Методы работы по физическому воспитанию детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Методы работы по физическому воспитанию детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР).

2018-01-28 592
Методы работы по физическому воспитанию детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п.

Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему

ЗПР — это задержка развития всей психической сферы, а не отдельных психических процессов. Специалисты проводят восстановительную работу с такими детьми, которая направлена на формирование высших психических функций (ВПФ). При неравномерности формирования ВПФ проводится соответствующая коррекционная работа.

У детей,как правило, нет патологических дефектов органического происхождения, но имеют место симптомы возрастного недоразвития, несформированности тех или иных ВПФ. Формирующее обучение проводится с учетом возраста наших учеников и ведущей деятельности этого возраста. Поэтому мы основной своей задачей считаем формирование высших психологических функций, испытывающих дефицит в развитии (восприятия, внимания, памяти).

Главная роль в воспитании ребенка отводится, естественно, семье. Дать отцам и матерям педагогические знания, повернуть их лицом к ребенку, защитить детство последнего от неоправданных наказаний, грубости и несправедливости - вот в чем мы видим свою наипервейшую задачу. Ведь любая профессиональная деятельность педагога может быть результативной, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Чтобы сделать родителей таковыми, приходится зачастую работать с ними не меньше, чем с их детьми. Воспитание родителей мы рассматриваем как формирование у них педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценить себя как воспитателя, посмотреть на ситуацию глазами ребенка

Главная задача педагога в работе с родителями детей, имеющих отклонения в психическом развитии, состоит в том, чтобы заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей. Родителей нужно постоянно держать в курсе всех дел, а поэтому заранее выбрать наиболее удачные формы взаимодействия с ними. Тогда мы сможем обеспечить одно из важнейших условий развития личности ребенка — согласованную совместную работу окружающих его взрослых. Это дает ребенку возможность перейти на следующую, более высокую стадию развития.

Как уже отмечалось выше, дети с ЗПР относятся к группе «социального риска», так как у них наблюдаются формы проявления расстройств поведения (неадекватность поведения, психомоторная расторможенность, агрессивность и др.)

Согласно наблюдениям, около 50% детей, имеющих ЗПР – дети с агрессивным поведением, а вернее, склонные к агрессивности. Негативные особенности среды воспитания (семьи алкоголиков, наркоманов, неполные семьи) также повышают вероятность возникновения у детей агрессивных действий. Например, в большинстве таких семей в присутствии детей постоянно курят, распивают спиртное, выясняют отношения в нетрезвом виде. Это повышает уровень агрессии детей.

В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые по ТВ, способствуют повышению уровня агрессивности телезрителей. Не секрет, что ТВ – единственно доступное для данной категории детей развлечение и средство развития.

Если ребенка строго наказывать за проявление агрессивности (что чаще всего и делают родители), то он учится скрывать свой гнев в присутствии их, но в любой другой ситуации не может подавить агрессию.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка тоже приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.

Дети, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными.

Неуверенность и колебание родителей при принятии каких – либо решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети влияют на дальнейший ход событий и добиваются своего.

Эти рекомендации адресуются не только родителям, но и педагогам, работающим с детьми группы ЗПР.

Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить по следующим направлениям:

1) обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

2) обучение агрессивных детей приемам саморегуляции, самообладанию.

3) отработка навыков общения.

4) формирование эмпатии и доверия к людям.

Следовательно, дети с ЗПР нуждаются в методически обоснованных и специально подобранных мероприятиях, направленных на коррекцию их поведенческой и психомоторной сферы.

Однако, учебная программа по физической культуре в общеобразовательной школе в основе своей направлена на обучение, а не на коррекцию имеющих место негативных проявлений.

Одной из наиболее острых проблем современного массового школьного образования является проблема стойкой неуспеваемости. По мнению В.В.Кокнова (1998), Н.М..Назаровой (2001) одной из причин неуспеваемости является задержка психического развития детей.

