Проблемы девиантного поведения и его коррекции средствами физической культуры — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Проблемы девиантного поведения и его коррекции средствами физической культуры

2018-01-28 475
Проблемы девиантного поведения и его коррекции средствами физической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1. Проблема девиантного поведения в трудах отечественных и зарубежных исследователей

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в криминологии, психопатологии, социологии, социальной работе, педагогике.(Степанов В.Г. 2002; П.Д.Павленок,1998; Рожков М.И., 20003; Сорокина П.Т., 1988).

Современные исследователи, характеризуя несовершеннолетних с различного рода отклонениями в развитии, используют термины: «трудные дети», «трудный подросток». К данной категории они относят детей с отклонениями в нравственном развитии, с акцентуациями характера, с нарушениями в аффективно-волевой сфере, отклонениями в поведении. К трудным детям они относят также категорию «аномальные дети», имеющие отклонения от того, что является типичным или нормальным, но не включающее патологическое состояние); «дезадаптированные дети»; категорию детей, «нуждающихся в специальной заботе»; детей «группы риска».

Так, Т.Шульга, Л.М.Шипицина, В.А.Кабачков, В.К.Петров, М.Н.Жуков категорию трудных детей и подростков называют детьми «группы риска», для которых риск – потеря жизни, здоровья, развития) [95]. Эти дети отличаются отсутствием ценностей, принятых в обществе. Им присуща проекция современной жизни их родителей на собственную. Они испытывают эмоциональное отвержение со стороны родителей. У них повышенный уровень тревожности. Все это вместе взятое сказывается на общении со взрослыми, когда подростки переживают чувство ненужности, утраты своей ценности. И как следствие, наблюдается уход из дома, побеги, путешествия, появление новых ценностей.

С.А.Беличева отмечает, что отклоняющееся поведение, являясь результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, выражает себя через различные формы детско-подростковой дезадаптации в достаточно раннем возрасте.

Б.Ф.Райский указывает на то, что «среди трудновоспитуемых и педагогически запущенных правонарушителей и совершивших уголовные преступления имеются и очень трудные, с большим трудом поддающиеся перевоспитанию, лица, перевоспитание которых протекает значительно быстрее и легче» [71с.28].

Однако вышеназванные термины часто несут одностороннюю информацию: бытовую, клиническую, юридическую. Считается правомерным употребление терминов: отклоняющееся, асоциальное, ненормативное, противоправное, преступное поведение.Я.И.Гилинский, основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России, ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение».

Понятие девиантного (от лат. deviation – отклонения, отклоняющееся поведение), сопряжено, прежде всего, с понятием «норма».

В.Д. Менделевич определяет девиацию как о границу между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни – отсутствие преступлений. (3)Норму в психологии рассматривают как эталон поведения, следование личности принятым в данном сообществе в конкретное время нравственным требованиям.(5)

Норма поведения – понятие междисциплинарное, а это привносит дополнительные трудности, поскольку в каждой области знаний (например, в этике, педагогике, социальной психологии, праве) выработаны собственные понятия о норме, нередко противоречащие друг другу.

Норму определяют как идеал, условное обозначение объективно существующего явления, среднестатистический показатель, максимальный вариант, «равновесие со средой, функциональный оптимизм». Наряду с этим появились такие понятия, как факторы риска, предболезнь, кризисные состояния, ситуационные реакции, акцентуации характера и т.п., которые лежат между нормой и патологией, не будучи в то же время ни тем и ни другим. К этой же группе следует отнести и понятие «девиантное поведение», Формы нарушения поведения психологами представлены в 2-х направлениях: девиантное поведение и нарушение поведения при нервных заболеваниях. Причем девиантное поведение может быть представлено как непатологическими так и патологическими формами. Следовательно, девиантное поведение можно представить как определенное функциональное состояние человека в те или иные временные периоды.

Состояние – это целостная характеристика психической деятельности, показывающая своеобразие проявления психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, которое предшествует состоянию тем и тем или иным психическим свойствам личности.

Девиантное поведение относят к проявлению психологического состояния личности. Личность реагирует на уровне переживании (психический уровень), на физиологическом уровне и поведенческом уровне. Такое состояние Е.Ильин определяет как психофизиологическое состояние человека. Психофизиологическое состояние - это причинно-обусловленное явление и реакция личности в целом с включением в реагирование, как физиологического, так и психологического уровней. Формирование психофизиологического состояния обусловлено отношением человека к себе, к миру и к собственной деятельности [84, с6].

