное состояние.

Изучив потребности детей группы риска, мы выяснили, что у 80% из них интересы заключаются в компьютерных играх, просмотре телепередач, гулянии с друзьями, прослушивании музыки.

Но 65 % испытуемых отдают предпочтение физической культуре и спорту.

На начальном этапе изучались семьи подростков, взаимоотношения с родителями. С этой целью были проведены анкетирование, беседы с родителями и детьми (см. прил.).

На вопрос анкеты, какие из форм поведения вы считаете наиболее распространенными среди сверстников ваших детей или вашего ребенка, родители выбрали несколько вариантов ответов:

1) унижение других (71,4 %);

2) грубость и сквернословие; драки, нанесение телесных повреждений;

неподчинение, критика взрослых (57 %);

3) курение; хулиганство (43 %);

4) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ

от выполнения заданий) (42,8 %).

На вопрос, сколько примерно времени в день ваш ребенок предоставлен самому себе, голоса родителей распределились следующим образом:

не более часа – 30 %;

2 – 3 часа – 10 %;

4 – 5 часов – 60 %.

Родителями были указаны несколько причин отклонений от нормы поведения:

1) неблагополучная ситуация в семье, стрессовая жизненная ситуация – 57 %

2) повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя –

43%;

3) пренебрежение со стороны сверстников и непонимание взрослыми трудностей детей – 40 %;

4) заболевания ребенка – 20 %.

В ходе исследования мы обнаружили прямую зависимость поведения подростков от внутрисемейного микроклимата.

Работа с девиантными подростками и их социальным окружением велась в соответствии с новым системным методом социальной работы по разрешению кризисной жизненной ситуации, в которой оказался подросток и его семья. Метод сетевой диагностики впервые был апробирован в Центре «Отрадное» Московской области и других регионах РФ. Особенностью метода является минимальность вмешательства специалистов в принятие решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешению проблемы. Этот системный метод опирается на использование ресурсов семьи, связей и отношений с людьми.

Когда подросток оказывается в трудной жизненной ситуации, именно его ближайшее окружение играет решающую роль в поддержке его семьи. Именно поэтому в таких ситуациях важно использовать метод, позволяющий работать не только с ребенком или его семьей, но и с его ближайшим окружением, иначе называемым, с сетью его социальных контактов.

Инструментом, позволяющим нам структурировать всю информацию о ребенке и его сети контактов, является карта социальных контактов, заполненная подростком. Отношения в сети контактов изображаются с помощью нескольких карт (см. Приложение №).

По завершении работы с сетевой картой становится ясно:

- как выглядит семья подростка;

- какие значимые для подростка фигуры имеются в его окружении

- в чем заключается их значимость и влияние;

- как подросток воспринимает своих друзей;

- есть ли в окружении ребенка люди, которые находятся в состоянии серьезного конфликта друг с другом;

- знают ли родители, с кем дружит их сын или дочь;

- налажен ли контакт между родителями и учителями;

- посещает ли подросток спортивную секцию, и есть ли в ней у него друзья – единомышленники;

- пользуется ли авторитетом у подростка тренер;

- имеются ли у подростка проблемы с его окружением.

Итоги анализа диагностических карт позволили выяснить проблемы в общении, обучении, поведении у подростков экспериментальной группы. В ходе анализа карт были найдены люди из окружения подростка, которые могли бы стать в будущем поддерживающим ресурсом для него.

Автор данного исследования является тренером по методу «Сеть социальных контактов» (Сертификат международного образца). Обучение методике проводилось в рамках проекта «Реализация комплексного подхода в социальной работе с семьей и детьми, фаза распространения опыта на период 2005 – 2009 гг.», явившегося результатом сотрудничества между Департаментом медико-социальных проблем семьи, материнства и детства, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Стокгольмским университетом и Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Отрадное».

В тех семьях, где один из родителей употреблял алкогольные напитки, существуют конфликты между родителями и с детьми. Дети из таких семей часто пропускают школьные занятия, конфликтуют со сверстниками (30%). В поведении подростков часто наблюдается враждебность, грубость по отношению к учителям (50 %).

На начальном этапе было проведено тестирование обеих групп с целью выяснения акцентуаций характера (см. табл. № 7 и диагр. № 3).

 

Табл. № 7. Результаты теста – опросника Г.Шмишека в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента

Акцентуации характера подростков Экспериментальная группа, % Контрольная группа, %
1. Гипертимный тип    
2. Циклоидный тип    
3. Лабильный тип (эмотивный)    
4.Сензитивный (тревожный) тип    
5.Психоастенический (педантичный) тип    
6. Шизоидный тип    
7.Эпилептоидный тип (возбудимый)    
8. Истероидный тип    
9. Неустойчивый тип    
10. в том числе смешанного типа:    

 

Диаграмма № 3

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что дети с девиантным поведением имеют повышенный уровень тревожности, неуравновешенности, возбудимости: среди них меньше сопереживающих (лабильных) подростков.

В коллективе эти подростки могут быть коммуникабельными, обладают сильным характером, довольно часто становятся неформальными лидерами, хотя среди них встречаются и отверженные. У 50% из них – низкая самооценка личности.

Сравнивая полученные данные с данными подростков контрольной группы можно отметить, что в показателях физического развития особых различий не было выявлено.

В тестах по физической подготовленности у девочек – подростков показатели в беге на 1000м и подтягивании на перекладине немного ниже, чем у подростков контрольных групп.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.