Исследование психологических особенностей детей с ЗПР указывает на то, что у них недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность (Т.В.Егорова, 1973, К.С.Лебедянская, 1982).

Возможна и обратная реакция – вялость, апатичность, замкнутость. Следовательно, от состояния здоровья детей зависит их обучаемость, а соответственно, успеваемость (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, 1967).

Большинство учащихся с задержкой психического развития имеют те или иные недостатки физического развития, такие как отставание в росте, весе, окружности грудной клетки, нарушения телосложения (патологическая форма грудной клетки, деформация позвоночника, неправильная форма ног, слабость брюшного пресса). Реже встречаются чрезмерная полнота тела (ожирение), выраженные параличи и парезы.

Т.В.Егорова (1973), К.С.Лебединская (1982), В.В.Лебединский (1985) указывают, что именно эта категория детей нуждается в специальной психолого-педагогической коррекции развития.

Исходя из теоретических предпосылок и представлений об особенностях детей с ЗПР, были разработаны системы обучения и методы коррекционной работы (Н.Семаго и М.Семаго, 1999). Предложены программы деятельности классов здоровья, компенсации, коррекции и даже специализированных школ. Однако сегодня, по оценкам специалистов, для 80% детей, традиционно относимых к категории ЗПР, развивающая и коррекционная работа оказывается недостаточно эффективной, а в некоторых случаях даже ухудшает их состояние.

Только четкая диагностика позволит сформировать более или менее однородные группы детей с «замедленным темпом» или «временной задержкой психического развития» и построить обучение и коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» ребенка.

Все эти вопросы закономерны и требуют своего разрешения. В условиях Северной Осетии эта проблема еще более актуальна, так как стрессогенная обстановка создает дополнительную нагрузку на психику ребенка.

К факторам стресса относятся: события в г.Беслане (теракт в школе №1 и его последствия), взрывы на центральном и вещевом рынках (2001г., 1999г.) г.Владикавказа. Это оказывает негативное влияние на здоровье человека и способствует развитию депрессивных и астенических состояний.

Психическое и физическое здоровье нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, так как физическое нездоровье может приводить к психическим расстройствам, которые, в свою очередь, приводят к физическому недомоганию. Именно поэтому коррекция нарушений моторики и расширение двигательных возможностей детей с ЗПР являются главным условием подготовки их к жизни.

Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах И.П.Павлова (1954), П.Ф.Лесгафта (1988), В.В.Гориневского (1951), А.В.Запорожец (1960).

Анализ состояния здоровья детей в динамике показывает, что с возрастом происходит увеличение доли детей с отклонениями в физическом развитии, у 15% детей школьного возраста отмечается дефицит массы тела. Повышенное артериальное давление у 10 – 14 – летних школьников обнаружено 1 4,2% мальчиков и 6,9% девочек, а к 15 – 17 годам возрастает до 15 и 10% соответственно (В.Н.Кардаменко, Н.Н.Суханова (1990)).

Особенностью современной патологии в данном возрасте является учащение перехода острых форм заболеваний в хронические. Так, во время обучения распространенность хронических заболеваний у школьников увеличивается в 1,5 раза. Число здоровых детей снижается в 4 – 5 раз и не превышает 20 – 25% от общего их количества, в результате чего 50 – 60% выпускников имеют ограничения в выборе профессии. Резкое ухудшение здоровья происходит в 4 – 5-х классах, что объясняется началом нового этапа обучения со значительным увеличением учебной нагрузки, которые, приходятся на самый ранимый возрастной период школьников – период полового созревания (Н.Ф.Байдалова и др., 1986). Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и учащейся молодежи в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов и воспроизводстве поколений. За последние пять лет рост инвалидности в целом составляет 8 – 10% при резком увеличении числа детей - инвалидов (Р.Т.Бабина, 2001).