Подростки с девиантным поведением проявляют различные отклонения в психофизиологическом состоянии: от снижения работоспособности (в учебной деятельности) до появления страха, тревожности, стресса, утомляемости.

В психологии девиантное поведение рассматривается в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста и деградацией личности. Этнокультуральный подход рассматривает девиации сквозь призму традиций определенного сообщества людей. Девиантом считается тот, чье поведение отличается от норм, принятых в его микросоциуме; кто проявляет поведенческую ригидность, не способен адаптироваться к новым этнокультуральным условиям..[8] При рассмотрении причин девиантного поведения исследователи дают биологическое объяснение причин девиантного поведения - люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу (генетика, соматическое или нервно-психическое развитие, тип высшей нервной системы). Социологическое объяснение причин девиантного поведения: социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей, нормы управляют их поведением. Если биологическое объяснение девиации связано с анализом природыдевиантной личности, то социологическое объяснение фокусируется насоциальных и культурных факторах, предопределяющих отклонения в поведении. Психологическое объяснение причин девиантного поведения: девиантное поведение рассматривают в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии. Современные отечественные экспериментальные исследования подтверждают наличие психологической реальности, соответствующей понятию «делинквентная личность». Причиной противоправных поступков могут выступать такие качества личности человека, как жадность, жестокость, хитрость, завистливость, лживость (22]. Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении какследствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания. Агрессия есть результат искаженного процесса социализации, в частности, злоупотреблений родителей наказаниями, жестоким отношением к детям. Подросток с девиантным поведением - это, как правило, ребенок-дезорганизатор.[9] У педагогов «девиантные» - это недисциплинированные дети, которые постоянно привлекают к себе внимание, доставляют наибольшее беспокойство использованием нецензурной и жаргонной лексики, эпизодическим употреблением алкоголя, табака, драками.(10) Анализ показал, что в отечественной литературе под девиантным поведением понимается:1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Общим в понимании девиантности (поведенческих нарушений) для отечественных исследователей является объяснение причин ее возникновения, обусловленных как неблагополучием в материальном и научном обеспечении образовательного и воспитательного процессов в рамках семьи и государственных учреждений, и в неудовлетворительном психофизическом развитии ребенка (отягощенная наследственность, физическая, соматическая ослабленность), так и влиянием социо-психологических факторов (слабое материальное положение семьи, неблагоприятная психологическая атмосфера дома и социума, ущербность культурно-нравственных ценностей дисфункциональных семей). Особое место в объяснении возникновения отклонений в поведении подростков отводится учеными возрастному подростковому периоду и присущими ему противоречиями в развитии личности ребенка.

Анализ теории и практики показал, что, несмотря на большой спектр рассматриваемых вопросов в отношении проблемных девиантных подростков авторы не избежали затруднений при их характеристике. Это проявилось:

1) в одностороннем подходе к характеристике девиантного ребенка и его классификации как трудного ребенка (П.Г.Бельский, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.Н.Граборов и др.);

2) в объяснении зависимости возникновения девиантности подростков, обусловленной генетическими факторами и патологическими нарушениями нервной системы подростка (А.Г.Амбрумова, С.А.Бадмаев, Б.С.Братусь, Л.Я.Жезлова);

3) в понимании влияния структуры сетей и отношений в них на появление детей с девиантным поведением (С.Л.Сибиряков, И.Дементьева);

4) в толковании связи окружающей среды с поведением подростка (Б.Ф.Райский, М.А.Алемаскин, К.Сборщикова, (А.Терентьева, Л.П.Буева);

5) в классификации детей с акцентуациями характера и темперамента (В.Г.Степанов, А.Е.Личко, А.А.Реан).

Зарубежные исследователи С.Аш, С.Беккер, Л.Зигель, Дюркгейм, А.Коэн Клагес, Р.Мертон Смелзер, Э.Сатерленд, И.Томас, Шибутани, Шуэсслер, Ф.Фильдер, М.Эрнст и др и др., определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям, в следствии чего ребенок дезадаптирован. Дезадаптация рассматривается ими как рассогласование внешних требований социума и внутренней личностной организации. Их работы ориентированы на развитие внутреннего адаптационного потенциала ребенка, его возможностей успешного вхождения и функционирования в значимой общности, для преодоления конфликтности, влияния стрессов, сохранения при этом автономности, уникальности, здоровья собственной личности.

Зарубежные социально-психологические исследователи пытаются объяснить меха­низмы формирования девиантного поведения, анализируя особенности взаимо­действия личности и ее ближайшего окружения. При этом лишь ряд авторов - Г.Мертон, Д.Матс, Т.Сайкс - упор делают на рассмотрение избирательного от­ношения личности к своему окружению, его моральным нормам и ценностям. Другие авторы, напротив, сосредоточивают свое внимание на характеристике ближайшего окружения, его моральных нормах, ценностях и механизмах воздей­ствия на личность (А.Коэн, Р.Клоуард, Л.Оулин и др.).

К способам усвоения девиантного поведения ряд американских психологов (С. Беккер, У. Томас и др.) склонны относить стигматизацию, социальное клей­мение, когда «клеймо» налагается официальными контрольными органами.

Другие американские ученые развитие поведенческих отклонений подростков объясняли семейным неблагополучием. [Burket, Myers, 1997], использовавшие методику стандартизованного интервью – K – SADS (Синдром дефицита внимания и гиперактивности). В ходе их исследования у подростков выявлены такие показатели, как депрессия, тревожность, синдром двигательной активности (СДВГ), панические расстройства, постравматический синдром.

Американский психолог П.Фрик посвятил книгу анализу расстройств поведения и антисоциального поведения детей и подростков, чтобы установить классификации этих расстройств и развести социопатии, т.е. симптоматику асоциального поведения, и психопатии как поведенческие нарушения, связанные с искажениями личностного развития, и в первую очередь с нарушениями в эмоциональной сфере [Frick, 1999].

Его методика включает 20 пунктов, позволяющих использовать общий показатель, называемый баллом «психопатии». Данный симптом выступает в качестве суммирующего искажения личностного развития (прежде всего эмоциональной сферы) и регуляции поведения.

По данным П.Фрика уровень тревожности всегда будет ниже у тех выборок детей, для которых установлены так называемые бездушно-эмоциональные черты, ассоциируемые также с названием психопатических черт поведения. Дети с такими чертами менее подвержены стрессу в связи со своим поведением. В результате они менее мотивированы на изменение своего поведения при внешней его коррекции, а также гораздо хуже поддаются лечению и психотерапии.

По данным зарубежных авторов около 23-33 % детей с диагнозом расстройства поведения в 1990-е гг. имели симптомы тревожных расстройств, в то время как направляемые в клинику на лечение уже в 65-75 % случаях демонстрировали такие расстройства. Причем у школьников наличие последних проявлялось в менее тяжелых и менее хронических формах поведенческих расстройств.

Наблюдаемая у подростков «негативная аффективность» понимается как эмоциональный дистресс, представляющий обычно результат значимых и повторяющихся нарушений адаптации, которые испытывают подростки с отклоняющимся поведением. Это реакция на конфликты со сверстниками и учителями, полицией. При таком понимании тяжесть поведенческих расстройств увеличивает уровень эмоционального неблагополучия подростка, а не наоборот.

Коррелятами «расстройств поведения» Р.П.Фрик называет факторы, которые связаны с поведенческими проблемами или которые дифференцируют детей и подростков с расстройствами поведения от других детей.

Английские психологи Хевитт и Дженкинс (Hewitt L.E. and Jenkins R.J. Fundamental Patterns of Maladjustment: The Dynamics of Their Origin, State of Illinois, Springfield. 1946), рассматривая понятие девиантности, выделяют две большие категории трудных детей:

а) дети с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения, для которых характерны эмоциональные расстройства, и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей и родственников, к которым они принадлежат;

б) дети с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности.

Уточняя данную классификацию, можно сказать, что категорию трудных детей составляют две группы: дети, усвоившие антоибщественные нормы поведения, и дети, не усвоившие никакой системы норм поведения. Каждая их выделенных групп требует, по мнению авторов, специального подхода.

М.Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в учреждениях интернатного типа и т.д. Дети усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей.