Только в банке данных Центра реабилитации детей – инвалидов г.Владикавказа числится более 700 детей с ограниченными возможностями в возрасте от 1,5 до 15 лет. Растет число детей с грубыми врожденными аномалиями нервной системы, которые являются следствием пьянства родителей. Ежегодно рождается большое количество детей, у которых один или оба родителей страдают алкоголизмом.

Опасное распространение среди молодежи получает в последние годы употребление наркотических и токсических веществ. По оценкам специалистов в 2005г. количество наркоманов в России достигло 3 миллиона (Н.А.Фомин, 1998, В.А.Бароненко и др., 1999). Смертность от передозировки наркотиков за последние годы возросла в 2 раза.

Известно, что некоторые заболевания детей можно предупредить средствами физической культуры (Э.Г.Буглич, 1986).

Так в результате проведенных исследований О.В.Решетняк выяснил:

1. У детей с ЗПР хуже развиты: скоростно – силовые способности (в прыжках в длину с места только у девочек); быстрота реакции (тест ЧБ); выносливость у девочек, координальные способности, гибкость (подвижность плечевого сустава); в младшем школьном возрасте достоверны различия по всем показателям (кроме прыжков в длину с места у девочек), особенно в тестах «Метание набивного мяча». «ЧБ», «Бег на 120м», «ККУ», «Выкрут». Следовательно, необходимо подбирать средства, формы и методы, направленные на комплексное развитие всех физических качеств и на коррекцию слаборазвитых.

2. Результаты диагностики физической подготовленности детей с ЗПР показали те физические качества, которые необходимо расширить и скорректировать. С учетом рекомендаций, предложенных А.А.Ручиной (1999), были подобраны дополнительные тесты: «Метание мешочка с песком правой и левой рукой на дальность», м (скоростно – силовые способности мышц рук, координационные способности), «Приседание в максимальном темпе за 10с», колич. (быстрота реакции), «Ходьба по прямой линии с закрытыми глазами» (10м х 30см), расстояние в м (координация движений, функция равновесия),; наклон вперед стоя заменить наклоном вперед, сидя (для снятия эффекта страха); бег на выносливость дифференцировать (в зависимости от возраста).

3. Работу по исправлению недостатков в физическом состоянии детей с ЗПР следует организовывать поэтапно, с учетом адаптационных возможностей их организма. Первая фаза подготовительного периода (2 мес) должна быть направлена на совершенствование двигательных умений и навыков детей и подготовку организма ребенка к последующим этапам (через комплексное развитие физических качеств). Формирование новых двигательных умений и навыков осуществляется во второй фазе (1 мес) подготовительного периода. На протяжении базового периода (3 мес.) организуется непосредственно коррекционно – развивающая работа по физическому воспитанию детей с ЗПР посредством проведения физкультурных занятий в нетрадиционной форме, работы по физвоспитанию в повседневной жизни. Во время переходного периода (1 мес.) проводится диагностика. Оздоровительно-рекреационный период насыщен физкультурно-оздоровительной работой на свежем воздухе на основе игровой мотивации.

4. С учетом специфики развития детей с ЗПР были подобраны содержание физических упражнений на годичный цикл, включающее основные виды движений, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения и упражнения на ориентировку в пространстве, элементы ритмопластики, профилактические и коррекционные упражнения (для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, развития мелкой моторики пальцев рук, дыхательные упражнения и др.), спортивные упражнения, элементы спортивных игр; определены двигательные умения, которые должны быть сформированы к концу года.

5. Коррекционно-развивающая работа по формированию детей с ЗПР должна включать разные виды физкультурных занятий (О.В.Решетняк, Т.А.Банникова, 2001):

- с речитативом (развитие зрительно – моторной речи – двигательной координации);

- интегрированные (комплексное развитие физических, психических качеств);

- игровые (комплексное развитие физических качеств);

- с элементами психогимнастики (развитие координационных способностей, силы различных мышечных групп, подвижности нервных процессов);

- ритмопластики (совершенствование зрительно – моторной, слухо-моторной координации, быстроты, выносливости);

- данстерапии (развитие координационных способностей, быстроты, выносливости);

- релаксации (регуляция мышечного тонуса).