Раттер М. расстройства поведения делит на 2 группы, различая социализированные формы антиобщественного поведения и несоциализированное агрессивное поведение. Первыми такое деление выдвинули Хевитт и Дженкинс в своих работах. Дети с социализированными формами антиобщественного поведения часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные средства воспитательных действий и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения. Очень часто у таких детей нет отцов, поэтому у мальчиков отсутствует адекватный образец мужского поведения для идентификации, им не хватает обеспечиваемого отцом опыта мужских форм взаимоотношений. Эти дети часто прогуливают школу, воруют совместно с другими детьми.

Несоциализированная агрессивная деятельность характерна для ребенка, имеющего психические нарушения, которые проявляются в эмоциональных расстройствах и плохих межличностных отношениях.

Трудности поведения такого ребенка, пишет Раттер - возникают в результате стрессов и разногласий в семье.

Как показывает анализ отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме основными причинами появления девиаций являются:

- дефекты семейного воспитания, приводящие к искажению нравственных качеств личности;

- деформация ценностных ориентаций (несоответствие потребностей возможностям);

- отрицательное влияние ближайшего окружения;

- зависимость подростка от референтной группы;

- различные формы насилия по отношению к ребенку, в том числе в семье;

- эмоциональная неразвитость;

- недостаточная правовая информированность;

- незнание социальных норм;

- развод родителей;

- смерть близкого человека;

- низкая досуговая культура;

- особенности эмоционально-волевой сферы (неумение противостоять негативным влияниям, «держать удар», безволие);

- психическое заболевание и т.д.

 

Рис. 1. Причины появления девиантного поведения

Большинство указанных причин (рис.1) в той или иной мере связаны с факторами неблагополучия родительской семьи. Следует отметить единство мнений зарубежных и отечественных ученых о важности семейного воспитания в коррекции поведения.

Таким образом, рассматривая девиантное поведение, зарубежные и отечественные исследователи определяют его как отклоняющееся от норм поведение, которое возникает при нарушении социально-моральных норм общества, а также в результате отчуждения ребенка в семейном воспитании.

Можно констатировать, что исследования в области детской девиантности являются предметом всестороннего межпредметного анализа, включающего в себя проявление возрастных кризисов, характеристики среды, ме­тоды и подходы воспитания, социально-психологические характеристики де­тей группы социального риска и их ближайшего окружения, а также последствия системного кризиса Российского общества.

Отклонение в поведении является результатом семейных травм, недостатка любви, неадекватных средств воспитания, которые приводят к определению 2-х групп:

- антиобщественное поведение;

- несоциализированное агрессивное поведение.

Девиантные формы поведения, базируясь на ндивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения. Развитие личностных качеств и определенных особенностей поведения индивида обусловлено врожденными предпосылками; социальными условиями особенностями взаимоотношений с родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержанием деятельности); внутренней позицией самого индивида.[23] Исходя из этих положений, генезис отклоняющегося поведенияобусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы, как:индивидный, действующий на уровне психобиологических предпосылок, социальный, определяющийся социально-экономическими условиями существования общества, психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания, социально-психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е.нарушения социализации. В нашем исследовании мы будем придерживаться положения, что девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Девиантное поведение проявляется в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

 