В зарубежной литературе нашли отражение методы игровой психотерапии (Х.Дж.Джиннот, Г.Л.Лэндрет, В.М.Экслайн); телесно ориентированные методы, основанные на взаимосвязи и взаимовлиянии тела и психики (А.Лоуэна, В.Райха); психодрама (Я.Морено); психогимнастические игры, в процессе которых у детей формируется положительное отношение к себе; коммуникативные игры, обучающие умению сотрудничать; релаксационные методы, повышающие успешность учебной деятельности через улучшение внимания.

Одним из наиболее эффективных является метод активной нервно – мышечной релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела.

Дыхательные техники (Ф.Перзла) использовались для снятия синдрома тревожности, преодоления чувства страха.

 

 

Заключение по I главе.

Таким образом, при планировании, организации и проведении коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ЗПР, следует учитывать уровень их физической подготовленности, тяжесть, и характер двигательных нарушений, вид и степень недоразвития систем головного мозга, осуществлять физическое развитие с опорой на сохранные двигательные возможности.

Обучение физкультуре детей с ЗПР способствует не только их оздоровлению, но и развитию двигательной, эмоциональной, поведенческой сфер и коррекции в них негативных проявлений.

Целью физических упражнений является активизация сил самого ребенка, его дальнейший положительный настрой на преодоление жизненных трудностей и адаптации.

Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. Успешность обучения их во многом зависит от своевременной и тактичной помощи педагога.

Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, развить в нем веру в свои силы и возможности.

Коррекционные методы носят игровой характер, обусловленный возрастом детей и необходимостью мотивировать их к занятиям.

В ходе теоретического исследования существующих методик по физическому развитию и физическому воспитанию детей с отклоняющимся развитием, нами было отмечено, что они в основном ориентированы на дошкольную возрастную категорию.

Мало внимания уделяется подросткам, имеющим задержку психического развития, хотя именно подростковый возраст – самый трудный, особенно для детей с ЗПР.

Физические упражнения в основе своей направлены на оздоровление, закаливание и обучение детей приемам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности, а не на коррекцию имеющих место негативных поведенческих проявлений.

В исследованиях обращается внимание на значимость для развития психомоторных и сенсорно – перцептивных способностей детей подвижных и спортивных игр (Ю.Д.Железняк, 2001; Э.Б. Найминова, 2003)

Однако, анализ специальной литературы свидетельствует о том, что роль спортивных игр в процессе физического воспитания учащихся с ЗПР в возрасте 12 – 13 и 14 – 15 лет на основе контроля психомоторных и сенсорно- перцептивных особенностей изучена недостаточно.

Наряду с недостаточной разработанностью программно - методического обеспечения школьного образования детей с ЗПР, существует проблема поиска универсальных методов и приемов физического воспитания данной категории учащихся. На наш взгляд разрешить указанные противоречия поможет разработка программы, включающей в себя элементы спортивных игр, танцевально-двигательной терапии (И.Бирюкова, 1998), телесно ориентированной психотерапии (Л.С.Сергеева, 2000), психомассажа (В.С.Мухина) и специального комплекса релаксационных упражнений.

Таким образом, мы выбираем путь психотерапевтического воздействия физической культуры на личность ребенка, выстраивая работу по алгоритму: «состояние – отношение – поведение». Это означает, что сначала педагог определяет состояние ребенка, далее выявляет его истинное отношение к родителям, друзьям, учителям, к самому себе, к предметам и при необходимости корректирует его, способствуя изменению поведения. В основу корректирующего воздействия физической культуры мы ставим ребенка, то есть влияние, происходящее с целью его развития, но ни в коем случае не манипулирования его состоянием во имя послушания. Задача нашей программы - снятие неблагоприятного состояния ребенка, достижение равновесия (психического, душевного, эмоционального) методами физической культуры; обучение ребенка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.