1.2. Психосоциальные особенности развития в подростковом возрасте Зарубежные и отечественные ученые считают возраст 12 лет разграничительной линией между детством и отрочеством. Подростковый возраст является периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления «Я-концепции», стремления к социальному и личностному самоопределению. Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться к подростку как к ребенку.[30] Подростковый возраст является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой. Это возраст становления самостоятельности, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых. Между притязаниями и реальными возможностями есть еще значительные расхождения, и даже противоречия. Подросток, с одной стороны, не может отказаться от своих притязаний и, с другой стороны, не может видеть своих слабостей и ограниченности, которые нередко маскирует внешней независимостью и развязностью в поведении. Это возраст социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я». Рассмотрение проблемы отклоняющегося поведения подростка через призму концепции психического развития ребенка, разработанной Д.Б.Элькониным, позволяет выявить три ключевые ситуации, характеризующиеся качественным отставанием индивида в освоении социального опыта действий и отношений: либо зацикливание «на игре ради игры», «учебе ради учебы», либо существенный дисбаланс в соотношении интимно-личностного общения и учебно-профессиональной деятельности в рамках многоплановой деятельности, реализация которой в социально одобряемых формах соответствует ожиданиям социума, предъявляемым стоящему на пороге зрелости индивиду.[31] Индивидуализация подростка может проявляться в форме самоутверждения, которое имеет положительное влияние на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности. В то же время, согласно мнению Д.И.Фельдштейна, самоутверждение подростков может иметь и социально-полярные основания – от подвига до правонарушения. Филонов Л. Б. считает источником девиантного поведения подростка «поиск пределов допустимого».[32] Это может оказывать негативное воздействие на самосознание, порождать честолюбие, неадекватность самооценки, провоцируя конфликты в отношениях с окружающими. Овчинский В. С. обратил внимание на то, что несовершеннолетние правонарушители характеризуются искаженной, сильно и преждевременно развитой потребностью в свободе и самостоятельности Следует заметить, что стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенног, рассматриваемые взрослыми как отклоняющееся поведение, с точки зрения самого подростка могут считаться «нормальными ситуациями», отражая поисковую активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального опыта Таким образом, нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового кризиса - кризиса идентичности. Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении подросткаоказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе. М.Ю.Кондратьев отмечает, что низкий статус школьника в классе, невозможность индивидуализироваться, а затем интегрироваться в классе, неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведут к тому, что подросток начинает активный поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи. У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которыескладываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков,алкоголизация. Членство в подростковых группах, «кодекс чести» которых опирается на доминирование групповых норм над общечеловеческими, становится залогом девиантного поведения подростка. Механизм его таков: формы предпреступного поведения закрепляются в поведенческие стереотипы,формируется асоциальный стиль поведения, который может перерасти в устойчивый антисоциальный. Принадлежность к девиантной группе дает подростку новые способы самоутверждения, позволяет максимизировать свое «Я» уже не за счет социально-положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально-отрицательных черт и действий. Негативные последствия для личностного становления подростканаблюдаются в рамках замкнутого круга общения, закрытого воспитательного учреждения, т.к. сужение социального поля активности противоречит как общеличностным, так и специфически возрастным потребностям подростка. Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым. Так, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений. Следовательно, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм. Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалиинастоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. Отход от базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и сопровождается правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами. [33] Поскольку подросток, склонный к девиантному поведению, излишнелюбознателен, крайне нестабилен, стремится к риску и существованию внеопределенности, наибольший интерес для него представляют ситуации, связанные с напряжением - конфликты, ситуации риска. Трудно объяснимые поведенческие реакции подростков могут бытьследствием заострений, акцентуаций характера. Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны 90% подростков. [21] Подростку-делинквенту свойственна гипертрофированная потребность в свободе, независимости: ему уже в 12-13 лет невыносима ситуация, когда он должен получать разрешение от других на каждый свой поступок. Особенности деформации ряда существенных для развития личности вподростковом возрасте психологических характеристик, обусловленность отклоняющегося поведения характерологическими особенностями личности, дисгармоничностью развития характера рассматривались также в работах Александрова А. А.; Заики Е.В., Крейдун Н.П., Ячиной А.С., Личко А.Е.; Реана А.А. Зафиксированы следующие параметры развития личности подростков сотклоняющимся поведением: · отношение к будущему является крайне неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; · будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего;· общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются; отсутствует интерес к учебе и познанию. Подростки – делинквенты фактически игнорируются сверстниками, выпадают из круга нормального подросткового общения. Большинство этих подростков живут в семьях с неблагоприятным психологическим климатом. Имеют сочетание не менее трех грубых криминогенных качеств, акцентуации характера, наиболее частые из которых – эпилептоидная, неустойчивая, гипертимная. По данным Реана А.А., во всех случаях имеется не один, а два-три пика дисгармоничности в профиле характера подростка. Подавляющее большинство подростков с отклоняющимся поведением – мальчики, среди которых у 50% выражена склонность к алкоголизации; социальные отношения этих подростков имеют высокую конфликтность. Е.В.Заика, Н.П.Крейдун, А.С.Ячина выделяют личностные особенностиделинквентных подростков, свидетельствующие о деформации их характера криминогенный комплекс личности несовершеннолетнего правонарушителя: наличие конфликтов с окружающими, неприязненное отношение к позиции взрослого; заниженная у 56% подростков потребность в общении, которая выступает средством самоутверждения и компенсации неудовлетворенности своим положением. Таким образом, нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. У подростков нередко долго еще сохраняются почти детские интересы, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податливость случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость. И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других. Список литературы 1. Основы социальной работы: Учебник/Отв. Ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА- М, 1998. 2. Социологический словарь 2-е изд. перераб. и доп.– Мн: Университетская, 1991. 3. Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: С69 Юрид. лит., 1989. 4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс», 2000. 5. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. – М.: Институт практической психологии, 1996. 6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1993. 7. Беличева С. А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журн. 1984. - Т. 5. - № 6. - С. 48 - 54. 8. Криминология. 2-е издание, переработанное и дополненное, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. – 2002. 9. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избран. труды по экономич. теории – М., 2003. 10. Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы» Социально- политический журнал №2, 1995г. 11. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. - 1971. - №4. - С 6-20. 12. Социальная профилактика отклоняющегося поведения 13. Соци

Проблема формирования личности подростка – одна из наименее разработанных в возрастной психологии.

Личностные качества неодинаковы у подростков, живущих в большом городе и в деревне, учащихся в школе и работающих на производстве.

Как влияет физическое развитие на психические процессы и свойства личности? Это сложный вопрос, поскольку прямую связь между физическим и психическим развитием установить трудно. Однако опосредованное воздействие соматотипа (врожденные конституционные особенности организма) и темпа физического созревания на психику и поведение подростка несомненно.

Влияние соматотипа на психику и поведение подростков не обязательно и не однозначно. Одни, осознав свою физическую слабость, смиряются с ней, другие компенсируют физический недостаток в иной, чаще интеллектуальной, сфере, третьи начинают усиленно заниматься спортом и нередко достигают завидных результатов.

Влияние соматотипа и темпа физического развития на психику и поведение у девочек выражено не так резко, как у мальчиков.

В старшем подростковом возрасте темпы социального развития заметно возрастают. На это время приходятся такие важные для самоутверждения события, как получение паспорта, призыв в армию, выбор профессии. Начало трудовой деятельности, которые во многом определяют поведение и психику подростка (Табл. № 2).

 

Таблица № 2. Влияние физиологических изменений в организме подростков на их психологические особенности и поведение.

 

Физиологические изменения, происходящие в головном мозге. Как они проявляются в поведении подростка.
Сокращается период активности доминирующего центра коры. Неустойчивое, непродолжительное влияние.
Ухудшается способность к дифференцировке. Ухудшается понимание излагаемого материала и усвоение информации.
Увеличивается латентный период рефлекторных реакций. Замедляется реакция. Подросток не сразу отвечает на вопрос, не сразу начинает выполнять задание.
Подкорковые процессы выходят из – под контроля коры. Он плохо владеет своими эмоциями. Не может контролировать проявление как положительных, так и отрицательных эмоций.
Ослабляется деятельность второй сигнальной системы Речь может быть замедленной, краткой, стереотипной. У подростка плохое понимание аудиальной/словесной информации

 

 

Психологические особенности подростков Как они проявляются в поведении подростка
1. Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей. Подростки становятся обидчивы. Для них лучше ничего не сказать, чем сказать и ошибиться. Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление.
2. Реакция эмансипации – стремление высвободиться из – под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность. В группе проявляется как сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего.
3. Потребность в доверительном общении. Хотят, чтобы их мнение уважали. Хотят быть услышанными. Тяжело переживают, когда их перебивают, не дослушав.
4. Потребность в общении и дружбе, страх быть отвергнутым. Часто избегают общения из страха «не понравиться». Поэтому многие не могут сформировать глубокие межличностные отношения.
5. Стремление быть принятым в своей социальной роли и статусе; потребность быть идентифицированным со сверстниками, обладающими значимыми качествами. Может быть ярко выражено стремление к эпатажности, приукрашиванию своих «подвигов», как социально – приемлемых, так и наоборот. Могут не выражать свое мнение, если оно расходится с мнением группы. Болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.
6. Склонность к риску, острым ощущениям. Не умеют адекватно оценивать свои силы. Не думают о своей безопасности.
7. Подверженность влиянию со стороны сверстников. Боязнь твердо выразить свое мнение и оказаться «белой вороной». Могут не иметь своего мнения и не обладать навыками самостоятельного принятия решений.
8. Низкая устойчивость к стрессам Могут действовать нео<

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.